![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 2. Генезис и история журналистской профессии
Философы об информационной природе вселенной. Мифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот, архангелы, ангелы, сирены; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, устные информаторы, ораторы, проповедники. Квесторы — составители гипсовых газет Цезаря. Шпильманы — бродячие музыканты в Германии, глашатаи на Руси, кэдди — выкрикиватели новостей в Англии, нувеллисты во Франции. Информационные бюро в Западной Европе.
Кризис газетных кадров после революции 1917 г. Процесс комплектования редакций профессиональными журналистами. Уровень образования, профессиональные и социально-демографические характеристики' журналистов. Условия их труда и быта в 20—30-е годы. Современный корпус журналистов. Состав и состояние кадров. Маст тера журналистики. Ученые и политические деятели в роли публицистов. Повышение роли тележурналистов, ведущих передач, репортеров, шоуменов. Становление нового типа журналистов. Особенности современного журнализма. Усиление противоположных тенденций: универсализации и специализации профессии, информативности, объективности и яркой публицистичности, субъективности, соседство качественного и желтого журнализма и т.п. Новые формы зависимости журналистов. Прагматиза-ция и коммерциализация журналистского дела. Тема 3. Специфика журнализма как профессии Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии. Журналистская профессия как синкретическая, включающая в себя сигнономический аспект (человек — знаковая система), социономичес-кий (человек — человек) и артономический (человек — художественный образ). Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам и т.п. Журнализм в системе цивилизации и культуры. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества. Интернет-журнализм. Своеобразие журналистской профессии в ряду других информационно-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии. Тема 4. Журналистская профессия в обществе Место и роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Особенности современных функций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке. Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые механизмы различных направлений функционирования журнализма в обществе. Сложность и динамичность процесса функционирования журналиЗ' ма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимо- действия различных социальных субъектов. Социальные и профессиональные роли журналиста. Закон Российской Федерации о роли и месте журналиста в обществе, его статусе. Журналистские организации и профессиональные издания. Тема 5. Профессиограмма журналистской профессии Профессиограмма — как модель профессии: функции, задачи, предмет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельности, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (внимания, памяти, мышления, творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профессиональным и личностным качествам специалиста в области журналистики. Тип деятельности: творческая литературно-информационная с большой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивидуального творчества с коллективным характером редактирования и прохождения в эфир. Преобладающие виды деятельности: литературно-творческая и познавательная, редакторская, планирование и организация, участие в производственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиопрограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретранслируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации. Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, многофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоянно меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаич-ность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высокий темп работы, повышенная степень риска, стрессовости, открытость профессии. Парадоксы профессии. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированность рабочего дня, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и преследования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии. Тема 6. Личность журналиста Структура личности. Черты творческой личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-творческих, личностно-психологических гражданских и нравственных качеств,
Социально-демографические признаки: уровень и тип образован* опыт работы, пол, возраст. Требования к психологическим качествам. Тип личности. Темперамент, Особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, воображения. Тип способностей. Креативность личности журналиста. Социально-гражданские и морально-этические качества, высокая стеа Требования к профессиональным качествам: отчетливо выраженнаЦ Модификация общей модели для различных специализаций (репор^ ■ Социологические исследования журналистской профессии и личнос Соотнесенность личности студента с моделью журналиста и выбран^ ной специализацией. Роль самовоспитания в развитии личности. Самсь познание. Адекватная самооценка особенностей личности, интеллекту? * альных и творческих способностей к журналистике. Тестирование и само- » тестирование. Программа самовоспитания. Тема 7. Журналистское образование ' ' История журналистского образования. Первые школы журналистики в Европе, США. Японии, Китае. Ремесленническая и теоретическая сие* темы подготовки. Первые курсы для журналистов в России (1904). Курсы газетных тех» ников при РОСТА (1919). Создание институтов журналистики (1921). Друт гие формы обучения в 20-е годы. Система подготовки журналистов в 30-е годы. Постановление «О кад* pax газетных работников» (1930) о задачах и системе дифференцирован* ной подготовки журналистов разных профилей в институтах журналиста* ки, техникумах и школах газетного ученичества (газетучах). Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии» Высшей школе профдвижения. Курсовое обучение журналистов в годы войны. Создание университетской системы подготовки журналистов после войны. Необходимость фундаментальной подготовки в сочетании с про* , фессионально-творческой. Современная система подготовки кадров , 222 ■ fti журналистов в стране и за рубежом. Государф!Ьенные и коммерческие формы подготовки журналистов. Основные направления и проблемы обучения журналистов. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы подготовки журналистов. Тема 8. Культура умственного труда студентов Сложность адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. Потребность в освоении культуры умственного труда в процессе обучения. Научная организация труда как основа рационального обучения. Особенности применения НОТ в учебной деятельности. Основные задачи учебной деятельности студентов как формирование личности через качественное освоение системы знаний и умений, необходимых для будущей работы, способность пользоваться приобретенными знаниями в связи с учебными и профессиональными задачами. Правила рациональной организации умственной деятельности: целе-полагание, планирование, использование установки на интерес и полезность труда, создание нормальных условий для работы, использование полезных стереотипов в труде, соблюдение этапов работы, перемена видов деятельности, чередование труда и отдыха, активизация умственных процессов. Определение особенностей умственных процессов. Развитие внимания и наблюдательности, мышления и воображения. Основные правила развития памяти. Мнемотехника. Развитие творческих способностей. Саморегуляция, аутогенная тренировка и другие способы активизации умственных процессов, повышения работоспособности человека и его творческих потенций. Рациональное использование методик психотренинга. Стресс и дистресс. Тема 9. Формы учебной работы Виды и формы учебной деятельности. Роль самостоятельной работы в процессе обучения. Специфика учебной лекции и ее роль в учебном процессе. Правила эффективного восприятия лекционного материала. Техника записи лекций. Подготовка к семинарам. Источники информации. Работа с понятиями. Работа на семинарах. Искусство публичного выступления. Требования к выступлению в учебной аудитории. Культура ведения дискуссий. Лабораторно-практические занятия, тренинги, творческие мастерские. Условия для журналистского творчества. Цели, сроки, длительность особенности прохождения производственной практики в редакциях. Формы отчетности. Учебная газета, телерадиопередача. Виды письменных учебных работ: контрольная работа, доклад, реферат, курсовое, дипломное сочинение и т.п. Общие правила исследовательского труда, этапы исследовательской работы. Источники для пись-
Работа с литературой, культура чтения. Динамическое чтение, скорочтение. Правила конспектирования, типы и виды конспектов. Журналистское и учебное досье. Формы контроля за усвоением знаний. Специфика подготовки к зачетам и экзаменам. Самоконтроль. Экзамен как квалификационный акт, дающий мандат на право заниматься профессией журналиста. Приложение 2 Примерные вопросы к зачету по курсу 1. История журналистской профессии. 2. Профессиология и понятие журналистской профессии. 3. Журнализм в системе цивилизации и культуры. 4. Специализации в журналистике. 5. Место и роль журналистской профессии в обществе. 6. Журналистская профессия в ряду других профессий. 7. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации. 8. Условия работы журналиста. 9. Журналист в системе социальных взаимодействий.
10. Сложности и трудности профессии. 11. Профессиограмма журналистской профессии. 12. Парадоксы профессии. 13. Основные типы журналистской профессии. 14. Модель личности журналиста. 15. Социально-демографические характеристики журналистов. 16. Психологические особенности личности журналиста. 17. Профессиональные качества журналиста. 18. Социально-гражданские качества журналиста. 19. Морально-этические качества журналиста. 20. Репортерская профессия: профессиональная модель. 21. Журналист-аналитик: профессиональная модель. 22. Модель личности публициста. 23. Профессиональные качества ведущего ТВ-передач. 24. Международные исследования журналистов. 25. История и система журналистского образования. 26. Журналистская профессия в информационном обществе. 27. Культура умственной деятельности студента. 28. Саморазвитие творческой личности. 29. Формы учебной работы. 30. Работа с литературой и правила конспектирования.
15-927 Приложение, Примерные темы рефератов (по II части курса) 1. Журналистское образование в 20-е годы XX в. 2. Специфика журналистского образования в 30-е годы XX в. 3. Университетская система подготовки кадров. 4. Правила рациональной организации умственного труда. 5. Проблемы специфики умственного труда в литературе 20—30-е годы XX в. (А. Залкинд, Ф. Кунце, Л. Брагинский и др.). 6. Нотовские идеи в России в 20-е годы XX в. (А. К. Гастев, П. К. Керженцев и др.). 7. Условия для творческой работы. 8. Биоритмология и планирование работы. 9. Этапы умственной деятельности.
10.Влияние интереса, творческой доминанты на продуктивность умствен 11.А.Борбели о тайнах сна. 12.Роль аутотренинга для умственной деятельности и снятия усталости. 13.Вредные привычки, замедляющие умственные процессы: курение, ал 14.«В здоровом теле здоровый дух». 15.Внимание и способы его тренировки. 16.Наблюдательность и ее тренировка. 17.Типы памяти. Рациональное запоминание. 18.Восприятие и понимание. Работа с понятиями и определениями. 19.Интернет в учебной работе. 20.Проблемы самовоспитания.
21. Развитие творческой личности. 22. Гений и талант. Характеристики творческой личности. 23. Проблемы креатизмау А. Маслоу. 24. Методики психотренинга (Э. Берн, А. Ассоджиоли, Дж. Рейнуотер и др.). 25. Иметь или быть? Что ответим Э. Фромму? 26. Проблемы самопознания и творчества (Н. Бердяев, И. Ильин). 27. Кто прав: А. Карнеги или Э. Шостром? 28. Психологические типы К. Юнга. 29. Восточные методики психорегуляции: плюсы и минусы. 30. Роль воображения, интуиции в умственной деятельности. 31. Цвет и творческая деятельность. 32. Язык жестов (Г. Калеро, А. Ниренберг, А. Пиз). 33. Тренировка мышления по Н. Хиллу. 34. Культура чтения. 35. Динамическое чтение. 36. Методики скорочтения.
37. Типы и виды конспектирования. 38. Скоростное конспектирование. 39. Рациональные приемы работы с книгой. 40. Учебное и журналистское досье.
41. Методики рациональной работы известных журналистов (любые име 42. Библиографический аппарат письменных работ. 43. Культура полемики. 44. Правила исследовательской работы. 45. Культура публичной речи.
46. Научная дискуссия. Конференция в Интернете. 47. «Сила ума» в концепции Д. Скотт. 48. Г. Селье о стрессе и дистрессе. Рефераты пишутся на основе литературы, которую следует назвать в конце реферата. Все цитаты, сноски, списки книг, статей, сайтов Интернета должны быть оформлены правильно. Реферат должен быть не менее 6 компьютерных страниц 12-м кеглем через полтора интервала. Можно предложить свои темы по курсу, но следует согласовать их с преподавателем. Приложение 4"
![]() |