Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Трудности и парадоксы профессии 2 часть




обыкновенно, что литературный честолюбец, не умеющий отли! чить красного от зеленого, является судьею в вопросах, которые он слышит только в первый раз, и проникается сознанием свое* безошибочности и такой неопровержимой авторитетности, что смелостью Александра Македонского разрубает всякие узлы, ре| шает отважно самые запутанные социальные проблемы, сыпле! направо и налево безапелляционные приговоры, раздает диплом! на ум и гениальность, пророчествует, предсказывает будущее, ут­верждает или отрицает, что ему вздумается».

Слова эти написаны более ста лет назад, однако и сейчас та-| ких «Александров Македонских» можно увидеть во многих молсь дых журналистах и практикантах. Самомнения у них с гору, а ^ ний, умений, понимания проблем, психологии людей, способносД та анализировать процессы — на вершок. Самокритичности, трезвой самооценки своих возможностей, понимания своего места в обще» журналистском деле, а также смелости, инициативности, азар рискованности, энергичности, изобретательности, творческого! подхода, основанному на широких знаниях, компетентности высокому профессионализму — вот чему должно учиться.

Парадоксы профессии

Помимо названных выше, лежащих на поверхности сложноеJ тей и трудностей профессии, соискателей ее подстерегают глубок кие внутренние противоречия. Парадоксы профессии делают ее едв ли не самой драматичной по самому существу ее, по ее специфике.| Греческие корни слова «парадокс» (para — возле, при и doxa мнение, представление) составляют буквальное значение слова —I сочетание двух разных мнений, представлений, двух сторон одно-! го явления. Какие же парадоксы свойственны журналистской про-| фессии?

1. Парадокс между стремлением запечатлеть сущностное, веч-j ное и реальную сиюминутность информации, уже завтра никому не интересную. Журналист умирает в своем творчестве каждый день и должен быть готов к этому, как ему ни хочется оставить; после себя что-то нетленное, вечное. Кто сейчас помнит бывших когда-то знаменитыми Власа Дорошевича, Ларису Рейснер, Ми- j хайла Кольцова? Разве что историки печати и студенты факульте­тов журналистики. Мало кто вспоминает сейчас и Анатолия Агра- \ новского, который первым начал писать о деловом человеке (в ча-■■ стности, об офтальмологе Федорове) и способствовал своей? публицистикой переменам в нашем обществе. Имена Пушкина*


Гериена, Некрасова и Салтыкова-Щедрина мы знаем не потому, что они издавали газеты и журналы, не по их публицистике, а по художественным произведениям.

Журналист — это спутник дня сегодняшнего. Его творения — однодневка, но однодневка, без которой люди не могут жить. Когда в октябрьские дни 1993 г. потухли телевизоры и люди не знали, что происходит в стране, это было подобно шоку. То же самое повторилось, когда загорелась Останкинская телебашня. Человек не может жить без информации, он должен ориентироваться в событиях, корректировать свое поведение в связи с тем, что про­исходит вокруг него. Особенно в критические моменты: война, революция, кардинальные реформы в обществе, глобальные ка­тастрофы.

2. Философским парадоксом журнализма можно считать то, что эта профессия как бы «все и ничто». Журналист может выпол­нять любые роли — от проповедника до шоумена, писать обо всем и любыми способами, но нигде не реализуется целиком. Журна­листика — сосуд, в который можно налить все, что потребно в данный момент социуму, группе, личности. Если, скажем, вчера нужно было быть проводниками политики партии, пропагандис­тами и организаторами, вся пресса по команде выполняла эти функции. Потом наступили другие времена, потребовалось раз­венчать былую партийную идеологию, и те же журналисты взя­лись за дело. В прошлом принято было воспитывать читателя, слу­шателя, зрителя, а не развлекать его, теперь отказались от воспи­тательной функции, зато гипертрофировали развлекательную и

сенсационную.

