Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История журналистской профессии



УДК 070(075.8) ББК 76.01я73 С 24


Рецензенты:

доцент факультета журналистики Московского государственного университета им. М.ВЛомоносова, кандидат филологических наук

Г. В. Лазутина;

зав. кафедрой журналистики Московского Гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой, кандидат филологических наук,

профессор М. И. Никитин;

декан факультета журналистики Института международного права

и экономики им. А. С. Грибоедова, кандидат философских наук,

профессор Ю. В. Трошкин

Свитич, Луиза Григорьевна

С 24Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003.— 255 с.

ISBN 5-7567-0305-5

Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, лич-ностно-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Пособие знакомит с историей и системой журналист­ского образования, формами учебной работы, условиями и правилами ра­циональной организации умственной деятельности, методами самовоспи­тания и развития творческой личности.

Для студентов факультетов и отделений журналистики.

УДК 070(075.8) ББК 76.01я73


ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса

Курс «Введение в специальность (журналистика)» является раз­делом дисциплины «Основы журналистики». Цель курса ввести пер­вокурсников в журналистскую профессию: рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и слож­ностях журнализма*, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, индивидуально-пси­хологических, социально-демографических, нравственных и граж­данских качеств.

Познакомив студентов с профессией, моделью журналиста и специалиста в более узкой области (репортер, аналитик, публи­цист, ведущий телепередач и др.), курс предлагает освоить спосо­бы овладения ею путем обучения, самопознания и саморазвития. В связи с этим рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы журналистского образования, формы учебной дея­тельности, культура умственного труда, способы саморазвития твор­ческой личности.

Лекции перемежаются семинарскими и лабораторно-практи-ческими, тренировочными и тестовыми занятиями, деловыми иг­рами (например, игрой «Требуется журналист»). Курс предполага­ет контрольную творческую работу «Портрет журналиста» (жела­тельно по избираемой студентом специализации) и реферат по культуре умственной деятельности и саморазвитию.

Студенты получают рекомендации по литературе, что предпо­лагает большой выбор и достаточную степень самостоятельности в соответствии с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией.


 


ISBN 5-7567-0305-5

ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2003

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

'""TiiKA

* г а j

ОГО I


* Термин «журнализм» вводится в пособии для обозначения журналистской профессии. Он позволяет вычленить профессию журналиста из очень широкого понятия «журналистика», которое включает и систему средств массовой инфор­мации, и журналистскую деятельность, и каналы передачи информации, и тек­сты СМИ, и даже науку о журналистике (подробнее см. с. 54).


Часть I СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ

Ориентация в профессии

Многие абитуриенты, пришедшие на факультеты журналисти­ки, довольно романтически и восторженно настроены. Они мечта­ют стать известными людьми, поехать собственными корреспон­дентами в зарубежные страны, побывать в разных уголках страны и планеты. На факультеты, как правило, приходят люди, чувству­ющие вкус к литературному творчеству, желающие быть в гуще событий, первыми узнавать самые сенсационные новости. Они мечтают познакомиться со знаменитостями, встретиться с люби­мыми актерами или певцами, побывать на официальных приемах или светских встречах. В последние годы, судя по социологическим исследованиям, все чаще привлекает рискованность профессии, возможность участвовать в пересоздании социальной действитель­ности. Нередки и финансовые мотивы, хотя журналистская про­фессия никогда не была особенно щедро оплачиваемой. И все-таки основная мотивация выбора профессии — творческая, свя­занная с интересным и многообразным трудом.

И в самом деле, профессия журналиста — одна из самых жи­вых, интересных и творческих. Но вчерашние школьники, подав­шие заявление на факультеты журналистики, редко задумываются о том, как сложна, ответственна и опасна их будущая профессия, сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности, физической и нервной энергии при выполнении профессиональ­ного долга. Думаю, для вас убедительными станут слова известно­го обозревателя «Комсомольской правды», лауреата премии союза журналистов Ярослава Голованова, который сказал их специаль­но для студентов в интервью учебной газете МГУ «Журналист»: «Встречаясь с читателями, я понял, что у людей, мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям ки­нематографа, бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике, за который тебе еще и деньги


 


платят. Да, космодром, выставка в Осаке, салон в Париже — все это было. Не хочу лукавить: я очень рад, что говорил с Норбертом Винером, обедал с Гагариным, купался с Ландау. Но неужели взрос­лый человек может серьезно подумать, что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у лю­дей этой профессии короче века водолазов?»

Голованов говорит об огромной ответственности журналиста перед читателями, о том, что он не имеет права на ошибку, отве­чает за каждую букву написанного им. Журналист обязан в срок сдать материал, каких бы сил это ему ни стоило. Приходится ез­дить в командировки нередко по бездорожью, на перекладных до­бираться до глухих, почти не обитаемых мест, где нет ни гостини­цы, ни столовой. Очень часто журналисты едут в опасные точки планеты, где идет война, случаются катастрофы или другие экст­ремальные события. Все помнят, как во время захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост» чеченскими террористами в октябре 2002 г. журналисты четыре ночи подряд не смыкая глаз находились под дождем и снегом, освещая эти страшные события. А во время вой­ны в Ираке весной 2003 г. погибли 13 журналистов.

Беззаботно и романтически настроенные относительно буду­щей профессии студенты, познакомившись с работой в редакции поближе, порой бывают удивлены тем, что журналисты не только и даже не столько заняты созданием собственных публикаций, сколько большую часть рабочего времени работают с авторами и письмами в редакцию, правят рукописи сотрудников. Вычитка публикаций, дежурство по номеру, подготовка к выступлению на летучке, участие в планировании работы отдела и редакции и мно­гое другое тоже входит в работу журналиста. Часто после этого студенты приходят к выводу, что в журналистской профессии слиш­ком много «черновой» будничной работы.

А какие сложные проблемы, какие опасные расследования приходится проводить по заданию редакции либо по собственной инициативе. С каким трудом добывается информация, которую хотят по тем или иным причинам скрыть от глаз общественности! Жур­налистам угрожают, их пытаются подкупать и, если это не удает­ся, с ними могут расправиться физически, устроить провокацию, пригрозить семье.

