Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дворцово-парковый ансамбль Павловска 2 пол. 18 века



Павловский дворец-Камерон,80-е 18 в. Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде. В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.

Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Вместе с Павловским дворцом составляет единый художественный дворцово-парковый ансамбль. Прилегающие к будущему дворцу участки Камерон решил сделать в стиле близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции - Придворцовый район, Большая звезда, Долина реки Славянки, Зверинец и Белая береза. Большая широкая просека, которая оформляется в Тройную липовую аллею, становится образующей Придворцового района, примыкающего ко дворцу. В 1790-е гг. В. Бренна превращает Павловск в императорскую резиденцию и, наряду с расширением дворца, он уделяет большое внимание парку, который также раздвигает свои границы. Около дворца он создает Большие круги, которые органично вписались между Тройной липовой аллеей и Долиной р. Славянки. Вдоль правого берега Славянки он создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой, более известна

как Двенадцать дорожек. Здесь же находилась и первая постройка допавловского периода – охотничий домик Крик (не сохранился), а также Памятник родителям, построенный еще Камероном. Чуть вдали от высокого берега реки. Несмотря на то, что Старая Сильвия расположена на возвышенном плато и имеет несколько замкнутую планировку, что подчеркивается еще и несколькими въездными воротцами, радиальные дороги соединяют ее с окружающим парком.

Так одна из дорог ведет к Амфитеатру, построенному на высоком холме над Славянкой. Каменный Амфитеатр с разбитым напротив него Зеленым амфитеатром и открывающимся с его площадки видом на Пиль-башню (В. Бренна, 1795 г.) стали еще одной картиной в пейзажном районе Долины р. Славянки. Новая Сильвия при правильной планировке еще более сохраняет эффект природного леса, так как площадки-залы и соединяющие их коридоры созданы в гуще лесного массива. Сюда в Новую Сильвию была перенесена Колонна Конец света, а над оврагом поставлен Мавзолей супругу благодетелю. Новая Сильвия примыкает к Долине р. Славянки и плавно переходит в Белую березу.

 

Билет 101. Творчество петербургских архитекторов середины 18 века (Чевакинский С. И., Расторгуев М. Д., Трезини П. А.)

Одновременно с Ф. Б. Растрелли, но только в другом ведомстве — Адмиралтейств-коллегии с 1745 г. работал архитектором С. И. Чевакинский.

Чевакинский Савва Иванович (1713—1770-е гг.). Он был родом из мелкопоместных дворян Новоторжокского уезда Тверской губернии. Учился в архитектурной команде при Адмиралтейств-коллегии у И. К. Коробова. После отъезда последнего в 1741 г. в Москву С. И. Чевакинский стал главным архитектором Адмиралтейства и по поручению Морского ведомства выполнял многие работы как в столице, так и в Кронштадте. Наиболее замечательной из них была постройка на плацу Морского полкового двора по собственному проекту громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753—1762 гг.) в Петербурге. Пятью позолоченными свободно расставленными главами и отдельно стоящей многоярусной стройной колокольней (1756—1758 гг.), увенчанной шпилем, храмовый ансамбль и ныне, даже при повысившейся окружающей застройке, определяет силуэтный характер прилегающей части города. Пристенные на высоких пьедесталах колонны большого коринфского ордера в своеобразной авторской аранжировке (ритм декоративных кронштейнов во фризе и др.) придают фасадам сильную пластичность, подчеркнутую раскреповками и разрывами антаблемента, в уровне которого вкомпонованы овальные, богато обрамленные окна. Оригинально сопряжены в единой композиции три яруса разных по формам окон верхней церкви, которые объединены искусным орнаментальным обрамлением.

Отличительной особенностью Никольского собора является восьмигранная форма всех подкупольных световых барабанов, завершенных восьмигранными же «куполами» (сомкнутыми сводами). Меньшие подкупольные барабаны на углах здания компонуются в единую систему с угловыми ризалитами посредством декоративных волютообразных контрфорсов.

Низкое пространство «зимней» церкви на первом этаже стеснено большим количеством пилонов, несущих своды, а верхняя («летняя») церковь с высоко поднятыми сводами наполнена воздухом и светом.

С середины 1740-х годов С. И. Чевакинский выполнял также важные работы в Царском Селе (Пушкине) по Дворцовому ведомству, в частности перестраивал Большой дворец, созданный в первоначальном виде архитектором А. В. Квасовым. Версия о постройке С. И. Чевакинским «Эрмитажа» в Екатерининском парке г. Пушкина ныне отвергнута. Работы в Царском Селе он осуществлял, оставаясь главным архитектором Адмиралтейств-коллегии.

