Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Специфика журнализма в ряду других профессий



 

КАТЕГОРИИ Журна­лист Писа­тель Педа­гог Поли­тик Уче­ный Худож­ник Судья Свя­щенник
ФУНКЦИИ                
Оперативное информирование ++ +
Пропаганда + + + + +
Исследование + + + + ++ +
Управление, регулирование + + + ++ __ + + +
Воспитание + + ++ ! + + ++
Контроль + + + +   +
Рекреация + + ++
Коммуникация ++ + + + + +
Просвещение + + ++ + + +
ТИП ПРОФЕССИИ                
Социономическая + + + +   + +
Артономическая + ++ ++
Сигнономическая + + + + + 1 +
АУДИТОРИЯ                
Общество ++ + + +
Группа + + + + + +
Личность + + + + + + +
ТИП АУДИТОРИИ                
Массовая + + - + - + - +
Специализированная + + + + + +
ТИП КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ                
Непосредственный + + + + + +
Опосредованный +   +
Устный + + + + + +
Письменный + + + + +
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬ­НОСТИ                
Логический, рациональный + + + + ++ +

 

КАТЕГОРИИ Журна­лист 1иса-тель 1еда-гог Толи-тик Уче­ный АУДОЖ- ник 1-УДЬИ шенник
Чувственный, эстетический + ++ ++ +
ТИП МЫШЛЕНИЯ                
Логическое, понятийное, правополушарное + " + + ++   +
Образное, левополушарное + ++ + ++   +
МЕТОД ПОЗНАНИЯ                
Теоретический + + ++ +
Эмпирический + + + + + + + +
Интуитивный, умозрительный ++ ++ +
ОБЪЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ                
Сфера материального производства + + + +   +  
Сфера духовного производства + ++ + + + ++ ++
ОБЪЕКТЫ (СУБЪЕКТЫ) ОТРАЖЕНИЯ                
Социальные институты + + + ++ +    
Группы + + ++ ++ + + +
Личности + + ++ + + + + +
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ                
Актуальные факты, проблемы и процессы жизни ++ + ++ + + +
Официальные документы + ++ + 0-
Личные документы + ++ + ++
Рассказы очевидце участников, героев событий ++ + + ++  
Специальная и массовая литература + + ++ + +
Научные исследования + + + ++  


КАТЕГОРИИ

Анализ документов, текстов, компьютер-1 ных баз данных Опрос, беседа, интервью Эксперимент ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Актуальные идеи, тематика, проблематика Система идей, аргументов, доказательств Жанровое и композиционное оформление Средства языка и стиля Изобразительные средства (фото, живопись, графика и др.) Телеизображение (синтез изображе­ния, движения, света, цвета, звука) Звук, музыка Практические действия, поведение ЭФФЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Немедленные Отсроченные____ УСЛОВИЯ ТРУДА Ненормированность рабочего времени Повышенная операти вность___ Напряженный ритм труда, высокая степень обязатель­ности выполнения заданий

 

КАТЕГОРИИ Журна­лист Писа­тель Педа­гог Поли­тик Уче­ный Худож­ник Судья Свя- ~Ц шенник Щ
Материалы СМИ, интернет-информация ++ + + 0 Я
Наблюдение ситуации ++ + + + + + +!
Воображение ++ + ++ ++ i
ХАРАКТЕРИСТИ­КИ ПРОФЕССИИ                
Креативность, творческий характер + ++ + + + +
Универсализм, многообразие ++ + + +
Специализирован-ность + + + + ++ ++ ++ +
Ритмологичность ++ + +
Открытость, публичность ++ + ++ +
Фрагментарность ++ + + + +
Оперативность ++ + +
Высокая стрессо-вость, напряжен­ность ++   + ++     ++ +
Повышенная социальная ответственность ++ + + ++ + ++ +
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                
Творческая, литературная + ++    
Познавательная, исследовательская + + + + ++ +
Взаимодействие с аудиторией и социальными институтами ++ + + ++   + +  
Редакторская + +
Организаторская + + ++ + +
Рекламная ++ +
Коммерческая                
МЕТОДЫ ПОЗНА­ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                
Наблюдение + + + + + + +
Размышление + + + + ++ + + +

