![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Дворцово-парковый ансамбль Павловска 2 пол. 18 века
Павловский дворец-Камерон,80-е 18 в. Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде. В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания. Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Вместе с Павловским дворцом составляет единый художественный дворцово-парковый ансамбль. Прилегающие к будущему дворцу участки Камерон решил сделать в стиле близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции - Придворцовый район, Большая звезда, Долина реки Славянки, Зверинец и Белая береза. Большая широкая просека, которая оформляется в Тройную липовую аллею, становится образующей Придворцового района, примыкающего ко дворцу. В 1790-е гг. В. Бренна превращает Павловск в императорскую резиденцию и, наряду с расширением дворца, он уделяет большое внимание парку, который также раздвигает свои границы. Около дворца он создает Большие круги, которые органично вписались между Тройной липовой аллеей и Долиной р. Славянки. Вдоль правого берега Славянки он создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой, более известна
Билет 101. Творчество петербургских архитекторов середины 18 века (Чевакинский С. И., Расторгуев М. Д., Трезини П. А.) Одновременно с Ф. Б. Растрелли, но только в другом ведомстве — Адмиралтейств-коллегии с 1745 г. работал архитектором С. И. Чевакинский. Чевакинский Савва Иванович (1713—1770-е гг.). Он был родом из мелкопоместных дворян Новоторжокского уезда Тверской губернии. Учился в архитектурной команде при Адмиралтейств-коллегии у И. К. Коробова. После отъезда последнего в 1741 г. в Москву С. И. Чевакинский стал главным архитектором Адмиралтейства и по поручению Морского ведомства выполнял многие работы как в столице, так и в Кронштадте. Наиболее замечательной из них была постройка на плацу Морского полкового двора по собственному проекту громадного двухэтажного Отличительной особенностью Никольского собора является восьмигранная форма всех подкупольных световых барабанов, завершенных восьмигранными же «куполами» (сомкнутыми сводами). Меньшие подкупольные барабаны на углах здания компонуются в единую систему с угловыми ризалитами посредством декоративных волютообразных контрфорсов. Низкое пространство «зимней» церкви на первом этаже стеснено большим количеством пилонов, несущих своды, а верхняя («летняя») церковь с высоко поднятыми сводами наполнена воздухом и светом. С середины 1740-х годов С. И. Чевакинский выполнял также важные работы в Царском Селе (Пушкине) по Дворцовому ведомству, в частности перестраивал Большой дворец, созданный в первоначальном виде архитектором А. В. Квасовым. Версия о постройке С. И. Чевакинским «Эрмитажа» в Екатерининском парке г. Пушкина ныне отвергнута. Работы в Царском Селе он осуществлял, оставаясь главным архитектором Адмиралтейств-коллегии. Важное место в деятельности С. И. Чевакинского занимало воспитание и обучение присланных из Москвы в гимназию при Академии наук молодых людей с целью подготовки их к поступлению в недавно учрежденную «Академию трех знатнейших художеств» для обучения зодчеству. Среди приехавших из Москвы юношей был и будущий великий архитектор В. И. Баженов. Этот факт послужил единственным основанием для предположения об участии его в проектировании и строительстве колокольни Никольского собора. Пьетро Антонио Трезини обучался архитектурному мстерству в Милане. Приехал в Россию в 1726 году. В 1726-1732 годах архитектор работал на частных заказчиков. В 1732 году рядом с Литейным двором он строил Монетный дом, а ещё через три года - Почтовый двор близ Исаакиевской церкви. Эти постройки до нашего времени не сохранились, так же как и ремонтированный Трезини второй Исаакиевский собор, пострадавший от пожара в 1735 году. Осенью 1742 года Пьетро Антонио Трезини получил заказ на перестройку триумфальных ворот у Аничкова моста, и сооружение новых ворот у Зелёного моста. Эти работы предваряли возвращение из Москвы в Петербург после коронации императрицы Елизаветы Петровны. В том же году Трезини был назначен архитектором Полицмейстерской канцелярии Петербурга, взамен временно уехавшего в Москву Михаила Земцова. На этой должности он стал выполнять те работы, которые прежде делались его знаменитым однофамильцем Доменико Андреа Трезини: планировал новые улицы, проектировал казённые и частные строения. В это время на участке современного дома №54 по Невскому проспекту он построил для себя жилой дом. В то время он трудился в Александро-Невском монастыре. Если
