![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Трудности и парадоксы профессии 2 часть
обыкновенно, что литературный честолюбец, не умеющий отли! чить красного от зеленого, является судьею в вопросах, которые он слышит только в первый раз, и проникается сознанием свое* безошибочности и такой неопровержимой авторитетности, что смелостью Александра Македонского разрубает всякие узлы, ре| шает отважно самые запутанные социальные проблемы, сыпле! направо и налево безапелляционные приговоры, раздает диплом! на ум и гениальность, пророчествует, предсказывает будущее, утверждает или отрицает, что ему вздумается». Слова эти написаны более ста лет назад, однако и сейчас та-| ких «Александров Македонских» можно увидеть во многих молсь дых журналистах и практикантах. Самомнения у них с гору, а ^ ний, умений, понимания проблем, психологии людей, способносД та анализировать процессы — на вершок. Самокритичности, трезвой самооценки своих возможностей, понимания своего места в обще» журналистском деле, а также смелости, инициативности, азар рискованности, энергичности, изобретательности, творческого! подхода, основанному на широких знаниях, компетентности высокому профессионализму — вот чему должно учиться. Парадоксы профессии Помимо названных выше, лежащих на поверхности сложноеJ тей и трудностей профессии, соискателей ее подстерегают глубок кие внутренние противоречия. Парадоксы профессии делают ее едв ли не самой драматичной по самому существу ее, по ее специфике.| Греческие корни слова «парадокс» (para — возле, при и doxa мнение, представление) составляют буквальное значение слова —I сочетание двух разных мнений, представлений, двух сторон одно-! го явления. Какие же парадоксы свойственны журналистской про-| фессии? 1. Парадокс между стремлением запечатлеть сущностное, веч-j ное и реальную сиюминутность информации, уже завтра никому не интересную. Журналист умирает в своем творчестве каждый день и должен быть готов к этому, как ему ни хочется оставить; после себя что-то нетленное, вечное. Кто сейчас помнит бывших когда-то знаменитыми Власа Дорошевича, Ларису Рейснер, Ми- j хайла Кольцова? Разве что историки печати и студенты факультетов журналистики. Мало кто вспоминает сейчас и Анатолия Агра- \ новского, который первым начал писать о деловом человеке (в ча-■■ стности, об офтальмологе Федорове) и способствовал своей? публицистикой переменам в нашем обществе. Имена Пушкина* Гериена, Некрасова и Салтыкова-Щедрина мы знаем не потому, что они издавали газеты и журналы, не по их публицистике, а по художественным произведениям. Журналист — это спутник дня сегодняшнего. Его творения — однодневка, но однодневка, без которой люди не могут жить. Когда в октябрьские дни 1993 г. потухли телевизоры и люди не знали, что происходит в стране, это было подобно шоку. То же самое повторилось, когда загорелась Останкинская телебашня. Человек не может жить без информации, он должен ориентироваться в событиях, корректировать свое поведение в связи с тем, что происходит вокруг него. Особенно в критические моменты: война, революция, кардинальные реформы в обществе, глобальные катастрофы. 2. Философским парадоксом журнализма можно считать то, что эта профессия как бы «все и ничто». Журналист может выполнять любые роли — от проповедника до шоумена, писать обо всем и любыми способами, но нигде не реализуется целиком. Журналистика — сосуд, в который можно налить все, что потребно в данный момент социуму, группе, личности. Если, скажем, вчера нужно было быть проводниками политики партии, пропагандистами и организаторами, вся пресса по команде выполняла эти функции. Потом наступили другие времена, потребовалось развенчать былую партийную идеологию, и те же журналисты взялись за дело. В прошлом принято было воспитывать читателя, слушателя, зрителя, а не развлекать его, теперь отказались от воспитательной функции, зато гипертрофировали развлекательную и сенсационную. 3. Пожалуй, основным парадоксом профессии является, с од 4. Другой гранью этой зависимости является зависимость твор начальства, либо из-за недостатка места в издании или програм-1 ме, но чаще всего в связи с концепцией издания. И это весьма! болезненно воспринимается творческой личностью. 5. Оперативность, которая требуется от журналиста и является] 6. В этой связи поверхностность, описательность, дилетантизм ■ 7. Однонаправленность, идеологизированность, оценочность,. 8. Парадоксом можно считать и конфликт между интровертно-,; 9. Потребность в отдыхе после трудной, нервной, требующей! 