 

Уче- Худож- судья >~вя-ный ник I | шенник
Поли­тик
Педа­гог
Писа­тель

Курна-лист

+ +

 

++ + ++ + +  
+ 0 ++ + ++    
++ ++ ++
+ +
++
++

+ + ~ о"

Г

+

+ |^_ I + I + I +_ +

т-т^ I +

(П -"Г | о i + i T



Категории профессиограммы 1. Общие признаки профессии
2. Подготовка кадров 2.1 Тип образова­ния
2.2 Социально-демографические характеристики кадров
3. Типовые производственные показатели работы 3.1. Сфера деятель- ности и вид труда 3.2. Типы основ­ ных орудий труда   3.2.1.Вешествен- ные орудия труда 3.2.2.Функцио­ нальные орудия труда
3.3. Информацион-ные признаки, характеризующие типовые производ­ственные показа­тели работы 3.3.1. Особенности
КАТЕГОРИИ Журна­лист Писа­тель Педа­гог Поли­тик Уче­ный Худож­ник Судья щенник!
Работа в помещении + + + + + + + + Т
Работа на открытом воздухе + + +  
Работа в экстремаль­ных условиях ++ ++  
Ночные дежурства + +
Командировки ++ ++
Непредсказуемость, разнообразие условий труда ++   ++   + ++  
Повышенная стрессовость, конфликты, преследования, подкупы, судебные процессы, опасность для жизни ++   + ++   ++  

Примечание:

++ присуще данной профессии в большой степени + присуще данной профессии в определенной степени О присуще отчасти — не присуще


Профессиограмма журнализма

Признаки профессиограммы журналиста

Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникатив­ной, информационно-управляющей, просветительной, рек­ламной, рекреационной функциями

Открытая профессия, в которой могут работать люди с раз­ными типами образования, однако предпочтительнее жур­налистское, филологическое, вообще гуманитарное или спе­циальное (в той области, которая является сферой публика­ций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр, специалист, магистр) или в системе повышения квалифи­кации. Профессия с относительно малой численностью занятых в

ней

Возраст — средний, около 35—40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности (репортер, аналитик и т.п.) варьируется от молодого до среднего и выше. Пол — любой, хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике работают мужчины (60—65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов желателен опыт до-журналистской работы в сфере специализации. Для осталь­ных — разнообразный жизненный опыт Творческий самостоятельный и исполнительский при ши­роких контактах с людьми в сфере информации, управле­ния, материального и духовного производства, в сфере вос­питания людей

Орудия, предназначенные для создания, переработки и пе­редачи информации (пишущие ручки, машинки, компью­теры, принтеры, сканеры, печатная теле- и радиотехника,

средства связи и пр.).______________________________

Выразительные средства устной и письменной речи, образ­ные средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки профессионального поведения. Система задач и правил поиска и преобразования инфор­мации

Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разде лением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская работа и т.п.). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для теле- и радиожурналистов коллективный характер труда свя­зан и с процессом создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей конкретного задания


                       
   
 
     
     
 
       
 
       
 
 
 

5. Условия труда 5.1. Микроклима­тические условия

5.2. Режим и ритм труда

5.3. Основные виды профессио­нальных вреднос­тей

5.4. Социальные и социально-психологические условия, гигиени­ческие условия труда 6. Психологичес­кая характеристи­ка профессиональ­ной деятельности6.1.1. Сенсорные процессы и перцептивные действия (связан­ные с непосред­ственным отраже­нием реальности органами чувств) 6.1.2.Преобладаю-щие виды сигна­лов и загрузка сенсорных каналов

Категории рофессиограммы

ятельности по ризнаку «индиви-уальная—коллек­тивная»