Если такие трудности, а они — сегодняшняя реальность, пуга­ют, пока не поздно, нужно подумать о другой профессии. Если вас интересует в нашей профессии только ее парадная сторона, вы ошиблись дверью вуза. Только преданных делу, инициативных, энергичных, выносливых, смелых, трудолюбивых и ответствен-


ных, творческих людей примет журналистская профессия в свои ряды. Но если вы несмотря ни на что решили посвятить ей свою жизнь, вас можно с этим поздравить, потому что нет более инте­ресной и захватывающей, более многообразной и неповторимой профессии, чем журналистская! Журналистика — это оператив­ный информационный аналог своего времени. Она живет один день, она сиюминутна (вчерашняя газета или передача редко кого инте­ресует), хотя из этих сиюминутностей складывается вечность. Очень образно говорил об этом Константин Паустовский: «Профессия журналистов — быть машинистами около делающей миллион обо­ротов в секунду машины времени».

Журналист — это захватывающе интересно. Журналист всегда в гуще жизни, на острие самых новых событий. Сейчас, когда страна переживает период тектонических перемен, к обычным романти­ческим и творческим мотивам профессии, ее новизне и необыч­ности прибавляется щекочущая нервы доля риска, игры, возмож­ности включиться в процесс переформирования жизни, ее пере­создания, азарт первопроходца.

Журналистская профессия настолько многолика, универсаль­на, разнолика, что даже профессионалы затрудняются определить ее специфику. Собрались как-то поговорить о профессии извест­ные журналисты. Егор Яковлев и Юрий Рост воспринимают ее как литературную работу, более молодое поколение — как фактогра­фическую информацию. Для Натальи Геворкян профессия — это игра. А обобщил мнения Леонид Шаров: «Это и служба, и творче­ство, и спектакль, и игра: с самим собой, с читателями, с глав­ным редактором, с подчиненными, если они у тебя есть. Но вот когда тебе удается кому-то реально помочь, тогда возникает пони­мание особого смысла профессии»*.

Вот оно сказано: когда удается сделать добро, помочь человеку остаться или стать ЧЕЛОВЕКОМ. Обеспечить общество такой ин­формацией, которая позволит ему развиваться оптимально и ди­намично во благо своих граждан — это и есть цель и сверхзадача журналистики и журналистской профессии.

Давайте поразмышляем об этой сверхцели более глубоко. Если я вас спрошу, для чего существует журналистская профессия, вы мне скорее всего скажете: чтобы давать читателям, зрителям, слу­шателям оперативную, информацию. И будете правы. Но я опять задаю вопрос: а для чего давать эту информацию? Предвижу отве­ты: чтобы информировать о событиях, расширять кругозор, фор-

* Журналист. 1994. № 5. С. 3-4.


мировать мнение, воспитывать, объединять людей, помогать им ориентироваться в быстро изменяющемся мире.

Но снова вопрос: с каких позиций? Что есть общественный идеал? Одни на это ответят — «с позиций добра», другие ска­жут — «идеал — это категория историческая и неуловимая». Что есть добро и зло? Абсолютные это категории или относительные? Кто прав был в армяно-азербайджанском или грузино-абхазском, израильско-палестинском и т.п. конфликтах? Порой ответить очень трудно, потому что у каждой стороны своя правда, свой интерес. И как журналист должен освещать подобные конфликты? Есть ли вообще какая-то объективная истина в таких вопросах? Подсказка в самой жизни. Очевидно, что при всех вариантах нужно стремить­ся к миру, компромиссу и решать проблемы не на поле брани, не убивая друг друга, а путем переговоров. Юрий Рост очень точно сказал о роли СМИ в таких ситуациях: «Я думаю, задача журнали­стов заключается в том, чтобы попытаться как-то вывести обе сто­роны на позицию диалога».

И конечно, ожесточенность, с какой журналисты набрасыва­ются на инакомыслящих, даже коллег, придерживающихся иных позиций (напомню о яростной борьбе «Московского комсомоль­ца» и «Независимой газеты», информационные войны между раз­ными телеканалами и т.п.), не приводит к согласию в обществе. И журналисты, которые так неосторожны в описании межнацио­нальных, социальных, политических конфликтов, могут спрово­цировать трагические события. Вечные гуманитарные ценности — основа нормального общества: созидай, трудись, помоги ближне­му своему, не навреди, не убий, не укради.

Выявление в человеке человеческого, развитие светлых качеств его души, проповедь добра и справедливости, стремления отда­вать, а не только брать — такова сверхцель журналиста, о чем бы он ни писал. Зло вряд ли можно победить ответным злом и ожесто­ченностью. Зла будет меньше, если добро овладеет душами. Если следовать этому, если в вашей профессиональной судьбе возобла­дают высокие человеческие ценности и социально полезные мо­тивы, а не сомнительная коммерческая выгода, значит, вы истин­ный журналист. «Журналистика — это один из способов прожить жизнь интересно. И порядочно. Именно так — в сочетании. Без второго может ничего не получиться» — пусть западут вам в душу слова Егора Яковлева, редактора популярной в свое время «Об­щей газеты».

Очень мудрый совет начинающим журналистам дала извест­ный публицист Татьяна Тэсс. Очерками ее в «Известиях» зачиты-


валась вся страна: «Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том, что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие. Надо держать его в безупречной чистоте».

История журналистской профессии

Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Мы начинаем день с чтения газеты или просмотра новостей по телевизору. Непрерывно работает радио­приемник. Любимых журналистов узнаем по голосам. Вечером идем на свидание с ними по телевизору. С одними соглашаемся, с дру­гими спорим. Журналисты в парламенте и в правительстве. Журна­листы в Чечне, Афганистане и Иране. Журналисты на светских раутах и в трущобах. И кажется, что журналистика была всегда. Но удивительно: этой профессии только 300 лет. Знаменательную дату, выход первой печатной газеты петровских «Ведомостей», мы празд­новали в 2003 г.

А может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась и лики информаторов были други­ми? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники атрибутивистской теории информа­ции, считают ее неотъемлемым, существенным свойством (атри­бутом, отсюда и название) Вселенной и полагают, что она посто­янно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе.

Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, пер-восмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Пара­дигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.). Современ­ные открытия естественных и гуманитарных наук во многом под­тверждают идеи классиков философии о сущности информации. Очевидно, мы на пороге великого переворота в науке и филосо­фии, который ученые называют научной революцией. Многие ис­следователи склоняются к мысли, что основой этого переворота будет представление о решающей роли информации во всех про­цессах зарождения и функционирования человечества, о призна­нии информации мировой константой.

Если исходить из таких предпосылок, пока в некотором роде гипотетических, то следует признать, что профессия информа-


ционного посредника — медиатора действительно является древ­ней, как мир. И тогда, как считают некоторые историки, мифоло­гических вестников богов можно условно признать прародителями современных журналистов.

Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преда­нию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гер­мес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Веле-са и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — арханге­лов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии.

Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гер­мес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Изображался Гермес в крылатых сандалиях с зо­лотым жезлом — кадуцеем, который якобы обладал магической силой усыплять и побеждать людей. Именно во сне смертные, по мифологии, воспринимали мысли и волю бога. Короче, Гермес осуществлял функции связи, коммуникации, обмена информа­цией, товарами, обмена земного существования на иноземное, выполнял функции посредника, главным образом информацион­ного. Его называли богом перепутий.

В «Диалогах» Лукиана Гермес жалуется своей матери Майе на множественность и непосильность дел, которые на него взвалил отец: «Едва успеваю привести в порядок места для возлежания и устроить все, как следует, нужно являться к Зевсу и разносить по земле его приказания, бегая без устали туда и обратно... И ужаснее всего то, что я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводни­ком покойников и присутствовать на подземном суде. Но моих дневных забот еще мало; недостаточно, что я присутствую на па­лестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи. Устраивать дела мертвецов — это тоже моя обя­занность». Здесь к перечисленным обязанностям присоединяется роль глашатая, учителя ораторов, прямо связанная с информаци­онной деятельностью. Главный эпитет Гермеса — «словесный», или «рациональный». Он считался мастером диалога, умения говорить речи, толковать различные смыслы и значения.

Женским аналогом Гермеса в греческой мифологии была бо­гиня радуги Ирида — воплощение целостности мира (не потому ли


журнализм так многоцветен, всеохватывающ, вмещает в себя как бы все цвета спектра?).

В древнеримской мифологии вестником богов, мудрецом, по­кровителем наук и ремесел, знатоком небесных тайн и проводни­ком душ в иной мир, богом торговли был крылатосандальный Меркурий (от лат. тепе — товар). Меркурий, как и Гермес, посред­ник обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое. Он, по преданию, передает богам молитвы людей, а людям по­слания богов. Меркурий — бог красноречия и договоров, покрови­тель гимназий — школ борцов, потому что борьба состоит в пере­даче сил. Меркурию приписывают изобретение азбуки и обучение людей письму и ораторству. К нему обращались за тем, чтобы он одарил даром памяти и речи. В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях Меркурия и обращениях к нему: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, послан­ник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убий­ца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покрови­тель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу,- переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покрови­тель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои мо­литвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия».

В греческой и римской мифологии эти основные боги-вестни­ки Гермес и Меркурий были дополнены плеядой муз (греч. musa — мыслящая). Вначале их было три: Мелета — размышление, Мне-ма — память и Айода — песня. Гесиод называет уже девять дочерей Юпитера и богини памяти Мнемосины (Мнемозины). Каждая из муз ведала какой-то областью науки и искусства. Назовем тех, кто имел отношение к информации: Клио — муза истории, Каллио­па — эпоса, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа (Евтерпа) — лирической поэзии и музыки, Полгимния (Полимния) — крас­норечия и гимнов.

В противоположность музам — покровительницам искусства и жизни, сирен в древности называли музами смерти. Когда сирены осмелились состязаться с музами, по преданию, они были ими побеждены и ощипаны. Поэтому музы часто изображаются с перь­ями на голове. Сирены, сладокоголосые полуженщины, полупти­цы, относятся к хтоническим (земным, природным в широком смысле слова) демоническим существам. Гомер в XII песне «Одис­сеи» описывает их как первых земных вестовщиц, которые расска­зывали путешественникам обо всем, что происходило на свете:


Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцем усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав. Знаем мы все, что случилось в Троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли многодарной творится.

Мифологического египетского Тота называли языком (Сло­вом) бога Птаха. Тот изображался с головой ибиса и считался бо­гом мудрости, счета и письма, «владыкой времени», вестником богов и писцом. Он записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, управлял всеми языками. По преданию, Тот изобрел письменность, занимался учреждением образования, наук и ис­кусств, писал священные книги, был покровителем ученых и про­светителей, научил людей считать и писать. Кроме того, Тот счи­тался победителем стихий и злобных демонов

Верховный скандинавский правитель — Один (Вадан) (др.-исл. odinn, лат. vates— провидец, поэт).У него были свои информато­ры — вороны, которые летали по земле и собирали новости. Один — Мутин — помнящий собирал факты (предшественник репортер­ства?); другой — Хугин — думающий, анализирующий то, что ви­дел (его можно уподобить аналитику, комментатору).

Вообще крылатые, в том числе и вороны, утки, лебеди, гуси, голуби, были в древности символами информации. Утка, напри­мер, несет золотое яйцо, из которого рождается вселенная. В этом ряду и российская вещая мудрая птица Гамаюн — посланница сла­вянских богов, их глашатай, предвещательница будущего. О ней очень выразительно написал А. Блок в стихотворении «Гамаюн, птица вещая» (так названа картина В. Васнецова):

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых. Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

Низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян — гении, у славян — ангелы. Они трактуются как личные информационные посредники человека.


Гений (лат. genius от gens — род, gigno — рождать, производить) — прародитель рода считался как бы личным информационным вест­ником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.

Демон (греч. daimon — божество, дух) в греческой мифологии выполняет те же функции. В диалоге Платона «Пир» Сократ приво­дит слова Диотимы о роли демонов: «Быть истолкователями и по­средниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посередине, он заполняет промежуток между теми и другими, так что мир связан внутренней связью. Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними посредством демо­нов и наяву, и во сне».

Первоначально гении и демоны могли быть и злыми, и добры­ми, только позднее за одним термином закрепилось положитель­ное значение, за другим — отрицательное. Демон стал считаться злым духом, хотя в поэзии, например у Лермонтова, он не одно­значен, двулик:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!

Сущность Демона поэт выражает лаконично: «Я цель познанья и свободы».

В христианской традиции вестниками, информаторами, про­светителями были ангелы (греч. — вестники), в частности арханге­лы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.

Михаил («кто как бог») — архистратиг, предводитель небесно­го воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, за­носящего имена праведников в книгу, учителя людей.

Гавриил («сила Божья») — один из старших ангелов, вестник, назначение которого раскрывать смысл пророческих видений и ход событий. Он, по преданию, предсказал рождение Иоанна Кре­стителя и явился к деве Марии, чтобы сообщить о появлении Христа. В рыцарском эпосе «Песни о Роланде» Гавриил возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны.

Рафаил («исцели, Боже») — по преданию, один из семи выс­ших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель. 12


В «Потерянном рае» Дж. Мильтон называет его «небесным лето­писцем».