то Пьетро Антонио возвёл левое крыло и подворье Троице-Сергиевского монастыря на берегу Фонтанки, а также
Ансамбль Александро-Невского монастыря формировался в течение нескольких десятилетий, в его создании участвовали разные зодчие. В конце 1710-х годов руководство строительными работами от Д. Трезини перешло к приехавшему из Германии Т. Швертфегеру. Он разработал новый проект собора. При строительстве его технические просчеты привели к появлению опасных трещин в стенах и сводах. В 1755 году почти законченное здание пришлось разобрать до основания. В середине XVIII века к сооружению монастыря был привлечен П.-А. Трезини. К 1750 году он закончил в соответствии с первоначальным замыслом возведение южной линии корпусов келий, которую завершила Федоровская церковь, аналогичная по композиции и формам Благовещенской. В 1755–1756 годах архитектор М. Д. Расторгуев разработал проект монастырской «циркумференции» — корпусов, ограничивающих монастырский двор с севера, запада и юга, замкнув, таким образом, каре монастырского двора. В центре западного каре на одной оси с собором, Расторгуев расположил
2. Использование «образцовых проектов» в жилой застройке Петербурга петровской эпохи. По указанию царя Д. Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 г. «образцовые» проекты жилых домов, предназначавшиеся для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения — для «подлых», побольше — для «знатных». Проект двухэтажного дома для «именитых» принадлежал французскому архитектору на русской службе Ж.-Б. Леблону (1679—1719 гг.). «Образцовый» проект дома для «именитых» напоминает хорошо сохранившийся Летний дворец Петра I, выстроенный Д. Трезини в 1710— 1714 гг. на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад с небольшой гаванью («гаванцем») перед южным — главным — фасадом дворца и фонтанами (найдены археологические остатки). При всей простоте «образцовых» проектов жилых домов все они отличаются регулярным характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний, и с фигурными воротами сбоку. Типичным приемом в архитектуре зданий петровского Петербурга являлось «закрепление» углов декоративной рустовкой и окраска оштукатуренных фасадов в два цвета. Некоторое время петербургские здания покрывались высокими черепичными крышами с переломами. Однако от таких крыш позднее пришлось отказаться вследствие их эксплуатационных неудобств. В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. В связи с освоением пригородных мест вдоль берегов Фонтанки Д. Трезини в 1722 г. разработал серию «образцовых» проектов для загородных усадеб и домов. Они отвечали требованиям, согласно которым дома располагались фасадами к реке, перед ними устраивались набережные, а позади разбивались регулярные сады с бассейнами и павильонами.
Билет 11- 1. Усадьбы и дворцово-парковые ансамбли петровской эпохи в окрестностях Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум) Наряду с жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями. В сочетании с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах — живописное убранство. Создаются загородные или пригородные резиденции с садами регулярного стиля, разработанного французским архитектором А. Ленотром (1613—1700 гг.) и воплощенного им в Версальском и других дворцовых парках Франции. В 1710 г. был издан указ Петра I, обязывавший вести застройку южного берега Финского залива. Среди первых загородных дворцовых ансамблей, создание которых началось в соответствии с этим указом, В 1714 г. развернулось строительство Петергофа. На кромке крутого подъема берега Финского залива к 1725 г. возвели двухэтажный Нагорный дворец (архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти). Первоначальный вид дворца с пристенным портиком большого коринфского ордера на среднем ризалите известен лишь по гравированному изображению, так как дворец с гротом у подножия, каскадом на склоне террасы и тупиковым каналом, идущим от залива, в дальнейшем подвергался перестройкам и был расширен в середине XVIII в. выдающимся архитектором Ф. Б. Растрелли. В тот же период (1714—1723 гг.) у самого залива архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти выстроили небольшой дворец, состоящий из нескольких маленьких уютных помещений для Петра I и большого — во всю ширину здания — парадного зала. Одноэтажный В Нижнем парке у моря на искусственном островке И. Ф. Браунштейн
