![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Проблемы российского рынка ценных бумаг в России
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне. 2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. 3. Выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику (в настоящее время наиболее сильна ориентация на фондовый рынок США) . Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции банков и финансовых инвестиционных институтов. Учитывая, что российский рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить общемировую тенденцию уменьшения доли банков в финансовых активах и увеличение доли коллективных инвесторов (совместных фондов, пенсионных фондов) . 4. Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг. Для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков ценных бумаг, по оценке, размер капитализации рынка акций в % к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%. Это означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 10-15 раз (а биржевой рынок - в несколько десятков и даже сотен раз) . Для развитых рынков этот показатель составляет 60-90% от ВВП. 5. Долгосрочное, перспективное управление. Необходимо учитывать, что большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем полупустой российский рынок образца 1991-1993 гг. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне. 6. Укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка. Если при существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что рынок ценных бумаг в этой стране раздроблен, разобщен, если в развитых странах количество бирж редко доходит до 7-9, то на 60 фондовых и товарно-фондовых бирж в России так или иначе стоит обратить внимание. Укрупнение может быть необходимым и для инвестиционных институтов (профессиональных участников рынка ценных бумаг) . 7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса. 8. Суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация. Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в качестве ценных бумаг. Уже выпущены несколько сот нормативных актов по ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком. 9. Беззащитность инвесторов. 10. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна быть преодолена . 11. Создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и причиной падения рынка. 12. Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже указывалось в связи с проблемой повышения роли государства) : а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существеннно повлиять на курс ценных бумаг эмитента, б) создание независимых рейтинговых агенств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг, в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности, г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми, д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций) , е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов) . 13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов: а) создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики; б) передача части прав по регулированию рынка регионам; в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в состав директоратов государственных органов) , г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним, д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы) . 14. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка, восстановления системы образования и российской научной школы в области рынка ценных бумаг) . 15. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка. Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме. Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг: а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.); б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры; в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов); г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового); з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства). Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг. В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям: 1. Выступает в качестве административного органа, издающего законы. 2. Выступает в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресурсов оно выпускает в обращение гос. ценные бумаги. 3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику ЦБ РФ. Сущность, функции и принципы страхования. Отрасли и виды страхования. Сущность и значение перестрахования. Особенности обязательного и добровольного страхования. Правовые основы страхования в России. Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками). Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня. Функции страхования: 1Формирование специализированного страхового фонда денежных средств реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно - рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. 2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности).Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты. 3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. Принципы страхования: 1. Принцип эквивалентности выражает требование равновесия между доходами страховой компании и её расходами. Для того, что бы страховая компания не обанкротилась её доходы должны балансироваться с расходами. 2. Принцип случайности, события от которых страхуется, носят случайный и неожиданный характер, в каждом конкретном случае не известно будет и вообще иметь место данное событие и когда оно наступит. Не страхуются преднамеренно осуществлённые действия . В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. В соответствии с этим критерием всю совокупность страховых отношений можно подразделить на четыре отрасли: 1. Имущественная – отрасль страхования, в которой объектом страхования правоотношений выступает имущество в различных его видах; его экономическое назначение – возмещение ущерба, возникшего в следствии страхового случая. Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другие юр. и физ. лица, несущие ответственность за его сохранность. 2. Личное страхование – отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Оно подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса. 3. Страхование ответственности – отрасль страхования, где объектом выступает ответственность пред третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Здесь реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном случае находят свое конкретное денежное выражение. Выделяют страхование задолженности и страхование на случай возмещения вреда, которое называется также страхованием гражданской ответственности. Классификация видов страхования: 1. По юридической природе: обязательное и добровольное. 2. По содержанию объекта страхования: личное, имущественное, страхование финансовых рисков, ответственности. 3. По форме организации: индивидуальное и групповое (коллективное). 4. По однородности рисков: транспортное, морское, авиа, гражданской ответственности, от несчастных случаев. 5. По виду последствий: огневое. 6. По виду страхового случая: от несчастного случая, от критических заболеваний. 7. По цели: рисковые и накопительные. Перестрахование – система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним исходя из своих финансовых возможностей передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля договоров страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Перестрахователь (цедент) – страховщик, принявший на страхование риск и передавший его в перестрахование другому страховщику. Перестраховщик – страховщик, принявший в перестрахование риски. В зависимости от роли, которую играют цедент и перестраховщик, перестрахование подразделяется не активное (передача риска) и пассивное (прием риска). Перестрахование осуществляется по принципу обмена интересами. Это означает, что активное и пассивное перестрахование, осуществляемое перестраховщиком, должно быть уравновешено за данный промежуток времени. Переданный перестраховочный интерес называется алиментом, а полученный интерес – контралиментом. Пропорциональное перераспределение – предусматривается, что доля перестраховщика в каждом переданном ему для покрытия риске определяется по заранее оговоренному соотношению собственного участия цедента. Непропорциональное перестрахование – применяется во всех видах страхования, гдн нет верхней границы (предела) ответственности страховщика.
![]() |