![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Правило восьмое: старайтесь использовать полученную информацию в своей практической деятельности. 1 часть
Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно инадолго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы на этом языке. Сложные теоретические понятия об особенностях и аспектах информации старайтесь применять в своей журналистской практике. Например, понятия семантического аспекта информации прекрасно укладываются в памяти, если вы проанализируете несколько газетных или телевизионных текстов на предмет присут-
Правило девятое: при запоминании полезно пользоваться емами мнемотехники, системой ассоциаций, особенно при . нании имен, дат и т.п. Но о приемах мнемоники поговорим дельно. Приемы мнемотехники Мнемотехника, или мнемоника (от греч. тпете — памя techne — искусство, мастерство, mnemonikon — искусство запох нания) — это система различных приемов, облегчающих запол нание и увеличивающих объем памяти, основанная главным i зом на использовании закона ассоциаций. Ассоциация (от лат. associatio — соединение) в мнемотехни* психологии означает соединение, связь, образующуюся при ог деленных условиях между двумя или более психическими обр ваниями (ощущения, восприятия, представления, идеи и т.г Актуализация одного из них влечет за собой появление (прояв ние, вспоминание) другого. Богиней памяти и наименования в Древней Греции считал^ Мнемозина, дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса 9 муз. Лейбодейской пещеры в Беотии было два источника: Леты — гини забвения и Мнемозины — богини памяти. Искусство запоминания — очень древнее искусство*. В Грег искусство памяти было весьма важным, престижным, потому' позволяло блистать в качестве ораторов, выделяться знаниями! аристократическом обществе, поражать своей ученостью и де ствительно очень помогало в учебных и научных занятиях. Есть сведения, что Пифагор (VI в. до н.э.) более двадцати учился у древнеегипетских жрецов искусству запоминания. По др гим источникам, изобретение мнемотехники как специальной тодики для развития памяти приписывается древнегреческому i эту Симониду, который преподавал мнемонику еще в V в. до н.'
Однажды, как гласит легенда, его пригласили на пир. Но неожиданно вызвали из зала по какому-то неотложному делу. В это время потолок рухнул и придавил всех, кто был за столом. Но Симонид помнил, кто где сидел, и это помогло опознать погибших. Отдал дань мнемонике и великий Аристотель, который назвал четыре правила построения ассоциаций: ♦ по сходству; ♦ по контрасту; ♦ по соотнесенности в пространстве; ♦ по соотнесенности во времени. Знаменитый римский оратор Цицерон пользовался методом ассоциаций по соотнесенности в пространстве. Учитель мнемотехники Метродор соотносил то, что хотел запомнить, со знаками зодиака, с созвездиями. И в средние века искусство запоминания не умирало. Еще в XIII в. Роджер Бэкон написал сочинение об искусстве запоминания, которое сейчас хранится в Оксфорде. В 1491 г. в Венеции был даже издан учебник по мнемотехнике «Образец совершенства», написанный Питером из Равенны и переведенный на многие языки. С применением правил мнемоники была издана знаменитая «Грамматика» Ромберга в картинках. А Джулио Камилло в XVI в. построил Театр Памяти, который был расположен на семи уровнях, долженствующих символизировать семь мер мирового устройства. Они разделялись семью проходами с воротами, на которых были изображены различные образы. В Европе в XIX в. мнемотехнику преподавали в учебных заведениях. Широко она была распространена и в России, а в Санкт-Петербурге был даже открыт специальный мнемотехнический институт. Однако после революции мнемонику объявили реакционной, и только в последние десятилетия интерес к искусству запоминания возник снова. Сейчас много литературы на эту тему, и вы можете найти ее на книжных прилавках. Итак, перечислим методы мнемотехники (см. подробнее в книге «Как улучшить свою память», о которой уже шла речь). 1. Метод связующих звеньевприменяется при запоминании не связанных между собой слов, понятий. Составляя такие ассоциации, важно знать, что лучше запоминаются те, которые построены с применением следующих правил: ♦ можно искажать пропорции, делать их необычными, очень большими; ♦ активизировать их действия, представлять в движении; ♦ изменять функции предметов (например, зонт можно упс ♦ множить предметы; ♦ озвучивать неодушевленные предметы и т.п.
