![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристика вариативных программ музыкального воспитания детей дошкольного возраста
План: 1. Парциальные программы а) Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э.Тютюнникова б) Синтез Т.Г.Рубан в) Гармония К.В.Тарасова г) Оберег Л.Баронина д) Музыка М.Л.Космовская е) Музыка С.А.Рогова ж) Ритмическая мозайка А.И.Гурешина з) Играем в оркестре М.А.Трубникова и) Камертон Э.П.Костина к) Музыкальные шедевры О.П.Радыновой 2. Комплексные программы а) Детство б) Радуга в) Развитие Музыкальное воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки. Условие музыкального воспитания – обучение музыке. Парциальные программы – это такие программы, которые содержат одно или несколько основных направлений развития дошкольников. Комплексные программы – содержат все направления развития дошкольников. 1. Парциальные программы а) Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э.Тютюнникова В программе заложены принципы творческого и импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа и достижения отечественной музыкальной педагогики. Программа рассчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной группы. Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования. Задачи программы: 1) помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; 2) создать предпосылки формированию творческого мышления; 3) способствовать практическому усвоению музыкальных знаний. Работа с детьми осуществляется по 3 направлениям: учебное, творческое, концертное. Первый год обучения – это донотный период. Основные музыкальные инструменты – шумовые. Внимание уделяется развитию интонационного, звукового и тембрового слуха. Главные составляющие 1 года: музыка, речь, движение. Второй год – знакомство детей с нотной грамотой. Здесь широко приемняются звуковысотные инструменты, металлофоны, кселофоны. б) Синтез Т.Г.Рубан Цель – развитие художественного восприятия дошкольников на основе объединения –3-х основных видов искусств: изо, художественной литературы, музыки (с использованием жанров оперы и балета). В программе 7 разделов по темам: природа в музыке, мой день, русские народные образы, сказка в музыке, я учу ноты, музыка бывает разной, играем в оркестре. Методика знакомства и изучения жанров: 1) погружение в оперу (читают сказку, звучит музыка отрывками, дети рисуют основных героев); 2) дается понятие оперы (спектакль на сцене или в театре); 3) дети начинают слушать музыку от начала до конца. На изучение оперы выделяется 1,5 месяца. в) Гармония К.В.Тарасова цель – развитие музыкальных способностей детей во всех доступных для них видов деятельности. г) Оберег Л.Баронина Основана на комплексном изучении детского музыкального фольклора в условиях ДОУ. Задачи: 1) формирование миропонимания ребенка через близкие ему образы национальной культуры средствами народной педагогики; 2) развитие эмоциональной сферы ребенка; 3) развитие музыкальности; 4) организация творческой деятельности по освоению народной культуры; 5) формирование целостного восприятия народной культуры. Программа состоит из 2 разделов: 1) народоведение (знакомство с народным календарем, обычаями и обрядами, бытом, укладом жизни, жанрами фольклора); 2) музыкальный фольклор (слушание, пение, танцы, игра на народных инструментах). Каждый возрастной период обеспечивается своей подпрограммой: для детей 3-х лет «Гуленьки» (цель – ведение в мир фольклора). Для детей 4-5 лет «Теремок» (цель – знакомство с основами народной культуры). Для детей 6-7 лет «Беседушка» (цель – освоение фольклора в процесс активного музицирования). д) Музыка М.Л.Космовская Программа нацелена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Особенность программы – ориентация на неразрывную связь языческих и христианских представлений об окружающем мире. Цель – воспитание у детей крепких, русских, национальных нравственных устоев через вживания в народные представления, обычаи, обряды, ритуалы. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, учитывая постоянные праздники (новый год, рождество) и переходящие (масленица, пасха, вербное воскресенье). К темам возвращаются через год по спирали. Программа включает 3 этапа работы с детьми. Каждый рассчитан на 1 год. 1-й год – приоритет отдается развитию восприятия и музыки и вокально-хоровой деятельности. 2-й год – идет интенсивное развитие мелодического слуха, использование в работе детского музыкального инструмента свирель. 3-й год – акцент делается на развитие гармонического слуха детей. е) Музыка С.А.Рогова Программа для детей 4,5 лет. Ее можно использовать в системе дополнительного музыкального образования. Цель программы – развитие музыкальных и общих способностей детей (памяти, воображения, мышления). Задачи: 1) сформировать и развить у детей навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности; 2)познакомить детей с элементами музыкальной грамоты; 3) развить у детей координацию движений под музыку. Главная особенность программы – ведение ребенка в мир музыки с помощью музыкально-творческой игры. Игровой метод ведущий. Весь учебный материал программы представлен в играх и сказках. ж) Ритмическая мозайка А.И.Гурешина Цель программы – использование музыкально-ритмических движений как средство психологического раскрепощения ребенка. Особенности программы: 1) планирование работы по ритмопластике; 2) описание музыкальных композиций; 3) музыкальный репертуар; 4) материалы к развитию импровизации в процессе импровизационной деятельности детей; 5) программа включает карту диагностики уровня музыкального и психомоторного развития. з) Играем в оркестре М.А.Трубникова В основе программы лежит обучение детей игре по слуху на музыкальных инструментах. Обучение включает в себя 3 ступени: ориентированно-тембровая, ритмическая, мелодическая. 