Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристика вариативных программ музыкального воспитания детей дошкольного возраста



План:

1. Парциальные программы

а) Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э.Тютюнникова

б) Синтез Т.Г.Рубан

в) Гармония К.В.Тарасова

г) Оберег Л.Баронина

д) Музыка М.Л.Космовская

е) Музыка С.А.Рогова

ж) Ритмическая мозайка А.И.Гурешина

з) Играем в оркестре М.А.Трубникова

и) Камертон Э.П.Костина

к) Музыкальные шедевры О.П.Радыновой

2. Комплексные программы

а) Детство

б) Радуга

в) Развитие

Музыкальное воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки. Условие музыкального воспитания – обучение музыке.

Парциальные программы – это такие программы, которые содержат одно или несколько основных направлений развития дошкольников.

Комплексные программы – содержат все направления развития дошкольников.

1. Парциальные программы

а) Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э.Тютюнникова

В программе заложены принципы творческого и импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа и достижения отечественной музыкальной педагогики. Программа рассчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной группы. Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования.

Задачи программы: 1) помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; 2) создать предпосылки формированию творческого мышления; 3) способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Работа с детьми осуществляется по 3 направлениям: учебное, творческое, концертное.

Первый год обучения – это донотный период. Основные музыкальные инструменты – шумовые. Внимание уделяется развитию интонационного, звукового и тембрового слуха. Главные составляющие 1 года: музыка, речь, движение. Второй год – знакомство детей с нотной грамотой. Здесь широко приемняются звуковысотные инструменты, металлофоны, кселофоны.

б) Синтез Т.Г.Рубан

Цель – развитие художественного восприятия дошкольников на основе объединения –3-х основных видов искусств: изо, художественной литературы, музыки (с использованием жанров оперы и балета).

В программе 7 разделов по темам: природа в музыке, мой день, русские народные образы, сказка в музыке, я учу ноты, музыка бывает разной, играем в оркестре.

Методика знакомства и изучения жанров: 1) погружение в оперу (читают сказку, звучит музыка отрывками, дети рисуют основных героев); 2) дается понятие оперы (спектакль на сцене или в театре); 3) дети начинают слушать музыку от начала до конца. На изучение оперы выделяется 1,5 месяца.

в) Гармония К.В.Тарасова

цель – развитие музыкальных способностей детей во всех доступных для них видов деятельности.

г) Оберег Л.Баронина

Основана на комплексном изучении детского музыкального фольклора в условиях ДОУ.

Задачи: 1) формирование миропонимания ребенка через близкие ему образы национальной культуры средствами народной педагогики; 2) развитие эмоциональной сферы ребенка; 3) развитие музыкальности; 4) организация творческой деятельности по освоению народной культуры; 5) формирование целостного восприятия народной культуры.

Программа состоит из 2 разделов: 1) народоведение (знакомство с народным календарем, обычаями и обрядами, бытом, укладом жизни, жанрами фольклора); 2) музыкальный фольклор (слушание, пение, танцы, игра на народных инструментах). Каждый возрастной период обеспечивается своей подпрограммой: для детей 3-х лет «Гуленьки» (цель – ведение в мир фольклора). Для детей 4-5 лет «Теремок» (цель – знакомство с основами народной культуры). Для детей 6-7 лет «Беседушка» (цель – освоение фольклора в процесс активного музицирования).

д) Музыка М.Л.Космовская

Программа нацелена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Особенность программы – ориентация на неразрывную связь языческих и христианских представлений об окружающем мире. Цель – воспитание у детей крепких, русских, национальных нравственных устоев через вживания в народные представления, обычаи, обряды, ритуалы. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, учитывая постоянные праздники (новый год, рождество) и переходящие (масленица, пасха, вербное воскресенье). К темам возвращаются через год по спирали. Программа включает 3 этапа работы с детьми. Каждый рассчитан на 1 год. 1-й год – приоритет отдается развитию восприятия и музыки и вокально-хоровой деятельности. 2-й год – идет интенсивное развитие мелодического слуха, использование в работе детского музыкального инструмента свирель. 3-й год – акцент делается на развитие гармонического слуха детей.

е) Музыка С.А.Рогова

Программа для детей 4,5 лет. Ее можно использовать в системе дополнительного музыкального образования. Цель программы – развитие музыкальных и общих способностей детей (памяти, воображения, мышления). Задачи: 1) сформировать и развить у детей навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности; 2)познакомить детей с элементами музыкальной грамоты; 3) развить у детей координацию движений под музыку. Главная особенность программы – ведение ребенка в мир музыки с помощью музыкально-творческой игры. Игровой метод ведущий. Весь учебный материал программы представлен в играх и сказках.

ж) Ритмическая мозайка А.И.Гурешина

Цель программы – использование музыкально-ритмических движений как средство психологического раскрепощения ребенка. Особенности программы: 1) планирование работы по ритмопластике; 2) описание музыкальных композиций; 3) музыкальный репертуар; 4) материалы к развитию импровизации в процессе импровизационной деятельности детей; 5) программа включает карту диагностики уровня музыкального и психомоторного развития.

з) Играем в оркестре М.А.Трубникова

В основе программы лежит обучение детей игре по слуху на музыкальных инструментах. Обучение включает в себя 3 ступени: ориентированно-тембровая, ритмическая, мелодическая.

