Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 2. Генезис и история журналистской профессии



Философы об информационной природе вселенной. Мифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот, архангелы, ангелы, сире­ны; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, уст­ные информаторы, ораторы, проповедники. Квесторы — составители гип­совых газет Цезаря. Шпильманы — бродячие музыканты в Германии, гла­шатаи на Руси, кэдди — выкрикиватели новостей в Англии, нувеллисты во Франции. Информационные бюро в Западной Европе.


Посольские дьяки — составители рукописных «Вестовых писем» «Курантов» для царей. Петр I — основатель и редактор газеты «Ведомост Первые профессиональные русские журналисты: официальный ред «Ведомостей» Федор Поликарпов, репортер Яков Синявич, переводчиц' Борис Волков. Положение журналистов и литераторов при дворе. Специ­фика журналистской профессии в XVIII в. Персональный журнализм. Ли­тераторы- журналисты. Моножурнализм XIX в. Массовый журнализм пос­ле отмены крепостного права. Правовое и материальное положение жур­налистов. Нравы пореформенной журналистики.

Кризис газетных кадров после революции 1917 г. Процесс комплекто­вания редакций профессиональными журналистами. Уровень образова­ния, профессиональные и социально-демографические характеристики' журналистов. Условия их труда и быта в 20—30-е годы.

Современный корпус журналистов. Состав и состояние кадров. Маст тера журналистики. Ученые и политические деятели в роли публицистов. Повышение роли тележурналистов, ведущих передач, репортеров, шоу­менов. Становление нового типа журналистов. Особенности современного журнализма. Усиление противоположных тенденций: универсализации и специализации профессии, информативности, объективности и яркой публицистичности, субъективности, соседство качественного и желтого журнализма и т.п. Новые формы зависимости журналистов. Прагматиза-ция и коммерциализация журналистского дела.

Тема 3. Специфика журнализма как профессии

Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей спе­циальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии.

Журналистская профессия как синкретическая, включающая в себя сигнономический аспект (человек — знаковая система), социономичес-кий (человек — человек) и артономический (человек — художественный образ). Виды журналистских специализаций и профилизаций: по сред­ствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам и т.п.

Журнализм в системе цивилизации и культуры. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества. Интернет-журнализм.

Своеобразие журналистской профессии в ряду других информацион­но-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работ­ник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии.

Тема 4. Журналистская профессия в обществе

Место и роль журналистской профессии в обществе, в процессе фун­кционирования информации в социуме. Особенности современных функ­ций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке.

Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые меха­низмы различных направлений функционирования журнализма в обще­стве. Сложность и динамичность процесса функционирования журналиЗ' ма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимо-


действия различных социальных субъектов. Социальные и профессиональ­ные роли журналиста. Закон Российской Федерации о роли и месте жур­налиста в обществе, его статусе.

Журналистские организации и профессиональные издания.

Тема 5. Профессиограмма журналистской профессии

Профессиограмма — как модель профессии: функции, задачи, пред­мет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельно­сти, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (вни­мания, памяти, мышления, творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профес­сиональным и личностным качествам специалиста в области журналис­тики.

Тип деятельности: творческая литературно-информационная с боль­шой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивиду­ального творчества с коллективным характером редактирования и про­хождения в эфир.

Преобладающие виды деятельности: литературно-творческая и по­знавательная, редакторская, планирование и организация, участие в про­изводственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиоп­рограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретран­слируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации.

Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, мно­гофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень со­циальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоян­но меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаич-ность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высо­кий темп работы, повышенная степень риска, стрессовости, открытость профессии.

Парадоксы профессии. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированность рабочего дня, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и пре­следования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии.

Тема 6. Личность журналиста

Структура личности. Черты творческой личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-твор­ческих, личностно-психологических гражданских и нравственных качеств,


необходимых для высококвалифицированного выполнения профессиоъ ных обязанностей.

Социально-демографические признаки: уровень и тип образован* опыт работы, пол, возраст.

Требования к психологическим качествам. Тип личности. Темперамент, Особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, вооб­ражения. Тип способностей. Креативность личности журналиста.

