Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Журналистская профессия в обществе



Журналистика — это социальная оперативная информацион­ная система. В целом она соответствует (изоморфна, как говорят ученые) политическому, экономическому и духовному строю об­щества на данном этапе его развития. Проще говоря, каково обще­ство, такова и журналистика, таковы и особенности журналистс­кой профессии. Качество изоморфности обществу, которое жур­нализм представляет, можно считать одним из его базовых признаков. Известно два основных полюсных типа таких отноше­ний: авторитарный тип общества и журналистики и демократи­ческий тип. Возможны, конечно, промежуточные типы разной степени приближенности к одному или другому полюсу.

' См.: Профессиология // Социологические исследования. 1977. № 2.


Еще Аристотель совершенно справедливо полагал, что оценка государственного устройства должна вестись не по тому, едино­властная ли это власть, или демократия, а по тому, выражает ли власть общественную пользу, отвечает ли общественным потреб­ностям.

Для того чтобы яснее понять социальные характеристики жур­налистской профессии, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями СМИ, их владель­цами, рекламодателями, спонсорами и т.п., т.е. представить в схе­матическом виде процесс функционирования журналистики в об­ществе.

Построить схему функционирования СМИ в обществе пыта­лись многие теоретики в области коммуникации. И все практичес­ки отталкивались от формулы американского политолога и социо­лога Гарольда Лассуэлла (1902-1978), который считал, что акт коммуникации рассматривается по мере ответа на вопросы: «КТО сообщает, ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ, с каким ЭФФЕК­ТОМ».

Некоторые исследователи добавляли в лассуэлловскую «пяти-членку» («пентаду») новые элементы, например, социальную дей­ствительность, социальную среду, средства тиражирования и рас­пространения, обратные связи. Однако, в сущности, эти схемы можно было свести к одной: «Коммуникатор(тот, кто передает информацию) -» СМИКанал —» Аудитория»с прямыми и об­ратными связями. Такие схемы, как правило, фиксировали в ос­новном структуру участников функционирования информации в обществе, но не описывали самого этого процесса, его динамику. Они не помогали понять, что является «пусковым механизмом» порождения и движения информации в обществе.

Чтобы понять сущность этого процесса, лучше изобразить его не линейно, а в виде круга (точнее, спирали), поскольку этот процесс циклический. Движение информации в обществе не одностороннее, а двунаправленное. Важно также понять, что функционирование СМИ плавно переходит во времени в развитие и может иметь, как мини­мум, три состояния: восхождение, нисхождение (деградация) и стагнация, т.е. функционирование на одном уровне, без измене­ний. Если к этому еще добавить позитивное или негативное разви­тие информационных потоков с точки зрения их влияния на об­щество, то мы поймем, как сложен этот процесс.

Ключевым в понимании социальности журналистской профес­сии является осознание того, что общество как совокупная ауди­тория является главным субъектом (одновременно и объектом)


информационного взаимодействия. А в обществе основным «пуско­вым механизмом», который порождает информационную деятель­ность, являются его потребности в информации. Эти потребности, в свою очередь, обусловлены основными политическими, эконо­мическими, социальными, духовными и биологическими потреб­ностями общества.

Потребностьобычно определяется как нужда или недостаток вчем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности орга­низма, человеческой личности, социальной группы, общества вцелом, как внутренний побудитель активности. Итак, основной порождающий источник журналистики — потребности в инфор­мации, которая помогала бы обществу не только выжить, сохра­ниться, но и оптимально развиваться.

Осознание этих потребностей людьми, социальными группа­ми может выступать в роли интересов. И потому интерес(от лат. interest— имеет значение, важно) есть субъективная направлен­ность личности, хотя, конечно, она тесно связана с реальным положением человека или группы в обществе. Интерес — это при­чина поведения, выраженная в определенных побуждениях, мо­тивах, помыслах, идеях и т.д. людей и социальных групп.

Вместе с тем, если понимать потребность как объективную не­обходимость, а интерес как субъективную направленность, кото­рая может достаточно далеко уходить от объективной потребнос­ти, разница между двумя этими понятиями будет весьма велика. Превращенное сознание, ложное сознание, неадекватное созна­ние, преобладание низших интересов при игнорировании высших интересов и потребностей — все это может очень сильно сказаться на информационной коммуникации в обществе.