1. Ориентировочно-тембровая (поиск тембров и регистров) Дети ее осваивают во 2 младшей группе. На этой ступени используют пособие «музыкальные картинки». На каждой его странице рисунок и стихи для детей и нотная строчка, а также методические указания. Педагог предлагает рассмотреть с ребенком иллюстрации, читают стихи, а потом предлагают сыграть на музыкальном инструменте, как гудит машина, тикают часы. Регистры диктуют разные образы (низкий – птички, средний – зайцы, высокий – волки). Эффективным оказывается сопоставление крайних регистров. Методы и приемы: 1)повторение за музыкальным руководителем отдельных звуков, подражая сначала с открытой клавиатурой, затем с закрытой; 2) музыкальное эхо – нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом; 3) музыкально-дидактические игры. Первая ступень предполагает синтетическую форму занятий, включающую художественное слово, пение, рассматривание ярких иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор звукоподражаний на музыкальных инструментах. Занятия могут быть фронтальными, индивидуальными 15-20 мин. 2. Ритмическая ступень Для детей средней группе. Дети осваивают ритмическую структуру песен, приемы игры на различных ударных музыкальных инструментах, а также звуковысотных. На этой ступени используют: 1) игровое четырехручее, когда педагог исполняет всю партию, а ребенок 2 звука или ребенок играет на любых клавишах, если убрать ноту фа и си; 2) исполнение небольших песен и потешек, построенных на 1 звуке; 3) ансамбль ударных инструментов. На этой ступени дети осваивают разные ритмические рисунки, которые представляют собой чередование двух видов длительностей: четверти и восьмые. На групповых занятиях можно создавать ритмические оркестры, применяя деревозвучные ударные инструменты - ложки, трещетки, палочки и металлозвучные – треугольники, бубенцы. На этой ступени активно развивают в ансамбле ложкарей. Детей учат контролировать звуковой слух (звонкий, чистый, четкий). Ансамблю можно аккомпанировать на фортепиано, бояне, гармоне. Методика работы над музыкальным произведением: 1) дети должны познакомиться с пьесой, определить ее характер, образы; 2) проанализировать особенности, разделить на части, фразы, динамику и ритм; 3) разучивание произведения по частям. 3. Мелодическая ступень Дети овладевают системой образцов – интонацией, эталонными мелодическими произведениями. и) Камертон Э.П.Костина Программа музыкального воспитания и развития детей до 3-лет в условиях общественного воспитания и семьи. Цель – развитие музыкальных способностей и активности детей в процессе вовлечения их в удивительный звучащий мир музыки (в условиях эмоционального благополучия и психологического комфорта). Задачи программы: 1) развивать восприятие музыкальных произведений народной, классической и современной музыки, вызывая эмоциональное отношение к музыкальному искусству; 2) познакомить с миром музыкальных настроений, образов и интонаций, увлекая миром музыкальных звуков; 3) приобщить малышей к основным видам элементарной детской деятельности, обеспечивая развитие их активности. Особенности программы: 1) для каждого возраста дана характеристика возрастных возможностей (общее развитие от 0 г до 1г, музыкальное развитие по месяцам; 2) задачи развития; 3) музыкальный репертуар (слушание музыки, подпевание 1г до 1,5 г, пение с 2 до 3 лет, ритуалы особенно от о до 2 лет). «Доброе утро», «Мы зарядку делаем», «Мы постельку заправляем»; 4) музыкальные движения; 5) показатели развития. Этапы: 1) Восприятие музыки; 2) Певческая деятельность; 3) Музыкально-двигательная деятельность; 4) Игра на детских музыкальных инструментах. к) Музыкальные шедевры О.П.Радыновой Программа по формированию основ музыкальной культуры у детей. Включает 6 тем: «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки», ориентированных на два возраста: 3-5, 6-7 лет. Доступность репертуара детям определяется готовностью ребенка сопереживать выраженным в музыке чувствам, продолжительностью звучания произведения, применяемыми приемами. В программе предложены конспекты занятий, в которых объединены различные виды музыкальной и художественной деятельности – слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение. Помимо конспектов предлагаются 2 аудиопособия с 7 аудиокассетами и методическими рекомендациями. 3. Комплексные программы а) Детство Авторский коллектив- Логинова, Бабаева, Ноткина. Программа состоит из 3 частей: младший, средний, старший возраст. Содержание программы объединено вокруг 4 основных блоков: 1) познание – развитие познавательной активности детей на основе различных способов познания окружающего мира. Сравнение элементарного анализа обобщений. 2) гуманные отношения – доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру; 3) созидание – освоение детьми разнообразных способов деятельности; 4) ЗОЖ – создание условий для полноценного физического и психического развития. Раздел «Ребенок и музыка» в каждой возрастной группе делится на 3 части: 1) музыкальное восприятие – слушание – интерпретация; 2) музыкальное исполнительство – импровизация – творчество. Успешная реализация программы по мнению авторов становится возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды. б) Радуга Т.Н.Дороновой. Программа для детей с 3 до 6 лет. Задачи музыкального воспитания: 1) обогащение музыкальных впечатлений детей; 2) развитие эмоциональной отзывчивости; 3) формирование выразительных, певческих и пластических навыков. в) Развитие Л.А.Венгер Задачи: 1) развитие творческих способностей (продуктивное воображение); 2) научить невербальному общению. В ходе обучения используют 3 выразительных языка: 1) движение – средство воплощения образа и развитие творчества; 2) слово; 3) музыка.
![]() |