![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЧТО ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Учебное пособие Издательский дом "Сентябрь" Санкт-Петербург
УДК 327(07) ББК 66.4я7 В24Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики: Учеб. пособие/ Н.А. Ломагин (руководитель авторского коллектива). В.Е. Кузнецов, А.В. Лисовский, А.Ю. Павлов. С.Ф. Сутырин. «Издательский дом «Сентябрь», 2001 г. - 166с. I8ВN 5-94234-009-9 Пособие подготовлено авторским коллективом: Н.А. Ломагин (руководитель авторского коллектива, главы I. II, III, IV (параграфы 2,3,4). VI (параграфы 2,3), VII (параграф 6). IX (параграфы 1 и 3)); В.Е. Кузнецов (глава IX (параграф 2)); А.В. Лисовский (глава VI (параграф 1), VII (параграфы 4 и 5), VIII); А.Ю. Павлов (главы V, VII (параграфы 1 -3); С.Ф. Сутырин (глава IV (параграф 1). Научный редактор: НА. Ломагин Рецензенты: ЕЛФИМОВ Геннадий Михайлович -доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления Северо-Западной академии государственной службы. КЕН Олег Николаевич-кандидат исторических наук, Ученый Секретарь Европейского университета в Санкт-Петербурге. Специалист по истории международных отношений. Пособие представляет собой первую в российской политической науке и политологическом образовании попытку систематического изложения основных теоретических направлений исследования международных отношений, а также анализа внешней политики отдельных государств. В центре внимания авторов находятся проблемы войны и мира, конфликта и сотрудничества. Пособие предназначено для студентов, изучающих международные отношения и всех, интересующихся проблемами общественных наук. ППО О © ООО "Издательский лом "Сентябрь". 2001 © Н.А. Ломагин. В.Е. Кузнецов, А.В. Лисовский. А.Ю. Павлов. С.Ф. Сутырин. 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................ 5 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Что такое теория?........................................................................................................ 9 1.2. Что такое международные отношения?....................................................................... 11 1.3. Что такое теория международных отношений?.................................................................. 28 Глава 2. ВОЙНА, МИР И ГОСУДАРСТВА 2.1. Концепция конфликта и войны....................................................................................... 33 2.2. Классический идеализм........................ .................................................................... 53 2.3. Марксизм-ленинизм................................................................................................... 55 2.4. Классический реализм............................................................................................... 61 2.5. Неореализм................................................................................................................ 65 Глава 3. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА 3.1. Теория интеграции.................................................................................................... 71 3.2. Теория взаимозависимости............................................................................................. 79 3.3. Теория режимов......................................................................................................... 83 Глава 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 4.1. Меркантилизм и либерализм...................................................................................... 86 4.2. Либерализм и безопасность........................................................................................ 92 4.3. Теория «гегемонистской стабильности»............................................................................ 97 4.4. Теория мировой системы........................................................................................... 99 Глава 5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ АНАЛИЗ 5.1. Понятие «внешняя политика»................................................................................... 103 5.2. Уровни анализа внешней политики................................................................................ 104 5.3. Анализ внешней политики............................................................................................. 105 5.4. Анализ внешней политики и разрешение конфликтов....................................................... 106 Глава 6. ЛИЧНОСТИ, ЭЛИТЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 6.1. Теории «личности» и внешняя политика......................................................................... 110 6.2. Роль «элит» и «групп давления» в формировании внешней политики.................................. 114 6.3. Бизнес-элиты и российская внешняя политика......................................................... 116 Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 7.1. Теория рационального выбора................................................................................... 