Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Активизация умственных процессов



Для журналистской профессии и для процесса ее познав стенах вуза крайне важно развивать внимание и наблюдательнс память, мышление и воображение, углублять процессы воспрй тия и понимания, короче говоря, активизировать умственные: цессы. Но, прежде всего, нужно объективно оценить свои логические особенности: памяти (слуховая, зрительная, мот


ная, логическая, образная, смешанная и т.п.), внимания (тип, объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость и т.п.), мышления (широта, глубина, быстрота, логичность, образность, способность к анализу, синтезу и т.п.), воображения (способность £ ассоциативному мышлению, интуитивность и т.п.).

На основе полученных данных и нужно развивать те способно­сти, которые вам особенно пригодятся в учебе и в будущей про­фессии. Помогут в этом многочисленные психологические прак­тикумы и книги, которых много в книжных магазинах, часть по­мешена в нашем списке литературы. Здесь подробнее остановимся на развитии памяти, внимания и наблюдательности.

Развитие памяти

Память, как известно, играет огромную роль в учебной дея­тельности. Ее можно развивать, это один из наиболее легко трени­руемых умственных процессов.

Памятьв словарях определяется как отражение прошлого опы­та, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше воспринимали, переживали или

делали.

Без памяти человек перестает существовать как личность. Вспом­ните рассказ Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» о ман­курте, человеке без памяти. Это не человек даже — это просто неодушевленная оболочка человека.

Процессы запоминания являются важнейшими в жизни чело­века, потому что позволяют ему ориентироваться в мире, рабо­тать, творить, создавать новое, общаться с другими людьми, на­слаждаться процессом познания.

Резервы памяти у человека огромны. Ученые утверждают, что из 15-17 млрд нервных клеток большинство людей использует

лишь 4%.

Более или менее эффективно резервы памяти может использо­вать лишь 1% населения земного шара. История знает примеры поистине феноменальной памяти, как правило, у знаменитых людей. Прекрасной памятью обладали Ломоносов, Пушкин, Че­хов, Короленко, Горький, Вернадский, Павлов, Кони, Моцарт, Вольтер, Маркс, Ленин и др.

Александр Македонский знал по именам всех своих солдат, количество которых исчислялось десятками тысяч. Римский фило­соф, живший в начале новой эры, Луций Анней Сенека мог по­вторить до 2 тыс. слов, не связанных по смыслу. Царь Понта Мит-Ридат знал языки всех 22 народов, населявших его владения.


Хранитель ватиканской библиотеки Джузеппе Меццофаь совершенстве овладел 57 языками, а немецкий профессор Ге терман знал 132 языка. Недавно по телевидению показали наше современника Вилли Мельникова, который знает 97 языков,?! том числе древние, очень редкие, может думать на этих языках; даже писать стихи.

И прошлая наша история хранит примеры удивительной мяти. Об этом пишут в своей книге «Как воспитать волю и хар тер» Л. И. Рувинский и С. М. Хохлов. Народная сказительниц И. А. Федосова (1831—1899) даже в преклонном возрасте по па* ти могла рассказать до 30 тыс. стихов. К. И. Чуковский вспоминав что, когда известного историка Е. В. Тарле спросили о пугачевскс восстании, он «воспроизвел наизусть письма и указы Екатерины 1| отрывки из мемуаров Державина, какие-то неизвестные ар^ данные о Михельсоне, Хлопуше, о яицких казаках», мог привес на память любые исторические документы.

Гениальный шахматист Алехин вслепую играл на 40 доска! одновременно, прекрасно ориентируясь в расположении фиг Известно, что академик Иоффе пользовался логарифмической таС лицей по памяти.

Моцарт в 14 лет услышал мессу в римском соборе Петра и ме воспроизвести ее наизусть. Бетховен и Рахманинов тоже обла уникальной музыкальной памятью. Прекрасная художественна память была у художника Ге.

