![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Правило восьмое: старайтесь использовать полученную информацию в своей практической деятельности. 2 часть
Наблюдая городской пейзаж и архитектуру, вы научитесь ределять возраст зданий, их принадлежность к определенной достроительной школе, отличать гармоничную архитектуру от : лектичной, по достоинству оцените современные градостро* ные решения. Справочники и другая литература по архите* помогут вам усвоить эти стили и обогатят ваш культурный набл* дательский багаж. Архитектурное и художественное оформление внутренних мещений здания, их интерьер тоже представляет большой м рее для развития наблюдательности будущего журналиста. Обычь интерьер характеризует вкусы, привычки и особенности своих хс зяев. Если вы попали в офис или квартиру человека, у которог предстоит взять интервью, он намного благосклоннее отнесется i вам, если вы проявите знания живописи и сумеете определить,; какому стилю и примерно к какому времени относятся произведе ния, украшающие помещение. Совсем покорите вы хозяина, ее узнаете и автора картины. Сейчас в квартирах, на дачах и в офиса кроме классики нередко можно видеть современную живописи модернизм, кинетизм, сюрреализм, виртуальную живопись, нако популярен и «кондовый» реализм 40—50-х годов. Хорошо, еспЩ вы, будучи культурным человеком, сумеете отличить импрессией низм от постимпрессионизма, реализм от модернизма, готику барокко. Часто интерьер бывает украшен изделиями прикладного ис-Ч кусства, например, российских народных промыслов. Тут могуИд быть северодвинские или городецкие расписные доски, хохлом! ские или гжельские изделия, сергиево-посадские, дымковские}! филимоновские, ярославские игрушки и свистульки, вятские илЯМ! палехские шкатулки, архангельские короба или берестяные туеса*| из Великого Устюга. Такая интерьерная среда — показатель вкусоВ; хозяина, его приверженности российской культуре. В другом интерьере вы увидите предметы с восточной или за-* падной символикой, африканские маски. И это — тоже предмет для размышления и понимания личности хозяев. Безусловно, не помешает иметь представление о стилях мебе-1 ли, предметов интерьера, посуды. Вашему собеседнику будет при-1 ятно, если вы оцените изящество Ломоносовского (бывшего им- Щ ператорского) костяного фарфора или заметите, что сейчас быв? щий Гарднеровской завод (Вербилки) снова стал выпускать посуду по старым образцам. Или вспомните, что знаменитому королю фарфора и фаянса Кузнецову принадлежал не только Конаковский фаянсовый завод, но и Дулевский фарфоровый. При знакомстве с вашим героем и собеседником окружающие его вещи расскажут очень много. Поэтому изучение живописи, предметов и стилей материальной культуры — большое подспорье в искусстве быть наблюдательным. До сих пор мы говорили о среде обитания человека, но пора перейти к главному объекту наблюдения — самому человеку. Тут опять нужно начать с его «оформления». И прежде всего с одежды. Что можно наблюдать? Как одет, тщательно или небрежно? Во что одет — в новомодные модели или в простую массовую одежду? Какой стиль одежды — деловой или нет? Особенно это важно для женщин. Тут и фасон, и длина юбки, и детали костюма, и украшения — все имеет значение. О многом может сказать цвет одежды. Наука о цвете — древняя наука. Ею занимался еще Пифагор, который соотносил цвет с нотами, музыкой и вибрационной структурой вселенной. Пифагорейцы считали, что, подобно цветам радуги, красному цвету соответствует нота до, оранжевому — ре, желтому — ми, зеленому — фа, голубому — соль, синему — ля, фиолетовому — си. Еще в XVI в. миланский художник Ломаццо соотнес темпераменты людей с их цветовыми предпочтениями: белый цвет — флегматик, черный — меланхолик, красный — сангвиник, желтый — холерик. Некоторые исследователи даже связывают характерологические черты, свойственные людям, рожденным под разными знаками зодиака, с цветовыми символами. Известны статьи Гете о цвете, который во время работы надевал очки с разными цветными стеклами в зависимости