Важное место в деятельности С. И. Чевакинского занимало воспитание и обучение присланных из Москвы в гимназию при Академии наук молодых людей с целью подготовки их к поступлению в недавно учрежденную «Академию трех знатнейших художеств» для обучения зодчеству. Среди приехавших из Москвы юношей был и будущий великий архитектор В. И. Баженов. Этот факт послужил единственным основанием для предположения об участии его в проектировании и строительстве колокольни Никольского собора.

Пьетро Антонио Трезини обучался архитектурному мстерству в Милане. Приехал в Россию в 1726 году. В 1726-1732 годах архитектор работал на частных заказчиков. В 1732 году рядом с Литейным двором он строил Монетный дом, а ещё через три года - Почтовый двор близ Исаакиевской церкви. Эти постройки до нашего времени не сохранились, так же как и ремонтированный Трезини второй Исаакиевский собор, пострадавший от пожара в 1735 году.

Осенью 1742 года Пьетро Антонио Трезини получил заказ на перестройку триумфальных ворот у Аничкова моста, и сооружение новых ворот у Зелёного моста. Эти работы предваряли возвращение из Москвы в Петербург после коронации императрицы Елизаветы Петровны. В том же году Трезини был назначен архитектором Полицмейстерской канцелярии Петербурга, взамен временно уехавшего в Москву Михаила Земцова. На этой должности он стал выполнять те работы, которые прежде делались его знаменитым однофамильцем Доменико Андреа Трезини: планировал новые улицы, проектировал казённые и частные строения. В это время на участке современного дома №54 по Невскому проспекту он построил для себя жилой дом.

В то время он трудился в Александро-Невском монастыре. Если Доменико Трезини построил правое крыло Александро-Невского монастыря с Благовещенской церковью,

 

 

то Пьетро Антонио возвёл левое крыло и Фёдоровскую церковь. Кроме этой обители, архитектор строил также и

подворье Троице-Сергиевского монастыря на берегу Фонтанки, а также

 

 

Троице-Сергиевскую пустынь на дороге в Петергоф. При постройке Преображенского собора Пьетро Антонио Трезини первым вернулся к традиции православного пятиглавия храмов, которе было нарушено Петром I и Доменико Трезини созданием Петропавловского собора с единственным куполом и колокольней. В 1760 году архитектор ещё жил в Петербурге. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Ансамбль Александро-Невского монастыря формировался в течение нескольких десятилетий, в его создании участвовали разные зодчие. В конце 1710-х годов руководство строительными работами от Д. Трезини перешло к приехавшему из Германии Т. Швертфегеру. Он разработал новый проект собора. При строительстве его технические просчеты привели к появлению опасных трещин в стенах и сводах. В 1755 году почти законченное здание пришлось разобрать до основания. В середине XVIII века к сооружению монастыря был привлечен П.-А. Трезини. К 1750 году он закончил в соответствии с первоначальным замыслом возведение южной линии корпусов келий, которую завершила Федоровская церковь, аналогичная по композиции и формам Благовещенской.

В 1755–1756 годах архитектор М. Д. Расторгуев разработал проект монастырской «циркумференции» — корпусов, ограничивающих монастырский двор с севера, запада и юга, замкнув, таким образом, каре монастырского двора. В центре западного каре на одной оси с собором, Расторгуев расположил

Митрополичий (или Архиерейский) дом, подчеркнув таким образом его значение в ансамбле. В 1756— 1764 годах были возведены Митрополичий,

Семинарский, Просфорный корпуса с двумя башнями.

 

 

2. Использование «образцовых проектов» в жилой застройке Петербурга петровской эпохи.

По указанию царя Д. Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 г. «образцовые» проекты жилых домов, предназначавшиеся для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения — для «подлых», побольше — для «знатных». Проект двухэтажного дома для «именитых» принадлежал французскому архитектору на русской службе Ж.-Б. Леблону (1679—1719 гг.).

«Образцовый» проект дома для «именитых» напоминает хорошо сохранившийся Летний дворец Петра I, выстроенный Д. Трезини в 1710— 1714 гг. на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад с небольшой гаванью («гаванцем») перед южным — главным — фасадом дворца и фонтанами (найдены археологические остатки).

