![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Правило восьмое: старайтесь использовать полученную информацию в своей практической деятельности. 3 часть
♦ ♦ Читаем книжные и литературные периодические издан* ♦ Стараемся познакомиться с творчеством лауреатов литер К сожалению, эти «компасы» в море современной литерат студенты практически не называют в своих анкетах, поиск худС жественной литературы в основном пока процесс стихийный случайный. Проще в чтении учебной и научной литературы.Есть програмь и преподаватель. Но и тут свои проблемы. Кроме обязательной. тературы программа рекомендует много дополнительной, и не ходимо из нее выбрать самое ценное и полезное. Часто проч* нужно не всю книгу, а только главу или даже фрагмент глав* причем в списке не всегда есть ссылка именно на этот отрьц Поэтому не пренебрегайте консультациями с преподавателей попросите его дать краткое описание рекомендованных книг, щ мочь вам в их выборе в соответствии с вашими учебными, npocj сиональными, личностными интересами. И не старайтесь обт необъятное (вспомните Козьму Пруткова). Полистать можете мн| гое, однако для изучения выберите самое необходимое. Но главная кладовая, из которой вы будете черпать новые звания для чтения, это библиотечный каталог.Если кто-то из испытал счастье рыться в каталогах больших библиотек, где нятся и старые книги, тот помнит то удивительное волнение счастье, когда находится редкая, но такая нужная вам книга, когда случайно, перебирая библиографические карточки в кат логе, вы натыкаетесь на какое-то поразившее вас название, прашиваете эту книгу из хранилища и берете в руки старый то« порой открывая для себя забытого автора, и с упоением читаетет| тиши библиотечных залов. Поиск литературы в каталогах ведется по автору или по пр мету. Первый каталог называется алфавитным,второй — предме ным.Например, вас интересуют проблемы творчества или cj ства массовой информации, экология или творчество Флобера все это можно найти в каталогах под соответствующими предме ными указателями. Если вы хотите мысленно посетить лучшие музеи мира познакомиться с живописью Эль Греко, например, вам доста? из хранилища альбомы всех времен, напечатанные в разных стра-лах: цветные и черно-белые, с комментариями и без. Вы увидите руины Древней Греции и архитектурные памятники Египта, будете путешествовать по парижским улицам и в лондонском тумане, кататься в гондоле по Венеции или посетите музей Рембрандта в дмстердаме, галерею Уффици и Питти во Флоренции. Вы будете держать в руках старые манускрипты, рукописные книги с изумительной книжной миниатюрой, выполненной в единственном экземпляре, переплетенные кожей с золотыми застежками. Но для этого нужно попасть в отдел редких книг. Кстати, в университете на Моховой есть замечательный музей в Круглом зале, где прежде защищались диссертации, и там можно тоже познакомиться с редчайшими книжными экспонатами. Короче, в путь за интересной и нужной вам книгой! Но вот вы держите ее в руках. Что делать дальше? Прежде всего познакомьтесь с книгой:посмотрите, кто автор, когда он жил, как он характеризуется во введении, заключении или примечаниях к книге. Если об авторе нет никаких данных, загляните в словари и энциклопедии, Словарь Брокгауза и Эфрона, Словарь Граната, Большую советскую энциклопедию, Британскую энциклопедию или энциклопедию Кирилла и Мефодия (кстати, многие энциклопедии сейчас есть в банках Интернета). Если это писатель, можно взять в руки литературную энциклопедию, если философ — философскую и т.п. Далее ознакомьтесь с выходными данными книги: где, когда, каким издательством опубликована, каков тираж. Прочтите аннотацию, краткое содержание книги, оглавление. Полистайте, посмотрите, как она напечатана, трудна ли в чтении, есть ли иллюстрации, схемы, таблицы. И дальше решайте, читать или не читать. А если читать, то для чего. Главное, четко понимать, с какой цельючитать книгу: ♦ чтобы узнать что-то новое, важное, интересное, полезное ♦ получить эстетическое удовольствие; ♦ просто познакомиться с данным автором, системой его идей ♦ отдохнуть или развлечься и т.