.3.2. Особенности о признаку :амостоятельности аботников

.3.3. Профессио­нальные, деловые онтакты

4. Информацион­ные признаки, характеризующие типовые производ­ственные показате­ли работы4.1. Предмет деятельности

4.2. Цели, функции

4.3. Типы деятель­ности, важнейшие производственные операции, обязан­ности

4.4. Виды трудно­стей


 

но с элементами исполни-

Признаки профессиограммы журналиста

амостоятельная, творческая, тельской

Широкие (с разным и постоянно меняющимся кругом лиц ' разных специальностей и должностного статуса)

Предмет деятельности — актуальные события действитель^! ности во всех сферах (информация, производство, потреб- ' ление, досуг и пр.), информация об актуальных измене­ниях действительности

Удовлетворение потребностей общества как системы и от­дельных его групп в актуальной информации (информиро­вание, просвещение, социальное ориентирование, ком­муникация, интеграция, рекреация, информационное уп­равление, пропаганда, рекламирование и т.п.)

Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источника­ми информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста). Редактирование различного вида текстов. Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами дру­гих СМИ и т.п.).

Работа с авторами и письмами в редакцию. Планирование, организаторская, организационная рабо­та, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир. Участие в рекламной и коммерческой деятельности

Высокая степень социальной ответственности. Высокая степень психологической стрессовости. Опасности для здоровья и жизни. Высокая степень риска.. Частые командировки. Высокий ритм труда. Ненормированность рабочего времени. Трудности работы с источниками информации. Творческие трудности при создании текстов. Трудности в общении с людьми в процессе сбора инфор­мации.


Признаки профессиограммы журналиста

Сложности общения в творческом коллективе редакции.
Трудности в отстаивании независимости, выражении в пуб­
ликациях собственной позиции, отличной от позиции вла­
дельцев или учредителей органа информации.
Сложности учета и выражения интересов аудитории, осо-
бенностей ее восприятия массовой информации________

Работа в помещении. Часто на открытом воздухе во время выполнения редакци­онных заданий с постоянной сменой места работы. В разных климатических условиях (периодически в коман­дировках)

Ненормированный рабочий день, работа в разное вре суток — днем, вечером и даже ночью — ив связи с разны­ми редакционными заданиями и в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время. Работа творческая, разнообразная, не монотонная. Динамичная, связанная с выездом на задания, в команди ровки

Быстрый темп, оперативность.

Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их стрес-

совость.

Высокая степень риска.

Физические и нервные перегрузки

Высокая степень социальной ответственности перед обще­ством и аудиторией.

Высокая степень профессиональной несвободы. Высокая степень психологической стрессовости и связан­ные с этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания, бессонница

Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации — непосредственная и опосредованная, в процессе общения с аудиторией — опосредованная кана­лами передачи, хотя может быть и непосредственной (инте­рактивная связь во время ТВ и радиопередач, в электронных сетевых коммуникациях).

-Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по раз­ным причинам (например, в расследовательской деятель­ности, в работе с документами, в беседе, когда собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информа­цию и пр.)

Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и вза­имоотношения, природные объекты, их состояние, пред­меты и их качества, изображения, тексты (печатные, доку­менты, рукописи и пр.) и т.п.

Содержание слухового восприятия: беседы с людьми, раз­говорная и официальная речь, радио, телеречь.


