![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Развитие детского творчества в разных видах изобразительной деятельности
Теплов Творчество – это деятельность, направленная на создание новых общественно значимых, материальных и духовных ценностей. В 50-60 –х годах 20 века в спорах и дискуссиях о детском творчестве в отеч. Науке одержала верх «золотая середина». ЕЕ суть: детское творчество субъективно, т. е. ребенок открывает новое не для других, а для себя. Исследователи: Теплов, Бехтерев, Сакулина, Флерина, Выготский, Казакова, Бахтушинский, Ветлугина, Комарова указывали на единый подход взрослого и ребенка к отражению объективной действительности на сходстве с структуре деятельности, а следовательно считали, что изодеятельность ребенка может быть признана первоначальной ступенью в развитии творчества. Флерина Детское творчество – это зернышко, а следовательно допустим и сам термин творчества при условии ограничения его определением детское.
Основные положения теории искусства Окружающий человека мир отражается человеком в разных формах общественного сознания: - в науке - в идеологии - в религии
Сравнение науки и искусства
В широком смысле: искусство – это умелое выполнение всякого дела. В узком: искусство – это одна из форм общественного сознания, вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.
Художественная типизация – это процесс, на основе которого в искусстве рождается худ образ. 2 пути художественной типизации: 1. от частного к общему (от прототипа к типу) 2. от общего к частному (собирательный образ)
В зависимости от способы типизации результат одинаков – через изображение художник изображает: - нечто общее - существенное - красивое
2 направления в искусстве: 1. натурализм (отрицание роли обобщений) 2. формализм (утверждает безыдейность творчества)
Отличие искусства у народов Античность: строгое разграничение по видам так называемых «изящных искусств», которым покровительствовали музы: -трагедия – Мельпомена - комедия – Талия - танец, хореография – Терпсихора. - этическая поэзия, музыка, красноречие – Полигимния. - гимнистическая поэзия, музыка- Каллиопа - лирическая поэзия – Эвтерпа - история – Клио - астрономия – Урания - любовная поэзия – Эрато. Классификация видов искусств по И. Канту: По способу и форме выражения эстетической идеи: - словесные (красноречие и поэзия) - изобразительное (скульптура, архитектура, живопись, графика, декоративное растениеводство, танец) - искусство игры ощущений ( музыка, искусство игры красок).
Гегель: В соответствии с этапами развития абсолютной идеи, духа. - символическая(содержание преобладает над формой) – Др. Восток. - классическая (единство формы и содержания) – Греция. - романтическая (форма преобладает над содержанием).
С 19 века. 1. по способу выражения идеи (изобразительное и выразительное) 2. по отношению к пространству и времени (статичные и динамичные) 3. по выразительным средствам и характеру материала. 4. по преобладанию субъективного или объективного (подражание и свободные). 5. по способу восприятия (оптические, акустические, смешанные). Изобразительное искусство делится на 5 видов: 1. Графика 2. Скульптура 3. Живопись 4. Архитектура 5. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) 4 и 5 не относятся к изобразительному. Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение. Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа . Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению. Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей. Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Специфика детского творчества: 1. не столь значим результат - по масштабности охвата событий - по материалам - по решению проблем 2. Представляет интерес своей непосредственностью, искренностью, эмоциональностью, свежестью изображения. 3. Детская смелость 4. Через продукт детского творчества у взрослых есть возможность заглянуть во внутренний мир ребенка 5. Через творчество ребенок открывает новое для себя, а не для других. 6. Содержательность детского рисунка 7. Гуманизм и оптимизм детских работ. 8. Яркость, красочность, декоративность 9. Выразительность детских работ (Лагунская) -это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления и передача активного, эмоционального отношения к нему. 10. Оригинальность 11. Реалистичность 12. Особенность, связанная со структурой творческой деятельности.