от настроения. В наше время цветовую теорию личности развил французский психолог М. Люшер («Сигналы личности»). Он построил тестовые методики определения особенностей личности в зависимости от цветовых предпочтений. Так, черный цвет соотносится с подавленным состоянием, мрачным мировосприятием; серый свидетельствует о рассудительности, стремлении не заявлять о себе слишком громко; красный — об энергичности, активности, смелости и вспыльчивости; оранжевый характеризует творческих людей; желтый — спокойных, непринужденных в общении; коричневый цвет присущ земным, крепко стоящим на ногах людям; розовый, напротив, — чувствительным романтикам; фиолетовый говорит о склонности к религиозности и даже мистицизму, как и синий, которому присущ некоторый меланхолизм, чувство неувереннос- ти, но и стремление к познанию; зеленый, напортив, — цвет моутверждения. Но во внешнем виде важна не только одежда, но и украшещ особенно у женщин. Вглядитесь, какие бусы, колье, броши, се ги, кольца они носят. Массовую продукцию, хотя бы и богат из золота и драгоценных камней, или оригинальные авторсц украшения, даже если они из простых материалов. Полезно зна что резные камни называются геммами и бывают двух типов: пуклые — камеи и вогнутые — инталии (первоначально они упс реблялись в качестве печатей на кольцах). И вас, и вашу профессиональную память обогатят знания том, что развитая с дореволюционных времен российская лаков миниатюра имеет несколько направлений: Палех, Холуй, Mcrej Федоскино. У каждого направления свой стиль, свои традицис ные сюжеты, своя техника, свой цветовой строй. Броши и кул ны, сделанные мастерами лаковой миниатюры, высоко це* Нельзя не упомянуть здесь и украшения из золотого торжокскс шитья. Полезно знать особенности разных стилей кружевопле ния: вятских, вологодских, елецких, рязанских. Поведение людей, их жесты очень многое могут сказать о че веке даже тогда, когда он хотел бы скрыть свои истинные ч> Наука о движении и жестах человека называется кинесикой. Советую на эту тему прочитать книгу И. Горелова, В. Енгалыч^ ва «Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной komis ции». Сейчас переведена и широко распространена книга А. Ш «Язык жестов», издана книга К. Айслер-Мертц с таким же назван* ем и др. Менее известна работа родоначальников кинесики амер$ канских психологов Дж. Ниренберга и Г. Калеро «Читать челове* как книгу». Но именно они проанализировали 2500 деловых конта* тов и на основе своих исследований пришли к характеристике на более типичных поз и жестов. Открытость: развернутые навстречу собеседнику руки, ра Закрытость: скрещенные на груди руки, сжатые в кулак naJlbf Я Расположение: руки прикладываются к груди, приближение J£*| Критичность: подбородок опирается на ладонь, указательны^ палец вдоль щеки, наклон корпуса в сторону от собеседника, под-| нятые плечи, взгляд поверх очков или тщательное протирание стет,| кол очков. Размышление, принятие решения: ходит по комнате, почесываеу;| подбородок. Уверенность: пальцы сцеплены в купол наподобие крыши, выражение самодовольства, руки за спиной, подбородок вверх. Самоконтроль: руки за спиной, причем одна сильно сжимает другую, скрещенные лодыжки ног, руки крепко сжимают подлокотники. Подозрительность, скрытность: обычно во время беседы рот прикрывается левой рукой, не смотрит на собеседника, взгляд исподлобья, голова наклонена вперед, прикосновение к мочкам уха, к глазам, сложенные руки. Неуверенность: переплетенные пальцы, пощипывание ладони, для женщин движение руки к шее, бусам и т.