234


 

Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста
  Особенности тактильного восприятия связаны с процес­сом печатания текстов, работой на компьютере, работой стехникой и пр.
6.2.Умственная деятельность 6.2.1. Общие характеристики умственной деятельности По соотношению умственной и практической деятельности: в основном умственная деятельность, реализуемая в печат­ный текст или эфирную передачу. По виду умственной деятельности: специфическая инфор­мационная деятельность, универсальная, пограничная (или включающая в себя определенные функции) между поли­тической и социальной практикой, общением, наукой иискусством, возможно было бы ее еще назвать информаци­онной практикой, если сами эти понятия не противоречи­ли друг другу. По соотношению чувственных и логических компонентов: преобладают умственные действия, основанные и на чув­ственном, и на рациональном познании, гармоничное со­четание чувственного и словесно-логического познания (вос­приятия). По темпам и интенсивности: высокая степень интенсивно­сти, оперативности, быстроты темпа умственной деятель­ности, нестабильность, разноритмовость и разноуровневость в зависимости от предмета деятельности, возможность са­мостоятельно регулировать темпы деятельности. По объему и значимости специальных знаний:, требуется ши­рокая образованность в сочетании с более углубленными специальными знаниями в одной или нескольких облас­тях, если журналист специализируется на определенной тематике, а также специальные профессиональные, жур­налистские знания
6.2.2.Особенности умственных процессов: внима­ния, наблюдения, памяти, представ­лений, мышления Восприятие, наблюдение: способность к быстрому, точному восприятию, способность хорошо ориентироваться в об­становке, богатство, широта восприятия, умение улавли­вать ускользающие от других детали и особенности наблю­даемого объекта. Внимание: по видам: зрительное, слуховое, произвольное, распреде­ляемое, переключаемое, устойчивое; по объекту наблюдения: динамическое и статическое состо­яние ситуаций, явлений, процессов, с преобладанием ди­намического; по функциям наблюдения: фиксирующее, исследующее, оце­нивающее, контролирующее. Память: по видам: разные виды памяти — зрительная, слуховая, мо­торная, словесно-логическая и эмоциональная, быстрая, точная, кратковременная и долговременная и т.п.; по содержанию (преобладающим видам мнемонических пред­метов): — форма, цвет, величина, расположение, особенности предметов, движение, внешность и поведение людей, осо-

Quot;■;?


Категории профессиограммы


Признаки профессиограммы журналиста

бенности их психических состояний, особенности явлений природы, звуки, шумы и пр.;

— наглядно-образный, изобразительный материал: теле­
изображение, клипы, произведения искусства, фотографии,
реклама, макеты, планы, схемы, диаграммы и пр.;

— словесно-логический материал: печатные, рукописные,
компьютерные, телевизионные тексты, фамилии, термины,
даты, цифры, законодательные акты и другие официальные
и личные документы, идеи, концепции, мысли и т.п.;

— полимодальные представления: сочетание зрительных,
слуховых и двигательных, пространственных и временных
и пр.

По видам и формам запоминания: произвольное и непроиз­вольное, кратковременное, оперативное и долговременное запоминание, точное и быстрое, осмысленное запомина­ние с элементами механического Произвольное воспроизведение

Осмысленное выборочное воспроизведение воспринятого материала в соответствии с целями создания журналист­ского текста, с процессами узнавания, припоминания и воспроизведения.

Воспроизведение точное, но не всегда полное в соответ­ствии с профессиональными задачами. Достаточно высокая степень скорости воспроизведения, но также в соответствии с профессиональными задачами Мышление

Тип мышления: смешанный образно-логический и практи­ческий тип мышления, синтезно-аналитическое мышление, оперативное, гибкое, критичное, широкое (для некоторых специализаций, например, для аналитиков — глубокое, прогнозное) Образное мышление

На уровне оперирования образами: четкое наглядное пред­ставление, воспроизведение по памяти, мысленное срав­нение нескольких образов, перевод образа из одной мо­дальности в другую и пр.

На уровне воссоздания образов: воссоздание по словесному описанию, создание целостного образа из отдельных опи­саний и наблюдаемых объектов, мысленное воссоздание реальной обстановки на основе декодирования объектов и символов

Практическое оперативное мышлениеВ условиях устойчивого стандартизированного трудового про­цесса: понимание сути явлений и процессов действитель­ности, причинно-следственных связей, свойств людей, их поведения, взаимодействия, условий, в которых протекает та или иная ситуация, выявление путей решения выдвину­тых проблем.