120 7.2. Организационный процесс............................................................................................. 122 7.3. Модель «бюрократической политики»............................................................................. 124 7.4. Groupthink («Огруппление мышления»)........................................................................... 124 7.5. Кибернетическая теория принятия решений Джона Стайнбрунера...................................... 128 7.6. Процесс принятия решений в современной внешней политике России................................ 131 Глава 8. ВНУТРЕННИЙ КОНТЕКСТ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 8.1. Общественное мнение.............................................................................................. 141 8.2. Культура и генерационные эффекты............................................................................... 143 8.3. Внутренние предпосылки войны.................................................................................... 145 Глава 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ СРЕДА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 9.1. Геополитика................................................................................................................ 148 9.2. Анатомия и природа могущества национального государства............................................. 151 9.3. Международный экономический порядок и проблема разрешения конфликтов в сфере торговли…………………………..……….................................. 156 ПРЕДИСЛОВИЕ I Распад Советского Союза кардинальным образом изменил не только политическую карту мира, но и поставил множество новых вопросов перед теми, кто занимается изучением международных отношений. Одним из наиболее важных аспектов новой ситуации в мире явилось возникновение новых независимых государств на территории бывшего СССР. Их отношения друг с другом подчас носят конфликтный характер, имеющий в своей основе самые разные причины национальные и религиозные, экономические и политические. Быстрый распад Советского Союза практически не дал российским политикам времени на формулирование основных целей и задач в отношении ННГ, что позднее привело к появлению формулы о том, что создание Содружества явилось способом «цивилизованного развода» бывших советских республик. В разное время участники переговоров о роспуске СССР с российской стороны называли в качестве основной задачи формирования СНГ сохранение сосуществования бывших республик Союза в одном экономическом, политическом и военном пространстве. По мнению Б.Ельцина, «СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранения единого геополитического пространства ... Я был убежден, что России нужно избавиться от своей имперской миссии...»1. Вместе с тем принятие политического решения о прекращении существования СССР и подписание учредительных документов об образовании СНГ не были подкреплены соглашениями по потенциально спорным вопросам, относящимся к институту правопреемстве разделу собственности, возможным территориальным спорам между СНГ. Как показали последующие события, именно эти обстоятельства практически заблокировали реализацию идей интеграции, заложенную в документы СНГ. Однако на первом этапе существования Содружества у России и других ННГ главной была задача получить международно-правовое признание, и без взаимной поддержки этого добиться было практически невозможно. Кроме того, большинство российских политиков в начале 1992 г. были едины в том, чтобы Россия сохраняла тесные отношения со странами Содружества особенно в экономической и военной сферах, обеспечила передачу из Белоруссии, Казахстана и Украины ядерного оружия, не допустила повторения югославского сценария в соседних южных государствах, а также защитила прав русскоязыч ного населения в «ближнем зарубежье». Несмотря на то, что в первые месяцы существования СНГ не предполагалось создание каких-либо координирующих органов, а решение возникающих проблем должно было осуществляться через регулярные ежемесячные встречи глав государств и правительств (Записки президента, с. 160), российские политики вскоре предложили создать административную структуру, способную координировать деятельность СНГ в сфере экономики, военного сотрудничества, в политической сфере. В высшей степени взаимосвязанные экономики бывших советских республик, многолетнее разделение труда и наличие монореспублик, а также оставшееся после СССР единое рублевое пространство стимулировало этот процесс. Во-вторых, сотрудничество в военной сфере, особенно в поддержании совместных вооруженных сил, сил ПВО, коммуникаций, обеспечении внешней безопасности, должно было быть весьма интересным для ННГ, поскольку это позволяло им существенно экономить на обороне. Механизмы военного сотрудничества, кроме того, могли быть использованы для обсуждения вопросов о разделе и военного имущества бывшего Советского Союза. В-третьих, политическое сотрудничество должно было облегчить решение проблем, которые естественным образом вытекали из распада федеративного государства. К