п. Напряженность: короткое дыхание, крепко сцепленные руки, поглаживание шеи ладонью, поворот лица в сторону. Нервозность: покашливание, прикрытие рта рукой, подергивание мочки уха. Скука: постукивание по столу рукой или поза, когда голова опирается на руку, гла^а полуприкрыты, щелканье колпачком ручки, рисование на бумаге, постукивание по полу ногой. Алан Пиз приводит в доказательство большого значения невербальной коммуникации исследования Альберта Миробяна, который обнаружил, что слова в акте коммуникации занимают лишь 6%, 38% — это звуки и интонации и 55% — невербальная коммуникация. Известно также, что при помощи зрения человек получает около 80% информации. Исследователи называют величину зон, в которых общается человек: личная зона — приблизительно от 50 см до 1,2 м; социальная зона — от 1,2 до 3,6 м; общественная зона — свыше 3,6 м. Кое-что можно узнать о человеке по тому, как он подает руку для приветствия. Если он хочет доминировать, то подает ладонь поверх вашей, если готов подчиниться — руку подает ладонью вверх, а если предлагает вам равноправное положение, то предпочитает вертикальное рукопожатие. Естественно, важна и сила рукопожатия. Многое может сказать наблюдательному человеку взгляд собеседника. Замечено, что при волнении зрачки глаз увеличиваются в 4 раза. Если человек сердится или относится к ситуации отрицательно, то зрачки сокращаются. Есть исследования, посвященные соотнесению типа походки с некоторыми особенностями человека. Считается, например, что тихая, неуверенная походка может характеризовать человека со-
Если человек идет, раскачиваясь, неравномерными шагами| быстро стирает каблуки, скорее всего, он нерешителен. Если лю| быстро стирают каблуки изнутри, то, возможно, они подверже* чужим влияниям и могут часто менять свои взгляды. Подчеркнуто звучная походка может сигнализировать о несде жанности характера, даже бесцеремонности, хотя иногда таким < разом человек хочет скрыть неуверенность в себе. Спокойные л* ходят размеренным степенным шагом. А если человек разма руками при ходьбе — это, скорее всего, человек целеустремленнь живой. Легкая и пружинистая походка — хороший признак. Если человек ходит как бы пританцовывая, скорее всего, не очень серьезен и не очень обязателен, хотя у него наверня! есть другие достоинства. Шаркающая, тяжелая походка может свй| детельствовать о слабой воле и энергии. Педантичные и малс щительные, как правило, ходят мелкими шагами. Если обобщить, то получится, что быстрая походка — это эне{ гичность, быстрая и неровная характеризует увлекающуюся нат ру, спокойная, неторопливая — уверенность в себе, вялая говоря о слабой воле, неуверенности и болезненности. И. Горелов и В. Енгалычев, которые приводят результаты исследований, оговариваются, что их выводы требуют дальнет го изучения. К слову сказать, многое, о чем мы здесь с вами гов рим тоже следует критически оценивать и проверять собствет ми наблюдениями и выводами. Кроме того, нужно помнить, чп если даже у человека есть характерологические особенности, торые можно обнаружить невербальным путем, то они могут i нивелированы или сильно изменены самовоспитанием, средой, том жизни. Поэтому повторю еще раз: принимайте все к сведе нию, но критически осмысливайте, проверяйте, соотносите с др гими источниками и методами познания личности. Это относ* и к размышлениям о телосложении человека. В старых книгах телосложению людей уделялось большое : мание. Одна из версий зависимости темперамента от телосложё^Ц ния приведена в книге «Внешность и судьба» (М.,1991). Голова и лицо человека изучают, как минимум, две науки френология и физиогномика. Френология (от греч. phren — дух, рассудок и lego — говорю)1| основателем которой был французский ученый Галль, изучает стрО"| ение головы и находит соответствия между формой черепа и не*которыми особенностями человека. Он утверждает, что отдели участки головы, которые отвечают за определенные способности человека, бывают развиты у некоторых людей сильнее, чем другие. По этим признакам можно судить о характере и направленности личности. По мнению френологов, голова, расширенная над висками, свидетельствует о богатых творческих возможностях, фантазии. Узкая, удлиненная форма головы свидетельствует о научных потенциях ее обладателя. Таких на Западе даже называют яйцеголовыми. Другая наука, которая занимается изучением особенностей личности по лицу, называется физиогномикой (от греч. physis — природа, gnosis — знание, познание). По собственным наблюдениям, художественной