п. В зависимости от цели чтения, вашей осведомленности о предаете описания, от степени сложности идей, стиля изложения, Других причин будет разным и способ чтения.Одни книги мы читаем легко и быстро, другие медленно и трудно; одни можем пробежать глазами в метро, другие нужно осваивать в тишине, за пись- 13- менным столом с карандашом в руках. Такое чтение, которс гулирует способ и скорость чтения в зависимости от целей и| рактера книги, называется динамическим. Художественную литературу, особенно серьезную, ci Л. Толстого, Т. Манна или У. Фолкнера, мы будем читать но, впитывая каждое слово, идею, образ. Подчеркнуто медле* проговаривая вместе с поэтом, наслаждаясь каждой строкой, дем читать стихи. Но и среди художественной литературы есть произведе* которые читают быстро: приключенческая, детективы, сери? любовные романы, в которых, как правило, интересует сюжетная канва. Совсем быстро мы пробегаем газетный те! выискивая в море сообщений интересные именно для нас hof (информационная избыточность такого текста достигает 75%),- А научную литературу, особенно если мы плохо осведомле! в проблеме, читаем очень медленно. Иногда на одну страницу • буется целый час. Таким образом, нужно четко определить цель чтения и в ветствии с характером книги выбрать соответствующий спс чтения. Способов этих несколько: ♦ ознакомительный, когда вы бегло знакомитесь с содерг ♦ выборочный, при котором углубленно изучается какой-i ♦ полный, когда все произведение осваивается глубоко и пс Бывает чтение пассивное — так мы обычно читаем художест ную литературу, бывает активное, с проработкой, когда мы ос» ливаем текст, структурируем его, конспектируем или прямо}! тексту (если книга своя) выделяем, подчеркиваем какие-то менты, делаем на полях замечания и т.п. Библиотечную особенно нужную, конспектируем или выделяем нужные фр менты закладными листами. Хотя художественную литературу обычно читают без npof ботки, пассивным типом чтения, студентам, изучающим истор* литературы, приходится произведения, требуемые программе читать с карандашом в руках или конспектируя, отмечая осне ные идеи, характеристики героев, особенности стиля и т.п. Если у вас в руках художественное произведение, вы вряд будете заглядывать в конец книги, чтобы узнать, чем дело конч! ся, а читаете страницу за страницей, следя за авторским повеет ванием и судьбами героев именно в той последовательности, кую выстроил автор. Иной способ чтения разрушает художес лу логику произведения, мешает полноценному эстетическому восприятию текста. Совсем другое при изучении научной литературы. Тут тоже важно уяснить логику аргументации. Но обязательно нужно познакомиться помимо выходных данных с введением и заключением, полистать книгу, ее отдельные главы, заглянуть в выводы. Все это поможет вам ориентироваться в тексте, сразу выделить основные, важные ее положения, на которых следует сосредоточить внимание. При изучении научной литературы полезно членить текст на основные части, если автор не предусмотрел такого деления, и изучать каждую часть отдельно, постоянно соотнося ее с другими частями, другими идеями и выводами автора и главной концепцией книги. «Самообразование требует самодеятельности, но самодеятельность эта должна выражаться не в самонабивании головы плохо усвоенными сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии», — говорил известный исследователь искусства чтения Сергей Иннокентьевич Поварнин, книга которого «Как читать книги» выдержала несколько изданий, и ее можно считать своеобразным бестселлером по этой теме. Приведем некоторые из заповедей читателя, сформулированные Поварниным: 1. Не читайте все книги на один лад, способ должен соответствовать цели чтения. 2. Помните, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных работ «не между прочим», не «ничегонеделание». 3. Неослабно боритесь с ленью мышления и воображения — это злей 4. Добивайтесь, чтобы каждое место книги было совершенно отчет
5. Не зовите других на помощь без самой крайней необходимости, 6. Хотите хорошо читать с проработкой, читайте с пером в руке, 7. Постоянно возвращайтесь к прочитанному. 8. Прочитав книгу, уясните ее сущность. 9. Прежде всего, старайтесь хорошо понять, а потом критикуйте.