Критерии оценки детского изобразительного творчества (по Ветлугиной): Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции. Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей. 1. Развитие творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации. 2. Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели. 3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания. 4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания. 5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения). 6. Возникновение потребности в творчестве. Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий. 1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов. Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования). 2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания. Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности. 3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. 4. Быстрота реакций, находчивость в действиях. Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость. Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности. 1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа. 2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения. 3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям. Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств. Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности. Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творчества, учитывать сензитивные периоды его развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования. Структура творческой деятельности: 1этап: возникновение замысла произведения 2 этап: вынашивание замысла 3 этап: конкретизация замысла 4 этап: реализация замысла 5 этап: оценка художником образа с позиции зрителя и окончательная доработка.
У ребенка замысел неустойчив или отсутствует. Замысел свернут во времени Рисует для себя В деятельности дошкольника представлены все этапы , но они свернуты во времени, а замысливание и реализация совмещены. Этапы развития детского изо. Творчества: 1. восприятие художественного образа. 2. исполнительство (зуны) 3. творчество. Условия и пути активизации детского изо. Творчества 2 группы условий: 1. связана со структурой личности: - эстетическая позиция личности (у детей эмоциональная отзывчивость на прекрасное) - способность к воображению - сформированность всех психических процессов и образований, которые способствуют успешности творческого акта. - совокупность специальных ЗУНов, обеспечивающих реализацию замысла. 2. педагогические условия: Ветлугина и Казакова - побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных разнообразных творческих задач. - учет индивидуальных интересов, склонностей, способностей, одаренности детей. - установление правильных отношений между учебными творческими заданиями. - варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и видов худ. Деят-ти.
Итог: выделенные педусловия основываются на творческом отношении педагога к детской деят-ти.
Пути активизации детского изо. Творчества З. Катляр разделила по возрастам: Младший возраст: - включение игровых ситуация в изображение - введение детей в воображаемую ситуацию Средний: - обучение изображать по словесному описанию - задания по совершенствованию образа - творческие задания, направленные на самостоятельный выбор средств выразительности. Старший: - переход к формированию творческой деят-ти в развернутом виде. (оттягивание замысла) - формирование умения называть работу как отражение замысла.
Взаимосвязь обучения и творчества
Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Предметом исследования ТиМРДизоТ (как части педагогики) является художественное воспитание дошкольников. Эстетич восприятие- это целенаправленный,системный процесс воздействия на личность реб, с Ц развития у него способности видеть красоту окр мира, ис-ва и создавать её с 1-ых дней жизни. Реб с 1-ых лет жизни радуется всему яркому, блестящему. Чувство удовольствия-Цв,форма,композ. Восприятие становится эстетич, тогда , когда оно эмоционально окрашено. Венгер,Флёрина,Грибовская,Лыкова-эст восприят- как рез-т развития личности,не даётся от рождения.Сначало д трогают, ощущают.Восприятие худ произв-я- сложный психич процесс. Главным условием эст восприятия произ-я ис-ва явл-я- эмоц окрашенность. Дети лучше поймут картину, если послушают музыку, побеседуют. Детей знакомить с эстетикой через дет лит-ру, фильмы,кино. Эстетика является методологической основой ТиМРДизоТ. Из искусствоведения заимствуется множество понятий и законов. В круг вопросов изучаемой дисциплины входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим способом, влияли бы на развитие детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка. Знание особенностей восприятия, мышления, воображения детей, дает основание правильно строить работу с ними, т.е. определить содержание, методы и приемы их воспитания и обучения. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие и др. В процессе изодеятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Знание психологии ребенка помогает педагогу лучше понять его склонности и желания, выявить способности. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, т.к. по своему характеру является художественной деятельностью. Она способствует: - формированию эстетического отношения к окружающему, умения видеть и чувствовать прекрасное, развитию всех компонентов эстетического сознания (эмоций, чувств, вкуса, суждений и т. п.) - развитию эстетического восприятия произведений изобразительного искусства; - развитию специальных изобразительных способностей и одаренности; - приобретению ребенком трудовых умений и навыков, освоению структуры трудового процесса; - подготовке руки ребенка к письму. Последовательность преподавания видов изобразительного искусства отражает особенности возникновения и развития выразительного образа в детском изобразительном творчестве. Ранее всего дети создают образы в лепке (из объемного реального пластичного материала), затем - в декоративном искусстве, в частности, в аппликации (из реального, цветного материала – бумаги, но уже плоского, подготавливающего ребенка к условности изображения), далее – образы возникают свободнее и легче посредством цветовых решений, т.е. в живописи, затем дети будут подготовлены к овладению изображением средствами графики, что требует усвоения законов рисования.