10. Наконец, стрессогенным парадоксальным фактором явля-| Названные парадоксы и стрессоры делают журналистскую профессию одной из самых сложных психологически. Но эта парадоксальность, драматизм и придают тот необыкновенный романтизм, остроту, игру, рискованность, ту привлекательность, которой характеризуется наша особенная, ни на одну другую не похожая и похожая на все другие профессия. Творческая и часто превращающаяся в службу, свободная, но зависимая, интересная и будничная, литературная и организаторская, сиюминутная и вечная, изменчивая и динамичная, каждый день умирающая и вечно живая журналистика! Личность журналиста Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в информационно-духовных процессах, универсальностью и разнообразием, высоким уровнем социальной ответственности, творческим характером, парадоксальностью и драматизмом, проецируется на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представитель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналиста, как некую целостность основных профессиональных, гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе. В обобщенном виде такая модель может быть представлена в виде таблицы, в основании которой лежат социально-демографические и психологические качества, а над ними надстроены нравственные, гражданские и, наконец, профессиональные. Такая общая модель модифицирована (уточнена, изменена) для основных специализаций в журналистике: репортер (профессиональная деятельность преимущественно типа «человек—человек», Ч—Ч), аналитик («человек—знак—идея—проблема», Ч—3), публицист («человек—художественный образ», Ч—ХО). Из телевизионных специализаций приведена одна — «ведущий ток-шоу», организующий общение в студии. Это тоже специализация прежде всего типа «человек—человек». Причем одни признаки (демографические, психологические, профессиональные) описаны подробно по разным специализациям. Другие (гражданские, нравственные) относятся ко всем названным специализациям, и хотя имеют оттенки, но не столь значительные, чтобы их поименовывать отдельно (табл. 2). Разберем более подробно каждый из структурных элементов приведенной модели журналиста и ее модификаций для разных видов деятельности Социально-демографическая структура Пол Журналистская профессия по преимуществу мужская. Почему? Потому что очень сложна, напряженна, требует огромных физических и нервных затрат, выносливости, связана с частыми поездками. Однако данные социологических исследований в разных S-927
Модель журналиста и основных специализаций
Продолжение табл. 2
странах показывают, что постепенно профессия феминизируется, хотя в целом процент мужчин-журналистов в полтора-два раза больше, чем женщин. До революции женщин в российских редакциях было мало. Среди пятидесяти женщин, так или иначе причастных к журналистике (переводчицы, издатели, редакторы), Б. И. Есин называет всего нескольких, занимающихся собственно журналистской работой: обозревательницу Е. С. Щепотьеву, корреспондентов (в том числе иностранных) А. М. Гальперсон, А. Е. Европеус, Е. Н. Янжул-Вель-яшеву, публицистов Е. И. Конради, Е. Г. Бартеневу, С. В. Корвин-Круковскую-Жаклар, М. И. Цебрикову*. В дореволюционную эпоху начали свою публицистическую деятельность и блестящие журналистки советского времени: Л. Рейснер, М. Шагинян, М. Шкап-ская, И. Арманд, К. Самойлова. И все-таки среди 460 членов дореволюционного союза журналистов в России была всего одна женщина**.
** См.: Круглова А. Журналистки // Журналист. 1929. № 3. По данным В. Дембо, в 1926 г. в редакциях страны насчитывач лось только 7% женщин, в 1929 г. их доля увеличилась до 10%*. В 60-е годы XX в. в районных газетах женщин было 25%, в 70-^j в разных СМИ — 35%. В начале 90-х (данные российско-американ^ ского исследования) — 37%. В американских редакциях работало 4 то время 34% женщин, причем процесс феминизации шел активнее, чем прежде. В целом по результатам международного исследования «Глобальный журналист», в котором участвовало 22 CTpaHbij (The Global Journalist, 1998), оказалось, что в редакциях работает! примерно 35% женщин, хотя в некоторых северных и восточных! странах этот процент выше. В России сейчас в силу многих обстоятельств (широкого рас-! пространения массовой прессы, востребующей женское эмоцио-1 нальное перо, малых доходов журналистов провинциальных СМИ,| на которые мужчины-журналисты не в состоянии содержать се—| мьи, а потому уходят в другие сферы деятельности) процент женщин в редакциях повысился, доходя порой до пятидесяти и даже : более процентов, особенно в районной прессе, где оклады и го- i норары весьма невелики. Женщины-журналистки успешно трудятся на традиционно] «женских» должностях в отделах культуры, писем, социальных! проблем. Среди них есть яркие публицисты. Широко известны были; в 60—70-е годы имена Татьяны Тэсс, Нины Александровой, позже | Инны Руденко, Ольги Кучкиной, Ольги Богуславской и др. «Муж- \ скими» по силе и способности найти суть, нащупать нерв пробле- ; мы, отыскать самые яркие и сенсационные факты можно назвать | перья известных представительниц расследовательской журналистки Евгении Альбац, Натальи Геворкян, Зои Ерошок, Юлии Калининой, Ларисы Кислинской, Анны Политковской. Среди репортерских имен в телевизионной журналистике, пожалуй, первое место принадлежит Елене Масюк. Поражали ее сме- j лые репортажи из Чечни, когда она добивалась встреч с лидерами, которые не общались с другими журналистами. Вся страна была удивлена мужеством Елены Масюк, когда она несколько месяцев провела в нечеловеческих условиях чеченского плена вместе со своими коллегами-журналистами. Казалось бы, что после такого страшного испытания она должна бросить репортерство в «горячих точках». Однако сразу после освобождения из плена Елена уехала в Афганистан, потом сделала серию блестящих, сенсационных репортажей с Тихоокеанского побережья.