Об удивительных свойствах памяти московского репортер! С. В. Шерешевского рассказал профессор А. Р. Лурия в книге «Ма ленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста». Ученый всп<Й минает, что в 1926 г. Шерешевского прислал в психологичес* лабораторию редактор одной из московских газет. Поводом послу* жил случай, который произошел накануне. «Редактор дал ряд слож-| ных поручений и был возмущен, что Шерешевский ничего не писывает. Это, в свою очередь, вызвало недоумение репорте! зачем переводить бумагу — он без запинки повторил слово в слов(^| все длинные указания».

У Шерешевского практически отсутствовали границы памяти,] Он запоминал на долгие годы таблицы из длинного ряда ^ комбинации слов незнакомого ему языка, произвольный набора слогов. Шерешевский хотя и обладал от природы уникальной па-j мятью, но широко пользовался приемами техники запоминания,.j или мнемотехники.

Для развития памяти нужно активно заниматься ее трениров-^ кой.


Известный психолог В. Леви («Охота за мыслью») приводит некоторые данные о том, как меняется продуктивность памяти в зависимости от некоторых условий. Лучше материал запоминается перед едой, чем после, когда кровь от мозга перетекает к органам пйщеварения и тормозятся все умственные процессы. Память луч­ше утром, чем вечером. Женщины, как правило, запоминают луч­ше, чем мужчины, возможно, в связи с тем, что у них лучше развито правополушарное, образное мышление, а известно, что образное запоминание продуктивнее логического. Очевидно, по этой же причине у сельских жителей память лучше, чем у горожан. Хотя история знает примеры, когда хорошая память сохраня­лась до глубокой старости, все-таки у большинства людей в моло­дости память лучше. Она «набирает обороты» до 25 лет, далее при­мерно до 45 лет остается на одном уровне, затем ухудшается. Сту­денты именно в том возрасте, когда весьма продуктивно могут и должны работать над улучшением своей памяти.

Исследованиями психологов выявлено, что в первую половину учебной недели идет нарастание показателей памяти, с четверга по субботу — снижение. Точно так же в начале семестра материал запо­минается быстрее и прочнее, чем в его конце, и в первом полугодии лучше, чем во втором. Замечено, что у студентов младших курсов к концу лекций ухудшается запоминание, а у студентов старших кур­сов наоборот. В период устойчивой работоспособности в середине лекции продуктивность памяти у девушек выше, чем у юношей*.

Что же нужно знать, чтобы тренировать свою память? Прежде всего, определить, какого типа ваша память: зрительная, слуховая, моторная или смешанная. Различают образную память, связанную с первой сигнальной системой и образным правополушарным мыш­лением, и логическую, связанную со второй'сигнальной системой и левополушарным логическим типом мышления. Чистые типы памяти весьма редки, они встречаются только у 6% людей. У ос­тальных обычно смешанный тип памяти, но с преобладанием ка­кого-либо одного.

При желании запомнить что-то на короткое время включаются механизмы кратковременной памяти, если надолго — долговременной. Долговременная память связана с изменением структуры белка ри­бонуклеиновых кислот. Потенциальный объем долговременной па­мяти огромен — 1015. В идеале мы могли бы запомнить всю информа­цию, которая хранится в фондах Ленинской библиотеки.

* См.: Адаптация учащихся и молодежи к учебной деятельности. Иркутск,

1986.


1 -927


Экспериментально установлено, что обычно человек однократного прослушивания может запомнить всего 50 формации: не более 8 цифр, 7 букв русского алфавита или 6 i не связанных друг с другом по смыслу.

У большинства студентов факультетов журналистики, по, ным экспериментов, память смешанного типа, что соотве особенностям профессии, хотя зрительная память развита ше, чем слуховая, а эмоциональная преобладает над логичес Они лучше запоминают лица, чем внешние приметы обстанс детали действия. Будущему журналисту, естественно, очень i хорошая память, тем более что в некоторых случаях не уд пользоваться ни блокнотом, ни магнитофоном, и тогда Bbipj только память.

Следуя принятому в учебном пособии принципу, перечне некоторые правила и приемы для тренировки памяти.



Просмотров 1043

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!