Целью преподавания изобразительного искусства в студии является эстетическое развитие личности ребенка. 2. В содержание понятия «эстетическое развитие» включаются ведущие качества духовного богатства человека: развитие эстетического восприятия, эстетических представлений, эстетических переживаний, эстетической деятельности и эстетического идеала. Эстетическое восприятие развивается в процессе изучения пространственных эстетических качеств предметов, явлений и состояний: внешнего облика-формы, архитектоники, динамики, композиции, расположения в пространстве, цвета и освещенности, декоративности и объемности, гармонии и контраста, покоя и экспрессии. Эстетические представления формируются как синтез воспринятых эстетических качеств предметов и способов их изображения, на основе которого возникает выразительный образ в воображении. Эстетические переживания возникают как эмоционально-ценностное отношение, как реакция на выразительный образ. Эстетическая деятельность формируется как творческая, а под влиянием искусства как художественно-творческая. В структуру эстетической деятельности включается детское творчество, в том числе, художественно-изобразительное, которое автор определяет как усвоение ребенком готового, накопленного человечеством, художественно-творческого опыта и использование, интерпретирование его в собственной художественной деятельности с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребенка выразительного образа средствами разных, доступных детям техник и материалов. Эстетический идеал (с греч. – образец, образ, норма, первообраз, идеальный образ) развивается в разрешении противоречия между идеальным, воображаемым образом и возможностями изобразить, выразить его в материальных формах, т.е. в продуктах детского художественно-изобразительного творчества.
1. Эстетика как наука. 2. Основные эстетические категории «прекрасное» и «безобразное».
1. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий) – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности. Термин введен в середине XVIII века немецким философом Баумгартеном. Однако история ее уходит в глубокую древность; ростки ее находят в древних мифологических текстах. Традиционно (до выделения в самостоятельную отрасль знания) эстетика развивалась в русле философии. Поэтому в ней, как и в философии, еще в период Античности четко наметились два направления: - материалистическая линия в эстетике ведет свое начало от Гераклита и признает объективность прекрасного, считает красоту свойством материи; - идеалистическая линия ведет свое начало от Платона и исповедует идею свехчувственного, Божественного происхождения красоты. Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, а в перспективе открыт. Первоначально эстетика изучала проявления эстетического (чувственного) в природе и искусстве. Сейчас к предмету изучения эстетики относят быт, сферу взаимодействия и взаимоотношений людей (эстетическое воспитание), имеются новейшие исследования по эстетике техники, спорта, космоса и проч. Таким образом, эстетика изучает не окружающую действительность, и не человека, а то, какие чувства испытывает человек в процессе освоения окружающей действительности. Ведь человек так создан, что не может не замечать красоты. Вот что написал в отчете Ю.А.Гагарин, вернувшись из первого в мире космического полета: «Картина горизонта очень своеобразна и необычайно красива. Можно видеть необыкновенный по красочности переход от светлой поверхности Земли к совершенно темному небу, как бы пленка-поясок, окружающая Земной шар. Она нежно-голубого цвета. И весь этот переход от голубого к черному происходит необыкновенно плавно и красиво. Даже трудно передать это словом». А разве это в первую очередь хотели от него услышать ученые? Разве за этим его посылали? Однако человек не может не стремиться к красоте. 