При всей простоте «образцовых» проектов жилых домов все они отличаются регулярным характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний, и с фигурными воротами сбоку. Типичным приемом в архитектуре зданий петровского Петербурга являлось «закрепление» углов декоративной рустовкой и окраска оштукатуренных фасадов в два цвета. Некоторое время петербургские здания покрывались высокими черепичными крышами с переломами. Однако от таких крыш позднее пришлось отказаться вследствие их эксплуатационных неудобств.

В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы.

В связи с освоением пригородных мест вдоль берегов Фонтанки Д. Трезини в 1722 г. разработал серию «образцовых» проектов для загородных усадеб и домов. Они отвечали требованиям, согласно которым дома располагались фасадами к реке, перед ними устраивались набережные, а позади разбивались регулярные сады с бассейнами и павильонами.

 

Билет 11- 1. Усадьбы и дворцово-парковые ансамбли петровской эпохи в окрестностях Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум)

Наряду с жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями. В сочетании с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах — живописное убранство. Создаются загородные или пригородные резиденции с садами регулярного стиля, разработанного французским архитектором А. Ленотром (1613—1700 гг.) и воплощенного им в Версальском и других дворцовых парках Франции.

В 1710 г. был издан указ Петра I, обязывавший вести застройку южного берега Финского залива. Среди первых загородных дворцовых ансамблей, создание которых началось в соответствии с этим указом, была усадьба А. Д. Меншикова в Ораниенбауме (г. Ломоносов), а также дворцово-парковые ансамбли в Петергофе (г. Петродворец) и Стрельне; первоначально здесь возникли мызы с заезжими домами, в которых Петр I часто останавливался по пути на о. Котлин, где строился Кроншлот. После указа 1710 г. мызы стали превращаться в репрезентативные царские резиденции с дворцами, регулярными парками и фонтанами по примеру загородных королевских усадеб во Франции (Версаля, Марли ле руа и др.).

В 1714 г. развернулось строительство Петергофа. На кромке крутого подъема берега Финского залива к 1725 г. возвели двухэтажный Нагорный дворец (архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти). Первоначальный вид дворца с пристенным портиком большого коринфского ордера на среднем ризалите известен лишь по гравированному изображению, так как дворец с гротом у подножия, каскадом на склоне террасы и тупиковым каналом, идущим от залива, в дальнейшем подвергался перестройкам и был расширен в середине XVIII в. выдающимся архитектором Ф. Б. Растрелли.

В тот же период (1714—1723 гг.) у самого залива архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти выстроили небольшой дворец, состоящий из нескольких маленьких уютных помещений для Петра I и большого — во всю ширину здания — парадного зала. Одноэтажный кирпичный дворец, названный «Монплезир», раскрыт большими окнами к морю и саду, длинными светлыми коридорами он соединен с квадратными входными павильонами — люстгаузами. Трехчастная композиция Монплезира — это своеобразный «триптих»: восточный люстгауз — основной объем дворца — западный люстгауз — первый пример трехчастной объемно-пространственной композиции, упрочившейся в русской архитектуре XVIII — начала XIX в. В коридорах была размещена одна из первых картинных галерей в России, составленная из произведений, подобранных самим Петром I. Перед южным фасадом Монплезира во всю его ширину разбит небольшой «голландский» сад с цветниками и фонтанами (архитектор Н. Микетти) . В Верхнем саду и Нижнем парке Петергофского ансамбля архитекторы Н. Микетти, И. Ф. Браунштейн. М. Г. Земцов, фонтанный мастер П. Саулем и инженер-механик (специалист по гидравлике) В. Туволков создали мно жество фонтанов, каскадов. Идея трех лучевых композиций планировки Нижнего парка принадлежала Петру I, уделявшему особое внимание созданию пригородной резиденции, которая должна была соответствовать престижу главы огромной империи.

В Нижнем парке у моря на искусственном островке И. Ф. Браунштейн выстроил павильон для уединения — «Эрмитаж» (1721—1725 гг.) — по примеру подобных сооружений в западно-европейских парках. В петергофском Эрмитаже архитектор очень искусно использовал большой ордер.

Он же возвел небольшой двухэтажный дворец «Марли» (рис. 6.15) предельно простой архитектуры, но весьма изящных пропорций (1720—1723 гг.); возобновлен в конце XIX в. и реставрирован в 1980-х годах. Дворец является главным сооружением пространственной парковой композиции с оригинальной системой прудов.