3. Пожалуй, основным парадоксом профессии является, с од­
ной стороны, стремление к независимости, свободе слова, жела­
ние быть четвертой властью, т.е. сохранить позиции над схваткой;
с другой — реальная зависимость от властей, от владельцев, учре­
дителей и издателей, от рекламодателей и спонсоров. Это драма­
тический конфликт между свободной творческой личностью и за­
висимостью от всех, в том числе от общественного мнения и ауди­
тории. Большой потенциал информационной власти и зависимость
от властных структур, общественных и политических организаций.

4. Другой гранью этой зависимости является зависимость твор­
ческая. Индивидуальный творческий процесс проходит сито кол­
лективного редактирования завотделом, ответсекретарем, главным
Редактором. Каждый со своим вкусом и своей концепцией, со сво­
ими политическими взглядами. И часто лучшие куски в материале
безжалостно вычеркиваются либо в связи со вкусовой правкой


начальства, либо из-за недостатка места в издании или програм-1 ме, но чаще всего в связи с концепцией издания. И это весьма! болезненно воспринимается творческой личностью.

5. Оперативность, которая требуется от журналиста и является]
характеристикой, внутренне присущей профессии, приходит в,|
столкновение со стремлением подольше изучать проблему.

6. В этой связи поверхностность, описательность, дилетантизм ■
профессии драматически сталкиваются с желанием глубже, все­
стороннее показать суть явлений и процессов.

7. Однонаправленность, идеологизированность, оценочность,.
субъективность журналиста и редакции имеют своей оппозицией;!
необходимость отражать различные мнения и точки зрения, давать,!
диалектическую, многообразную, объективную картину действи-|
тельности.

8. Парадоксом можно считать и конфликт между интровертно-,;
стью (закрытостью, индивидуальностью, углубленностью) твор-:
ческой личности и экстравертностью, открытостью, публичное- I
тью профессии.

9. Потребность в отдыхе после трудной, нервной, требующей!
огромных энергетических затрат работы редко может реализовать-!
ся, ибо мозг постоянно занят решением творческих задач, обдумы-|
ванием публикации, поиском новых поворотов, формы, адекват-j
ной содержанию и интересам аудитории. И вечерами, и ночами, во]
внеурочное время журналист работает, если даже формально — ]
отдыхает. Это вечный крест творческого человека.

10. Наконец, стрессогенным парадоксальным фактором явля-|
ется и специфика типа деятельности: сочетание творческих и чер-|
новых, литературных и организаторских, редакторских и даже ком- !
мерческих видов работы, которые часто вызывают у журналистов
отторжение.

Названные парадоксы и стрессоры делают журналистскую про­фессию одной из самых сложных психологически.

Но эта парадоксальность, драматизм и придают тот необыкно­венный романтизм, остроту, игру, рискованность, ту привлека­тельность, которой характеризуется наша особенная, ни на одну другую не похожая и похожая на все другие профессия. Творческая и часто превращающаяся в службу, свободная, но зависимая, ин­тересная и будничная, литературная и организаторская, сиюми­нутная и вечная, изменчивая и динамичная, каждый день умира­ющая и вечно живая журналистика!


Личность журналиста

Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в ин­формационно-духовных процессах, универсальностью и разнооб­разием, высоким уровнем социальной ответственности, творчес­ким характером, парадоксальностью и драматизмом, проецирует­ся на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представи­тель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналис­та, как некую целостность основных профессиональных, гражданс­ких, нравственных, психологических, творческих, социально-демог­рафических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе.

В обобщенном виде такая модель может быть представлена в виде таблицы, в основании которой лежат социально-демографи­ческие и психологические качества, а над ними надстроены нрав­ственные, гражданские и, наконец, профессиональные.

Такая общая модель модифицирована (уточнена, изменена) для основных специализаций в журналистике: репортер (профес­сиональная деятельность преимущественно типа «человек—чело­век», Ч—Ч), аналитик («человек—знак—идея—проблема», Ч—3), публицист («человек—художественный образ», Ч—ХО). Из телеви­зионных специализаций приведена одна — «ведущий ток-шоу», организующий общение в студии. Это тоже специализация прежде всего типа «человек—человек».