Если, например, вам нужно запомнить ряд слов: компьюте звезда, мыло, снег, фигура, зонт, вы можете просто составить paccj с этими словами, и они запомнятся. Можно запоминать их в порядке, в каком они следуют, представив их в ярком, красоч ном, необычном виде, в функциях, ролях, им несвойственш Например, летящий во вселенной рядом с оранжевой звездой ромный смеющийся компьютер; мыло в виде вселенского дворщ ка, подметающего Млечный Путь; снег, из которого сварена кс мическая каша для участников этого путешествия, и фигуру ос цианта, приносящего им снежную кашу в белом зонте*. 2. Структурирование, переструктурирование, поиск закономс ностей. Этот способ предполагает нахождение какой-то закономернс сти в расположении, содержании, форме запоминаемого. Структурировать можно по нескольким основаниям: ♦ в алфавитном порядке; ♦ по родовым, видовым признакам (например, люди, живс ♦ по упорядоченной шкале, величине, интенсивности призна ♦ образованием фраз из начальных букв слов; ♦ ритмизацией; ♦ рифмованием. Например, телефон 987-65-43 легко запомнить, потому что _.г,. убывающий натуральный ряд чисел. Как и год французской револю-1 ции 1789, где цифры идут по возрастающей. Годы жизни М. Ю. Лер-/ монтова сами врезываются в память, потому что последние Д1 цифры меняются местами: 1814—1841. Можно составить фразу из количества букв, которые входят вназвания цифр. Например, для запоминания года издания первой книги в России Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г."1, можно составить фразу: И (1 буква) КНИГА (5 букв); ПЕРВАЯ| (6 букв); БЫЛА (4 буквы), добавив название этой книги — «Апо-
стол». Таким образом, на всю жизнь запомните эту дату, важную для истории книгопечатания и журналистики, «Икнига первая была "Апостол "». Еще в дореволюционной гимназии придумали фразу для запоминания по числу букв в названиях цифр числа ПИ, правда, в виде фразы в старом правописании: «Кто и шутя и скоро пожелаешь пи узнать, число ужъ знаетъ»: 3,1415926536. Со школьных лет мы знаем, что запомнить цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) нам помогала фраза из начальных букв этих цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Можно расположить запоминаемые слова в алфавитном порядке или образовать из первых букв какое-то слово. При помощи этого способа (с применением образного мышления) легко припомнить имена всех девяти греческих муз (от греч. musa — мыслящая), дочерей Мнемозины. Каллиопа — муза эпической поэзии, изображалась с грифелем и свитком. Клио — муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма. Мельпомена — муза трагедии, изображалась с трагической маской в руке и венком из плюща. Талия — муза комедии, изображалась с комической маской в руке. Терпсихора — муза танца, изображалась с лирой и плектром, специальной пластинкой для игры на лире. Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии (гимн — himnos в Древней Греции означал торжественную хвалебную песнь в честь богов и героев), изображалась со свитком в руках. Урания — муза астрономии, изображалась с глобусом и циркулем. Эвтерпа (Евтерпа) — муза лирической песни, музыки, изображалась с флейтой в руках. Эрато — муза лирической, любовной поэзии, изображалась с лирой в руках. Структурируем имена муз по начальным буквам и количеству одинаковых начальных букв. Образуем из них два имени — мужское ПУМ (Полигимния, Урания и Мельпомена, начальные буквы которых встречаются по одному разу) и КЭТ (остальные музы, начальные буквы которых встречаются по два раза: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Эрато, Талия, Терпсихора). И запоминаем выразитель-