ним, прежде всего, относились вопросы правопреемства в отношении международных обязательств СССР, а также проблема обеспечения прав русскоязычного населения. Российское руководство рассчитывало на то, что накопленный в 1990-1991 гг. запас доброй воли по отношению к России со стороны других республик бывшего Союза будет достаточным, чтобы безболезненно их разрешить. Именно Россия поддерживала борьбу за независимость стран Балтии, впрочем как и других республик. К тому же к моменту распада СССР Россия имела двусторонние договоры о сотрудничестве в экономической и политической сферах с большинством бывших союзных республик. Запаса доверия к России оказалось достаточно для того, чтобы десять республик бывшего СССР вошли в состав СНГ. Однако политические элиты новых независимых государств все же опасались того, 1 Б. Ельцин. Записки президента. М.: Огонек, 1994. С. 152-153. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики что рано или поздно Россия пожелает вновь стать первой среди равных в новом Содружестве. Основания для таких опасений были весьма серьезные. Во-первых, в экономическом отношении Россия осталась наиболее мощной в регионе. Зависимость от российских энергоносителей была практически общей (кроме, пожалуй, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана) в СНГ. Российское правительство по-прежнему контролировало рубль, и поэтому собственно об экономической независимости новых государств до введения собственных валют не могло быть и речи. Высокая степень экономической взаимозависимости советских республик, сложившаяся в советское время, привела к тому, что с обретением независимости малые государства стали очень уязвимы и зависимы от российской экономической политики и решений в сфере внешней торговли. Во-вторых, Россия сохранила самый мощный военный потенциал, включая ядерное оружие. В-третьих, она стала правопреемником СССР в международных организациях, включая постоянное место члена Совета безопасности ООН. Несмотря на все издержки, связанные со сменой команды в российском руководстве, оно было намного опытнее и квалифицированнее, нежели в других новых независимых государствах. Наибольшие опасения относительно возможных попыток реинтегрировать славянские республики в новый союз во главе с Россией имели место в Киеве. Об этих настроениях было известно в Кремле и на Смоленской площади, поэтому российское руководство неоднократно во всеуслышание заявляло об отсутствии каких-либо планов восстановить Союз*"в его прежнем виде. Напротив, предпринимались усилия через механизм многосторонних договоренностей в рамках СНГ показать, что Россия относится к новым независимым государствам как к равным партнерам. Содружество на первом этапе представляло собой весьма аморфное образование, которое несмотря на наличие целого комплекса координирующих органов (Советы глав государств и правительств, министров иностранных дел и обороны, а также советы различных структур: разведки, таможенной службы, здравоохранения и т.п.) лишь на третий год своего существования .'формировало структуры, стимулирующие реализацию уставных задач. Желание России вести согласованную и рациональную с ее точки зрения политику в сфере обороны и безопасности натолкнулось на тенденцию иного характера - стремление ряда членов СНГ сформировать собственную политику в сфере безопасности и несмотря на все трудности обзавестись собственной армией. С другой стороны, весьма заметным практически у всех стран Содружества было нежелание поступаться даже малой толикой свободы и только что обретенного государственного суверенитета. Наконец, на перспективах развития СНГ сказалось и еще одно обстоятельство - каждое государство при создании Содружества преследовало свои, иногда отличные от других, цели. Россия и страны Центральной Азии выступали за долгосрочное и постоянно углубляющееся сотрудничество; Украина же, напротив, рассматривала СНГ как переходную модель к полной переориентации на развитые страны Запада. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что новые независимые государства из недавних партнеров в составе бывшего СССР превратились в жестких конкурентов, борясь подчас за те же самые рынки (продажа оружия, энергоносителей, привлечение иностранных инвестиций и т.п.). Поэтому уже в середине января 1992 г. Киев и Москва оказались втянутыми в продолжавшийся до середины 1997 г. спор по поводу раздела Черноморского флота, а в борьбе за право добычи каспийской нефти приняли участие сразу несколько членов СНГ - Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Россия. Оказалось, что Содружество независимых государств не присное блено для медиации двусторонних конфликтов его членов. Основными причинами этого были несовпадение основных интересов государств-участников СНГ, отсутствие соответствующих процедур для разрешения кризисных ситуаций, а также санкций, которые бы могли быть использованы в отношении тех государств, которые, подобно Украине, неоднократно заявляли о своем желании выйти из состава СНГ. Все это привело к тому, что уже к весне 1992 г. российское руководство в отношениях с бывшими советскими республиками стало в основном полагаться не на многосторонние соглашения, а на двусторонние, причем главное место в них заняли проблемы безопасности - раздел собственности бывшего СССР (особенно военной), а также статус русскоязычного населения, оказавшегося за пределами Российской Федерации. Итак, распад огромного федеративного государства привел к необходимости решать вопросы о территориальном разграничении, распределении собственности и долгах бывшего единого государства, судьбе национальных меньшинств, которые остались проживать за пределами своей родины, условиях обеспечения коллективной безопасности и защиты границ и т.