![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Василий Иванович Баженов 1737-1799
Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль. Первое светское зд. Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъема. Баженов перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. Архитектурный комплекс включает в себя гл. трехэтажный корпус, флигели, парадный подъездной двор, сад и разнообр. служебные постройки. Флигелей увенчаны их фронтонами, боковые линии скатов которых ведут глаз к венчающей центральный корпус беседке-бельведеру, некогда украшенной статуей. Этот прием объединил все части здания в целостную композицию. Этой же цели служат одинаковые арочные завершения окон нижнего этажа как дома, так и его галереи и флигелей. Помимо этого, зодчий прибегнул еще к одному редко встречаемому приему. Он рассчитал выдвинутый вперед цоколь под портиком главного дома на шесть колонн, но поставил всего лишь четыре, заменив крайние скульптурами Со стороны переулка, где находится въезд на территорию, занятую домом, обращают внимание не только торжественные, украшенные ионическими колоннами ворота, но и расходящиеся от них под углом стены своего рода внутренней ограды, обработанные ложными арками. Именно эти перспективно сокращающиеся арки заставляют невольно проследить их бег в направлении к дворовому фасаду дома. Декоративная разработка фасадов: львиные маски в замках арок, лепные гирлянды, и декоративные вазы по обводу аттика. Прекрасна по рисунку и решетка наружной ограды со стороны Знаменки. 8-1. Архитектура СПб 1730-40-х (Анна Иоанновна) в 1732 г. двор был возвращен в СПб. Придворный арх. Анны Иоанновны в 1730-1732 гг-Бартоломмео Карло Растрелли Старший, больше скульптор. В 1732 г. в этой должности его сменил Ф. Б. Растрелли Младший, но расцвет его творчества в царствование Елизаветы Петровны (елизавет. рококо). В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары - поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (1737—1746), кот. разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Гл. архитектором комиссии стал П. М. Еропкин, он разработал трехлучевую систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями. В 1737 году в состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков (Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская академия наук. Одновременно с созданием арх. ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. В 1732—1738 - И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства,сохранив прежний план, придал монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами- центральная башня с позолоченным шпилем. Он следовал замыслу и наброску Петра 1: высокая башня с золоченым «шпицем» и короной с трехмачтовым парусником наверху На 72-метр. высоту был вознесён кораблик-флюгер.В 1740-пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок; здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.
В аннинское время работал архитектор Михаил Земцов, он одним из первых в XVIII веке предпринял попытку синтеза «новых» западноевр.и старых русских арх. традиций. Наиболее явно это проявилось в церкви Симеона и Анны (1731–1734), «восьмерик на четверике».Она выдержана в традициях «петровского барокко», но с характерным возвратом к русским традициям, в ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной. 47-метровый шпиль четырехъярусной колокольни. Также в здании выделяется световой барабан, увенчанный граненым куполом сложного рисунка. Стены церкви и колокольни декорированы пилястрами римско-дорического ордера, а ярусы колокольни и барабана — коринфскими и ионическими колоннами. Наружные фасады украшены многочисл. деревянными резными статуями.Первый вариант церкви состоял из трех приделов — главного алтаря Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правого алтаря Архангела Михаила и левого алтаря Ефрема Сирина. Ледяно́й дом — одна из забав императрицы Анны Иоанновны, которая была придумана камергером Алексеем Даниловичем Татищевым в 1740 году. Архитекторами дома были П. М. Еропкин и академик Г. В. Крафт. Дом был возведён из ледяных блоков, которые скреплялись водой. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости
Здание АХ 1764-88, Ж-Б Валлен-Деламот, Александр Кокоринов, Ю.Фельтен. Одно из первых в городе зд. В стиле раннего класс , Но в облике здания ощущается и влияние барокко. Оно проявилось, в частности, в использовании криволинейных форм в плане здания. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. Столь же сложна и форма венчающего купола. Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не отступать от замысла авторов проекта. Главный фасад имеет трехосевую композицию с четырехколонными портиками в центре и по краям. Центральный вход расположен в центральном портике, между сдвоенными колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры — копии античных оригиналов. Над фигурами в третьем этаже также введена скульптура, но уже в форме барельефов, изображающих подвешенные на лентах предметы – палитры, мольберты и т.д. Центральная ось здания подчеркнута также куполом со скульптурной группой «Минерва, коронующая художества и науки» (Скульпторы -М .К. Аникушин и В.Э.