Именно с просветительством, передачей информации из выс­ших сфер низшим для познания, самопознания, осознания своего места в мироздании и своего поведения в соответствии с его зако­нами связаны фигуры мифологических информационных вестни­ков. Это краткое знакомство с мифологическими вестниками мо­жет помочь нам понять земное назначение журналистской про­фессии.

Но все, о чем мы говорили до сих пор, — это только подходы к истории информационной медиации, это как бы представление о ее генезисе, к тому же мифологическое. Пора познакомиться с действительными предшественниками информационных медиато­ров. Роль реальных земных вестников нередко в древности испол­няли пророки (восходит к слову речь, реку). К ним можно отнести греческих философов Пифагора, Сократа, Платона, а также осно­вателей философско-религиозных учений — Конфуция, Лао-Цзы и др. Информационно-коммуникативные функции как бы спусти­лись на землю, были переданы от богов и духов людям.

Особый слой посредников между богами и людьми в древнос­ти составляли прорицатели, оракулы (от лат. oraculum — изречение, пророчество, которое восходит к огаге — говорить) — жрецы, да­вавшие ответы на многие животрепещущие вопросы, прорицания, якобы исходящие от богов. Одним из широко известных прорица­телей Греции, по преданию, был Трофоний, сын Аполлона, ко­торый давал предсказания в Лайбодейской пещере. Но, пожалуй, самой большой популярностью славился Дельфийский оракул Аполлона. Прорицательницы-пифии сидели над расселиной скалы (в которую, по преданию, брошен побежденный Аполлоном змей Пифон) и, входя в состояние транса, как считалось, принимали непосредственно от бога вести и передавали их людям.

Прямыми предшественниками информаторов были в древнем обществе ораторы (корень слова тот же, что и у оракулов).

Об ораторским искусстве как прообразе публицистической дея­тельности писала в своей книге «У истоков публицистики» В. В. Уче-нова. По ее мнению, именно ораторы, владеющие красноречием как средством политической деятельности, а не риторы (знатоки теории красноречия, правил речевого мастерства) — истинные предшественники журналистов. Она считала, что великие ораторы Древности, в особенности Демосфен и Цицерон, были в первую очередь политическими и общественными деятелями. «Наиболее яркие ораторские произведения этих авторов связаны с острейши­ми политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколе-


ний. Для Демосфена — это борьба сначала с угрозой, а затем с реальностью македонского завоевания афинского полиса, для Цицерона — подавление антигосударственного заговора Катили-ны в 63 г. до н.э. и противостояние окончательному распаду рес­публики после падения диктатуры Цезаря в 44 г. до н.э.»*. Публи­цистика как ветвь журналистики тесно связана с ораторским ис­кусством, с политическим информированием, со стремлением правителей, представителей власти распространять как можно бо­лее широкому кругу суть своей политики.

Правители, желающие донести до народа свои приказы и рас­поряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов или письмен­но обнародовали свои повеления. Устная коммуникация, устное ин­формирование так же стары, как мир, но с выделением особого слоя гонцов, глашатаев она становится профессиональной дея­тельностью.

Роль информаторов поневоле выполняли и путешественники, странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители различных текстов и писцы, которые вырубали ка­менные летописи в Вавилоне, Египте, писавшие берестяные гра­моты на Руси, тоже были предтечами журнализма, поскольку за­нимались сбором и передачей информации, фиксируя ее тем или иным путем.

В Древнем Риме богатые люди имели своих личных информа­торов. К. Бюхер, написавший исследование о происхождении газе­ты, приводит случай, когда Цицерон, уехавший на консульство в провинцию, нанял в Риме специального человека, сообщавшего ему регулярно столичные новости, сенатские постановления, бас­ни, слухи. Знатные римляне держали в качестве своеобразных кор­респондентов рабов или вольноотпущенников, которые по хода­тайству заказчиков имели доступ на заседания сената.

Но временем зарождения собственно информационной профес­сии, как специальной деятельности по периодическому публично­му распространению информации, исследователи справедливо считают издание цезаревских газет «Acta senatus» — вести с заседа­ний сената и «Acta diuma populi Romani» — последние известия для римских граждан. Их выставляли в виде гипсовых оттисков на пло­щадях и улицах Древнего Рима в I в. до н.э. для всеобщего обозре­ния и рассылали в провинции. Сам Цезарь, по свидетельству Све-тония, был крупнейший римский писатель и публицист.


История сохранила нам названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручалось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовы­ми и судебными делами. Затем отбирать информацию стали пре­фекты государственного казначейства. К. Бюхер сообщает, что ма­териал для этих изданий собирал специальный чиновник (procurator ob actis) из сословия всадников (среднее сословие, способное со­держать коня). Всадник получал право надзора за изданиями тог­да, когда становился трибуном легиона. Размножали тексты для заказчиков специальные писцы.

Предтечи профессии в устном информировании — глашатаи известны во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ива­новской площади, в Англии новостями обменивались в кофей­нях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разно­сили бродячие музыканты — шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями (не зарождение ли это критического и синтетического журнализма, который впоследствии реализовался в радио- и тележурнализм?).

Но настоящую репортерскую деятельность развернули фран­цузские нувеллисты (лат. nove — новое, novitas — новость). Перво­начально люди, склонные к обмену новостями, просто собира­лись для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей профессией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей — прообразы редакций появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались «добыванием и продажею заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событиях»*.

Наряду с появлением такой профессионально-репортерской и комментаторской ветви предшественников журнализма информа­ционные потоки шли от летописцев-историков, ученых-популяриза­торов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, лите­раторов-публицистов. Все они самым непосредственным образом способствовали зарождению и формированию журналистской про­фессии, сливаясь, словно ручейки, в единое могучее русло жур­нализма — самого мощного и полифункционального явления со­циальной жизни.

Однако, естественно, журнализм мог развернуться только с появлением печатных периодических изданий, которые в Европе


 


* Ученова В. В. У истоков публицистики. М., 1989. СП.


Бюхер К. Происхождение газеты. СПб., 1896. С. 17.


 




возникли через сто, а в России через двести лет после изобретения в XV в. И. Гутенбергом печатного станка. Подробный анализ разви­тия профессии в «печатное время» не входит в задачи данного курса. Этому посвящено несколько дисциплин по журналистике, читаемых на соответствующих факультетах в вузах.

И все-таки очень кратко проследим развитие журналистской профессии в России, ибо самые общие ее процессы отчетливо проявились в отечественном журнализме.