Но лучше всего запоминаются имена муз, если вы по ме связующих звеньев сочините стихотворение, в котором все действуют в соответствии со своими основными функциями, хотворение не обязательно должно быть шедевром поэзии, в, ном случае оно играет подсобную роль для создания прочных i социаций в памяти. 3. Метод ключевых слов или цифро-буквенных кодов.Он пр полагает, что для запоминания одних слов или цифр необхол их связать с другими буквами, цифрами или словами, котор| являются постоянными, ключевыми и которые нужно знать зусть. Психологи предлагают мнемоническую таблицу соотнеси цифр и букв*. 1 — Л (единица похожа на букву) 2 — ЖН (ЖеНы) 3 — Ш, Щ (в этих буквах по 3 столбика) 4 _ ЧР (ЧетыРе) 5 — ПБ (Пять, Б — парная) 6 — ВФ (В — похоже, Ф — парная) 7 — СМ (СеМь) 8 — ГКХ (X — похоже, ГК — парные) 9 - ДТ (ДевяТь) 10 — оставшиеся ЦЗ Теперь, если вы хотите запомнить при помощи этих букв кую-то дату, например 1703-й — год создания первой русско! газеты петровских «Ведомостей», вы можете составить фразу букв, соответствующих этим цифрам: «Любил создавать царь ш девры». В книге «Как улучшить память» предлагается другой цифр буквенный код. Несколько цифр обозначаются при помощи пс ледних согласных в словах, обозначающих эти цифры: 0 — Л (ноЛь) 1 _ Н (одиН) 2 - В (дВа) 3 — Р (тРи) 8 — 8 (восеМь) Остальные буквы будут соответствовать согласным, с которь начинаются слова, обозначающие эти цифры:
4 — Ч (Четыре) 5 — П (Пять) 6 — Ш (Шесть) 7 — С (Семь) Предлагается мнемоническая фраза для запоминания этого кода: ЛеНиВый РифМаЧ, ПиШи СиДя (важно запомнить ряд согласных букв, кроме ф, которую нужно опустить). Теперь, если вам нужно запомнить номер телефона 439-26-20, вы составляете фразу из трех слов, с буквами, которые заменяют вам цифры, например: «Че РНь ВыШе ВоЛи» или «ЧеРеН ВаШ ВоЛ». Этот же метод используется и при запоминании и последующем использовании списка слов, соответствующих определенным цифрам, например: 10 — Ил, 1 — Ной, 2 — Вой, 3 — Ария, 4 — Очи, 5 — Па, 6 — Уши, 7 — Ус, 8 — Яма, 9 — Ад, 10 — Нил. Эти списки могут быть большими, до 100 слов*. 4. Топологичекий метод (метод Цицерона).Он состоит в том, чтобы топологически (от греч. topos — место), т.е. пространственно, связать то, что нужно запомнить, с чем-то хорошо знакомым, например с разными уголками в своей квартире**. Московский репортер Шерешевский, о котором уже шла речь, часто, запоминая слова, мысленно прогуливался по Москве от Пушкинской площади по улице Горького (Тверской) к центру и расставлял по пути все, что нужно было запомнить. И если редко у него и случались ошибки, то это было связано не с дефектом памяти, а с дефектом видения: например, он не заметил при мысленном припоминании белое яйцо, поскольку поставил его у белой стены. Очень удобно расположить, например, даты по истории в топологическом пространстве таблицы, которая разделена на несколько квадратов-веков, каждый из которых в свою очередь расчерчен на десять квадратиков по горизонтали и вертикали. Каждый квадратик означает один год. Поместив таким образом различные даты по их местам (обозначив разными цветовыми символами: война — красным, начало и конец царствований — фиолетовым, восстания, революции — оранжевым, научные открытия — синим и т.п.), вы, по крайней мере, запомните, в каком веке произошло то или иное событие и в какое примерно время (в начале, середине или конце столетия).