Горевой, скульптурная группа установлена в 2003 году на месте утраченной во время пожара), выступами нижнего этажа центра и заглублением верхних этажей в портике. Первый этаж с горизонтальным («дощатым») рустом и большими полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. Строгость главному фасаду Академии придают тосканские колонны, объединяющие два верхних этажа (так называемый большой ордер), но этажи зрительно не сливаются, их разделяет узкая декоративная полоса; к тому же, верхний этаж более высокий, чем нижний. Ряд пилястр также придает строгость облику здания; между базами пилястр тянется невысокая балюстрада. Следует отметить, что ордерные элементы в здании Академии выявляют архитектоническую основу здания, подчеркивают членение по этажам. Венчает композицию сильно выступающий карниз. Аналогична, но более сдержана композиция фасада, выходящего в сад. План здания Академии художеств сравнительно прост и соответствует назначению здания. Трехэтажные учебные корпуса расположены по сторонам прямоугольника; в центр этой композиции вписан кольцеобразный безордерный корпус (так называемый «циркуль»), ограничивающий круглый двор диаметром 55 метров. Первоначально двор был связан с набережной сквозным проездом, превращенным в 1817 году в вестибюль. В углах здания – четыре прямоугольных двора со скругленными с одной стороны углами, служащие для освещения находящихся вокруг них помещений. Уравновешенность и симметрия, прямые линии, ордер — все эти классицистические черты стали основой фасада здания. Колонны приобретают архитектоническое значение: они несут выступающий вперед фронтон — это тоже признак классицизма. Интерьеры Академии сочетают в себе разные стили. Черты барокко очевидны в композиции вестибюля первого этажа, круглого в плане и перекрытого зонтичным куполом. Однако тосканский ордер и минимальное количество декоративных деталей присущи классицизму. Архитектурное решение верхнего вестибюля - классицистическое. Широко расставленные ионические колонны несут галерею второго яруса, чья балюстрада украшена слепками с античных ваз. Стены декорированы барельефными панно, большинство из которых выполнено И.П.Прокофьевым и М.П. Павловым-Уважным. Рельефами можно увидеть и в нижнем вестибюле. С верхним вестибюлем связан конференц-зал, находящийся в центре анфилады парадных залов, выходящих окнами на Неву. Существующая ныне декоративная отделка была создана в 19 веке, так что не может быть рассмотрена в контексте вопроса авторства здания. Церковь спроектирована архитектором К. А. Тоном, освящена 24 ноября 1837 года во имя Святой Великомученицы Екатерины. Оформлением интерьеров Академии занимались ее выученики. Стены расписывались по эскизам А. И, Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. Лепной декор и барельефы выполнены В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П, Прокофьевым. Роскошные Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона. В конференц-зале сохранился живописный плафон, над которым работал В. К. Шебуев. Залы библиотеки оформлялись по проектам Д. И. Гримма и В. А. Щуко В 1832-1834 годах по проекту К.А. Тона была построена гранитная пристань со скульптурами древнеегипетских сфинксов. В академический ансамбль помимо прочего входит также Рисовальный корпус, построенный в 1819-1821 годах по проекту А.А. Михайлова. Корпус, расположенный в академическом саду, украшен портиком из шести дорических колонн с каннелюрами. К 50-летию основания Академии художеств (в 1847 году) по плану архитектора А. П. Брюллова в центре двора была установлена монолитная гранитная колонна в честь «знатнейших художеств». Кроме того, в 1862-1864 годах архитектором Ф.И. Эппингером построено здание для мозаичных мастерских, а в начале XX века по проекту В.Ф. Свиньина было возведено небольшое здание батальной мастерской.
9-1. Творчество Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли(1700-1771) - период расцвета русского барокко.Зрелый стиль Р.пластичность, широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг гл.композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора.(дв.Воронцова и Строганова), пространств. размах арх-го ансамбля, применение характерных для рус. зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творч. Р. - уже в первых крупных постройках 40-х гг. – дерев. Летнем дв. в ПБге (1741-44, не сохр.) и
Строгановский дв., 1752-54. Бывшие уже на этом месте дома Р. объединил общим фасадом, барокко. В этом стиле-все интерьеры и парадная лестница.Дворец построен «глаголем»(в плане букваГ). Большой зал-единств. в СПб сохран. подлинное декорат.убранствоР.
Зимний дворец 1754-1764, в форме огромного прямоуг. замкнутого блока с внутр. парадным двором. Со стороны Невы выделены крайние части дворца отступом середины, центр незначительно отметил входом, подчеркнув в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. С противопол. стороны Р. применил обратный прием ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада-главенствующее значение фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади. В центре этого фасада- гл. въезд во внутр. парадный двор. Фасад со стороны адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и разработана пластика фасадов со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообр. формами оконных наличников и многочисл. фронтонов, ваз и статуй над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Гл. вход - во внутреннем дворе против въездных ворот-к "посольской" лестнице в сев.-вост. части дворца, откуда начиналась анфилада дворцовых залов. Эта гл. анфилада, приводила к тронному зал. К парадным апартаментам примыкали личные покои.Остальные помещения дворца образуют второстепенные анфилады.. Начатая по проекту Растрелли внутренняя отделка дворца в дальнейшем велась другими мастерами.Собор Спаса Нерукотворного (Большая ц. Зимнего дворца) Один из немногих сохранившихся участков первоначального рококо ФБК. Церковь не отвечала ни древней крестово-куп. схеме, ни базиликальному типу. ФБК создал единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Резьба и живопись иконостаса сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию. Рундальский дворец — загородная резиденция герцогов Курляндии Митавский или Елгавский дв.— крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики
![]() |