Причем одни признаки (демографические, психологические, профессиональные) описаны подробно по разным специализаци­ям. Другие (гражданские, нравственные) относятся ко всем на­званным специализациям, и хотя имеют оттенки, но не столь зна­чительные, чтобы их поименовывать отдельно (табл. 2).

Разберем более подробно каждый из структурных элементов приведенной модели журналиста и ее модификаций для разных видов деятельности

Социально-демографическая структура

Пол

Журналистская профессия по преимуществу мужская. Почему? Потому что очень сложна, напряженна, требует огромных физи­ческих и нервных затрат, выносливости, связана с частыми поез­дками. Однако данные социологических исследований в разных

S-927


Таблица

Модель журналиста и основных специализаций

 

Журналист Репортер Аналитик Публицист Ведущий
Ч-Ч, Ч-З, Ч-ХО Ч-Ч Ч-З Ч-ХО ток-шоу,Ч—Ч )
Профессио-       т
нальные        
Талант, Оперативность, Компетентность Эрудиция Артистизм ''
литературные, быстрая реакция Аналитичность, Ярко выражен- Обаяние
творческие Мобильность владение логикой ные литератур- Коммуникабель-
способности Адаптивность Небанальность, ные способнос- ность
Любовь к Помехоустойчи- нестандартность ти, образная Быстрота
профессии вость мышления метафорическая реакции
Оперативность Стрессоустойчи- Независимость речь Импровизацион-
Мобильность вость суждений Творческая ность
Коммуникабель- «Репортерский Объективность индивидуаль- Индивидуальный
ность, эмпатия нюх» Критичность ность, нестандар- стиль, «свое
Эрудиция, на новости Диалектизм тность лицо», имидж
компетентность Смелость Культура Способность Раскованность
Любознатель- мужество дискуссии влиять на Искренность,
ность Находчивость Политическая аудиторию, заинтересован-
Наблюдатель- Наблюдатель- культуры заражать, ность
ность ность Прогностические убеждать ее Уверенность в
Объективность Коммуникабель- способности Аналитические себе
Адаптивность ность   способности Телегеничность
Находчивость, Любознатель-   Независимость Хорошая речь,
быстрота реакции ность   суждений тембр
Мужество, Информирован-     Остроумие,
смелость ность     юмор
Работоспособ- Выносливость     Способность
ность       работать в
Выносливость       прямом эфире
Инициативность        
Стрессоустойчи-        
вость        
Гражданские        
Чувство социальной ответственности , гражданственность  
Чувство социальной справедливости, ответственность перед аудиторией  
Моральные        
Человеколюбие, гуманизм      
Скромность, порядочность      
Неподкупность        
Этичность        
Психологические        
Тип личности:        
экстраверт, амбивеот Экстраверт Любой Любой Экстраверт
Темперамент: Сангвиник, Любой Любой Сангвиник,
сангвиник холерик     холерик
Внимание: объем, Объем, Сосредоточен- Сосредоточен- Объем, распре-
распределяе- распределяе- ность ность деделяемость,
мость, переклю- мость, переклю-     переключаемость
чаемость чаемость      
Память: разные Зрительная, Логическая Образная Зрительная,
типы слуховая,     слуховая
  оперативная      

Продолжение табл. 2

 

Журналист ч-ч, ч-з, ч-хо Репортер Ч-Ч Аналитик Ч-З Публицист Ч-ХО Ведущий ток-шоу, Ч—Ч
Мышление: широкое, быстрое, смешанное право-левополу-шарное, логическое и Быстрое, широкое смешанное Глубокое, проблемное, логическое Образное, критическое Быстрое, широкое, смешанный тип
Способности: журналистские, Репортерские Исследователь­ские Публицистиче­ские режиссерские, сценаристские
Характер: по знакам зодиака знаки огня и воздуха Знаки огня и воздуха Любые Любые  
Социально-демографические Мужской Мужской Любой Любой
Возраст: средний Молодой От среднего и старше Любой  
Тип образования: журналистское, специальное Журналистское Журналистское, специальное по сфере специа­лизации Журналистское, литературное, специальное театральное
Опыт работы: разный Разный В сфере специа­лизации Разный  

странах показывают, что постепенно профессия феминизируется, хотя в целом процент мужчин-журналистов в полтора-два раза

больше, чем женщин.