** См. об этом подробно в кн.: Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
Однажды Шерешевскому прочли несколько строф по-* ски из «Божественной комедии» Данте. И каково же было удивле* психологов, когда он повторил стихи слово в слово через 15 Процесс выстраивания ассоциаций с незнакомым языком пора ет изобретательностью: «Nel — я платил членские взносы и там| коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) — я скрипач; поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке, дом папиросы "Дели" — это del, рядом тут же я ставлю кам| (camin); di — это рука показывает дверь; nos — это нос, челов который попал носом в дверь и прищемил его... На углу Cyxapei стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (ипа). Рядо)* ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сильва (selva), но она не была Сильва — под ней ломаются подмостки, это звук и т.п.»**. Впрочем, приведенные здесь правила, конечно, не исчерг вают всего их богатства. Кроме того, у каждого есть свои приемы! секреты, как быстрее и прочнее запомнить то, что поможет в: ни и в будущей профессии. Говоря о значении памяти для будущего журналиста, следует сказать, что нужно тренироваться в запоминании имен* фамилий. В этом вам поможет знание этимологии имен и фа лий, их генезиса и значений. Достаточно обратиться к словаря Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993; Суслова А.
Суперанская А. В. О русских именах. Л., 1997; Словарь фамилий. Л. Новгород, 1997; Словарь современных русских фамилий. М., 2001; Флоренский П., Минцлов С, Руже П., Величко Ф., Попов С, Хи-гир Б. Тайна имени. Харьков, 1994; Справочник личных имен народов РСФСР. М, 1989; Матюгин И., Чекаберия Е. Запоминание лиц й имен. М., 1994 и др. Полезно для эффективного запоминания знать этимологию наиболее распространенных имен (см. Приложение 7). Развитие внимания и наблюдательности К. Ушинский говорил, что внимание — это та дверь, через которую проходит все, что входит в сознание человека из внешнего мира. Короче, если вы невнимательны, то дверь закрыта или полуоткрыта. А одним из условий продуктивности учебы является умение сосредоточить свое внимание на предмете изучения или наблюдения. Психологи опытным путем обнаружили, что если человек внимателен, то производительность его труда может повыситься в 10 раз. Вам, конечно, известно, что внимание— это сосредоточенность мыслей, зрения, слуха на каком-либо объекте, направленность на что-либо. При отсутствии внимания вообще невозможна никакая целенаправленная умственная деятельность. Внимание бывает непроизвольным, непреднамеренным, когда вы реагируете невольно на яркую картину, свет, цвет, громкий звук, необычную форму, интересный сюжет и т.п. При произвольном, волевом внимании предполагается целенаправленный выбор объекта внимания, когда приходится концентрироваться на восприятии, может быть, даже скучного по форме, но важного материала. Воспитанием такого произвольного внимания и следует заняться прежде всего. Для этого полезно проанализировать свойства своего внимания и научиться управлять им. Каковы же эти свойства? Прежде всего, устойчивость внимания, т.е. способность удерживать объект деятельности в поле своего сознания на определенный срок, умение сосредоточиться. В. Пекелис в книге «Твои способности, человек» приводит случай, который произошел с Сократом. Он решил пойти вместе с колонной воинов в поход. Однако в пути его заинтересовало решение какой-то философской проблемы, и он в задумчивости простоял посреди дороги несколько часов, отстав от колонны. Устойчивости внимания и не хватает студентам на лекциях, семинарах, при работе с литературой. Первокурсники факультета журналистики оценивают эту свою способность в 3,5 балла по тибалльной системе, следовательно, существует необходимо тренировать столь важное для учебы и будущей профессии качество. Устойчивость внимания тренируется разными способами. Са» мый простой: зачеркивать в газетном тексте некоторые буквьц например а, р, ж, ю. Последите, как долго вы будете делать это без?! ошибок. Установлено, что при однообразии раздражителей устой-; | чивое внимание держится от 5 до 20 минут, при разнообразии до 40 минут Следующее важное свойство внимания — его объем, т.