д. С другой стороны, новые независимые государства имеют много общих интересов, они взаимозависимы экономически и, в ряде случаев, политически. Предисловие Поэтому трансформация некогда единого государства в пятнадцать новых государств неминуемо должна была явить собой сложный процесс, включающий элементы конфликтности и сотрудничества. Таким образом, в дополнение к старой парадигме международных отношений возникла новая -Восток-Восток, от которой во многом зависит развитие мировой политики. Эта ситуация заставляет исследователей по-новому оценить концепции и теоретические построения, которые до сих пор использовались для понимания международных отношений. Что заставляет государства прибегать к сотрудничеству или конфликтовать друг с другом? Когда, как и почему государства из двух возможностей - сотрудничества и конфликта - выбирают ту или иную - является основным вопросом при изучении международных отношений и мировой политики. Почему происходят войны? Является ли национализм их первопричиной? Или идеология? Не является ли «природная» агрессивность людей причиной войн и конфликтов? Или существуют некие «поджигатели» войны (классы, отдельные неуравновешенные личности и т.п.)? А может быть, причина войн коренится в отсутствии мирового правительства и соответствующих органов принуждения? Как можно обеспечить стабильность (если не прочный мир)? Почему существуют такие чудовищные диспропорции в социальном и экономическом развитии разных регионов мира и почему бедные воюют чаще, чем богатые? На все эти вопросы и пытается ответить наука международные отношения. Рассуждая о причинах обилия региональных конфликтов на пост-советском пространстве после окончания холодной войны и распада СССР и особом внимании к этому региону со стороны России, одни могут увидеть в этом желание Москвы сохранить свое доминирование, достигаемое посредством намеренного стимулирования в том или ином виде конфликтующих сторон с целью их взаимного ослабления. С таких же «реалистических» позиций рассматриваются и усилия, направленные на укрепление интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако с точки зрения так называемого «либерального» подхода, развитие сотрудничества в рамках Содружества Независимых государств, укрепление доверия, создание так называемой позитивной взаимозависимости государств (т.е. ситуации, при которой государства сотрудничают друг с другом -торгуют, развивают совместное производство, совместно защищают свои границы и т.п., а значит, зависят друг от друга, нуждаются друг в друге) как раз способствует решению имеющихся конфликтов мирным путем, помогает строительству демократического сообщества государств. С другой стороны, поведение России и других независимых государств можно рассматривать с пози ций культурологического подхода и ставить во главу угла стремление новых независимых государств обрести собственную идентичность на основе «общности судьбы», языка, культуры, представлений об особенностях национальных интересов и т.п. Будет ли, например, Россия развиваться как органичная часть демократического мирового сообщества, или же в ней возобладают представления о некоем особом пути и особой миссии в отношении своих соседей - бывших республик СССР? Будет ли развитие интеграции в рамках СНГ осуществляться на основании общей идентичности (например, бывшей советской, славянской, евразийской или какой-то новой)? В русле этого же направления следуют рассуждения о том, что конфликты происходят на стыке цивилизаций (Хантингтон) и поэтому, определив границы этих цивилизаций, будущие конфликты могут быть достаточно легко спрогнозированы и урегулированы. Еще одно объяснение конфликтности может быть найдено в смене политического режима и процессе демократизации, имеющем место в ряде новых независимых государств. Демократизация, выражающая смену политического режима, в целом характеризуется слабостью новых государственных институтов, фрагментацией исполнительной власти, чрезмерной политизацией внешнеполитической деятельности. В условиях борьбы за голоса избирателей это вынуждает политиков чрезмерно упрощать сложные проблемы межгосударственных отношений, разжигать нетерпимость и ненависть и прибегать к насилию как средству разрешения споров. Очевидно, что ни один из названных подходов в полной мере не отражает сложности современной мировой политики. В связи с этим необходимо представить