В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обы­чай переводить и переписывать новости из заграничных источни­ков: немецких, голландских, польских, шведских и др. Они посту­пали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали извес­тия, переводили их, заносили на длинные листы бумаги — свитки и из них составляли «Вестовые письма» или «Куранты» (от фр. courant — текущий). Источниками новостей служили также письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукопис­ная газета готовилась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Эта так называемая газета, как правило, была в од-ном-двух экземплярах, читалась вслух царям и пряталась в приказ Тайных дел.

Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось издание, в котором он мог бы пропагандиро­вать свои преобразования, давать информацию о правительствен­ной политике, военных делах, новостях в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 г. он подписал приказ о печатании первой русской газеты «Ведомости», и 17 декабря, 300 лет назад, вышел ее пер­вый номер. В разных учебниках, правда, встречаются разные даты, поскольку то был рубеж года. Одни считают временем выхода га­зеты печатание пробного номера, другие — первого номера; одни называют даты по старому стилю, другие — по новому. Сейчас мы празднуем День русской журналистики 14 января и считаем эту дату днем выхода первой русской печатной газеты в 1703 г.

Кто же выпускал первую газету и кто может носить имя первых русских журналистов? Сам Петр редактировал газету, писал для нее, отбирал материалы к очередным номерам, правил тексты, стараясь достичь доступности изложения. Однако первым офици­альным редактором был директор Печатного двора в Москве поэт Федор Поликарпов. В его задачи входило редактирование текстов, отбор материалов, обработка иностранных переводов, которые доставлялись из Посольского приказа. Он добывал известия из дру­гих ведомств, занимался корректурой, следил за версткой матери­алов в газете. 16


Начальник Монастырского приказа — И. А. Мусин-Пушкин со­бирал от приказов (государственных учреждений) сообщения об их деятельности и посылал на Печатный двор для публикации.

Когда «Ведомости» перевели в Петербург, редактором стал ди­ректор петербургской типографии Михаил Абрамов

В 1719 г. Коллегия иностранных дел, после гражданских реформ Петра пришедшая на смену Посольскому приказу, назначила от­ветственным за «Ведомости» переводчика Бориса Волкова. С ним стал работать и Яков Синявич, которого историки считают пер­вым русским репортером, потому что он давал хронику придвор­ной жизни и информацию о деятельности коллегий.

Положение литераторов в петровские времена было сродни подневольному. Их обязывали к назначенному сроку написать про­изведение в том жанре и направлении, как того желал царь или ближайшие придворные. «Исправных и податливых награждали деревнями с крестьянами, табакерками и червонцами, а... неис­правным делались внушения, замечания, выговоры, по их спинам иногда ходила историческая дубинка, по щекам раздавались... все­милостивейшие пощечины»*.

И после Петра литературный труд еще долго не изменял своей казенной организации. «Литераторы были чиновниками на жало­вании, литературная профессия — службою, литературные специ-\л алисты делились по департаментам и столам»**. г-1 Положение литератора, журналиста в России, особенно если '^ он защищал прогрессивные взгляды, было очень тяжелым. Еще в г,- XIX в. подсчитали, что верноподданные литераторы жили в сред--г нем 70 лет, а прогрессивные, выступавшие против беззаконий властей — много меньше. Все они познали на себе унизительное положение, гонение властей, преследование цензуры, «усекнове­ние» свободного вольнолюбивого слова. История знает имена вы­дающихся литераторов-журналистов, прекрасных публицистов. Радищев, Герцен, Пушкин, Белинский, Некрасов, Салтыков-Щедрин на себе испытали все тяготы тогдашнего подцензурного журнализма.

Эпоха начала журналистской профессии в России и других стра­нах — это эпоха персонального журнализма, когда газету или жур­нал издавал узкий круг лиц, а иногда и один человек, который-нередко являлся и учредителем, и владельцем, и издателем, и ре­дактором, и автором своего издания.

* Панов А. В. Некоторые неблагоприятные условия литературного труда в Рос­сии // Образование. 1900. № 7-8. С. 23.

УРНЫЙ труп R V*nc.CM}\ II Лепо 1 Г.. ; ■'''■; л ио тек а ' ■•'':;■•■ О Г' г к О Г в i

** Шишков С. Титгратурный труд п Рпггии // Псп" 1875. № 8. С. 3.

-ого

2-927


Массовым журнализм стал после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях, когда последние постепенно становят­ся коммерческими предприятиями, финансируемыми не только официальными властями, но и частным капиталом. С развитием свободы предпринимательства и расширением рынка печатной продукции количество изданий резко возросло и стала широко распространяться провинциальная печать. Растет число газет и журналов, которые стараются удовлетворить интересы разнооб­разных групп читателей. Коммерческая выгода заставляет выпус­кать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы.

Соответственно этим изменениям и существованию разных типов изданий выделяются и два типа журнализма — солидный, серьезный и желтый, бульварный. Беспринципные, готовые на­житься на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты и клеветники — таковы характеристики журналистов бульварной прессы.

Сотрудники редакций часто комплектовались из случайных людей, искавших в газете заработка. В России до начала XX в. не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы журна­листов.

Правовое положение журналистов, как пишет об этом Б. И. Есин, было в то время жалким. «Ни в одном законе государства права представителей печати не были предусмотрены. Администраторы различного ранга могли потребовать недопущения в печати статей и заметок, казавшихся неугодными, предосудительными... Не уди­вительно, что такие условия толкали некоторых из них на унизи­тельные поступки, заставляли сводить личные счеты»*.

Особенно тяжело было работать в провинции: «Журналист ра­ботал по 15-ти часов в сутки и месяцами питался чаем да черствой колбасой»**. Нужных людей набирали к сезону подписки, а когда тираж был набран, могли снова уволить. Крайне бесправными и неуважаемыми были репортеры. В «Биржевых ведомостях», где от­дел хроникеров занимал второй этаж, а остальные редакции на­ходились на третьем, одно время висела табличка: «Хроникерам вход в редакцию воспрещен».