10. Читайте необходимое, хотя бы и неинтересное. 11. Читайте лучшее, основное, классическое. Как читать быстрее? Мы уже говорили, что от цели чтения зависит и его скорость. Однако многие из вас читают очень медленно, даже самый простой текст не в состоянии прочитать быстрее, чем 150—200 слов в 13' минуту. Между тем чтение — одна из основных форм вашей уче ной работы. При помощи зрения человек получает около 80% формации. А поток этой информации увеличивается в геометр» ческой прогрессии. Специалисты подсчитали, что каждые 10 леобъем информации удваивается. Ежегодно в мире выходит боле 200 тыс. названий книг, газет, журналов. Прибавьте к этому orpov ные запасы информации в Интернете. А каковы же возможности человека освоить эту колоссалы лавину информации? Если вы будете читать ежедневно по 50 ст ниц со средней скоростью 300 слов в минуту, то прочтете за свои жизнь около 3 тыс. книг. По подсчетам ученых, существует преде для восприятия человеком письменной информации — примерно 18 тыс. книг, 1,5 млрд слов. Но это огромная цифра, к которой даже отдаленно не приближается большинство людей. В принципе мозг может овладеть 2,8 х 1020 бит информации, т.е. освоить 6 инс странных языков, программу трех вузов и запомнить все 100 тыс< статей Большой советской энциклопедии. Поэтому очень важно научиться читать быстро, конечно, нетеряя при этом скорости усвоения информации. По сведениям специалистов по технике быстрого чтения, су-" ществует несколько степеней, по которым без труда можно прове-* рить, с какой скоростью вы читаете. Низкая скорость чтения — около 150-200 слов в минуту. Средняя скорость — около 250. Выше средней — около 300. Быстрая — около 450. Очень быстрая — около 550. Сверхбыстрая — более 600 слов. Авторы методик по скорочтению (см. работы О. Андреева, Л. Кузнецова, Л. Хромова и др.) утверждают, что в результате обучения можно увеличить скорость чтения до 500 слов в минуту, т.е. читать около 100 страниц в час. Известны примеры феноменальной скорости чтения. Очень быстро читали Маркс, Ленин, Толстой, Чернышевский, Блок, Горький, Бальзак, Джон Кеннеди (к слову сказать, у всех была изамечательная память). Говорят, что у Наполеона скорость чтения достигала 2 тыс. слов в минуту. Горький успевал изучить рукопись, присланную ему на рецензию, за 20—30 минут, причем и через несколько месяцев мог точно пересказать ее содержание, отметить даже стилистические ошибки. Те, кто был в музее Горького, видел его огромную в 10 тыс. томов библиотеку, которой он активно пользовался. Подсчитано, что в романе «Клим Самгин» в той или иной связи упомянуто книг. Горький был энциклопедически образованным человеком (как и все вышеназванные писатели и общественные деятели), в значительной мере благодаря тому, что умел быстро читать. А с какой скоростью читают студенты? Исследования показывают, что до 70% первокурсников имеют низкую скорость чтения, т.е. 150—200 слов в минуту. Специалисты по скорочтению указывают три основных недостатка традиционных методов чтения. 1. Артикуляция при чтении или проговаривание того, что читается. Тогда информация перерабатывается с участием речевого и слухового канала, а его пропускная способность значительно ниже, чем зрительного. Каким образом избавиться от этой замедляющей чтение привычки? Предлагается несколько способов. Можно зажать что-то в зубах, плотно сомкнуть губы и т.п. Но это механическое преодоление вокализации. А желательно подавить внутреннюю вокализацию. Специалисты советуют читать с одновременным выстукиванием специального ритма (1 111 1 1 1 1), пением, мысленным счетом и т.п. При этом информация воспринимается только глазами, а артикуляционный аппарат в процессе чтения не участвует. 2. Малое поле зрения при чтении, когда человек читает буквами, слогами или словами, а не фразами. Глаз очень часто делает остановки (так называемые фиксации) на словах, что и замедляет процесс чтения. Быстрое чтение — это чтение понятиями, предложениями, законченными отрезками мыслей, даже абзацами. Бальзак, который читал сверхбыстро, сам описывает такой способ чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигало у него скорости феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строк сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему уяснить смысл целой фразы». Чтобы расширить поле зрения, можно тренировать его при помощи таблиц Шульте. Их вы найдете в пособиях