Социально-гражданские и морально-этические качества, высокая стеа
пень социальной ответственности, умение отстаивать истину, способности
работать в условиях плюрализма, толерантность. j

Требования к профессиональным качествам: отчетливо выраженнаЦ
творческая мотивация и творческие способности, умение писать лакбй.
нично, ярко, доступно, компетентность, широта кругозора, способности
к саморазвитию, оперативность, объективность, коммуникабельности5, ;
эмпатия, находчивость, быстрота реакции, наблюдательность, любоэнгЫи
тельность работоспособность, выносливость, инициативность, стрессд^'^
устойчивость, помехоустойчивость, мужество, мобильность, адаптивность, !t
умение ориентироваться в обстановке, способность работать в любых уо*-»
ловиях при физических и нервных перегрузках. °4 \

Модификация общей модели для различных специализаций (репор^ ■
тер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п.). ]

Социологические исследования журналистской профессии и личнос­
ти журналиста. :l

Соотнесенность личности студента с моделью журналиста и выбран^ ной специализацией. Роль самовоспитания в развитии личности. Самсь познание. Адекватная самооценка особенностей личности, интеллекту? * альных и творческих способностей к журналистике. Тестирование и само- » тестирование. Программа самовоспитания.

Тема 7. Журналистское образование ' '

История журналистского образования. Первые школы журналистики в Европе, США. Японии, Китае. Ремесленническая и теоретическая сие* темы подготовки.

Первые курсы для журналистов в России (1904). Курсы газетных тех» ников при РОСТА (1919). Создание институтов журналистики (1921). Друт гие формы обучения в 20-е годы.

Система подготовки журналистов в 30-е годы. Постановление «О кад* pax газетных работников» (1930) о задачах и системе дифференцирован* ной подготовки журналистов разных профилей в институтах журналиста* ки, техникумах и школах газетного ученичества (газетучах). Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии» Высшей школе профдвижения. Курсовое обучение журналистов в годы войны.

Создание университетской системы подготовки журналистов после войны. Необходимость фундаментальной подготовки в сочетании с про* , фессионально-творческой. Современная система подготовки кадров ,

222 ■ fti


журналистов в стране и за рубежом. Государф!Ьенные и коммерческие формы подготовки журналистов.

Основные направления и проблемы обучения журналистов. Много­уровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы подготовки журналистов.

Тема 8. Культура умственного труда студентов

Сложность адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. По­требность в освоении культуры умственного труда в процессе обучения. Научная организация труда как основа рационального обучения.

Особенности применения НОТ в учебной деятельности. Основные задачи учебной деятельности студентов как формирование личности че­рез качественное освоение системы знаний и умений, необходимых для будущей работы, способность пользоваться приобретенными знаниями в связи с учебными и профессиональными задачами.

Правила рациональной организации умственной деятельности: целе-полагание, планирование, использование установки на интерес и полез­ность труда, создание нормальных условий для работы, использование полезных стереотипов в труде, соблюдение этапов работы, перемена ви­дов деятельности, чередование труда и отдыха, активизация умственных процессов.

Определение особенностей умственных процессов. Развитие внима­ния и наблюдательности, мышления и воображения.

Основные правила развития памяти. Мнемотехника. Развитие твор­ческих способностей.

Саморегуляция, аутогенная тренировка и другие способы активиза­ции умственных процессов, повышения работоспособности человека и его творческих потенций. Рациональное использование методик психо­тренинга. Стресс и дистресс.

Тема 9. Формы учебной работы

Виды и формы учебной деятельности. Роль самостоятельной работы в процессе обучения.

Специфика учебной лекции и ее роль в учебном процессе. Правила эффективного восприятия лекционного материала. Техника записи лек­ций.

Подготовка к семинарам. Источники информации. Работа с понятия­ми. Работа на семинарах. Искусство публичного выступления. Требования к выступлению в учебной аудитории. Культура ведения дискуссий.

Лабораторно-практические занятия, тренинги, творческие мастерс­кие. Условия для журналистского творчества. Цели, сроки, длительность особенности прохождения производственной практики в редакциях. Фор­мы отчетности. Учебная газета, телерадиопередача.

Виды письменных учебных работ: контрольная работа, доклад, рефе­рат, курсовое, дипломное сочинение и т.п. Общие правила исследова­тельского труда, этапы исследовательской работы. Источники для пись-


менных работ. Интернет и компьютерные банки данных в учебной ра студента. Изучение литературы, сбор эмпирического материала. План рац боты и процесс написания. Структура письменной работы и правила ее, оформления. Библиография. Специфика теоретической и творческой дип-ломной работы.

Работа с литературой, культура чтения. Динамическое чтение, ско­рочтение. Правила конспектирования, типы и виды конспектов. Журна­листское и учебное досье.

Формы контроля за усвоением знаний. Специфика подготовки к заче­там и экзаменам. Самоконтроль. Экзамен как квалификационный акт, дающий мандат на право заниматься профессией журналиста.