Очень выразительный портрет типичного скандального репор­тера Шлепкина написал А. Чехов в рассказе «Два газетчика». Этот Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеден­ном яйце:

Чем, по-твоему, плохо выеденное яйцо? Масса вопросов! Во-первых, когда ты видишь перед собой выеденное яйцо, тебя охватывает негодова­ние, ты возмущен! Яйцо, предназначенное природою для воспроизведе­ния жизни индивидуума... понимаешь? жизни!., жизни, которая, в свою очередь, дала бы жизнь целому поколению, а это поколение тысячам будущих поколений, вдруг съедено, стало жертвою чревоугодия, прихо­ти! Это яйцо дало бы курицу, курица в течение всей своей жизни снесла бы тысячу яиц... — вот тебе, как на ладони, подрыв экономического строя, заедание будущего! Во-вторых, глядя на выеденное яйцо, ты радуешься: если яйцо съедено, то, значит, на Руси хорошо питаются... В-третьих, тебе приходит на мысль, что яичной скорлупой удобряют землю, и ты советуешь читателю дорожить отбросами. В-четвертых, выеденное яйцо наводит тебя на мысль о бренности всего земного: жило и нет его! В-пя­тых... Да что я считаю? На сто нумеров хватит!

Когда его коллега (по рассказу) Рыбкин, не дослушав прияте­ля, повесился оттого, что все «кругом друг друга едят, грабят, топят, друг другу в морды плюют», «Шлепкин сел за стол и в один миг написал: заметку о самоубийстве, некролог Рыбкину, фельетон по поводу частых самоубийств <...> и еще несколько других статей на ту же тему. Написав все это, он положил в карман и весело побе­жал в редакцию, где его ждали мзда, слава и читатели»*.

Нельзя, конечно, представлять дело таким образом, будто ре­портерские отделы были сплошь заполнены сомнительными лич­ностями. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров-профессионалов (взять того же Гиляровского), масте­ров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, ост­роумными и подчас смелыми людьми... Они умели анализировать психологические (но не социальные) мотивы поведения отдель­ных людей, они особенно гордились достоверностью своих мате­риалов»**.

Один из лучших российских журналистов, король фельетона Влас Дорошевич писал о профессии репортера с большим уваже­нием. Он отмечал, что она составляет «фундамент газетного дела», хотя за репортерами тянется дурная слава с тех времен, когда их, «грязных, нечесанных, немытых не пускали дальше передней»,


 


* Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. М., 1980.

** Волков А. И. По газетному морю. М., 1926. С. 78.


* Чехов А. П. Поли. собр. соч. М., 1946. Т. 4. С. 406.

** Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. С 49.


когда они «подслушивали разговоры, сидя под столом, потому что их никуда не пускали, и их никуда нельзя было пускать». Он говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера, чтобы каждый из них мог громко, открыто, с гордостью и досто­инством сказать: «Я репортер»*.

Существенно изменилась профессия после Октябрьской рево­люции. Поменялся строй, изменилась журналистика, другими ста­ли требования к журналисту, который должен был стать идеоло­гическим проводником и пропагандистом решений партии. Есте­ственно, старые журналисты ушли из газет, их не взяли в штат, да многие из них и сами не захотели служить новой власти. Иные эмигрировали, кто-то нашел другую работу. Многие стали просто литправщиками, поскольку новые пролетарские кадры были ма­лообразованными. Газеты испытывали нехватку кадров. Небольшая группа блестящих публицистов ленинской школы ушла на партий­ную и советскую работу.

Кризис газетчиков был налицо. И тогда VIII съезд партии, со­бравшийся в 1919 г., особое внимание уделил комплектованию редакций кадрами. Он предложил всем партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергич­ных и преданных работников». Начался активный учет бывших журналистов, перешедших на другую работу, и перевод их в ре­дакции.

Наряду с комплектованием штатов редакций, проводилось со­циологическое изучение состояния журналистских кадров, осо­бенно руководящих. Власти были озабочены выяснением стажа работы, партийности, образования и социального происхождения журналистов**. Одновременно развернулась работа по созданию школ и институтов (см. раздел «Журналистское образование»).

К середине 20-х годов, когда руководящие кадры газет были в основном укомплектованы, занялись улучшением репортерского состава редакций. В 1926-1927 гг. активно проводились социологи­ческие исследования репортеров, велись дискуссии о том, как ук­репить и поднять авторитет профессии.

К концу 30-х годов в количественном отношении редакции были уже укомплектованы и рядовыми сотрудниками, но остро стояла проблема повышения их грамотности и квалификации. Уро­вень образования был низкий. По исследованиям конца 20-х годов

* Дорошевич В. Репортер//Журналист. 1980. № 10. С. 78-80. ** См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: Взгляд соци­олога. М., 1997.


только каждый десятый имел высшее образование, в столице — каждый четвертый. Не обходилось и без курьезов. Так, отвечая на вопросы профессионального журнала «Большевистская печать», некоторые журналисты утверждали, что «Медного всадника» на­писали Луначарский, Лермонтов, Чехов и даже Борис Годунов, а Александр Македонский, оказывается, был воеводой на Руси.

О специальном журналистском образовании и говорить было нечего. Даже в 1930 г., когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7% опрошенных в более чем 300 ре­дакциях имели специальное образование. Опыт журналистской ра­боты у них тоже был невелик, и многие совмещали партийную работу с журналистской.

Трудились журналисты в первые годы после революции в очень тяжелых условиях. Рабочий день их длился 10 и более часов. Зачас­тую уездную газету выпускал один человек, который был и за редактора, и за корреспондента, и за корректора, и за выпускаю­щего, а иногда и за почтальона. Не хватало оборудования, транс­порта, денег.

Эмиль Финн вспоминает о работе в петроградской «Красной газете» в 1918 г.: «Трамваи тогда не ходили. Часто не было света. Помещения не отапливались, приходилось работать в пальто... От­мечу, что ни гонорара, ни зарплаты никто не получал, хотя они и начислялись. Деньги так быстро таяли в цене, что их даже молоч­ницы отказывались брать. Все — квартиры, транспорт, включая железнодорожный, телефон и прочее было бесплатным. Питались мы, подобно всем петроградцам, плохо. Нам выдавали карточки группы "Б", как и всем служащим. В месяц (в лучшем случае) давали по фунту (400 г) мяса (конины!), по фунту сахара и масла, два фунта муки или пшена, кусок душистого мыла, пачку нюха­тельного табаку. Были месяцы, когда муку заменяли овсом. В связи с этим в газете появилась рубрика "Как пользоваться овсом?"»*. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кад­ров, развернутая система их подготовки (к 80-м годам уже 23 уни­верситета страны имели факультеты, отделения или специализа­ции по журналистике) привели к тому, что уровень образования журналистов стал очень высоким. К началу 90-х годов XX в. 95% работников редакций имели высшее и незаконченное высшее об­разование, более 50% — журналистский диплом (хотя в районных газетах этот показатель был в два-три раза ниже). Журналистская профессия стала весьма престижной, а журналистский корпус достаточно квалифицированным.