Другая загородная резиденция Петра I, создававшаяся почти одновременно и чуть ближе к городу, на Стрелинской мызе (Стрельна), является результатом творчества архитектора Н. Микетти. Архитектурная доминанта комплекса —Большой репрезентативный Константиновский дворецс парадными богато декорированными фасадами строился в 1720—1726 гг. Работы, начатые Н. Микетти,— проекты дворца и парка с системой каналов — завершали архитекторы М. Г. Земцов и П. М. Еропкин.

В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя.

Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является Большой (Меншиковский) дворец, возведённый по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710—1727 гг. Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на две неравные части — это Нижний сад, имеющий регулярную планировку, и пейзажный Верхний парк.

Верхний парк делится опять же на две части — это Петровский парк, на территории которого находилась потешная крепость Петерштадт, и

Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца. Меншиковский дворец — памятник петровского барокко. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась — в течение XVIII—XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.

11-2. Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны(царств.1741-61)

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Императрица Анна Иоановна в 1731 поручила архитектору Растрелли перестройку и расширение дворца.

При Елизавете Петровне, с 1741 г., продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. Представив на рассмотрение императрицы разные проекты изменений, Растрелли принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года.

На время работ был построен деревянный зимний дворец (четвертый), который впоследствии был разобран.

После утверждения проекта Растрелли не вносил в него существенных изменений, но вносил коррективы во внутренние взаимосвязи помещений. Главные залы он расположил во втором этаже угловых ризалитов. С северо-востока была спроектирована Парадная лестница, с северо-запада - Тронный зал, с юго-востока - церковь, с юго-запада - театр. Их связали Невская, западная и южная анфилады комнат. Первый этаж архитектор отвёл под служебные помещения, третий - для фрейлин и другой прислуги. Апартаменты главы государства были обустроены в юго-восточном углу Зимнего дворца, он лучше всех освещается солнцем. Залы Невской анфилады предназначались для приёма послов и торжественных церемоний.

Основные строительные работы были завершены весной 1761 года. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы. Но император спешил. Он въехал в Зимний дворец в Великую субботу (день перед Пасхой) 6 апреля 1762 года. На торжественной церемонии освящения здания архитектору Франческо Бартоломео Растрелли был вручён голштинский орден, он получил чин генерал-майора. Процесс декорирования здания продолжался ещё до 1767 года.

По задумке Растрелли главные залы Зимнего дворца располагались в его угловых объёмах, а также в северной (Невской) и восточной анфиладах. Северо-восточный ризалит был отдан под парадную Посольскую (позже переименованную в Иорданускую) лестницу, от которой на запад вдоль Невы вела анфилада из пяти примерно равных по размерам Аванзалов. Пройдя по ним можно было попасть в Тронный зал, который использовал практически весь объём северо-западного ризалита. Юго-западный объём здания занял Дворцовый театр, а юго-восточный - Придворная церковь. Южную и западную анфилады распределили под жилые комнаты императорской семьи.

Здание включило в себя около 1500 комнат. Периметр его фасадов составил около двух километров. Зимний дворец стал самым высоким зданием в Петербурге. С 1844 по 1905 годы в городе действовал указ Николая I, ограничивающий высоту частных домов на одну сажень ниже карниза Зимнего дворца. Карниз Зимнего дворца украсили 176 статуй и ваз. Они вырезались из пудостского известняка по рисункам Растрелли немецким скульптором Боумхеном. Позже их побелили.

Со стороны Дворцовой набережной в здание ведёт Иорданский подъезд, названный так по царскому обычаю выходить из него в праздник Крещения к прорубленной напротив, в Неве, проруби - "иордани". С южного фасада во дворец ведут три входа. Тот, что ближе к Адмиралтейству - Её Императорского Величества. Отсюда был кротчайший путь к покоям императриц, а также к апартаментам Павла I. Поэтому некоторое время его называли Павловским, а до того - Театральным, так как он вёл к устроенному Екатериной II домашнему театру. Ближе к Миллионной улице находится Комендантский подъезд, где размещались службы коменданта дворца. Проезд во двор Растрелли не планировал закрывать воротами. Он оставался свободным.

Летом 1762 года Петра III убили, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Иван Иванович Бецкой. Для Екатерины II внутренние покои дворца переделывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Он выламывал некоторые стены, ставил вместо них новые. Об этом зодчий говорил: "Я выбрасываю стены в окна". В то же время над подъездами Её Императорского Величества и Комендатским были созданы эркеры, которых не было в проекте Растрелли.

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление незабываемой торжественности и великолепия.

 



Просмотров 2053

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!