До революции женщин в российских редакциях было мало. Среди пятидесяти женщин, так или иначе причастных к журналистике (переводчицы, издатели, редакторы), Б. И. Есин называет всего нескольких, занимающихся собственно журналистской работой: обозревательницу Е. С. Щепотьеву, корреспондентов (в том числе иностранных) А. М. Гальперсон, А. Е. Европеус, Е. Н. Янжул-Вель-яшеву, публицистов Е. И. Конради, Е. Г. Бартеневу, С. В. Корвин-Круковскую-Жаклар, М. И. Цебрикову*. В дореволюционную эпоху начали свою публицистическую деятельность и блестящие журна­листки советского времени: Л. Рейснер, М. Шагинян, М. Шкап-ская, И. Арманд, К. Самойлова.

И все-таки среди 460 членов дореволюционного союза журна­листов в России была всего одна женщина**.

* См.: Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983.

** См.: Круглова А. Журналистки // Журналист. 1929. № 3.


По данным В. Дембо, в 1926 г. в редакциях страны насчитывач лось только 7% женщин, в 1929 г. их доля увеличилась до 10%*.

В 60-е годы XX в. в районных газетах женщин было 25%, в 70-^j в разных СМИ — 35%. В начале 90-х (данные российско-американ^ ского исследования) — 37%. В американских редакциях работало 4 то время 34% женщин, причем процесс феминизации шел актив­нее, чем прежде. В целом по результатам международного исследо­вания «Глобальный журналист», в котором участвовало 22 CTpaHbij (The Global Journalist, 1998), оказалось, что в редакциях работает! примерно 35% женщин, хотя в некоторых северных и восточных! странах этот процент выше.

В России сейчас в силу многих обстоятельств (широкого рас-! пространения массовой прессы, востребующей женское эмоцио-1 нальное перо, малых доходов журналистов провинциальных СМИ,| на которые мужчины-журналисты не в состоянии содержать се—| мьи, а потому уходят в другие сферы деятельности) процент жен­щин в редакциях повысился, доходя порой до пятидесяти и даже : более процентов, особенно в районной прессе, где оклады и го- i норары весьма невелики.

Женщины-журналистки успешно трудятся на традиционно] «женских» должностях в отделах культуры, писем, социальных! проблем. Среди них есть яркие публицисты. Широко известны были; в 60—70-е годы имена Татьяны Тэсс, Нины Александровой, позже | Инны Руденко, Ольги Кучкиной, Ольги Богуславской и др. «Муж- \ скими» по силе и способности найти суть, нащупать нерв пробле- ; мы, отыскать самые яркие и сенсационные факты можно назвать | перья известных представительниц расследовательской журналис­тки Евгении Альбац, Натальи Геворкян, Зои Ерошок, Юлии Ка­лининой, Ларисы Кислинской, Анны Политковской.

Среди репортерских имен в телевизионной журналистике, по­жалуй, первое место принадлежит Елене Масюк. Поражали ее сме- j лые репортажи из Чечни, когда она добивалась встреч с лидера­ми, которые не общались с другими журналистами. Вся страна была удивлена мужеством Елены Масюк, когда она несколько месяцев провела в нечеловеческих условиях чеченского плена вме­сте со своими коллегами-журналистами. Казалось бы, что после такого страшного испытания она должна бросить репортерство в «горячих точках». Однако сразу после освобождения из плена Еле­на уехала в Афганистан, потом сделала серию блестящих, сенса­ционных репортажей с Тихоокеанского побережья.

* См.: Дембо В. Бюджет работника печати (Итоги бюджетного исследования). М.; Л., 1927.


На телевидении вообще много прекрасных представительниц нашей профессии: от кумиров прошлых лет Светланы Жильцо­вой, Элеоноры Беляевой, Юлии Белянчиковой до теперешнего созвездия телевизионных ведущих: Светланы Сорокиной, Татья­ны Митковой, Юлии Меньшовой, Марианны Максимовской, Ека­терины Андреевой, Жанны Агалаковой, Людмилы Зайцевой, Ок­саны Пушкиной и др. Много молодых ведущих-женщин в музы­кальных и развлекательных программах.