Таким образом, помимо объективных потребностей «пусковым механизмом» для возникновения и функционирования различных органов информации могут быть и субъективированные интересы,в данном случае аудиторные, которые опираются на определен­ные социальные интересы. И это позволяет говорить о двух на­правлениях, или потоках, функционирования журналистики в об­ществе (рис. 1).

НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ условно можно назвать направле­нием информационных потребностей или ОБЩЕСТВЕННЫМ. Оно рождено политическими, социальными, экономическими, духов­ными и биологическими потребностями общества, его основных слоев, групп.

Властные, политические, экономические и другие институты, воспринимающие этот общественный заказ, передают СМИ и журналистам свои требования, программы действий. В соответствии


Рис.1. Функционирование журнализма в обществе:

О — общество, Н — народ, А — аудитория; ПТ — информационные потребности общества; ИН — интересы аудитории; СИ — социальные институты; УС — управ­ляющие структуры; В — властные структуры разного уровня; ГС — партии, обще­ственные движения и объединения, другие структуры гражданского общества; У — учредители СМИ; Ф — финансовые структуры, владельцы СМИ, рекламода­тели, спонсоры и т.п.; И — издающие и распространяющие СМИ организации; СМИ — средства массовой информации разных уровней и типов; П — печать; ТВ — телевидение; РВ — радиовещание; ИА — информационные агентства; ИС — интернет-СМИ; PC — рекламные службы

с ними либо на основе своих собственных программ (при усло­вии, если владельцем и учредителем СМИ является редакцион­ный коллектив) журналисты передают информацию аудитории, но уже воздействуя на нее со стороны ее аудиторных интересов.

Изменения, произведенные СМИ в сознании и поведении людей, в социальной жизни, естественно, влияют на обществен­ные потребности. Таким образом, новый виток информации в об­ществе происходит с измененными, хотя бы отчасти, потребнос­тями и скорректированными информационными продуктами СМИ.

Схематически это можно выразить так: потребности общества как объективная необходимость в его оптимальном развитии —» институты власти, различные политические, социальные струк­туры, которые одновременно могут быть учредителями, владель­цами изданий, рекламодатели, различные коммерческие структу­ры -> журналисты издатели и распространители СМИ -> ауди­тория (со стороны ее аудиторных интересов) — и далее по новому

циклу.

Естественно, что у этого направления функционирования СМИ есть и обратные связи, т.е. реакция аудитории на информационное

воздействие.


ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ движения информации в обществе можно назвать аудиторным или направлением АУДИТОРНЫХ ИНТЕРЕСОВ. Оно рождено субъективированными аудиторными интересами, которые улавливаются журналистами и заставляют их откликаться в соответствии с этими интересами.

Аудитория в этом качестве может быть представлена коммер­ческими структурами, владельцами и издателями, которые видят в отражении аудиторных интересов (часто и безответственном по­такании им) свою политическую и коммерческую выгоду.

Итак, схема функционирования СМИ в аудиторном направле­нии такова: интересы аудитории —> журналисты —» институты вла­сти, различные политические, коммерческие структуры и т.п., производящие какие-то изменения в жизни общества и таким об­разом влияющие на формирование и изменение его информацион­ных и других потребностей, которые, в свою очередь, отражаются на аудиторных интересах, и далее по новому циклу. И в этом на­правлении также есть свои обратные связи.

Некоторые из перечисленных связей могут быть неполными. Например, когда СМИ сами выступают в роли владельцев и изда­телей, тогда уменьшается влияние коммерческих структур, но по­литическое — властей, партий и движений, общественного мне­ния обычно достаточно сильно, хотя бы потому, что руководите­ли таких СМИ придерживаются определенных политических взглядов.

Несмотря на то что основная роль журналистики в данном про­цессе роль СРЕДСТВА и это отражено в названиях — средства массовой информации, средства массовой коммуникации, массмедиа, эта роль не жестко фиксирована. Процесс обмена информацией динамичен, и все его участники могут выполнять различные роли в зависимости от того, о какой системе взаимодействий и о каком этапе функционирования идет речь. Они бывают то субъектом, то средством, то объектом информационного взаимодействия.