е. коли-, J чество объектов, которые человек может воспринять за относи-» тельно короткое время. Этот объем обычно не превышает 6—7 еди-,| ниц (изображений, слов, букв, чисел), если смысловая связь pa-J зорвана. Если смысловая связь есть, объем внимания больше. Л Проверить объем своего внимания несложно. Можно попро-.f сить кого-то показать вам на одну секунду картинку с изображе-J нием 6—8 самых разных предметов или прочитать такое же количе-*| ство слов, чисел, букв. Попытайтесь воспроизвести их. Если вы, назовете 6—7 объектов, объем памяти отличный, если 4—5 — хоро-Д ший, если меньше, то, безусловно, нужно заниматься трениров- I кой внимания. В опыте, проведенном с первокурсниками факуль-.| тета журналистики, таких оказалось около 30%. Очень важно для учебы и журналистской профессии такое свой-.> ство, какрапределяемость внимания, т.е. способность удерживать•* в поле сознания сразу несколько объектов или заниматься разны-j! ми видами деятельности. Короче, важно знать, какое количество* действий вы можете выполнять одновременно, например, слушать^ собеседника и записывать, что он говорит, при этом, наблюдая его реакциями и поведением, задавать очередные вопросы, к это и бывает обычно в журналистской практике. Студенты факуль-,^ тета журналистики ниже всего оценивают наличие этого свойства^ у себя — в 3,3 балла. Распределяемость внимания проверяется и тренируется разны- | ми путями. Можно, например, писать цифры от 1 до 20 и одновременно вслух считать в обратном порядке от 20 до 1. Или попытайтесь запомнить фразу, которую вам читают, и одновременно по--считать, сколько раз читающей при этом постучал карандашом.. Можно поместить цифры в различные геометрические фигуры: 3 в круг, 5 в треугольник, 7 в квадрат — и сосчитать их сумму, а> затем вспомнить, в каких фигурах какие цифры были помещены. В оперативной и многоплановой работе журналиста часто требуется быстро переключить свое внимание с одного объекта на другой, т.е. обладать свойством переключаемости внимания. Пер- вокурсники оценили наличие этого свойства у себя в 4 балла, очевидно, нередко ассоциируя его с рассеянностью, неспособностью сосредоточиться. Однако переключаемость внимания предполагает быстрое и полноценное включение в новый вид деятельности, способность быть в ней таким же продуктивным, как в предыдущей. Найти упражнения по тренировке внимания можно в разных психологических практикумах, например, «Практикуме по общей психологии», в книге К. К. Платонова «Занимательная психология» и др. Развитие наблюдательности Развитое восприятие и наблюдательность — еще одно, весьма важное для студента факультета журналистики качество. Восприятие — это система отражения, приема и преобразования информации об окружающем мире, необходимое условие познания и мышления. Для того чтобы восприятие было эффективным, нужно знать достоинства и недостатки органов восприятия, своего слуха и зрения. Полезно проверить их у врача, выписать соответствующие очки, если они требуются, подлечить уши, если неважный слух. На лекции рекомендуется сидеть на том месте, откуда хорошо слышно лектора, видно, что он пишет на доске. Быстроту и правильность восприятия можно проверить при помощи различных упражнений. Для того чтобы развивать наблюдательность, организовать процесс восприятия целенаправленно, важно следовать некоторым правилам, рекомендуемым психологами: ♦ изучите и старайтесь пользоваться особенностями своего вос ♦ воспринимайте наблюдаемую ситуацию, предмет целена ♦ расчлените интересущий вас объект мысленно на составляю ♦ выделенные части соотносите друг с другом, учитывая цело Процессы восприятия тесно связаны с процессом понимания, т.е. способностью осмыслять, постигать содержание и смысл воспринимаемого и наблюдаемого. Понимание характеризуется такими свойствами, как быстрота, отчетливость, полнота и глубина. Процесс понимания в первую очередь связан со знаниями в данной области. Чем шире эти знания, тем отчетливее понимание смысла. 12-927