литературе и живописи мы знаем, что вздернутый носик, как правило, у веселых и порой легкомысленных дам, тяжелый подбородок (его даже называют «наполеоновским») — у сильных и волевых мужчин, полные губы у тех, кто любит жизнь со всеми ее удовольствиями, острый загнутый к губам нос — у людей с нелегким характером. Удивительно выразительный анализ лица Достоевского дает австрийский писатель, признанный знаток психологии творческих личностей Стефан Цвейг. Через описание облика Достоевского он показал сложность и противоречивость его личности. «Его лицо на первый взгляд представляется лицом крестьянина. Морщинятся землистые, впалые, будто грязные щеки, изборожденные долголетними страданиями; трещинами испещрена сухая, опаленная кожа, обескровленная и обесцвеченная вампиром двадцатилетнего недуга. Справа и слева, будто каменные глыбы, выдаются славянские скулы; суровый рот и хрупкий подбородок скрыты за диким кустарником бороды. Земля, скалы и лес; трагический стихийный ландшафт — вот глубины его лица. Все мрачно, обыденно и лишено красоты в этом лице крестьянина, чуть ли не нищего. Плоское и бесцветное, оно мерцает без блеска, — отрезок русской степи, усеянный валунами. И даже глубоко сидящие глаза не могут из своей бездны осветить эту рыхлую глину— Подобно его творчеству, из хоровода чувств вызывает этот облик ужас; робость сменяет его; но растет очарование, и страстно нарастает преклонение перед ним. Ибо лишь низменность его лица, земная и плотская, дремлет в этой мрачно-возвышенной стихийной печали: подобно куполу, поднимается над узким крестьянским лицом сияющая белизной, выпуклая взлетающая возвышенность лба; из тени и мрака — стройный и светлый духовный храм; твердый мрамор на мягкой глинной плоти... Вся лучезарность этого лика струится ввысь; вглядываясь в его портрет, видишь лишь широкий, могучий, величественный лоб, и будто все шире становится его простор, все ярче его сияние по мере того, как стареющее лицо меркнет и чахнет от болезни. Неколебимо, как небесный свод, высится он над тленностью плоти — величие духа над скорбью земли»*.
Физиономисты различают несколько основных типов харав ров в зависимости от формы лица*. Круглолицые обычно добры, инициативны, практичны, тивны, сообразительны, общительны, но порой обидчивы и ■ лавны. Если лицо похоже на треугольник, то тут бывает два вариа* первый условно называется «редька хвостиком вниз» — это, правило, творческие, эмоциональные люди, энергичные, се вольные, интуитивные, изобретательные, с богатым воображе* ем. Второй тип — «редька хвостиком вверх» (очень яркий образ| расклеенная в московском метро реклама «Московского коме мольца»: «Умри тоска — читай "МК") — это обычно приземле ная и практичная, трудолюбивая, ориентированная на уют и териальное благополучие личность. Квадратные лица, как правило, говорят о мужественнс энергичности, твердости, даже упрямстве, силе воли, трудол бии. Это лица военных и руководителей, когда рационализм гл венствует над чувствами и сантиментами. Люди с лицом овальной формы обычно умны, темпераме? дальновидны, способны к самоконтролю, но им, как и мног творческим натурам, порой не хватает умения довести начатое де до практического результата. Американский исследователь Роберт Уайтсайд, который мается персонологией, физиогномикой более сорока лет, утвер| дает: «Современные исследования головного мозга со всей оч видностью свидетельствуют о том, что черты характера человек тесно связаны с его физическим строением»**. Книга Уайтса* весьма существенно отличается от изданий на подобную тему те| что дает комплексные характеристики, т.