по быстрому чтению. Можно воспользоваться журналом «Журналист», который есть в любой библиотеке (1973. № 10. С. 73). Таблицы — это десять прямоугольников 20 х 20 см, разграфленных на 25 клеток (5 по горизонтали и 5 по вертикали), в которых записаны цифры в произвольном порядке от 1 до 25. Эти цифры на каждой карте нужно найти одну за другой, показывая их карандашом от 1 до 25. При этом важно фиксировать взгляд на середине таблицы. Если вначале эта операция занимает около минуты, то в результате трениро ки, благодаря сформированному навыку видеть всю таблицу щ ликом, скорость считывания возрастает до 25 секунд или меньшей Кроме того, есть различные упражнения с шаблонами, кото-!! рые закрывают определенные цифры или буквы (образцы шаблонов см. в кн.: Вормсбехер В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час. Кеме-рово, 1976). Сейчас широко распространены большие цветные таблицы, где считывать нужно цифры, окрашенные в разный цвет(см. книги О. А. Андреева). 3. Недостатком традиционного чтения являются возвратные движения, или регрессии, когда глаз возвращается к непонятным словам, фразам, предложениям и происходит повторное чтение $ текста. Конечно, содержание должно быть отчетливо понято, но, иногда эти возвратные движения глаз связаны с тем, что мы невнимательно, лениво, не пытаясь сразу вникнуть в смысл, «про-, бегаем» текст. Поэтому лучше научиться читать с оптимальной скоростью, при которой с первого раза усваиваются основные положения текста. Существуют механические устройства, при помощи которых можно увеличить скорость чтения, в частности тахистоскопы, пай- | серы и др., в которых текст подается с заданной скоростью или при помощи шторок показывается на определенное время. Мож-'. но воспользоваться и обычным листом бумаги: читать, закрывая уже прочитанное. Очень удобно тренировать скорость чтения припомощи определенных, все увеличивающихся скоростей сканирования компьютерного текста. Но такие механические приемы, естественно, не решают проблемы полноценного и быстрого чтения, потому что, если вы чего-то не поняли сразу, необходимо прочесть это еще раз. И воттут возникает главная проблема — проблема глубокого понимания и усвоения текстапри быстром чтении. Потому что перечисленные механические приемы помогают ускорить процесс чтения. Но чрезвычайно важно, чтобы при этом было достигнуто и полное, глубокое усвоение и понимание смысла прочитанного. Для этого авторы статей и книг по скорочтению предлагают разные модели работы с содержанием. В частности, чтение с алгоритмом (см. работы О. Андреева, Л. Хромова), в который входят: 1. Выходные данные книги (наименование, автор, источник, 2. Фактические данные. 3. Особенности излагаемого материала. Какие из них кажутся 4. Новизна материала и возможность использования его в практической работе. Конечно, главным является уяснение смысла, основной идеи текста. Перед тем как обучаться по данной методике быстрого чтения, ставят задачу каждый раз ответить на эти вопросы, а также выделить ключевые слова, смысловые ряды и принять решение по прочитанному фрагменту текста. По содержанию текста задаются вопросы (обычно десять), на которые читатель должен ответить. По этим ответам подсчитывают процент усвоения прочитанного. Очень интересную методику смыслового понимания текста предлагает И. Ф. Неволин в книге об организации умственного труда. Она состоит в том, что текст делится на текстовые элементы — мини-смыслы, которые объединяются в подтемы, темы и смысловые зоны. Затем строится диаграмма текста — ДИТЕКС,где на горизонтальной оси отмечены по порядку текстовые элементы, а по вертикальной — типы информации: ФИ — фактическая информация ЭО — эмпирическое обобщение ТИ — теоретическая информация достаточно высокого уровня обобщения РИ — рефлексивная, или оценочная, информация РФ — рефлексия на факты РЭО — рефлексия на эмпирическое обобщение РТ — рефлексия на теорию РР — рефлексия на рефлексию. В пространстве между двумя осями на пересечении порядкового номера текстового элемента и типа информации находятся точки, которые последовательно соединяются прямыми линиями. Таким образом получается график данного текста, который позволяет четко выделить его смысловые элементы, определить тип текста, его логику, отыскать смысловые нелогичности и т.п. Такая диаграмма помогает глубоко понять содержание и, соответственно, быстро его запомнить, а при некоторой тренировке в дальнейшем позволяет точно оценить структуру прочитанного, отчетливее его понимать и, следовательно, быстрее работать. Сам процесс осмысления текста предполагается вести по следующей схеме: 1. Общая ориентация в тексте. 2. Структурирование материала, т.е. выделение основных видов 3. 4. Свертывание информации, т.е. тематическое обобщение. 5. Развертывание, припоминание прочитанного. Конечно, здесь не ставится цель научить вас приемам быстро!,