Приложение 2

Примерные вопросы к зачету по курсу

1. История журналистской профессии.

2. Профессиология и понятие журналистской профессии.

3. Журнализм в системе цивилизации и культуры.

4. Специализации в журналистике.

5. Место и роль журналистской профессии в обществе.

6. Журналистская профессия в ряду других профессий.

7. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации.

8. Условия работы журналиста.

9. Журналист в системе социальных взаимодействий.

 

10. Сложности и трудности профессии.

11. Профессиограмма журналистской профессии.

12. Парадоксы профессии.

13. Основные типы журналистской профессии.

14. Модель личности журналиста.

15. Социально-демографические характеристики журналистов.

16. Психологические особенности личности журналиста.

17. Профессиональные качества журналиста.

18. Социально-гражданские качества журналиста.

19. Морально-этические качества журналиста.

20. Репортерская профессия: профессиональная модель.

21. Журналист-аналитик: профессиональная модель.

22. Модель личности публициста.

23. Профессиональные качества ведущего ТВ-передач.

24. Международные исследования журналистов.

25. История и система журналистского образования.

26. Журналистская профессия в информационном обществе.

27. Культура умственной деятельности студента.

28. Саморазвитие творческой личности.

29. Формы учебной работы.

30. Работа с литературой и правила конспектирования.


 


 
 


15-927



Приложение,

Примерные темы рефератов

(по II части курса)

1. Журналистское образование в 20-е годы XX в.

2. Специфика журналистского образования в 30-е годы XX в.

3. Университетская система подготовки кадров.

4. Правила рациональной организации умственного труда.

5. Проблемы специфики умственного труда в литературе 20—30-е годы

XX в. (А. Залкинд, Ф. Кунце, Л. Брагинский и др.).

6. Нотовские идеи в России в 20-е годы XX в. (А. К. Гастев, П. К. Керженцев

и др.).

7. Условия для творческой работы.

8. Биоритмология и планирование работы.

9. Этапы умственной деятельности.

 

10.Влияние интереса, творческой доминанты на продуктивность умствен­
ной деятельности.

11.А.Борбели о тайнах сна.

12.Роль аутотренинга для умственной деятельности и снятия усталости.

13.Вредные привычки, замедляющие умственные процессы: курение, ал­
коголь, наркомания.

14.«В здоровом теле здоровый дух».

15.Внимание и способы его тренировки.

16.Наблюдательность и ее тренировка.

17.Типы памяти. Рациональное запоминание.

18.Восприятие и понимание. Работа с понятиями и определениями.

19.Интернет в учебной работе.

20.Проблемы самовоспитания.

 

21. Развитие творческой личности.

22. Гений и талант. Характеристики творческой личности.

23. Проблемы креатизмау А. Маслоу.

24. Методики психотренинга (Э. Берн, А. Ассоджиоли, Дж. Рейнуотер и др.).

25. Иметь или быть? Что ответим Э. Фромму?

26. Проблемы самопознания и творчества (Н. Бердяев, И. Ильин).

27. Кто прав: А. Карнеги или Э. Шостром?

28. Психологические типы К. Юнга.

29. Восточные методики психорегуляции: плюсы и минусы.

30. Роль воображения, интуиции в умственной деятельности.

31. Цвет и творческая деятельность.

32. Язык жестов (Г. Калеро, А. Ниренберг, А. Пиз).

33. Тренировка мышления по Н. Хиллу.

34. Культура чтения.

35. Динамическое чтение.

36. Методики скорочтения.


 

37. Типы и виды конспектирования.

38. Скоростное конспектирование.

39. Рациональные приемы работы с книгой.

40. Учебное и журналистское досье.

 

41. Методики рациональной работы известных журналистов (любые име­
на).

42. Библиографический аппарат письменных работ.

43. Культура полемики.

44. Правила исследовательской работы.

45. Культура публичной речи.

 

46. Научная дискуссия. Конференция в Интернете.

47. «Сила ума» в концепции Д. Скотт.

48. Г. Селье о стрессе и дистрессе.

Рефераты пишутся на основе литературы, которую следует назвать в конце реферата. Все цитаты, сноски, списки книг, статей, сайтов Интер­нета должны быть оформлены правильно.

Реферат должен быть не менее 6 компьютерных страниц 12-м кеглем

через полтора интервала.

Можно предложить свои темы по курсу, но следует согласовать их с

преподавателем.


Приложение 4"



Просмотров 1743

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!