И все же, как показывают исследования, журналистская про­фессия в силу своей сложности до сих пор остается по преимуще­ству мужской. Если в молодом возрасте женщин и мужчин в редак­циях почти поровну, то в старших возрастных группах процент женщин сокращается. Часто причиной бывают житейские, быто­вые проблемы. Порой в журналистике остаются те, кто отказался от семейной жизни. Неудивительно, что одиноких журналисток больше, чем холостых мужчин. Особенно это характерно для аме­риканок, работающих в редакциях, среди которых 36% ответив­ших на анкету никогда не были замужем. Среди опрошенных рос­сийских журналисток таких 15%.

Перед девушками, размышляющими о выборе профессии, стоит вопрос: быть в журналистике или не быть, а если быть, то чем заниматься, чтобы реализовать свой творческий потенциал и да­рованные природой способности: коммуникабельность, эмоцио­нальность, интуитивность, гуманистическую направленность, адап­тивность.

В журнале «Журналист» (1992. № 2—3) была проведена дискус­сия о том, женская ли это профессия. Редактор семейного ежене­дельника «Сударушка» Наталья Зайцева и собкор итальянской га­зеты «Республика» в Москве Фьяметта Кукурния признали: мужс­кая, тяжелое ремесло. Но право женщины на журналистику решительно отстаивали их коллеги, особенно Евгения Альбац: «Можно быть только плохим и хорошим журналистом, вот и все». Главный редактор женского журнала «Шарм» Маргарита Ломуно-ва убеждена: преимущество женщин в том, что они обладают осо­бым даром предвидеть и поэтому им часто удается то, что не уда­ется мужчинам. Например, пробраться к знаменитости и взять у нее интервью. Фьяметта Кукурния добавила, что у женщин особое чутье, которое позволяет им с большой степенью достоверности изложить мельчайшие детали происходящего, заметить то, что ус­кользает от взгляда самого опытного мужчины-журналиста. Но стоит прислушаться и к аргументам Натальи Зайцевой: «Мужчины бо­лее приспособлены к этой профессии. Они пронырливей, взве­шенней смотрят на проблемы. Над мужчиной не висит дом, се-


мья, ему легче быть постоянно готовым к неожиданном отъез К тому же, на мой взгляд, у мужчин перо сильнее».

В целом для репортерской, особенно криминальной и военно| специализации лучше подходят мужчины, да и для аналитиче кой — тоже. А вот публицистика хорошо удается и женщинам. О* прекрасно смотрятся в роли ведущих на телевидении, их голоса н| радио кажутся особенно теплыми и задушевными. И конечно, отч делы культуры, искусства, семейные и женские издания — полеприменения женских талантов, их эмоциональной восприимчиво! сти, чувства прекрасного. Однако по типу работы (и по даннь социологических исследований) ежедневные газеты (особенщ отделы политики, экономики, спорта), информационные агент^ ства, как правило, в основном востребуют мужчин.

Следует добавить, что у некоторых женщин бывает «мужской» тип личности, мужской ум и мужской характер и, наоборот, «фей минный» тип личности встречается у некоторых мужчин. Ученые называют такой социальный пол (в отличие от физиологическое го) тендером. В работе очень интересного, хотя и небесспорног по идеям, австрийского психолога Отто Вейнингера «Пол и рактер» изложена следующая концепция: если расположить все)! людей в континууме (как бы на одной прямой, поделенной множество участков) между, так сказать, «супермужчинами» и «cyj перженщинами», то каждый человек займет определенное мест« на этой шкале: некоторые женщины попадут на «мужскую» терри^ торию этой прямой, а мужчины — на «женскую».

Истоки «мужской» и «женской» журналистики исходят из того! что у мужчин преобладает левополушарное, рациональное, ческое мышление в отличие от правополушарного, эмоциональ-^ но-интуитивного у женщин. По данным социопсихологических иен следований*, среди тех, кто пишет на темы экономики, — 705 левополушарных. И наоборот, среди тех, кто освещает культурн> тематику, — 65% правополушарных журналистов.