В условиях динамичности трудового процесса и изменения ус­ловий работы, когда особенно требуется проявление one-

237


 

Категории профессиограммы ------------------------------------------- ■■ ■■ ■ ■............................................. —•» Признаки профессиограммы журналиста
  ративной самостоятельности мышления: решение оператив­ных задач, включающих комбинирование и уже известной информации при понимании причинно-следственных свя­зей, при ориентировании в сложной нестандартной ситуа­ции, при выборе оптимальных быстрых решений для дос­тижения цели Теоретическое мышлениеВ условиях стандартизированного трудового процесса: опери­рование кругом отвлеченных понятий, понимание причин­но-следственных и логических связей, решение специаль­ных профессиональных задач по специальным норматив­ным профессиональным правилам. При динамичности трудового процесса и изменчивости усло­вий труда, когда требуется оперативное самостоятельное мышление: оперирование отвлеченными понятиями, пони­мание закономерностей, логических связей рассуждений ипри решении теоретических задач, включающих воспроиз­ведение и активное применение профессиональных знаний, самостоятельность и оперативность принятия решений, пла­нирования, выбор оптимальных решений при нескольких возможных, более широкое и глубокое понимание отвле­ченного материала на основе обобщений, решение теоре­тических задач поискового прогностического характера Воображение, хорошо развитое, богатое воображение, спо­собность к ассоциативному мышлению, яркость, отчетли­вость воспроизводимых образов, творческое оригинальное воображение, хорошо развитая интуиция
6.2.3.Особенности речи Активная речь: обширный словарный запас, правильность построения предложений, связность и логичность при раз­вернутом изложении мыслей, владение литературным язы­ком, выразительными средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи, встречающимися в профессиональной работе (беседа, устное выступление, модераторская работа, дикторский стиль и т.п.), и письмен­ной речи (публикации разных видов жанров и стилей): яс­ность, четкость при сжатом изложении мыслей (в формули­ровании вопросов, ответов, при изложении хроникальной информации), чистота и четкость произношения (особенно для теле- и радиожурналистов), оптимальная скорость речи. Коммуникативное воздействие, установление контактов иотношений между людьми, обмен информацией при кол­лективной работе, передача информации массовой аудито­рии через каналы СМИ, динамизм, убедительность, дока­зательность, новизна, простота, выразительность, полез­ность для аудитории, воздействие (убеждение, внушение, побуждение к действию и т.п.) -

 

Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста
7. Моторные действия В зависимости от профессиональных обязанностей связаны с техническими средствами журналистики, с печатанием текстов, работой на компьютере, владением техническими средствами телерадиожурналистики и пр.
8. Нервно-психо­логическая напря­женность в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности Высокий уровень социальной ответственности в работе. Высокий уровень стрессовости. Высокая степень риска. Избыток (или недостаток) информации. Широкие контакты. Дефицит времени. Высокий ритм работы. Высокая мобильность и активность. Неравномерность ритма работы. Высокие интеллектуально-эмоциональные затраты энергии. Возможность экстремальных и конфликтных профессиональ­ных ситуаций. Возможность опасностей для здоровья и жизни. Напряженность, обусловленная непредсказуемостью и но­визной обстановки, диктующей каждый раз небанальные решения
9. Интегральные качества личности, имеющие суще­ственное значение для успеха в работе Творческие способности: литературные, журналистские, твор­ческие способности, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, по­вышенная впечатлительность, впечатляемость, острота вос­приятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение «надеть» на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский «нюх» на инфор­мацию, способность наиболее адекватным образом выра­жать и предъявлять аудитории информацию, учитывая пси­хологические особенности ее восприятия и т.п. Профессиональные ориентации и качества: сильно выражен­ная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, ее функций и целей, знание аудитории, ее особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилуч­шим образом выполнять профессиональные обязанности. Гражданские качества и социальная ответственность: вы­сокое чувство социальной, гражданской ответственности перед обществом, стремление при помощи информации содействовать его оптимальному развитию, объективность, принципиальность. Гуманность, моральные качества: чувство справедливости, доброта, доброжелательность, эмпатия, чуткость и отзыв­чивость, способность к сочувствию, честность и порядоч­ность, неподкупность. Интеллектуальные познавательные качества: широкий кру­гозор, эрудиция при компетентности в избранной области,