Другая загородная резиденция Петра I, создававшаяся почти одновременно и чуть ближе к городу, на Стрелинской мызе (Стрельна), является результатом творчества архитектора Н. Микетти. Архитектурная доминанта комплекса —Большой репрезентативный Константиновский В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя. Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является
Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца. Меншиковский дворец — памятник петровского барокко. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась — в течение XVIII—XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось. 11-2. Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны(царств.1741-61) Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался. Императрица Анна Иоановна в 1731 поручила архитектору Растрелли перестройку и расширение дворца. При Елизавете Петровне, с 1741 г., продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. Представив на рассмотрение императрицы разные проекты изменений, Растрелли принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года. На время работ был построен деревянный зимний дворец (четвертый), который впоследствии был разобран. После утверждения проекта Растрелли не вносил в него существенных изменений, но вносил коррективы во внутренние взаимосвязи помещений. Главные залы он расположил во втором этаже угловых ризалитов. С северо-востока была спроектирована Парадная лестница, с северо-запада - Тронный зал, с юго-востока - церковь, с юго-запада - театр. Их связали Невская, западная и южная анфилады комнат. Первый этаж архитектор отвёл под служебные помещения, третий - для фрейлин и другой прислуги. Апартаменты главы государства были обустроены в юго-восточном углу Зимнего дворца, он лучше всех освещается солнцем. Залы Невской анфилады предназначались для приёма послов и торжественных церемоний. Основные строительные работы были завершены весной 1761 года. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы. Но император спешил. Он въехал в Зимний дворец в Великую субботу (день перед Пасхой) 6 апреля 1762 года. На торжественной церемонии освящения здания архитектору Франческо Бартоломео Растрелли был вручён голштинский орден, он получил чин генерал-майора. Процесс декорирования здания продолжался ещё до 1767 года. По задумке Растрелли главные залы Зимнего дворца располагались в его угловых объёмах, а также в северной (Невской) и восточной анфиладах. Северо-восточный ризалит был отдан под парадную Посольскую (позже переименованную в Иорданускую) лестницу, от которой на запад вдоль Невы вела анфилада из пяти примерно равных по размерам Аванзалов. Пройдя по ним можно было попасть в Тронный зал, который использовал практически весь объём северо-западного ризалита. Юго-западный объём здания занял Дворцовый театр, а юго-восточный - Придворная церковь. Южную и западную анфилады распределили под жилые комнаты императорской семьи. Здание включило в себя около 1500 комнат. Периметр его фасадов составил около двух километров. Зимний дворец стал самым высоким зданием в Петербурге. С 1844 по 1905 годы в городе действовал указ Николая I, ограничивающий высоту частных домов на одну сажень ниже карниза Зимнего дворца. Карниз Зимнего дворца украсили 176 статуй и ваз. Они вырезались из пудостского известняка по рисункам Растрелли немецким скульптором Боумхеном. Позже их побелили. Со стороны Дворцовой набережной в здание ведёт Иорданский подъезд, названный так по царскому обычаю выходить из него в праздник Крещения к прорубленной напротив, в Неве, проруби - "иордани". С южного фасада во дворец ведут три входа. Тот, что ближе к Адмиралтейству - Её Императорского Величества. Отсюда был кротчайший путь к покоям императриц, а также к апартаментам Павла I. Поэтому некоторое время его называли Павловским, а до того - Театральным, так как он вёл к устроенному Екатериной II домашнему театру. Ближе к Миллионной улице находится Комендантский подъезд, где размещались службы коменданта дворца. Проезд во двор Растрелли не планировал закрывать воротами. Он оставался свободным. Летом 1762 года Петра III убили, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Иван Иванович Бецкой. Для Екатерины II внутренние покои дворца переделывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Он выламывал некоторые стены, ставил вместо них новые. Об этом зодчий говорил: "Я выбрасываю стены в окна". В то же время над подъездами Её Императорского Величества и Комендатским были созданы эркеры, которых не было в проекте Растрелли. Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление незабываемой торжественности и великолепия.
![]() |