Формы учебной работы Все общие правила рациональной организации умственно деятельности очень пригодятся в непосредственной учебной раб те: при слушании лекций, подготовке к семинарам, при конспе! тировании литературы, написании письменных работ, создан» журналистских материалов и, конечно, при подготовке к экз нам и зачетам. Очень важно любое новое знание связывать с будущим, таться понять, каким образом оно послужит профессионализации^ Твердое усвоение системы знаний при настойчивой самостоятелЙ| ной работе — вот основное правило, которым полезно руковоШ| ствоваться в процессе учебы на факультете журналистики. ! >| М Лекция Лекция — новая для первокурсников форма учебы, чисто вУ*§ зовская. Слово «лекция» произошло от латинского lectio, что озна«Ц чает «чтение вслух». Лекция — это последовательное, систематй^ ческое изложение учебного материала, какого-либо раздела, ■ предмета. В вузах России по гуманитарным специальностям 50— 60% учебного времени отводится лекциям. Если по курсу есть учебник (а по основным курсам они имеются), тогда в лекции наряду с систематическим изложением материала по теме освещаются и новейшие разработки в этой области. Многие лекции дополняются семинарскими и практическими занятиями, на которых подробно разбираются теоретические положения и связываются с журналистской практикой. Даже если по курсу есть хорошие учебники, лекция все равно бывает незаменимым способом освоения данного предмета, потому что дает лаконичное, четкое, аргументированное представление о важнейших и актуальнейших положениях курса. Сама форма непосредственного общения лектора с аудиторией, живое эмоциональное взаимодействие, возможность вести диалог и дискуссию, отвечать на вопросы студентов способствуют лучшему усвоению и запоминанию основных положений курса. Но как бы ни был талантлив, компетентен и умен лектор, как бы блестяще ни была построена его лекция, часто большая часть сказанного некоторыми студентами бывает не воспринята, потому что они не умеют слушать лекции. Восприятие лекций — это активная мыслительная работа. И культурой слушания нужно овладеть. Прежде всего, как это ни покажется некоторым странным, к лекции нужно готовиться. Давно известно, что лучше воспринимается и запоминается тот материал, о котором слушателю хотя бы кое-что известно. Если же тема совсем незнакома, да к тому же сложна, лекцию будет трудно слушать и понимать. Поэтому перед лекцией необходимо по учебно-методическому плану или программе познакомиться с перечнем тем и вопросов, которые будут освещены лектором. Полезно предварительно посмотреть соответствующую главу учебника или учебного пособия. Лектор часто дает новую информацию, которой нет в учебнике. На нее и следует обратить особое внимание. С помощью учебника можно представить структуру излагаемого материала, а значит, легче ориентироваться в круге освещаемых проблем. Например, если в лекции по «Основам журналистики» вы знакомитесь с темой «Функции журналистики», то хорошо бы в общих чертах представлять систему этих функций. При предварительном знакомстве с темой могут возникнуть вопросы. Запишите их для себя и в ходе лекции постарайтесь получить на них ответ. Если же вопрос остался не освещенным или не понятым, задайте вопрос лектору. Если вы заранее познакомились