разные подходы к объяснению поведения государств, нежели ограничиваться какой-либо одной теорией, сколь привлекательной бы она ни казалась. Представление разных теоретических подходов к исследованию международных отношений в совокупности, сравнение их друг с другом позволяет выявить сильные и уязвимые стороны этих теорий, понять основные направления развития научного знания о международных отношениях. В пособии представлены позиции ведущих теоретических школ по этим ключевым вопросам. При подготовке пособия мы исходили из того, что предмет науки международные отношения многогранен. Международные отношения междисциплинарны по своей сути, будучи тесно связаны с Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики экономической наукой (особенно политэкономией), историей, социологией, психологией и рядом других дисциплин. Спектр политических отношений субъектов международных отношений очень широк - это дипломатия, война, международная торговля, создание союзов, культурный обмен, участие в международных организациях и др. Конкретная деятельность, относящаяся к названным выше сферам, является особым предметом исследований специалистов по международным отношениям. Выделяют историю дипломатии и международных отношений, международную политэкономию, теорию интеграции, науку о закономерностях переговорного процесса, исследования в области безопасности и, наконец, проблемы войны и мира. В авторский коллектив вошли преподаватели Санкт-Петербургского университета, которые в течение ряда лет читали курсы по теории международных отношений (А.В. Лисовский, Н.А.Ломагин), мировой экономике (С.Ф.Сутырин), теории и практике деятельности международных организаций (Н.А. Ломагин), международной безопасности (А.Ю.Павлов), внешней политике отдельных государств (В.Е. Кузнецов, Н.А.Ломагин). Таким образом, предлагаемое учебное пособие появилось отнюдь не случайно и уже прошло соответствующую апробацию. Авторы выражают глубокую признательность Фонду Реw, а также Вольфгангу Шлеру и Мэтту Лайону, руководителям проекта по развитию преподавания международных отношений в новых независимых государствах Interrnational Affairs Network, в рамках которого осуществлялась работа над данным пособием. Неоценимую помощь в подготовке этого проекта нам оказал Б.Уитмор, который, по сути, его инициировал, будучи первым лектором по данной тематике на факультете международных отношений СПбГУ в 1995-1996 гг. Мы выражаем глубокую признательность профессорам Ш. Волчек, С. Лами, Д. Боброу и Н. Либоу за их поддержку и помощь в ходе работы над книгой. Особая благодарность студентам Санкт-Петербургского государственного университета, которые своими вопросами и комментариями в ходе лекций и практических занятий способствовали совершенствованию текста учебника. Коллектив авторов Глава 1. Введение в теорию международных отношений Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ_________ 1.1. Что такое теория? 1.2. Что такое международные отношения? 1.3. Что такое теория международных отношений? Предмет «международные отношения» как научная дисциплина и особенно те, кто занимается теоретическим его изучением, нередко подвергаются критике за то, что эта сфера деятельности не имеет ничего общего с реальной практикой. На самом деле, зачем политикам, решающим, скажем, вопрос о расширении НАТО и Европейского Союза либо занимающимся миротворческой деятельностью на Балканах или на территории бывшего СССР знать о теоретических дебатах вокруг вопросов о роли международных институтов в современных международных отношениях и теориях «демократического мира»? Очевидно, что никакая теория сама по себе решить даже самую маленькую проблему не может. Теория, как и наука в целом, не может предотвратить возникновение войны или остановить международный конфликт. Однако все те, кто так или иначе связан с международными отношениями (политики, дипломаты, журналисты) в своей профессиональной деятельности, вольно или невольно используют доминирующие или импонирующие им теории, которые объясняют сущность современного мироустройства и мировой политики, раскрывают логику поведения государств и международных организаций, показывают общие причины таких явлений, как конфликт, война, сотрудничество и т.д. Теория необходима для упорядочения огромного объема информации, которая обрушивается на нас каждый день. Даже те, кто с пренебрежением относится к теоретическому знанию (а их, к сожалению, довольно много), вынуждены (подчас не сознавая этого) полагаться на свои собственные идеи и представления о том, как развивается современный мир, и на основании этого принимать решения. Теории дают интеллектуальный контекст, в котором может восприниматься война. Они играют важную роль в формировании определенной культуры поведения посредством создания традиции и обычаев. Значение доминирующих теорий (реализма, например) состоит в том, что они воспринимают ся как своего рода путеводитель для лидеров и формирующейся политической элиты относительно того, как себя надо вести на международной арене в целом и в условиях военной угрозы в