* Солдаты слова. М., 1976. С. 15-16.


Однако перестроечные процессы внесли свои коррективы, из­менив и представления о профессии, ее роли в жизни общества, как бы возвращая ее во времена, характерные для послерефор-менной журналистики XIX в. Из идеологизированной, воспита­тельно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов ин­формационного рынка. Резко увеличивается количество изданий, становятся разнообразнее типы изданий, рассчитанные на самые разные интересы различных групп аудитории. Коммерческий ха­рактер прессы порождает возникновение массовых бульварных из­даний, которые быстро набирают тиражи. Снова профессия ре­портера таких изданий, как и прежде, становится рискованной и скандальной. Хотя наряду с этим возникает целый ряд качествен­ных серьезных информационных и аналитических изданий, СМИ для деловых людей и элит.

Снова журнализм становится разнообразным, разножанровым, разностильным, разноменталитетным. История как бы делает спи­ралевидный виток развития профессии, которая из однообразной и идеологизированной снова становится коммерческой и разно-идейной. А идеологический диктат снова сменяется финансовым, и балом правят не столько идеи, сколько деньги и практическая выгода. Размываются этические, ценностные ориентиры профес­сии. Таким образом, можно выделить следующие характеристики современного российского журнализма как профессии:

♦ профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;

♦ глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;

♦ стала разнообразной, многообразной, многотипной;

♦ стала интересней аудитории;

♦ коммерциализировалась;

♦ обульварилась, пожелтела;

♦ переживает размывание этических и ценностных ориента­
ции.

Итак, профессия медиаторов-информаторов эволюционировала от пророчествующих или транслирующих информацию медиато­ров, от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам, через государственных чиновников, состоящих на служ­бе у правителей, через корпорации сотрудников, занимающихся сбором и продажей новостей своим абонентам, до современного корпуса журналистов, одного из мощнейших информационных ин­ститутов, который порой не без основания называют четвертой властью, до журнализма, который благодаря электронным сетям и телевидению стал глобальным.


Однозначные тенденции информационной медиации на протя­жении длительных цивилизационных циклов не выявляются, пото­му что она циклична. Однако внутри определенного исторического отрезка можно выделить некие линейные эволюционные тенденции преобразования коммуникативно-информационной деятельности из:

♦ пророческой — в реальную, земную;

♦ индивидуальной — в коллективную;

♦ элитарной — в массовую;

♦ монологичной — в диалогичную;

♦ устной — в письменную;

♦ печатной — в электронную;

♦ аксиальной (осевой) — в ретиальную (многолучевую);

♦ непрофессиональной — в профессиональную;

♦ информирования как службы — в творчество и литературную
работу;

♦ литературной работы — в бизнес;

♦ качественного журнализма — в желтый.

В то же время на других этапах существования профессии тен­денции могут стать противоположными, т.е. журнализм развивает­ся как бы по спирали и отчасти возвращается на новом витке к прежним качествам: из профессионального становился полупро­фессиональным, из творческого — информационным, из реаль­ного — виртуальным, из желтого — качественным, из диалогиче­ского — монологическим и т.п.

Развитие профессии приводит к появлению, точнее говоря транс­формации, устного информирования в радиожурнализм, а синтети­ческого слово — звукоизображения — в телевизионный журнализм. В наш век информационной цивилизации наступила эра виртуаль­ного коммуникаторства, глобального сетевого журнализма.

Назовем особенности этого «нового журнализма»,журнализма информационной эры.

♦ Журнализм превращается в глобальный, не имеющий про­
странственных и временных границ.

♦ Журнализм подчинен всем закономерностям нерасчлененно-
го информационного потока, циркулирующего в глобальных се­
тях, становится органично вплетенным в другие типы информа­
ции (рекламной, научной, деловой, политической, художествен­
ной, личной и т.п.).

 

♦ Становится супероперативным, когда сообщение и восприя­
тие сообщения могут совпадать во времени.

♦ Журнализм характеризуется универсальностью, полифункци­
ональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять


разнообразные потребности и интересы аудитории — от информа­ционных и просветительских до развлекательных и рекламных. В то же время он все более специализируется (диверсифицируется), всвя­зи с многообразными интересами разных групп аудитории.

♦ Глобальный журнализм приобретает черты массовой культу­
ры, хотя одновременно может поставлять информацию и взаимо­
действовать со специальными, в том числе элитарными группами.

♦ Журнализм стандартизируется, шаблонизируется, подчиня­
ясь массовому стреотипизированному информационному продук­
ту, циркулирующему в сетях. Однако он имеет потенцию стать еще
более креативной творческой профессией, поскольку возможнос­
ти для проявления творчества в условиях глобального сетевого об­
щения весьма велики.

♦ Журнализм становится синтезным, объединяющим разные
способы представления информации: текст, графика, цвет, дина­
мическое изображение, звук и т.п. Особой чертой журнализма яв­
ляется его разностильность, разнохарактерность, разноплановость.

♦ Новый журнализм характеризуется интерактивностью, когда
журналист может общаться со всей аудиторией в режиме непос­
редственного диалога.

♦ Журнализм становится саморегулируемым, ибо по каналам
обратной связи немедленно получает рекламации на свои публи­
кации и постоянно корректирует их в зависимости от реакции
потребителей информационного продукта.

♦ Информация как продукт журнализма все больше приобре­
тает свойства товара или услуги наряду с другими видами услуг,
предоставляемых глобальными сетями.

♦ Необыкновенно расширяются границы и возможности полу­
чения журналистом информации по глобальным сетям для осмыс­
ления, обобщения и передачи аудитории. Но в этой связи журна­
лизм превращается в информационно-вторичный, поскольку ин­
тернет-источники нередко вытесняют непосредственное знакомство
с объектом, прямое наблюдение ситуации, общение с участника­
ми на месте события.

♦ Журнализм все чаще становится «надомной» работой с ком­
пьютером, не обязательно связанной с постоянным присутствием
в редакции, как это было прежде. Требует владения современными
компьютерными технологиями.

♦ Усиливаются его возможности к манипулированию обществен­
ным мнением, к давлению на аудиторию при помощи информа­
ционных технологий. Одновременно свобода выбора информации
в электронных сетях дает возможность аудитории противостоять
информационному диктату.


 

♦ Журнализм становится все более толерантным, терпимым к
разным позициям, циркулирующим в сетях. В то же время у журна­
листов есть возможности содействовать высоким просветитель\ским
идеалам, быть полпредами высших гуманистических ценностей,
адресоваться к духовной сфере людей.