В последние годы зависимость журналистов, но уже не столько от политических, сколько от коммерческих структур, снова уве­личилась. Политическая зависимость сменилась экономической. Сей­час почти все средства массовой информации имеют своих поли­тических или финансовых хозяев, находятся в большей или мень­шей зависимости от них. Но некоторые издания являются учредителями и владельцами своего СМИ, хотя полная независи­мость журналистики, конечно, миф, потому что журналист всегда на перекрестке влияний. Он всегда между общественными потреб­ностями, властями, аудиторией, между владельцами, коммерчес­кими, политическими структурами.


Важно отметить, что уровень прогрессивности общества изме­ряется тем, насколько сбалансированы оба отраженных-в схеме направления. Если ослаблено или практически отсутствует ауди­торное направление, значит тип общества и журналистики авто­ритарный, часто тоталитарный. Яркий пример тому — партийная журналистика доперестроечного периода.

Журналисты в то время подчинялись партийным установкам. Как показывают социологические исследования тех лет, мнения редакционных работников о задачах и тематическом направлении изданий практически полностью совпадали с мнениями работни­ков партийных органов и по многим позициям были противопо­ложны ожиданиям аудитории. Пресса советского времени мало интересовалась многообразными запросами своей аудитории, ста­вя перед собой идеологические, пропагандистские и производ­ственные задачи. Коммуникация была однонаправленной, автори­тарно-идеологической.

Сейчас коммуникативная ситуация поменялась, как иногда говорят, «с точностью до наоборот». Именно интересы аудитории стали основными ориентирами коммерческой прессы, преоблада­ющим стало аудиторное направление, потому что оно приносит

прибыль.

Большая, чем прежде* проявленность аудиторного направле­ния, безусловно, положительное явление, ибо оно позволяет удов­летворять самые разные интересы читателей, зрителей, слушате­лей. Однако и негативные эффекты значительны, так как инфор­мационное обеспечение получают в основном физиологические интересы: страсть к запретному, криминальному, интимной сфе­ре жизни людей и т.п., при игнорировании высших, духовных, познавательных, созидательных интересов. Отклик на весьма при­митивные интересы, несоответствующие общественным потреб­ностям, приводит журналистику в состояние ценностной невзыс­кательности, нравственной распущенности.

Понять акцентированный интерес аудитории и, соответствен­но, журналистики к запретным прежде темам можно — это маят­никовая ситуация спроса на то, что долго было под спудом цензу­ры. Однако если грань нарушена, порой ее очень трудно восстано­вить. Особенно это касается воздействия СМИ на молодое

поколение.

Если направление аудиторных интересов чрезмерно домини­рует (а интересы, как уже говорилось, могут сильно отставать и отличаться от объективных потребностей общества, группы и лич­ности) и практически не корректируется общественным направ­лением функционирования СМИ, тогда развивается желтая булъ-


варная пресса, царит разнузданная реклама, засилье порнографии, криминальных сюжетов с убийствами. Если пресса руководствует­ся не истинными, а извращенными читательскими, зрительскими интересами (часто сама же их создавая и рекламируя), это может привести к дестабилизации и разложению общества.

Когда аудиторное направление достаточно отчетливо выраже­но и сбалансировано с общественным, когда оно отражает не только субъективные интересы, но и объективные потребности аудито­рии, можно говорить о демократическом типе общества и журна­листики.

Гармоническое сочетание общественного (идущего от потреб­ностей) и аудиторного направлений с преобладанием первого яв­ляется оптимальным. Поэтому так важно говорить о гуманитар­ных, позитивных ценностях в ориентацию: СМИ и журналистов.

На уровне планетарном — это потребность человечества сохра­ниться и развиваться как активная жизнеспособная, оптимально функционирующая целостность.

На уровне общества— это его потребность оптимально функ­ционировать в системе планетарной цивилизации.

На уровне отдельных социальных общностей, региональных, национальных или выделенных по другим признакам, — это по­требность сохраниться и развиваться в рамках общества и цивили­зации без разрушающих конфликтов и войн, на основе общегума­нитарных ценностей.

Заключая вышесказанное о функционировании журналистики в обществе, можно сделать несколько выводов:

1. Процесс этот спиралевидный, циклический, а не линейный
и не одномоментный.

2. Функционирование СМИ происходит не однонаправленно,
а в двух направлениях.

3. Одно из направлений, общественное, исходит из информа­
ционных потребностей общества и призвано способствовать его
оптимальному функционированию (хотя может быть и искажен­
ное понимание общественных потребностей социальными инсти­
тутами и журналистами, и тогда это стимулирует негативные тен­
денции в развитии общества).