На телевидении вообще много прекрасных представительниц нашей профессии: от кумиров прошлых лет Светланы Жильцовой, Элеоноры Беляевой, Юлии Белянчиковой до теперешнего созвездия телевизионных ведущих: Светланы Сорокиной, Татьяны Митковой, Юлии Меньшовой, Марианны Максимовской, Екатерины Андреевой, Жанны Агалаковой, Людмилы Зайцевой, Оксаны Пушкиной и др. Много молодых ведущих-женщин в музыкальных и развлекательных программах. И все же, как показывают исследования, журналистская профессия в силу своей сложности до сих пор остается по преимуществу мужской. Если в молодом возрасте женщин и мужчин в редакциях почти поровну, то в старших возрастных группах процент женщин сокращается. Часто причиной бывают житейские, бытовые проблемы. Порой в журналистике остаются те, кто отказался от семейной жизни. Неудивительно, что одиноких журналисток больше, чем холостых мужчин. Особенно это характерно для американок, работающих в редакциях, среди которых 36% ответивших на анкету никогда не были замужем. Среди опрошенных российских журналисток таких 15%. Перед девушками, размышляющими о выборе профессии, стоит вопрос: быть в журналистике или не быть, а если быть, то чем заниматься, чтобы реализовать свой творческий потенциал и дарованные природой способности: коммуникабельность, эмоциональность, интуитивность, гуманистическую направленность, адаптивность. В журнале «Журналист» (1992. № 2—3) была проведена дискуссия о том, женская ли это профессия. Редактор семейного еженедельника «Сударушка» Наталья Зайцева и собкор итальянской газеты «Республика» в Москве Фьяметта Кукурния признали: мужская, тяжелое ремесло. Но право женщины на журналистику решительно отстаивали их коллеги, особенно Евгения Альбац: «Можно быть только плохим и хорошим журналистом, вот и все». Главный редактор женского журнала «Шарм» Маргарита Ломуно-ва убеждена: преимущество женщин в том, что они обладают особым даром предвидеть и поэтому им часто удается то, что не удается мужчинам. Например, пробраться к знаменитости и взять у нее интервью. Фьяметта Кукурния добавила, что у женщин особое чутье, которое позволяет им с большой степенью достоверности изложить мельчайшие детали происходящего, заметить то, что ускользает от взгляда самого опытного мужчины-журналиста. Но стоит прислушаться и к аргументам Натальи Зайцевой: «Мужчины более приспособлены к этой профессии. Они пронырливей, взвешенней смотрят на проблемы. Над мужчиной не висит дом, се- мья, ему легче быть постоянно готовым к неожиданном отъез К тому же, на мой взгляд, у мужчин перо сильнее». В целом для репортерской, особенно криминальной и военно| специализации лучше подходят мужчины, да и для аналитиче кой — тоже. А вот публицистика хорошо удается и женщинам. О* прекрасно смотрятся в роли ведущих на телевидении, их голоса н| радио кажутся особенно теплыми и задушевными. И конечно, отч делы культуры, искусства, семейные и женские издания — полеприменения женских талантов, их эмоциональной восприимчиво! сти, чувства прекрасного. Однако по типу работы (и по даннь социологических исследований) ежедневные газеты (особенщ отделы политики, экономики, спорта), информационные агент^ ства, как правило, в основном востребуют мужчин. Следует добавить, что у некоторых женщин бывает «мужской» тип личности, мужской ум и мужской характер и, наоборот, «фей минный» тип личности встречается у некоторых мужчин. Ученые называют такой социальный пол (в отличие от физиологическое го) тендером. В работе очень интересного, хотя и небесспорног по идеям, австрийского психолога Отто Вейнингера «Пол и рактер» изложена следующая концепция: если расположить все)! людей в континууме (как бы на одной прямой, поделенной множество участков) между, так сказать, «супермужчинами» и «cyj перженщинами», то каждый человек займет определенное мест« на этой шкале: некоторые женщины попадут на «мужскую» терри^ торию этой прямой, а мужчины — на «женскую». Истоки «мужской» и «женской» журналистики исходят из того! что у мужчин преобладает левополушарное, рациональное, ческое мышление в отличие от правополушарного, эмоциональ-^ но-интуитивного у женщин. По данным социопсихологических иен следований*, среди тех, кто пишет на темы экономики, — 705 левополушарных. И наоборот, среди тех, кто освещает культурн> тематику, — 65% правополушарных журналистов. Поэтому при выборе специализации в журналистике полезнс определить свой тип личности в связи с особенностями типа мышления и характера. Возраст Журналист достигает мастерства и профессионализма, а глав-"! ное, настоящего понимания социальных процессов и, если угод-| но, «мудрого» подхода к жизни в пору зрелости. По данным иссле-| дования, проведенного в начале 90-х годов прошлого века, сред-1