частности. Лидеры государств приходят к власти не будучи новичками в вопросах политики. Они заимствуют одновременно национальные и глобальные традиции относительно того, что собой представляет внешняя политика, что лежит в ее основе, что можно ожидать от других государств? Собственный опыт и традиционная «мудрость» в отношения поведения в определенных ситуациях являются основой для принятия ими политических решений. Опыт внешнеполитической деятельности большинства новых независимых государств свидетельствует о том, что трудно вырабатывать и проводить эффективную политику без основополагающих принципов, точно так же как сложно создать хорошую теорию без обширных знаний об окружающем нас мире. Итак, каждый политик или дипломат так или иначе использует теории, и разногласия относительно выбора того или иного курса возникают, главным образом, по причине расхождений по вопросу о том, что лежит в основе международных отношений. ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ? Студенты, изучающие международные отношения, часто используют понятие «теория» в стремлении уйти от простого описания каких-либо событий и фактов и редко обращаются к нему с научно-философских позиций'. Потребность в «теории» и «теоретизировании» в сфере международных отношений определяется необходимостью научного прогнозирования развития мирового сообщества и его отдельных
1 См.: Keneth N. Waltz. Laws and theories. In: Keohane R. (ed.) Neorealism and Its Critics. N.Y. Columbia University Press. 1986 Р. 27-46.
10________________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней полит? компонентов. Обобщая опыт прошлого и формируя определенный понятийный аппарат, теории позволяют перебросить мостик в настоящее и будущее. Теория объясняет закономерность поведения и дает основания рассчитывать на определенный результат вследствие межгосударственного взаимодействия (Уолтц). В широком смысле теория — это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолко вание и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле слова - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость со держания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса теории - по опре деленным логико-методологическим принципам и правилам. Основываясь на общественной практике и давая целостное, систематически развиваемое знание существенных связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершен ная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. Осуществление целенаправленного практического преобразования действительности на основе теоре тических знаний есть критерий истинности теории. При этом в ходе практического применения теории сама совершенствуется и развивается. Практика образует не только критерий истинности, но и основы развития теории. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории 1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области 2) исходную теоретическую основу - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих 3) логику теории - множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказатель 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной Построение идеализированного объекта теории - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый для разных областей знания в различных формах. М. Вебер очень четко определил метод моделирования:
«...Идеальный тип формируется односторонним выделением одной или нескольких точек зрения и синтезом большинства... конкретных, индивидуальных феноменов, которые организуются, в соответствии с теми односторонне выделенными точками зрения в единую аналитическую конструкцию». . Таким образом, идеальный тип есть «утопия», оставляющая исследователю-эмпирику «задачу определения в каждом конкретном случае степени, в которой эта идеальная конструкция приближается или удаляется от реальности». Идеализированный объект может выступать в разных формах, но при всех условиях он должен выступать как конструктивное средство развертывания всей системы теории. Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов теории. В теории описательного типа, решающей главным образом задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В дедуктивных теоретических системах построение идеализированного объекта, по существу, совпадает с построением исходного теоретического базиса. Процесс развертывания содержания теории предполагает максимальное выделение возможностей, заложенных в исходных посылках теории, в структуре ее идеализированного объекта. Наряду с этим' развертывание теории предполагает построение новых уровней и слоев содержания теории на основе конкретизации теоретического знания о реальном предмете. Это связано с включением в состав теории новых допущений, с построением более содержательных идеализированных объектов. Этот процесс по- Глава 1. Введение в теорию международных отношений стоянно стимулируется необходимостью охвата в рамках и на основе исходных положений теории многообразия эмпирического материала, относящегося к предмету теории1. ЧТО ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?
![]() |