♦ Журнализм содействует интеграции народов, интенсифика­
ции культурных и личных связей, консолидации людей, и в этом
смысле важным фактором формирования цивилизации.

Сейчас колоссально повышается роль журналистской профес­сии, созидающей информацию и ответственной за нее, поскольку планета и ее информационное поле не должны заполняться «гряз­ной» деструктивной, отрицательной информацией. Качество ин­формации становится глобальной экологической проблемой и осно­вой устойчивого развития цивилизации.

Журнализм в мире профессий

Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегда на виду, всегда в гуще событий. Но если спро­сить, в чем специфика этой профессии, чем она отличается от других, многие затруднятся ответить.

Понятие профессия восходит к латинскому professio и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комп­лексом теоретических знаний и практических навыков, приобре­тенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Слово профессия образовано от глагола profiteer, что означает «объявлять своим делом, своей специальностью, признавать сво­им занятием, преподавать, читать лекции, предлагать, предъяв­лять». Слово профессор восходит к тому же корню.

Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности(от лат. specialis — особенный, своеобразный), т.е. определенные виды дея­тельности в рамках профессии. Таким образом, если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то, например, о газетчиках, тележурналистах, радиожурналистах, ра­ботниках информационных агентств, журналистах интернет-СМИ и др. Сейчас часто на факультетах журналистики готовятся и специ­алисты по рекламе и паблик рилейшнз (связи с общественностью).


В рамках специальностей можно выделить специализации по ви­дам деятельности, жанровой специализации: например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и ра­диопередачи и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализи­руются в определенной тематике, и такое деление называется про-филизацией: журналист, пишущий на политические, экономичес­кие, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций. Известный профессиолог Е. А. Климов разли­чает профессии пяти типов.

Социономические (от лат. societas — общество), предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек—человек» (на­пример, продавец, учитель).

Сигнономические (от лат. signum — знак) профессии «человек-знак», предполагающие взаимодействие со знаковыми системами (например, программист, бухгалтер).

Артономические (от лат. ars, artis — образ, искусство): творчес­кие профессии типа «человек — художественный образ», взаимо­действие с системами художественных образов (писатель, худож­ник).

Сельскохозяйственные типа «человек — природа», взаимодей­ствие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец).

Технические типа «человек — машина», взаимодействие с тех­ническими системами (шофер, токарь).

Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в современной журналисти­ке большую роль, особенно с введением компьютеризации в ин­формационный процесс. Опосредованное отношение журнализм имеет и к типу профессий «человек—природа», если понимать ин­формацию широко, как социоприродную систему.

Мир профессий весьма обширен, но полезно сравнить про­фессию журналиста с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспита­нием, творчеством, социальной деятельностью, т.е. с социономи-ческими, артономическими и сигнономическими типами профес­сий. Это коммуникативные, информационные, исследовательские, воспитательные, творческие (креативные) профессии. Сюда ло­гично включить профессии писателя, педагога, политического, государственного, общественного деятеля, оратора, работника ис­кусства, культуры, ученого, историка, судьи, священника. 26


Главный фактор разделения профессий — их функциональное предназначение. Наука — средство познания; идеологические фор­мы — средство в ценностной ориентации; политика — средство социального, политического регулирования; искусство — средство эстетического развития. Журналистика как средство массового ин­формирования включает все вышеперечисленные функции. Жур­нализм чем-то похож на каждую из названных профессий и все-таки имеет свою специфику. В чем она? Попытаемся это выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями.

Журналист и писатель

Прежде всего напрашиваются параллели журналистской про­фессии с писательством: одинаковый инструмент — слово, та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши ка­бинета и объект его произведений — жизнь, зафиксированная в образе, типе, обобщении. Его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, пока­зывая какой-то обширный кусок окружающего мира в его завер­шенности и типичности, в глубинном проявлении.

У журналиста объект — текущая действительность, сегодняш­ние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно, мозаич­но. Целостная картина жизни, ее текучая, пластичная картина скла­дывается из калейдоскопа многих сообщений и событий в их еже­дневном развитии, в динамике. Журналистика, если можно так выразиться, информационная документальная словесность.

А. Д. Аграновский, отец двух известных журналистов Анатолия и Валерия, еще в 30-е годы ярко писал об отличии журналистской профессии от писательской: «И сколько бы писатель ни клялся, что писал об одной деревне, ему не поверят. Читатель не замедлит обобщить выводы. Таков удел художника... Но когда мы пишем: "Сидор", читатель знает, что мы беседовали с Сидором, а не с Петром; когда мы говорим, что было в деревне Павловка, никто не сомневается, что речь идет о Павловке, а не о Федоровке... Мы говорим об одной волости, мы пишем о ней, "какая она есть" сегодня и какие требования предъявляет она к нам и мы к ней на данный отрезок времени»*.

Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новиз-

* Аграновский А. Д. Очерки разных лет. М., 1960. С. 107—108.


ну и свежесть. Журналистская профессия обязывает оценивать со­бытия быстро, обладать особой проницательностью, чтобы в на­рождающемся увидеть, поймать, не упустить важное, существен­ное, достойное обнародования. К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценно­сти формы художественного произведения.

Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной. Блестящий публицист Лариса Рейснер, с присущими ей образно­стью и полемическими преувеличениями, сравнивая писателя и журналиста, явно отдавала предпочтение своей профессии: «Са­мая интересная книга в наше время — это хорошо друг к другу прилаженные газетные вырезки. В них экстракт дней и ночей чело­века. Литература — хромой подслеповатый барин, газета — живой спортсмен, тренирующий себя у финиша. Газетный журналист ог­раничен временем, местом и дает события в максимально сжатом виде. Писатель должен эти события подробно расшифровывать»*. Литература — познание человеческой сущности, психологии личности и ее поступков, познание процессов жизни в художе­ственных образах. Журналистика — понимание и отражение жизни через конкретные жизненные ситуации, факты, общности и лю­дей на эмпирическом уровне.

Однако вполне уместно сфокусировать внимание на основном сходстве двух профессий: их инструмент — слово. И не только сло­во, как таковое, а Слово, Логос, смысл, глубинное внутреннее исконное значение, которое писатели, как правило, чувствуют очень точно, выражая в нем его Сущность. В журналистике же, к сожалению, часто слово становится недостойным самого себя, являет шелуховую, стершуюся, затемненную, пустую оболочку.



Просмотров 1954

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!