Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ансамбль усадьбы Царицыно в окрестностях Москвы



В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины — составить проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов, похожих на ходынские «увеселительные строения».

Усадьба, состоявшая из ряда павильонов, широко раскинулась среди зелени обширного парка. Если классические сооружения располагались по геометрически правильным осям и в полной симметрии друг с другом, то древнерусские усадьбы и боярские дворы в городе производили не меньшее впечатление совершенно иным расположением построек. Древнерусский зодчий ценил живописную асимметрию различных зданий, образовывавших не менее цельную единую композицию. Это качество и решил Баженов осуществить в своем новом проекте. Эти принципы живописной композиции, введенные в русскую архитектуру Баженовым, в XVIII веке нашли себе быстрое признание и распространение. Различные по форме и убранству павильоны стали наполнять сады и парки многих русских усадеб.

Царицыно было существенным продолжением предыдущих частных построек Баженова, выполненных им в том же духе. Кремлевские зубцы и башни, остроконечные пирамиды и оригинальные декоративные мотивы — все это еще раз послужило для убранства павильонов Царицына. Белокаменные висячие гирьки-шишки в арках окон и ворот, тонкие декоративные колонны и другие детали древнерусского зодчества вновь нашли здесь себе широкое применение.

Особенно богаты этими мотивами «фигурный мост»,

 

 

мост через овраг,

 

 

«фигурные ворота». Так, розетки с остроконечными «лучами» на мосту через овраг навеяны деталями церкви XVI века в селе Острове, расположенном в семи верстах от Царицына. К новым формам, выдуманным Баженовым, относится завершение маленького павильона, предназначавшегося для интимного пребывания Екатерины. Из резного белого камня на красном фоне Баженов создал белокаменный вензель императрицы, обрамленный лучами. Тут заседал военный совет, решавший важнейшие вопросы войны с Турцией. Так называемый «оперный дом» — дворец для официальных приемов — Баженов украсил контурным белокаменным государственным гербом. В арке «фигурных ворот» он повесил замечательную ажурную белокаменную резьбу, державшуюся на невидных снаружи железных связях. Присматриваясь к зданиям, созданным Баженовым в Царицыне, видишь, что архитектор нигде не дает торжественно-величественных и монументальных форм. Наоборот, всюду видно желание при общем жизнерадостном характере новой национальной архитектуры сделать ее формы близкими человеку, соответствующими ему всем своим видом, строем, масштабом. Баженов не увлекается здесь массивностью средневековых крепостных форм.

Так проходит десять лет. И вот вновь в Москву приезжает Екатерина. Она пожелала увидеть то, что было сделано в Царицыне. Но за десять лет многое изменилось. Екатерина успела позабыть свое увлечение своеобразными творениями великого зодчего. Помимо этого у нее испортились отношения с наследником Павлом. Баженов запроектировал для него отдельный дворец — парный с дворцом Екатерины. Приехав в Царицыно и увидев недостроенные здания, в том числе и парные дворцы, Екатерина сочла это за вызов со стороны Баженова.

Разгневанная императрица велела сломать парные дворцы и поручила достройку Царицына Казакову.

За десять лет архитектурные вкусы Екатерины существенно изменились. Ее любимым архитектором был теперь недавно приехавший в Россию строгий классик Кваренги. Первоначальная идея почти игрового, павильонного городка в Царицыне успела, по-видимому, забыться.

Постройки, возведенные Баженовым, были разобраны, хотя Казаков постарался сохранить многое из первоначального замысла. В результате был создан компромиссный вариант эклектики классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее «готическим» декоративным убранством. Именно поэтому, Царицынский дворец является единственным в Европе дворцовым комплексом, построенным в стиле «псевдоготики» или «русской готики». Екатерина так и не увидела готовый дворец, а после ее смерти строительство очень скоро вообще было остановлено.

башня-руина

 



Просмотров 1178

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!