Развивать наблюдательность можно в любое время, практиче ки всегда и везде. В транспорте, например следя за пассажира* манерой их поведения, внешним видом, тем, что и как они ч ют, и т.п. Идете по улице, обратите внимание на ее особеннс архитектуру, прохожих и т.п. На лекции можно понаблюдать (ц отвлекаясь, естественно, от рассуждений лектора) за поведение сокурсников, кто и как слушает лекции. Присмотритесь к сое попытайтесь обнаружить то, что вы раньше не замечали в его внеи нем облике и одежде. Можно мысленно как бы сфотографиров своего товарища и затем проделать мысленно те же операции, и с пленкой: проявляем ее, печатаем, рассматриваем фотограф* Наблюдаете человека на телеэкране, выключите звук, пот тесь представить род его занятий, характер и т.д. по внешнему т Можно просто внимательно рассмотреть какой-нибудь щ мет, старясь обнаружить в нем как можно больше различных свой и особенностей. Если вы делаете это вдвоем, полезно потом ср нить результаты своих наблюдений. Присмотритесь к вещам, кс рые лежат на столе, как бы сфотографируйте их взглядом. Пс закройте глаза и попытайтесь описать их. Будущему журналисту очень важно развивать наблюдательнс потому что порой ему будет доступна только невербальная, разительная информация. Но даже если он сумеет совместить блюдение с беседой или анализом документов, все равно знако| ство с некоторыми изобразительными, символическими значе* ями, которые можно использовать при наблюдении челове* интерьера, природной среды, очень помогут ему в работе. И нам как нельзя кстати пригодится опыт, накопленный некоторь ми традиционными и нетрадиционными областями знания: зи ковой символикой, кинесикой, физиогномикой, хирологией, пс хографологией и др. Что может быть предметом развития наблюдательности и полезно знать при этом? При наблюдении естественного природного пейзажа приг дятся знания по ботанике, зоологии, т.е. сведения о флоре и не, растительном и животном мире. О символических значения растений и животных известно с языческих времен, когда прир считалась одушевленной, живой. У племени друидов есть специальный гороскоп, где типы деревьев соотносятся с типами личности. Есть своя символика и у цветов. В дореволюционной России даже играли в цветочное лото и каждый цветок обозначал определенные чувства: василек — простоту, нежность; гвоздика — чистую любовь; жасмин — уверенность в дружбе; колокольчик — признательность; левкой — мир; тюльпан — любовь; фиалка — дружбу; цинния — исполнение желаний. В Японии развито искусство составления букетов (икебана). Каждый цветок и их сочетания — это особая азбука, которую японцы умеют читать. Вообще у этого народа очень развиты невербальные символы. Например, в театре кабуки каждая поза актера значима, и даже взмах ресниц символичен и может быть прочитан знающей эти символы публикой. Не менее интересна и символика животных, она существует у всех народов. Широко распространенные сейчас восточные гороскопы построены именно на символике животных. Для понимания символов, распространенных в культурах разных стран, можно воспользоваться специальными словарями, например, двухтомником «Мифы народов мира», «Словарем символов» Джека Тресиддера и др. Интересные закономерности можно открыть и в архитектурном убранстве городов. Можете ли вы определить архитектурный стиль здания, памятника культуры? В каком стиле, например, построено Казаковым старое здание Московского университета? Чем отличается от него то здание, в котором сейчас находится факультет журналистики МГУ? Это тоже стиль классицизма, но позднего, который называется ампир (от слова «империя»). Характерные признаки — колоннада, портик, парадный второй этаж, более высокий, чем другие. На так называемых «замковых камнях» над окнами голова льва — символ власти. На стенах венки из цветов и оружия — тоже признаки ампира. Здание начал строить знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов для богатой семьи Пашковых (вспомните прекрасное здание Ленинской библиотеки, возведенное им для этой же семьи). Достроил здание для университета в 1832-1835 гг. архитектор Е. Тюрин, а в 1904 г. оно перестроено по проекту Д. Быковского. Безусловно, полезно каждому культурному человеку, а тем более будущему журналисту, знать, какие бывают архитектурные стили. Остановимся на одном. Классицизму, который пришел из Греции, было свойственно три типа колонн, соответствующих трем типам орденов, или ордеров: дорический — прямые строгие колонны (их еще называют «мужскими»); ионический — с завитками- 12'
Существуют и другие архитектурные стили: романский, так называемый «русский», модерн (например, в Москве гостинщ; «Метрополь» с прекрасными мозаиками Врубеля) и др.
![]() |