е. соотносит характег. комплексом физиогномических черт и выражений лица. Но, кр ме того, автор предлагает практические рекомендации по o6i нию с людьми описанного типа личности. Поэтому я рекоме? будущим журналистам познакомиться с данным пособием. Вы пс лучите лаконичный и проверенный на сотнях опытов практиче кий рецепт для наблюдения и общения. На основании этой и, гих книг по физиогномии можно предложить таблицу внеш* черт лица в соотнесенности с предполагаемыми свойствами ности (см. Приложение 8). Возможно, приведенная в Приложении таблица окажется пс лезной для развития вашей профессиональной наблюдательное! хОтя еще раз повторю — проверяйте, накапливайте свой материал лри сопоставлении внешности с особенностями личности, обнаруженными вами и другими методами, в том числе благодаря беседам с самим наблюдаемым и людьми, знающими его. Немаловажную информацию может дать и наблюдение за формой рук, которой занимается наука хирология (от греч. cheir— рука и gnosis — изучение, познание), не путать с хироманией (от греч. cheir — рука и manteia — гадание) — изучение линий ладони. Гадать по ладони небезопасно, потому что внушение и самовнушение могут привести к непредсказуемым последствиям. А вот знать кое-что о форме руки, чем занимается хирология, очень полезно. Обладатель овальной или конической ладони часто артистичен, впечатлителен, любознателен, с богатым воображением Прямоугольная ладонь, как правило, говорит о гармонии физического, психического и интеллектуального начал, но с превалированием умственного труда. Имеет значение и форма пальцев. Считается, что короткие пальцы свидетельствуют о живом уме, подвижности и импульсивности, стремлении охватить целое, пренебрегая деталями. Длинные пальцы — у исследователей, аналитиков, критиков, методичных людей. Если кончики пальцев острые — это может говорить об идеализме; конические — об артистизме и импульсивности, живости и подвижности; квадратные — о постоянстве и склонности к порядку; лопатообразные — об энергии, инициативе, изобретательности. Длинные ногти, возможно, свидетельствуют об эмоциональности человека, открытости, непосредственности; короткие — о критичности и остроте ума, скептицизме; овальные — о мягком характере; широкие — о настойчивости, предприимчивости, стремлении доминировать*. И наконец, последнее, о чем мы поговорим в связи с визуальными объектами наблюдения — почерк, изучением которого занимается наука психографология (от греч. psyche — душа, grapho — пишу, logos — учение). Советую прочитать очень интересно книгу Ивана Моргенштерна «Психографология», написанную еще до революции, в которой приводятся и анализируются почерки многих великих людей и исторических деятелей. Можно порекомендовать также книгу Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкина «Графические методы в психологической диагностике» (М., 1992). Из них вы узнаете, что почерк может многое сказать о личности человека. Имеет значение величина букв и их наклон, написание, степень отчетливости, открытость букв и т.п.
* См., например: Чечель И. Хиромантия для всех. М., 1991. ** Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1997. С. 7. ' См.: Чечель И. Хиромантия для всех. М., 1991. Считается, например, что если почерк прямой, то чело! трудно переубедить, а если почерк падает влево, это очень упр.„, и независимый человек. Если буквы большие и круглые, скорее i го это признак доброты и щедрости, если буквы маленькие — \ оборот. Буквы открытые, в которые можно «войти», говорят об крытом, общительном характере, закрытые — характеризуют: кнутость их обладателя. Творческий почерк, как правило, ле___ „ малопонятный. Неровные буквы говорят о тревожном или да болезненном состоянии. Твердый, отчетливый почерк характер зует человека практичного, твердо стоящего на земле. Иногда мы можем наблюдать только подпись, поскольку сё час почти нет рукописных документов, практически все наб! ется на компьютере и печатается на принтере. Поэтому знать l бенности подписи очень важно, тем более что иногда мы не им« возможности видеть ее обладателя. Что же может сказать подг Если она сложная, летящая вверх, с отчетливо подчерк „. элементами, выступающими поверх подписи, с затейливыми г черками, то, как правило, ее обладатель — человек с претензия* Жирная точка в конце подписи свидетельствует о твердом хар тере. Красивая эстетичная подпись может говорить о художес ной натуре ее автора. Итак, в этом разделе сделана попытка