![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Отношения между людьми в эпоху первобытности и у цивилизованных народов Древнего Востока
Вы уже знаете, что отношения между людьми в первобытном обществе регулировались на основе традиции и обычаев. Но с развитием человечества жизнь усложняется , появляется неравенство и образовываются государства. В таких условия уже было недостаточно регулируемых отношений на основе традиции→ появились письменные законы. Законы, созданные в древних цивилизациях, имеют целый ряд общих черт: 1. разница в наказании в зависимости от … 2. государство стояло на страже интересов высших слоев 3. самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против жрецов и храмов 4. закон поддерживал патриархальное устройство семьи 5. женщина в семье занимала униженное положение, кроме Египта 6. закон оберегал частную собственность и сурово наказывал за кражу и порчу имущества 7. законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену 8. защищал права наследования 9. даже рабы имели определенные права Таким образом, государство не только подавляло и угнетало, но создавая законы, обеспечивало все слои определенными гарантиями, хотя и в не равной степени. Без этого невозможна была бы жизнь общества. реальное положение дел было сложнее. В древней цивилизации были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей. Степень цивилизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой. Во всех цивилизациях были периоды, когда империи распадались. В периоды раздробленности страна распадалась на области, где правила родовая знать, не подчиняющаяся правителям→ нерегулируемая силой власти→ голод, беспорядки. А это вызывало необходимость в централизации. Роль религии в древневосточных цивилизациях В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления выражались в мифах– греч. «слово» - сказание в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, богах, героях. Человек представлял себя частью природы. Это подтверждали мифы многих народов, в которых рассказывалось, что человек произошел от разных частей природы: плоть- от земли, кровь- от воды, кости- от камней, дыхание- от ветра и т. д. Природу человек наделял человеческими чертами. Древний человек не мог анализировать природные явления, он природу просто обожествлял и стремился воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов- это и есть магия- греч. «чародейство», «волшебство». Одной из древних форм религии является тотемизм– вера в сверхъестественные связь между племенем и каким- либо животным, птицей и т. д. Важнейшее значение в системе мифов имел образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличавшийся от земного. Но с развитием человека появляется рациональное мышление-лат. слово «разумный», «целесообразный», «обоснованный»- мышление основанное на законах разума и научных достижениях. Большую роль в развитии рационального мышления сыграло появление письменности и накопления научных достижений. Постепенно это привело к перевороту в духовной жизни человечества→ появляются новые представления об окружающем мире. Именно в это время появляются религии спасения – они основаны на разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованием божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не силы природы, а справедливость и высший идеал доброты. Для того, чтобы получить благоволение, нужно не к магии прибегать, а совершенствовать себя или окружающий мир. Первые гос-ва Месопотамии. Первые государства в регионе Месопотамии начинают формироваться в 3 тысячелетии до н.э. Первоначально это были небольшие по площади и количеству населения города-государства, которые, как правило, создавались вокруг какого-либо храма, или храмового комплекса. Между отдельными городами-государствами, такими как Киш, Аккад, Шумер и др. также ведется борьба за гегемонию в регионе. В результате, в середине 3 тыс-я, создаются 2 мощных объединения: Аккад – на севере Месопотамии, Шумер – на юге. В последующие столетия, в результате борьбы между этими объединениями, создается крупное государство в Месопотамии –Древневавилонское царство, на рубеже 2-3 т. До н.э. ДВ государство достигает своего расцвета в 18 веке до н.э. в период правления царя Хаммурапи, который правил примерно (1792-1750 гг. до н.э.) ДВЦ становится господствующим в районе бл. и ср. Востока достигает высокого уровня экономического и политического развития. В 17-16 вв. до н.