Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Стилевая эволюция петербургского классицизма в 1760-1790х



Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов. Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах - крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру. В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н. А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги).

Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма. Судя по чертежам предварительных вариантов проекта, архитектор в этот период еще в значительной степени тяготел к архитектуре барокко, но в процессе дальнейшего проектирования стремился освободиться от этой зависимости. Прежде всего, это удалось в отношении рациональной, симметричной, классически ясной планировки здания, а также соответствующего ей решения фасадов. Черты барочной архитектуры, характерные для раннего классицизма, сохранились лишь в центральной части главного фасада Академии художеств, выходящего на Неву.

Строгий классицизм. К началу 1780-х русский классицизм, освободившись в полной мере от характерных для его ранней стадии барочных элементов, окончательно утвердил свои позиции в качестве ведущего архитектурного направления. 1780 - 90-е - это период расцвета русской архитектуры, называемый строгим классицизмом. Выдающимся представителем переходного периода от раннего к строгому классицизму был И.Е. Старов. Образцом строгого классицизма в его творчестве является Таврический дворец (1783-89). Этот шедевр на протяжении длительного периода служил безупречным образцом при создании многочисленных дворцов и дворянских усадеб на обширных просторах России. Развивая идеи, заложенные в проектах итальянских вилл А.Палладио, Старов в условиях русской действительности создал невиданный ранее ансамбль, ставший национальным памятником строгого классицизма. Фасады дворца архитектор оставил гладкими, без каких-либо украшений и отказался даже от наличников окон. Центральный корпус он отметил хорошо развитым шестиколонным портиком, соответствующим главному входу. Колонны дорического ордера завершаются антаблементом строгого рисунка и четко очерченным фронтоном. Монументальный портик рельефно выступает на фоне гладких стен. Портиками отмечены и обращенные в сторону парадного двора фасады боковых корпусов. В соответствии с их подчиненной ролью они более скромные, с колоннами тосканского ордера и без завершающих фронтонов.

С лаконично решенными фасадами дворца, отвечающими архитектуре строгого классицизма, контрастировало убранство парадных залов центрального корпуса. Однако при всем своем богатстве внутренняя отделка вполне соответствовала требованиям данного стиля. В ней сохранялась ведущая роль ордерных композиций и декоративных элементов, навеянных античностью и эпохой Возрождения.

Своеобразным манифестом строгого классицизма явилось здание Академии наук, сооруженное Кваренги в 1783 - 89. В нем с предельной ясностью выкристаллизовались характерные грани стиля. Двухэтажное сооружение на высоких подвалах заняло отведенное для него место на Стрелке Васильевского острова рядом с Кунсткамерой. Несмотря на его протяженный вдоль по течению Невы главный фасад, здание Академии наук решено компактным, хорошо читаемым даже на значительных расстояниях объемом. Каждый этаж четко отделен от другого горизонтальными карнизными тягами несложного профиля. Гладкие оштукатуренные стены без каких-либо украшений прорезаны прямоугольными, лишенными наличников окнами. И на таком нейтральном фоне рельефно выступает восьмиколонный портик, увенчанный лаконично очерченным фронтоном. Чтобы избежать монотонности главного фасада, архитектор, кроме центрального портика, предусмотрел боковые выступы-ризалиты. На примере здания Академии наук Кваренги показал, как скупыми, чисто архитектурными средствами, не прибегая к декору, можно добиться большой художественной выразительности.



Просмотров 1364

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!