2. Красота – это качества, свойства предметов и явлений (например, форма, цвет, звук), которые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение. Чем же поражает и удивляет человека красота? Почему встреча с ней оказывает на него такое сильное воздействие? Вопрос можно поставить шире: «Почему одно вызывает у человека радость, восхищение, любование, а другое – протест, гнев, отвращение?» Какие свойства, особенности реальной действительности можно определить как красивые, ведь очевидно, что красота имеет некоторые объективные характеристики? В эстетике выделяют несколько признаков красоты, три из которых считаются основными: 1) Гармоничность, которая понимается как: - согласованность, пропорциональность частей целого. Люди давно заметили, что беспорядок, нестройность, несогласованность рождают отрицательную реакцию, производят отталкивающее впечатление. Древние греки называли такое состояние хаосом, а противоположное ему (порядок, стройность) космосом; - соответствие внешнего облика предмета его внутренней сущности, т.е. единство формы и содержания. О приоритетах формы и содержания размышляет Н.Заболоцкий: “…то что такое красота, И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?” Если нарушается гармония, наступает увядание и смерть. 2) Мера – второй признак красоты. Несоразмерность, невоздержанность, неумеренность – как правило, признаки безобразного (в поведении, в пище, в произведениях искусства). 3) Целесообразность – соответствие предметов своему жизненному назначению. Для нас красиво - для предмета жизненно необходимо. Этот признак особенно ярко проявляется в природе: крылья бабочки, соты у пчел, ср.самолет, корабль и т.п. Итак, чувство красоты вызывают предметы и явления, которым свойственны мера, целесообразность и гармония. Наоборот, все неумеренное, аморфное, дисгармоничное воспринимается как безобразное. Это определение, хотя и верное, но нуждается в некоторых уточнениях. Например, таракан целесообразен, но не воспринимается как красивый, или человек горячо (потеряно чувство меры) отстаивающий правое дело, воспринимается как прекрасный. В человеческом сознании издавна любое эстетическое явление соотносилось с понятиями: 4) Нравственно-безнравственно; 5) Полезно-бесполезно. 4) и 5) - это общественная, социальная оценка красоты. Если с 4) все понятно, т.е. мы никогда не скажем “прекрасный человек”, не учитывая нравственных качеств, то с оценками “полезно – значит красиво”, а “бесполезно – значит безобразно” не все так однозначно. В истории эстетики существуют два противоположных взгляда на этот вопрос: I. Отождествление красоты и пользы (например, щит красив только, если хорошо защищает). II. Противопоставление красоты и пользы (прекрасно только то, что абсолютно бесполезно). Обе точки зрения вызывают множество вопросов. Например, зачем заботиться о красоте жилища, одежды, еды? Таким образом, между красотой и пользой складываются непростые, неоднозначные диалектические отношения: их нельзя ни уподобить, ни оторвать друг от друга. В каждой науке свои понятия категории, определения. Прекрасное как основная эстетическая категория обозначает высшую степень красоты. Однако встает проблема: считать ли эстетической категорию “безобразное”? Существуют разные способы решения этого вопроса, но большая часть ученых - специалистов в области эстетики - считает обе названные категории эстетическими, только, как говорят математики, с разным знаком (+ или -). Кроме того эстетическими являются категории: - комическое – трагическое, - возвышенное – низменное, которыми в рамках нашего курса мы будем оперировать значительно реже. Эстетическое восприятие – это деятельность, выражающаяся в целенаправленном и целостном восприятии эстетических ценностей, которые сопровождаются эстетическими переживаниями.
Структура эстетического восприятия:
Художник -> Замысел -> выразительные средства -> результат Зачем? <- как? <- что? Почему? <- Зритель Итог: результатом эстетического восприятия является проникновение зрателя в замысел художника. Условия формирования эстетического восприятия: 1. объективные (независимость человека от материальных нужд) 2. субъективные: - создаются установки восприятия прекрасного - умение отвлечься от всего житейского - искусствоведческие знания.
Пути формирования эстетического восприятия у детей: 1. Дать детям знания о сенсорных эталонах 2. Научить действиям обследования, с помощью которых выявляются свойства предметов. 3. Сообщить детям знания об эстетических категориях и критериях (на эстетическом уровне через бытовые, разные виды искусства) 4. Учить детей процессу эстетического восприятия на специальных знаниях по формированию искусствоведческих знаний, а также с помощью специальных методов и приемов.
Методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
![]() |