 




Категории профессиограммы


Признаки профессиограммы журналиста

любознательность, начитанность, аналитические способ­ности, способность оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей, наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооцен­ка, принципиальность, дипломатичность, чувство юмора. Быстродействие: способность быстро настроиться на рабо­ту, быстрый темп выполнения профессиональных обязан­ностей, быстрое реагирование в принятии решений, на­ходчивость, быстрая переключаемость, перестройка стерео­типного поведения, быстрое установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность. Помехоустойчивость: эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохра­нение работоспособности и присутствие духа при действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обостренном чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых ус­ловиях.

Выносливость (психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших нагрузках в сложных усло­виях, упорное преодоление возникающих трудностей, тер­пеливость, усидчивость, способность преодолевать сонли­вость и чувство усталости.

Уравновешенность: спокойствие в общении с людьми, сдер­жанность, собранность, выдержка, самообладание, способ­ность выдерживать динамичный, разномерный темп дея­тельности, часто связанный с экстремальными ситуация­ми.

Активность: творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность, энергичность, органи­зованность, динамизм.

Волевые качества: настойчивость, мужество, смелость, спо­собность к риску, уверенность в себе, решительность, вы­держка, сильная воля, самостоятельность, требовательность, последовательность, малая внушаемость, способность за­ражать людей, влиять на них, энергия (харизматизм). Трудолюбие, интерес к работе, увлеченность, любовь к про­фессии, ответственность, чувство долга, дисциплинирован­ность, добросовестность.


 

Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста
  ное преобладание стереотипных компонентов до Д — значи­тельное преобладание — поисковых): Д и Г — значительное и умеренное преобладание поисковых компонентов. Соотношение в работе умственных (сенсорно-мыслительных) и физических (мышечно-двигательных): А — значительное пре­обладание умственных компонентов. Соотношение в умственной деятельности чувственного и ло­гического компонентов: В — средние значения, гармоничное сочетание чувственных и логических элементов, но возмож­ны Г и Д в зависимости от специализации (репортерство, аналитика, публицистика). Соотношение в деятельности широких и узких социальных связей: А — широкие социальные связи; более узкие в зави­симости от специализации. Соотношение в работе действий, лимитированных и не лими­тированных во времени: А и Б, лимитированные по време­ни, особенно в ежедневных СМИ, менее лимитированные в менее оперативных СМИ. Соотношение в работе ситуаций, вызывающих и не вызываю­щих эмоциональной напряженности: А, Б — ситуации, как правило, вызывают значительную эмоциональную напря­женность, хотя есть и другие, менее напряженные ситуа­ции в зависимости от специализации. Соотношение в деятельности изменчивых и устойчивых ком­понентов: А и Б — постоянно меняющиеся ситуации, но часто оптимальное сочетание константных и меняющихся ситуаций В и Г.

 


10. Интегральные психофизиологи­ческие показатели


Соотношение в деятельности приема и отдачи информации (в континууме от А преобладание приема, Б — умеренное преобладание приема, В — равновесие, Г — умеренное пре­обладание передачи, Д — значительное преобладание пе­редачи информации): В, иногда Б, Г, но возможны и А и Д в зависимости от вида профессиональных задач, но в целом обычно в сфере средних значений. Соотношение в деятельности репродуктивных, стереотипных и эвристических, поисковых компонентов (от А — значитель-


240


Приложение 6

Тестовые методики

(Тесты взяты из сборника: Предчувствие портрета. Екатеринбург, 1992)

Ваш творческий потенциал



Просмотров 917

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!