1. Ориентировочно-тембровая (поиск тембров и регистров)

Дети ее осваивают во 2 младшей группе. На этой ступени используют пособие «музыкальные картинки». На каждой его странице рисунок и стихи для детей и нотная строчка, а также методические указания. Педагог предлагает рассмотреть с ребенком иллюстрации, читают стихи, а потом предлагают сыграть на музыкальном инструменте, как гудит машина, тикают часы. Регистры диктуют разные образы (низкий – птички, средний – зайцы, высокий – волки). Эффективным оказывается сопоставление крайних регистров.

Методы и приемы: 1)повторение за музыкальным руководителем отдельных звуков, подражая сначала с открытой клавиатурой, затем с закрытой; 2) музыкальное эхо – нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом; 3) музыкально-дидактические игры.

Первая ступень предполагает синтетическую форму занятий, включающую художественное слово, пение, рассматривание ярких иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор звукоподражаний на музыкальных инструментах. Занятия могут быть фронтальными, индивидуальными 15-20 мин.

2. Ритмическая ступень

Для детей средней группе. Дети осваивают ритмическую структуру песен, приемы игры на различных ударных музыкальных инструментах, а также звуковысотных.

На этой ступени используют: 1) игровое четырехручее, когда педагог исполняет всю партию, а ребенок 2 звука или ребенок играет на любых клавишах, если убрать ноту фа и си; 2) исполнение небольших песен и потешек, построенных на 1 звуке; 3) ансамбль ударных инструментов.

На этой ступени дети осваивают разные ритмические рисунки, которые представляют собой чередование двух видов длительностей: четверти и восьмые.

На групповых занятиях можно создавать ритмические оркестры, применяя деревозвучные ударные инструменты - ложки, трещетки, палочки и металлозвучные – треугольники, бубенцы.

На этой ступени активно развивают в ансамбле ложкарей. Детей учат контролировать звуковой слух (звонкий, чистый, четкий). Ансамблю можно аккомпанировать на фортепиано, бояне, гармоне.

Методика работы над музыкальным произведением: 1) дети должны познакомиться с пьесой, определить ее характер, образы; 2) проанализировать особенности, разделить на части, фразы, динамику и ритм; 3) разучивание произведения по частям.

3. Мелодическая ступень

Дети овладевают системой образцов – интонацией, эталонными мелодическими произведениями.

и) Камертон Э.П.Костина

Программа музыкального воспитания и развития детей до 3-лет в условиях общественного воспитания и семьи. Цель – развитие музыкальных способностей и активности детей в процессе вовлечения их в удивительный звучащий мир музыки (в условиях эмоционального благополучия и психологического комфорта). Задачи программы: 1) развивать восприятие музыкальных произведений народной, классической и современной музыки, вызывая эмоциональное отношение к музыкальному искусству; 2) познакомить с миром музыкальных настроений, образов и интонаций, увлекая миром музыкальных звуков; 3) приобщить малышей к основным видам элементарной детской деятельности, обеспечивая развитие их активности. Особенности программы: 1) для каждого возраста дана характеристика возрастных возможностей (общее развитие от 0 г до 1г, музыкальное развитие по месяцам; 2) задачи развития; 3) музыкальный репертуар (слушание музыки, подпевание 1г до 1,5 г, пение с 2 до 3 лет, ритуалы особенно от о до 2 лет). «Доброе утро», «Мы зарядку делаем», «Мы постельку заправляем»; 4) музыкальные движения; 5) показатели развития.

Этапы: 1) Восприятие музыки; 2) Певческая деятельность; 3) Музыкально-двигательная деятельность; 4) Игра на детских музыкальных инструментах.

к) Музыкальные шедевры О.П.Радыновой

Программа по формированию основ музыкальной культуры у детей. Включает 6 тем: «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки», ориентированных на два возраста: 3-5, 6-7 лет. Доступность репертуара детям определяется готовностью ребенка сопереживать выраженным в музыке чувствам, продолжительностью звучания произведения, применяемыми приемами. В программе предложены конспекты занятий, в которых объединены различные виды музыкальной и художественной деятельности – слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение. Помимо конспектов предлагаются 2 аудиопособия с 7 аудиокассетами и методическими рекомендациями.

3. Комплексные программы

а) Детство

Авторский коллектив- Логинова, Бабаева, Ноткина. Программа состоит из 3 частей: младший, средний, старший возраст. Содержание программы объединено вокруг 4 основных блоков: 1) познание – развитие познавательной активности детей на основе различных способов познания окружающего мира. Сравнение элементарного анализа обобщений. 2) гуманные отношения – доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру; 3) созидание – освоение детьми разнообразных способов деятельности; 4) ЗОЖ – создание условий для полноценного физического и психического развития.

Раздел «Ребенок и музыка» в каждой возрастной группе делится на 3 части: 1) музыкальное восприятие – слушание – интерпретация; 2) музыкальное исполнительство – импровизация – творчество.

Успешная реализация программы по мнению авторов становится возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды.

б) Радуга

Т.Н.Дороновой. Программа для детей с 3 до 6 лет. Задачи музыкального воспитания: 1) обогащение музыкальных впечатлений детей; 2) развитие эмоциональной отзывчивости; 3) формирование выразительных, певческих и пластических навыков.

в) Развитие

Л.А.Венгер

Задачи: 1) развитие творческих способностей (продуктивное воображение); 2) научить невербальному общению.

В ходе обучения используют 3 выразительных языка: 1) движение – средство воплощения образа и развитие творчества; 2) слово; 3) музыка.

 

 



Просмотров 4009

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!