4. Другое направление идет из аудиторных интересов (порой
превращаясь в «желтый» журнализм, который отражает и развива­
ет низменные интересы, что ведет к отрицательным социальным
последствиям).

5. В связи с этим возможны две тенденции развития общества
под воздействием массовой информации:


 

♦ общий вектор развития может быть плюсовым, т.е. способ­
ствовать совершенствованию общества. Тогда спираль его измене­
ния развертывается по восходящий;

♦ но под воздействием СМИ могут развиваться и негативные
тенденции — наблюдается разложение и разрушение общества,
падение нравов, снижение его морального и духовного потенциа­
ла. Тогда спираль функционирования СМИ склоняется к отрица­
тельным значениям и может привести к катастрофическим по­
следствиям.

 

6. В движении массовой информации разные участники могут
выполнять роль то субъекта (когда их роль является основной), то
средства (когда они становятся орудием в руках более сильного
субъекта — властей, владельцев, журналистов, аудитории), то
объекта информационного влияния.

7. Журналистика, соответственно, в этом процессе может вы­
полнять все эти роли: субъекта информационной деятельности,

средства и объекта.

8. Журнализм как социальную профессию можно считать изо­
морфной типу государства. Каково государство, такова и журнали­
стика. Типы журнализма адекватны типу государств. Как минимум
есть две модели: тоталитарная и демократическая.

9. В связи с разными направлениями и ролями журнализма мож­
но говорить о разных его типах:

 

социально ответственном, общественном, нацеленном на ре­
шение актуальных общественных проблем и удовлетворение об­
щественных потребностей;

безответственном, направленном на получение максимальной
прибыли за счет некачественной информации, потакания низмен­
ным страстям и интересам, провоцируя и пропагандируя их.

Теперь разберем более подробно каждую из названных сфер взаимоотношений СМИ с другими социальными субъектами, чтобы лучше понять специфику журналистской профессии и ее драма­тизм в связи с ее срединным положением в обществе. Для этого представим схематически структуру и деятельность каждого из субъектов функционирования журналистики в обществе в виде трехмерного пространства — куба, нижний объем которого будем занят структурой этих социальных субъектов, а верхняя часть («кры­ша») — функциями, ролями их деятельности.

Можно сказать, что сейчас, как и в досоциалистическом пери­оде, основным признаком структуры общества и аудитории(рис. 2) является уровень дохода: принадлежность к классу крупных соб­ственников, среднему классу или неимущим. Разный уровень —



Биологические -- . Экономические р^ Политические с, - Социальные «d**^6 Духовные *^ ~-

Слои, группы, разделенные по разным основаниям

Пол

Возраст

Уровень образования

Национальность

Семейное положение

Род занятий, специальность

Должностной статус

Политические ориентации

Направленность интересов

Тип сознания, психологии

Рис.2. Структура, потребности и интересы общества—аудитории

разное качество и образ жизни. Если богатые решают проблемы, скажем, стиля обращения с подчиненными или экзотического отдыха, то неимущие озабочены поисками работы и денег на про­питание и лечение. Понятно, что их ожидания от журналистов во многом различны.

Значимыми признаками аудитории являются социально-демо­графические: пол, возраст, национальность, семейное положение, уровень и тип образования, род занятий и должностной статус, принадлежность к партиям и политическим течениям, к различ­ным религиозным конфессиям. Но очень важны и направленность интересов, тип сознания и психологии (люди с созидательной, твор­ческой или потребительской психологией, оптимисты и пессими­сты, прагматики и романтики, альтруисты и эгоисты и т.п.).

Журналист вправе выбрать свою группу, свой слой, свою ауди­торию. Однако он должен точно представлять потребности, т.е. сущ­ностные нужды, этой аудитории и ее ситуативные интересы. Слож­ность и драматизм профессии журналиста в том, что бывает очень трудно соотнести, гармонизировать интересы определенных групп с общезначимыми (табл. 1).

Современная реальность такова, что порой СМИ удовлетворя­ют не столько потребности общества, сколько интересы групп, кланов, политических и финансовых корпораций и элит, владею­щих информационными каналами. И такой журнализм можно на­звать не общественным, а корпоративным.


Таблица 1



Просмотров 2401

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!