![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели и задачи обследования и испытания мостов. Наиболее характерные дефекты и повреждения мет и жб мостов
Цель испытаний – выявить характер действительной работы моста или отдельных его элементов при воздействии эксплуатационной нагрузкой. Основной задачей обследования построенных мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям СНиП III-43-75 к качеству работ. Основными задачами регулярно осуществляемых обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их состояния и проверка соответствия его установленным требованиям. Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться также для решения специальных вопросов, например, для разработки проектов ремонта и реконструкции (усиления) сооружений, уточнения их расчетной грузоподъемности и в других целях. Опыт эксплуатации мостов широко используется при прогнозировании характера повреждений металлических пролетных строений, возникающих в процессе длительной эксплуатации, выяснении причин появления и скорости их развития, оценке влияния повреждений на грузоподъемность пролетных строений и их долговечность, безопасность движения поездов и т. д. Информация, получаемая с эксплуатируемых мостов, наиболее достоверна, комплексно отражает все процессы действительной работы конструкций, что трудно воспроизвести даже при самых совершенных лабораторных испытаниях. Поэтому данные эксплуатационной проверки мостовых конструкций всегда служат главным критерием оценки их долговечности и надежности, важным источником для уточнения методов расчета, совершенствования методов проектирования и технологии изготовления конструкций мостов. Повреждения (дефекты) металлических пролетных строений мостов классифицируются по таким признакам: по виду повреждения, скорости развития до опасной стадии, степени опасности, принадлежности к определенным частям конструкции, частоте появления (массовости). По виду повреждения различают: расстройство заклепочных соединений; усталостные повреждения в виде трещин в элементах или полностью разрушенные элементы; коррозия; потеря местной или общей устойчивости отдельных элементов или их частей; трещины; механические. По скорости развития до опасной стадии существуют повреждения развивающиеся: мгновенно (трещины при хрупком разрушении; потеря устойчивости и т. п.); быстро (например, усталостные макротрещины); постепенно (расстройство болтовых и заклепочных соединений, коррозия и т. п.). По степени опасности могут быть повреждения: весьма опасные - с высокой вероятностью могут быстро привести к прекращению эксплуатации сооружения или его разрушению (трещины, потеря устойчивости отдельных элементов пролетного строения и др.); опасные - могут вызвать серьезные нарушения нормальной эксплуатации (например, расстройство заклепочных соединений, развитие сильной коррозии и др.); малоопасные - ухудшающие условия работы конструкции, оказывая некоторое влияние на развитие других повреждений (например, перекос катков опорных частей). По принадлежности к определенным частям пролетного строения различают повреждения: балок проезжей части; главных ферм или главных балок; связей. По частоте появления (массовости) существуют повреждения: массовые, часто встречающиеся; редко встречающиеся. Пролетные строения. Металлические: расстройство заклепочных соединений; усталостные повреждения; коррозионные повреждения; механические повреждения. Ж\б: усадочные трещины, продольные трещины ( в местах сопряжения плиты со стенкой балки), поперечные трещины, наклонные трещины (в стенках балок от главных растягивающих напряжений). Опоры. Трещины, расстройство кладки опоры, перемещение опор. Подмостового русла. При нормальной работе подмостового русла не происходит резких изменений его положения в плане в пределах мостового перехода, не подмываются опоры, конуса насыпи и регуляционные сооружения. Возможные причины нарушения его нормальной работы: недостаточное отверстие моста, не отвечающие требованиям регуляционные сооружения, неудовлетворительные укрепления откосов, конусов насыпи и дна реки. Для выявления причин нарушения нормального состояния подмостового русла и неудовлетворительной работы регуляционных сооружений нужно иметь статистические данные об условиях протекания воды, паводках; ледоставе и ледоходе. Условия протекания характеризуются горизонтами воды (высоким, меженным) и соответствующими им скоростями и направлением течения. При обследовании подмостового русла проверяют его положение в плане и профиле, наличие отклонений. Особенно опасны различного рода подмывы опор и берегов вблизи насыпи и регуляционных сооружений. Во время наблюдений за профилем дна реки обычно промеряют глубину русла: по оси моста и на 25 м выше и ниже по течению зимой перед паводком и весной, после спада высокой воды. Глубину русла измеряют с моста или лодки различными способами: при большой глубине - тонким тросом или веревкой с привязанным на конце грузом, при очень большой глубине и сильном течении - эхолотом. При небольшой глубине реки промеры делают рейкой на нижнем конце которой укреплен поддон, что предотвращает погружение ее в грунт при установке на дно. Для фиксации точек измерения глубины при небольшой ширине реки натягивают проволоку или веревку, а при большой ширине визируют с лодки на вешки, установленные в створе на обоих берегах реки, и на узлы ферм пролетных строений. Положение створов отмечают специальными свайками. На незатопленных участках профиль русла в створе снимают при помощи нивелира. Результаты промеров привязывают к реперам и представляют в виде поперечных профилей русла реки. Сравнивая профили, снятые в различное время, устанавливают изменения и выявляют места и величину размывов и наносов.
![]() |