приоткрыть некото! выходы в мир невербальной коммуникации, показать нескол! областей знания, которые, возможно, помогут вам развивать вг мание и наблюдательность, так необходимые в учебе и в був профессии. Культура чтения Все, о чем мы говорили до сих пор — это была, так сказа! техника умственного труда, правила и условия его. А теперь пор сказать о самом процессе работы с информацией, как с главш объектом умственной деятельности. Но что такое информация? Только ли написанное, только слово? Это понятие гораздо шире: и звук, и изображение, и цв и другие элементы бесконечно разнообразного мира природы человека. Однако мы остановимся на информации в узком смыслу слова — на литературе, культуре чтения печатных текстов, ибо: основной объект учебных курсов. Ответы первокурсников на социологические анкеты свидет ствуют, что практически каждый испытывает трудности в освое* ции учебной литературы. Чаще всего не умеют ориентироваться в большом поле списков, рекомендуемых разными программами. Студенты жалуются на недостаток времени и огромный объем литературы, на трудности восприятия сложных текстов, неумение выделить главное, сконцентрироваться и не отвлекаться от чте-ния, неумение конспектировать тексты, анализировать их, быстро читать. Все это связано с отсутствием культуры работы с литературой. Но, к счастью, это дело поправимое. Как научиться читать? Странный вопрос для студента, который уже более десяти лет ежедневно читает. И, тем не менее, многие не владеют культурой чтения, не знают правил рациональной работы с книгой, тратят много времени на непродуктивное чтение. Учиться правильно читать можно в любом возрасте. Великий Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, сколько трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели». Первое, о чем следует здесь сказать, это выбор литературы. Человек за свою жизнь может освоить даже при достаточно хорошей скорости чтения в среднем 2—3 тыс. книг, а их уже десятки миллионов, информация же Интернета вообще неисчерпаема. Стоит ли тратить время на чтение второстепенного, упустив при этом возможность познакомиться с шедеврами мировой литературы? Но как ориентироваться в море литературы? Как выбрать самое интересное и стоящее внимания, да к тому же близкое вам по духу? Ведь часто мы берем случайную книгу, плохо написанную, к тому же с идеями, чуждыми нашим ценностям, и по инерции дочитываем ее до конца. Студенты, отвечая на вопрос о том, как они выбирают книги, чаще всего говорили: по совету друзей, знакомых, родителей и родственников. Гораздо меньше тех, кто пользуется авторитетным мнением филологов, специалистов. Многие сами находят интересную литературу, роясь в домашней или университетской библиотеке, листая книги на прилавках. Совсем малый процент студентов сослался на учебные программы. Но есть и такие ответы: «Листаю книгу, стараюсь ощутить ее ауру». Такое интуитивное отношение к книге не менее важно, чем ссылки, на общепринятое и авторитетное мнение, на вкусы своего круга и родственников. Как-то, читая лекцию о работе с литературой, известный литературовед профессор А. В. Западов сказал: «Книгу нужно подергать в руках, "почувствовать" ее». Сейчас на книжных развалах Много «темной», холодной, агрессивной, опустошающей продукции. Она и оформлена соответственно — на обложке какие-то тем- ные чудовища или нечто расчлененное. Это, как правило, nv тура ужасов или мистические книги по черной магии и т.