Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Этапы и направления реформирования банковской системы России, ее основные проблемы
Основными проблемами российской банковской системы сегодня являются: - низкий уровень банковского капитала; - значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной; - высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов; - чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном "спекулятивный" доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; - пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий; - высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово - промышленных групп; - низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров; - политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела; - недостаточная жесткость надзорных требований; - недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.Этапы.Первый шаг. Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует поднадзорную территорию. Эта процедура: территориальные учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения реального положения дел каждого банка и распределения их по соответствующим группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Второй шаг. Территориальное учреждение Банка России на основании оценки роли и значения кредитной организации в экономике региона, круга обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий ликвидации банка, учитывая мнения финансовых, налоговых, исполнительных органов, определяет конкретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на основании тех же критериев и других, выработанных в надзорной деятельности, определяется финансово-устойчивая кредитная организация — опорный банк — способная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциямТретий шаг. По инициативе территориального учреждения Банка Россиируководством области, края, республики принимается решение о приоритетах в организации расчетно-кредитного обслуживания предприятий и учреждений региона и сохранении сети конкретных банков. Четвертый шаг. Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении открывать в занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка. Совет опорного банка принимает решение об открытии филиалов и (или) дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым банком. Пятый шаг. Исполнительные органы обоих банков заключают договор о намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляющие которых описаны ниже.Шестой шаг. Исполнительный орган реформируемого банка образует ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые уведомляют всех кредиторов и вкладчиков, а также работников о закрытии филиалов, проводят инвентаризации и составляют передаточные акты. Седьмой шаг. Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает частьперсонала филиала для начала функционирования подразделения опорного банка, из них назначаются исполнительные руководители филиала (дополнительного офиса), главный бухгалтер, заведующий кассой. Восьмой шаг. Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет вовновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного банка, вкладчики оформляют заявления на расторжение договора банковского вклада с реформируемым банком и на согласие зачисления остатка денежных средств на новый счет в опорном банке. Девятый шаг. Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а также некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают .Десятый шаг. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требования к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму. Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований опорному банку. Одиннадцатый шаг. Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам активы и пассивы, производит разделение баланса.Двенадцатый шаг. Реформируемый банк сворачивает свою деятельность, начинает предликвидационные процедуры под контролем территориального управления Центробанка.Тринадцатый шаг. Главное территориальное управление Банка России направляетходатайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков налагает запрет на проведение банковских операций и некоторых гражданско-правовых сделок, назначает наблюдателей из состава сотрудников территориального учреждения.Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть только реальная экономика. Обслуживая ее элементы, как производственные предприятия, так и непроизводственную сферу, связанную с производством, нужно развивать российское банковское дело. Сегодня, когда промышленность, да и другие отрасли в тяжелейшем состоянии, это крайне непросто. Но без нормально работающей российской банковской системы производство не поднять. При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций. Таким образом, в России необходимо в широких масштабах внедрять в экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает условия для эффективного развития российской банковской системы, чтобы банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, или необходимо качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального сектора. А для этого следует как можно быстрее осуществить внутреннюю реорганизацию, серьезно повысив качество управления.Проблемы банковской системы Российской Федерации и пути их решения Низкий уровень банковского капитала | Проведение активной политики по поддержке и развитию инфраструктуры финансовых рынков, бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев, сдерживание инфляции. | Значительный объем невозвращенных кредитов | Более тщательный анализ финансового состояния заемщиков, создание единой базы “ненадежных” кредитополучателей, увеличении в структуре кредитов лизинговых проектов и ипотечных ссуд. | Зависимость ряда банка от состояния государственного и местных бюджетов | Введение на федеральном уровне ограничений для местных органов власти по объемам их кредитования коммерческими банками | Концентрация на “спекулятивных” направлениях банковской деятельности | Снижение доходности государственных ценных бумаг до минимально возможного уровня, создание благоприятных условий для привлечения “дешевых” иностранных кредитов, обеспечить рентабельность для коммерческих банков кредитования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. | Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков | Реализация проектов по установлениюдопустимых минимальных критериев к образовательному уровню руководящего звена банков, создание возможности повышения их квалификации в западных школах бизнеса получение практических уроков ведения банковского дела в крупных банковских учреждениях. | Недостаточная жесткость надзорных требований | Улучшение качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификация и упрощение процедур составления и предоставления отчетности | Низкая защищенность частных вкладчиков | Принятие законов о защите частных вкладчиков, повышение требований к кредитным учреждениям, работающим с частными вкладами, регулярный жесткий надзор со стороны центрального банка за своевременностью и полнотой возврата депозитов физическим лицам, принятие более эффективных законопроектов в области. |
|