э. древневавилонское царство, в результате постоянных набегов кочевников было разрушено, распалось на несколько зависимых государств. На рубеже 8-7 в. До н.э. вавилонское государство – воссоздается под название Нововавилонское царство, однако, и оно просуществовало недолго. И уже в 6 в. До н.э. было захвачено новыми хищниками – Ассирией. Однако, влияние, достижения, Вавилона были настольно мощными, что Ассирия в значительной степени заимствовало как политическую, социальную так и правовую структуру Вавилона. Среднеассирийские законы в значительной степени, а нередко, в виде прямой рецепции, заимствовали законы Вавилона. Социально-политический строй. Изначально в Вавилоне утверждается форма правления, как и в Египте, в виде монархии. Первые правители государств Месопотамии носили титул Энси (основатель города или храма). В результате войн, несколько городов-государств объединялись под власть правителя, который получал титул – лугаль ( господин, начальник). Энси был в определенной степени ограничен во властных полномочиях. Юридически они наделялись всей полнотой власти, фактически, они ограничивались народными собраниями и советами старейшин, однако с течением времени, власть правителей усиливается и лугали, фактически, упраздняют народные собрания, а советы старейшин подчиняют своему влиянию. Таким образом, единовластие правителей Месопотамии становится все более полным, а при Хаммурапи, становится фактически абсолютно монархической. Обожествлялась власть. Власть жречества меньше, чем в Египте. Хаммурапи – лугаль-гегемон. Социальная структура. Все население Древневавилонского царства условно делилось на 3 социальных слоя. 1-й социальный слой – высший ( представители царских династий, местной знати, крупные купцы-оптовики, а также банкиры-ростовщики). 2-й социальный слой – средний (все свободное сельское и городское население). 3-й социальный слой – низший – рабы. Рабы: а) царско-храмовые; б) частные. Суд и право в государствах Месопотамии. Вавилон. В древнем Вавилоне не существовало разделения властей, поэтому все лица, наделенные административной (исполнительной) властью, в рамках своих полномочий наделялись и судебной властью. Существовало несколько уровней судов, которые все назывались царскими. Суды могли быть как единоличными, так и коллегиальными. Высший суд – лугаля-гегемона, суды его наместников в городах и областях. Право в государствах Месопотамии начинает формироваться с момента образования 1-х государств. Государство без права существовать не может. До нашего времени дошли фрагментарные и даже в полном объеме содержания нескольких крупнейших законодательных сводов государств Месопотамии. По мнению большинства исследователей Законов Хаммурапи с учетом предшествующего законодательства , формируются в 60-50-е года 18 века до н.э. Законы Хаммурапи. Общая характеристика.Законы Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. царем Хаммурапи, и содержали реальные общественные взаимоотношения, как между объектами и субъектами права, так и между субъектами права. Законы Хаммурапи дошли до нашего времени благодаря тому, что их тексты были выбиты на базальтовых столбах. Один из них был обнаружен в начале 20 в. на синайском полуострове в результате археологических раскопок. Текст законов, в основном сохранился, за исключением нескольких статей, однако они были восстановлены с помощью сохранившихся текстов среднеассирийских законов, а также с помощью найденных глиняных табличек. На основании текста, дошедшего до нас: текст законов Хаммурапи разделен на 3 части: вводная, основная (282 ст.), заключение. ШамаШ – бог справедливости. В законах Хаммурапи, как и во всех других законодательных сводах, не существовало разделения по отраслям права. Нормы различных отраслей, тексты законов переплетались, причем нередко даже в 1 статье встречались положения их различных отраслей права. Однако, определенную внутреннюю логику законодатель соблюдал и фрагментарно излагались статьи, относящиеся только к 1 норме права. Ведущее место в законах Хаммурапи занимает уголовное право, однако, гражданско-правовые отношения также регулируются достаточно подробно, особенно вещное право, договорное право, семейное право, наследственное право. Цивилизация древнего египта 6000 тысяч лет назад или 4000 тысячи лет до нашей эры, в долине реки Нил (Северо-восток Африканского континента) стали образовываться поселения. Основу этих поселений составлял один род – эти поселения стали колыбелью древнего Египта.
Подъему Египта как государства, безусловно, способствовало географическое положение страны.