н возраст российского журналиста равнялся 41 году, американского — около 38 лет. Примерно такие же показатели и по другим странам. В России в период так называемой перестройки журналистский корпус помолодел. Он всегда молодеет, когда в обществе происходят кардинальные перемены, потому что молодые динамичнее и радикальнее во взглядах. В 20-е годы XX в. около двух третей сотрудников редакций были Не старше 35 лет; средний возраст — около 30 лет. В конце 60-х годов среди районных газетчиков только четвертую часть опрошенных можно было назвать молодыми. Примерно такая же ситуация наблюдалась в 70-80-е годы. В последние годы журналистский корпус стал резко омоложи-ваться. По исследованиям начала 90-х годов, в новых средствах информации, куда пришли молодые журналисты, возраст сотрудников стал на два года меньше, чем у представителей традиционных изданий. Старше других оказались сотрудники журналов (47 лет) и районных газет (45,5), моложе — работники информационных агентств (34,8) и ежедневных газет (38). Короче, чем оперативнее средство информации, тем моложе его кадровый состав. С омоложением российской прессы повысились ее активность и динамический потенциал, изменились стиль и ритм публикаций, их характер. Однако это принесло немало и негативных тенденций, связанных, главным образом, со снижением уровня профессионализма, который напрямую зависит от уровня, типа и качества образования. Репортерская специализация предпочитает молодых, аналитическая — опытных, а значит, «возрастных» журналистов. Другие специализации — в зависимости от тематики и аудитории. Образование Уровень образования имеет огромное значение для продуктивной работы в журналистике. Человек, который взял в руки перо или микрофон, обязан быть всесторонне образованным, компетентным, способным глубоко анализировать политические, экономические, социальные, духовные процессы, разбираться в структуре общества, знать философию, историю, культуру и литерату-РУ, право, психологию, политологию, социологию, этику и другие науки, хорошо владеть литературной речью, знать иностранные языки и т.п. Все это дает высшее образование, главным образом гуманитарное. Уровень образования газетчиков в 20-е годы прошлого века был кРайне низок. В столице 23,5% журналистов имели высшее образо- вание, в провинции же всего 8,5%, а третья часть — только низ шее (данные за 1926 г.). В конце 20-х годов, по исследованию М. Гус высшее образование в целом по стране имели 13% журналисте! неоконченное высшее и среднее — 52%, неполное среднее и ниже ■ 34%, домашнее — 1%*. Благодаря широко развернутой системе вузов уровень образо| вания журналистов неуклонно повышался, достигнув в середш-90-х годов XX в. почти максимальной отметки: 95,2% сотруднико| редакций имели полную (86,1%) или неоконченную вузовскув подготовку. По данным широкого международного исследован* «Глобальный журналист», в России один из самых высоких пр цент журналистов с дипломами вузов. Издавна в профессиональной среде велись дискуссии о тол нужно ли журналисту специальное журналистское образование. Щ сейчас эти споры поутихли, и большинство спорящих пришло выводу, что базовое журналистское образование предпочтитель| нее других. Хотя для некоторых специализаций основным бывае образование по тому тематическому направлению, которым зани? мается журналист, особенно для политико-правовых и эконому ческих отделов и редакций. Однако и для них желательным является второе высшее — журналистское либо система переподготов* по журналистским специализациям.
![]() |