Поэтому при выборе специализации в журналистике полезнс определить свой тип личности в связи с особенностями типа мыш­ления и характера.

Возраст

Журналист достигает мастерства и профессионализма, а глав-"! ное, настоящего понимания социальных процессов и, если угод-| но, «мудрого» подхода к жизни в пору зрелости. По данным иссле-| дования, проведенного в начале 90-х годов прошлого века, сред-1

* См.: Маркелов К. В. Карьера журналиста. М, 1996.


н возраст российского журналиста равнялся 41 году, американ­ского — около 38 лет. Примерно такие же показатели и по другим странам.

В России в период так называемой перестройки журналист­ский корпус помолодел. Он всегда молодеет, когда в обществе про­исходят кардинальные перемены, потому что молодые динамич­нее и радикальнее во взглядах.

В 20-е годы XX в. около двух третей сотрудников редакций были Не старше 35 лет; средний возраст — около 30 лет. В конце 60-х годов среди районных газетчиков только четвертую часть опро­шенных можно было назвать молодыми. Примерно такая же ситу­ация наблюдалась в 70-80-е годы.

В последние годы журналистский корпус стал резко омоложи-ваться. По исследованиям начала 90-х годов, в новых средствах ин­формации, куда пришли молодые журналисты, возраст сотрудни­ков стал на два года меньше, чем у представителей традиционных изданий. Старше других оказались сотрудники журналов (47 лет) и районных газет (45,5), моложе — работники информационных агентств (34,8) и ежедневных газет (38). Короче, чем оперативнее средство информации, тем моложе его кадровый состав.

С омоложением российской прессы повысились ее активность и динамический потенциал, изменились стиль и ритм публика­ций, их характер. Однако это принесло немало и негативных тен­денций, связанных, главным образом, со снижением уровня про­фессионализма, который напрямую зависит от уровня, типа и ка­чества образования.

Репортерская специализация предпочитает молодых, аналити­ческая — опытных, а значит, «возрастных» журналистов. Другие специализации — в зависимости от тематики и аудитории.

Образование

Уровень образования имеет огромное значение для продуктив­ной работы в журналистике. Человек, который взял в руки перо или микрофон, обязан быть всесторонне образованным, компе­тентным, способным глубоко анализировать политические, эко­номические, социальные, духовные процессы, разбираться в струк­туре общества, знать философию, историю, культуру и литерату-РУ, право, психологию, политологию, социологию, этику и другие науки, хорошо владеть литературной речью, знать иностранные языки и т.п. Все это дает высшее образование, главным образом гуманитарное.

Уровень образования газетчиков в 20-е годы прошлого века был кРайне низок. В столице 23,5% журналистов имели высшее образо-


вание, в провинции же всего 8,5%, а третья часть — только низ шее (данные за 1926 г.). В конце 20-х годов, по исследованию М. Гус высшее образование в целом по стране имели 13% журналисте! неоконченное высшее и среднее — 52%, неполное среднее и ниже ■ 34%, домашнее — 1%*.

Благодаря широко развернутой системе вузов уровень образо| вания журналистов неуклонно повышался, достигнув в середш-90-х годов XX в. почти максимальной отметки: 95,2% сотруднико| редакций имели полную (86,1%) или неоконченную вузовскув подготовку. По данным широкого международного исследован* «Глобальный журналист», в России один из самых высоких пр цент журналистов с дипломами вузов.

Издавна в профессиональной среде велись дискуссии о тол нужно ли журналисту специальное журналистское образование. Щ сейчас эти споры поутихли, и большинство спорящих пришло выводу, что базовое журналистское образование предпочтитель| нее других. Хотя для некоторых специализаций основным бывае образование по тому тематическому направлению, которым зани? мается журналист, особенно для политико-правовых и эконому ческих отделов и редакций. Однако и для них желательным являет­ся второе высшее — журналистское либо система переподготов* по журналистским специализациям.



Просмотров 1085

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!