Не смотря на близость пустыни, жизнь давал и поддерживал Нил. После его разлива на берегах оставался плодородный ил, на котором возделывались поля, на а богатый водный мир реки, давал к столу людей множество разнообразной рыбы. Для более эффективного использования речных богатств и даров оазисов, поселения объединяли людские и материальные ресурсы для построения систем орошения, возделывания полей, обороны от налетавших ливийцев и нубийцев. По мере укрупнения, появилась административная надстройка, в виде жрецов. Именно жрецы выступили в роли организаторов первых египетских государств. Они организовывали сбор налогов, проводили календарные расчеты движения Нила, проектировали системы орошения и ирригации, организовывали оборону. Античная цивилизация Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации. В переводе с латинского языка слово «античность»означает «древность». Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима – это составные части единой античной цивилизации. Но античность – это не только греко-римская древность. Колыбель античности – северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, охватила Северную Африку, часть Западной Азии и обширные пространства Европы. Древние греки называли свою странуЭлладой, а себя – эллинами[23]. Греция находится на юге Балканского полуострова и омывается водами Эгейского и Ионического морей. Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет. Поэтому не было необходимости создавать оросительную систему, как, например, в Древнем Египте или Древнем Китае. Земледелие стало основным видом деятельности лишь в отдельных областях страны, потому что почва быстро истощалась и часто хлеба не хватало для всех жителей Греции. Более благоприятными были условия для садоводства и скотоводства. Издавна греки выращивали коз и овец, сажали виноград и оливки. Также страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, золотом, мрамором. Ещё одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, которые были расположены близко друг от друга, – всё это создавало благоприятные условия для мореплавания и торговли. Самым большим островом Эгейского моря является остров Крит. Именно на острове Крит 6 000 тысяч лет до н.э. поселились первые земледельцы и возникла критская цивилизация[3]. Примерно 2 тысячи лет до н.э. на острове была процветающая цивилизация. На Крите существовало четыре государства. Центром каждого из них был большой дворец, на территории которого жили царь, жрецы, придворная знать, многочисленная прислуга. Вокруг дворцов развивалось хозяйство и торговля, было много искусных ремесленников и художников, некоторые жители Крита умели читать и писать [24]. Ни одни из дворцов не имел укреплений. Жители острова Крит чувствовали себя в полной безопасности. Сначала дворцы были центрами независимых государств, а позднее весь Крит объединили цари, которые жили в городе Кноссе. Крит стал единым государством. Расцвет цивилизации на острове Крит приходится на XVI век и первую половину XV века до н.э. Учёные предполагают, что государства на Крите объединил царь из города Кносса. Его звали Минос. Поэтому цивилизацию на Крите называют минойской. Минос построил самый большой флот и установил своё господство на всём Эгейском море. Приблизительно в 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов на Крите погибло. Причина – извержение вулкана на соседнем острове Фера. После извержения вулкана остров захватили племена, которые называли микенцами (жители города Микены) или ахейцами[3]. Поэтому на смену минойской цивилизации пришла ахейская,илимикенская цивилизация (XV – XII вв.). Ещё через 50 лет город Кносс вновь был разрушен. В результате к 1 100 г. до н.э. минойская цивилизация исчезла совсем также неожиданно и трагично, как и критская цивилизация [27]. В следующие 300 лет (в период от 1 100 по 800 гг. до н.э.) в Греции наступили «тёмные века». Очень мало известно о том, что происходило в Греции в это время. После исчезновения микенской цивилизации искусство письма было забыто, поэтому не сохранилось письменных источников. Контакты с другими народами были нарушены или прекратились совсем. «Тёмные века» для Греции имели драматические последствия: население сильно сократилось, произошёл общий экономический, политический и культурный упадок. Но с 800 по 500 гг. до н.э. начинается новый период – период архаики (старый, старинный). В Греции возникла новая цивилизация [9]. Опять появилась письменность, города, государственная власть, имущественное неравенство. В результате Греция обогнала в своём развитии все соседние страны. Возникли торговые и культурные связи с народом, который назывался финикийцами. Греки заимствовали финикийский алфавит, который стал предшественником современного алфавита. Возникла греческая наука. Появились серебряные и медные монеты. Греки сделали большой шаг от первобытности к цивилизации. Они создали культуру, которая не была похожа ни на одну из культур Древнего Востока. Древняя Греция. В Греции не было единого – государства. Она состояла из отдельных полисов – Греческие полисы небольшие, их было много. Они возникли и в колониях. Полисы вели себя как самостоятельные государства. Разные формы проявления – это олигархия и демократия Природные условия Греции Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет и создать ирригацию невозможно. Поэтому земледелием можно заниматься только в некоторых областях. Но земля быстро истощалась – хлеба не стало. Более благоприятными условия были для садоводства и скотоводства: они выращивали виноград, оливки, разводили коз и овец. Страна богата была полезными ископаемыми: серебро, медь, свинец, мрамор и золото. Но это было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию. Ещё одним богатством было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположены близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.
![]() |