Далее: лекцию следует внимательно слушать, включая волевое*f внимание, сконцентрироваться на усвоении материала.В университетской аудитории приходится слушать то, что говорит лектор;>| два академических часа без перерыва, записывая за ним основные з| положения. Конечно, сконцентрировать внимание на такое врел нелегко, потому что, как известно, внимание в зависимости от'! степени интересности материала длится от 20 до 40 минут. Но опьпч 1 ный лектор дает вам возможность отключиться и несколько осла-tl бить внимание путем смены серьезных теоретических положений^ любопытными примерами. Главное же, что при сосредоточенном"-внимании надлежит сделать — это научиться понимать смысл лек- < ции. Что нужно для этого? Во-первых, полезно выделять основные положения, или тезисыл Обычно лектор сам подчеркивает их или при помощи нумерации^ или ориентирующих выражений типа «перехожу к определению», j «запишите главный тезис», «а теперь вывод», «итак» и др. Если влекции нет таких вспомогательных вешек, выделить главное поможет план, который обычно сообщается в начале лекции, или 1 ваше предварительное ознакомление с программой и учебником, f Очень полезно составить схему и структуру излагаемого материала* jj Можно сделать это в процессе лекции, а можно и после, полное-\ тью прослушав и освоив материал. Во-вторых, необходимо вести поэтапный анализ и обобщение» содержания лекции, периодически обобщать и анализировать по-! ложения лектора. Для этого можно использовать перерывы, кото-' рые лектор устраивает, переходя от одного вопроса к другому или'-подбирая соответствующий материал для иллюстрации основных** положений. Полезно в это время глазами пробежать запись, выяснить место изложенного в общей теме, связать с другими вопросами, проверить логичность изложения, достаточность аргументации. Если возникают вопросы или несогласие с лектором, запишите их на полях, чтобы потом выяснить. В-третьих, очень хорошим приемом активизации восприятия является опережение мыслей лектора. Если вы внимательно слушаете лекцию, если она стройно, логично построена, а вы хотя бы вобщих чертах осведомлены о предмете разговора, то можете предугадать некоторые ее положения, составить свое суждение по дан- ■ ному вопросу, подобрать свою систему аргументации, свои факты, примеры, доказательства. Очень часто у студента появляется желание возразить лектору или задать вопрос не в конце лекции, а по ее ходу. Психологи называют такое желание «потребностьюреплики». Опытные лекторы обычно сами дают возможность вставлять реплики, задавать вопросы или вызывать студентов на дискуссию и тем реализуют «потребность реплики», что способствует более активному усвоению материала. Хорошо известно: лучше усваивается то, что закрепляется в диалоге, в активной мыслительной работе. Однако есть лекторы, которые предпочитают строго академический, монологический стиль изложения, не одобряют реплик и вопросов по его ходу. Тогда можно лектору написать записку со своими вопросами либо возражениями и вызвать его на диалог. Хотя в некоторых случаях логично отнести все вопросы в конец лекции. Особо следует сказать о технике записи лекции.Лучше всего иметь тетрадь большого формата, при записи в которой шире обо-зреваемость, отчетливее смотрится структура записи. На титульном листе полезно записать название курса, фамилию, имя, отчество лектора, дни и часы, когда читается лекция, номер аудитории, где она проходит, свою фамилию и имя, курс и номер учебной группы, название вуза и факультета, адрес или телефон. Это нужно для того, чтобы тетрадь не пропала, если вы случайно ее где-то забыли. Кроме того, преподаватель, ведущий семинарские занятия, нередко просматривает конспекты или какие-то письменные задания и должен знать, кому принадлежит тетрадь. Аналогичным образом следует оформлять и тетради с конспектами изучаемой литературы. При записи темы и основные идеи полезно выделять (цветными фломастерами, чернилами, подчеркнуть, взять в рамку и т.п.). Важно оставлять поля— для вопросов, комментариев, новой информации, которая может возникнуть в ходе дальнейшего изложения лектора или изучения дополнительной литературы по этому вопросу и т.п. Писать предпочтительно ручкой, а не карандашом. Не стремитесь все записать со стенографической полнотой (хотя технику стенографии или отдельных ее элементов иногда полезно использовать). Лучше записать основные мысли и самые яркие примеры. Однако степень полноты записи зависит от того, есть ли учебник по курсу, достаточно ли дополнительной литературы по нему, насколько новые, отличные от опубликованных, мысли и факты приводит лектор, насколько хорошая у вас память и т.п.
И наконец, полезно в начале или в конце тетради для конспек* тов сделать оглавление. Оно может быть простым, с перечислением тем курса и страниц, на которых они расположены, или предмет* ным, или хронологическим. В оглавлении выделите авторов, персоналии. Это поможет ориентироваться в записях и особенно пригодится при подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам. .;',
![]() |