![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вызов» естественной среды и как «ответила» на него цивилизация
Цивилизация сумела дать достойный ответ «на вызов» среды. Став искусными мореплавателями, греки поспешно превратили свою страну в сильную морскую державу. Сами греки хорошо пронимали преимущество созданной ими морской державы – это независимость от изменений природы: «Плохие урожаи – беда самых могучих держав, тогда как морские державы легко их преодолевают». Борьба за существование была, прежде всего, за счёт освоения новых пространств, колонизации и торговли. С 8 по 6 века до н.э. Греция занимала юг Балканского пролива острова Эгейского моря и залива побережья малой Азии. Около 500 года до н.э. происходит важнейший перелом – начинается великая греческая колонизация – это процесс создания поселений, т.е. колоний за пределами Греции в основном на побережье Средиземного моря и Чёрного. Колонизация Колонизация вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греция сократилось, и это снижало социальную напряжённость. Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех ремёсел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Холкида, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополиями устанавливались прочные связи. Из колоний поставлялось то, чем был беден Балканский п-ов, -зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славилась Греция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло. Тип личности древнего грека Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель – в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, знающие своё. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Недаром именно а Греции появилось первые спортивные соревнования – Олимпийские игры. Итоги колонизации В социальной сфере: 1. Вызвала массовый отток населения; 2. Сократила число недовольных среди свободного населения; 3. Сняла социальную напряжённость.
В экономическом плане:
1. Открыла новые возможности для торговли; 2. Ускорила развитие судостроения и ремёсел; 3. Установила прочные связи между метрополиями и колониями
Во 2 половине 4 века до н.э. благодаря походам Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Передней, часть Среднюю и Центральную Азию до Нижнего течения Индии, а также Египет.
21. Светская власть и православная Церковь Церковная реформа патриарха Никона XVII века — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. Основные черты Никоновой реформы Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым. В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: Широкомасштабная «книжная справа», выразившася в редактированиии текстов Священного писания и богослуженых книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Iсус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус» (под титлом «Iиc»). Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». Возрождение самодержавия, восстановление гос-ти произошло вновь на православной основе и на понимании гос-ва как единства духовной и светской власти. 1613-1645гг-правление М.Романова:в период его царствования страна выходит из состояния системного кризиса. 1645-1676гг-правление Ближайшего. В этот период окончательно складывается нац.форма рус.монархии: усиливается:централизация, бюрократизация, гос.управление и Рос.самодержавие начинает развиваться в сторону абсолютной(неограниченной) мон-хии. Эта тенденция должна была неизбежно поставить вопрос о соотношении царской(светской) власти и власти духовной. Новый патриарх Никон амбициозен, властолюбив. Выступил с претензиями на гос.власть. Никон начинает реформу, которую царь одобрил. Она коснулась только обрядовой стороны православия. Стремление светской власти поставить под контроль хоз-ной деят-ти церкви встретило сопротивление со стороны Никона. Никон пытается оказать сопротивление от царя. 1666-1667гг создан церковный собор, куда приехали и греч.иерархи. Собор одобрил церк.реф-му, осудил Никона за претензии на светскую власть. Реформа Никона вызвала церковный раскол.
![]() |