п. Конечно, у каждого из вас свой вкус. Большое значение ] и групповые пристрастия, представления об интересном и стижном чтении, которые бытуют в вашей малой группе, в товарищей. Но хотелось бы, чтобы вы сами развивали свой в* прочитав рекомендованную книгу, могли составить собственн| не заимствованное мнение о ней и впоследствии относились бй выбору литературы осознанно и критически. Круг чтения студентов, судя по опросам, весьма широк и нообразен. Но все-таки заметно, что он в основном состоит^ переводной литературы западных, в частности, американи писателей, часто не первого порядка, но зато «модных» в мс дежной среде. Популярны и новомодные российские прозаики. [ книги, как и на одежду, бывает мода, и с нею нельзя не считат. Однако есть в море литературы «золотники» — вечные ценнс И среди ваших любимых писателей они, конечно, тоже есть.' первом месте в предпочтениях первокурсников факультета журя листики МГУ (опрос проводился пять лет назад) Достоевск Булгаков, что объясняется драматизмом, необычностью, тайне ностью их произведений — качествами, так популярными в мс дежной среде. Значительно меньший процент студентов назв Пушкина, Чехова, Толстого, Тургенева, Ремарка, .Дж. Лондс Следующая группа предпочтений весьма пестра — от классиков^ современных писателей: Шекспир, Дрюон, Цветаева, Пастер* Толкиен, Цвейг, Ильф и Петров, Джером К.Джером, Голсуор Лермонтов, Бродский, Айтматов, Бунин, Шолохов, Набоков. If голь. Названы были также Кортасар, Стейнбек, Прусс, Ф гер, Моруа, Теккерей, Диккенс, Джойс, Гессе, Фицджера Хемингуэй, Маркес, Саймон, Золя, Саган, Искандер, Ш> Дарелл, Фоулз. Наряду с классиками встречаются второстепен* имена, хотя в принципе студенты факультета журналистики, cj! ди которых проводился опрос, в целом продемонстрировали хор ший вкус. Сегодня список сильно «подразбавился» низкопробНЙ серийной литературой. Сам процесс создания этих серий пос лен на поток, и часто имя на обложке совсем не говорит о что книга написана именно этим автором. Стало обычным нанимать «литературных рабов» под «раскрученное» имя и стаЕ процесс производства чтива на конвейер для получения макс8 мальной прибыли. Конечно, выбор литературы для чтения — дело глубоко л* ное. Но, может быть, стоит уже сейчас, когда еще есть время тать (поскольку после окончания вуза у вас вряд ли найдется стол времени для чтения), задуматься, а прочел ли я самое интересное, самое главное, что есть в мировой литературе? Будущие журналисты изучают историю русской и зарубежной литературы и поневоле вынуждены читать классиков. Но ведь за рамками программы остается еше много необходимых и интересных книг. Предлагаю вам познакомиться с кругом чтения великих писателей, который приведен в книге Рустама Рахманалиева «Культура чтения великих писателей» (Фрунзе, 1989). Посмотрим читательские списки трех колоссов мировой литературы: Пушкина, Толстого и Бальзака. ПУШКИН Гомер, Плутарх, Вергилий, Данте, Тассо, Шекспир, Мильтон, Байрон, В.Скотт, Буало, Монтень, Расин, Вольтер, Дидро, Руссо, Мольер. Бальзак, Стендаль, Мериме, Гюго, Мюссе, Сент-Бев, Гизо, Гете, Шиллер, Кальдерон, Жанен, Лагарп, Державин, Радищев, Карамзин, Жуковский. ТОЛСТОЙ Гомер, Плутарх, Тацит, Конфуций, М.Аврелий, Макиавелли, Овидий, Данте, Шекспир, Мольер, Сервантес, Монтень, Руссо, Гете, Шиллер, Стерн, Диккенс, Теккерей, Карлейль, Ш. Бронте, Эмерсон, Вольтер, Дюма, Паскаль, Ж. Санд, Бальзак, Стендаль, Гюго, Золя, Мопассан, Доде, бр. Гонкур, Лессинг, Гюйо, Верлен, Метерлинк, Рескин, Шопенгауэр, Торо, Бодлер, Ницше, Ибсен, Флобер, Дж. Элиот, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Григорович, Белинский, Герцен, Тургенев, Тютчев, Фет, А. К. Толстой, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Вл. Соловьев, А. Н. Островский, Чехов, Л. Андреев, Лесков, Горький. О. БАЛЬЗАК Гомер, Данте, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит, Шекспир, Мольер, Кор-нель, Расин, Монтень, Рабле, Кальдерон, Руссо, Вольтер, Ю. П. Рихтер, Паскаль, Стендаль. Заметили? Поражает, что списки во многом совпадают. То же касается и многих других писателей, имена которых приведены в этой книге. Стоит задуматься над фактом. И все-таки имена классиков известны по школьным и вузовским программам. Труднее ориентироваться в современной литературе. Открываются новые фамилии, которые были неизвестны у нас широко (эмигрантская литература), зарубежные и собственные, российские, например, сейчас популярны книги В. Пелевина, В. Сорокина, Т. Толстой и др. Какими ориентирами, помимо советов близких и друзей, мы можем воспользоваться при выборе литературы для чтения? Укажем на некоторые.
![]() |