![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Коэффициент стабильности основных производственных фондов 5 часть
Монетаристскийподход исходит из стабильности структуры цен на I рабочую силу. Неравновесие усиливают: установление государством минимального уровня зарплаты, деятельность профсоюзов, отсутствие информации о вакансиях. Для уравновешивания должны использоваться инструменты денежно-кредитной политики. Институциональный подход основное внимание придает анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы. Специфика рынка труда состоит в том, что данный рынок подчиняется законам спроса и предложения, но отличается от товарных рынков тем, что регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и социальные и социально-психологические. Кроме того, работник сам определяет, какую часть времени потратить на работу, а какую оставить для отдыха. Дилемма «работа—досуг» применительно к рынку труда получила название «эффект дохода (замещения)». Суть концепции «эффект дохода (замещения)» сводится к следующему: в процессе повышения заработной платы, которая стимулирует работника к труду, наступает переломный момент, характеризующийся наступлением такой ситуации, при которой достижение высокого материального положения не будет являться определяющим мотивом для работника. Работник приостановит предложение своего труда, отказываясь от дополнительной занятости и заработка в пользу отдыха (досуга). Цена труда (заработная плата) на конкурентных рынках заработной платы устанавливается на основании спроса и предложения. В большинстве случаев критериями различий в заработной плате между участниками рынка труда (работниками) будут являться профессионализм и вид выполняемой работы. Отклонение от равновесия на рынке труда происходит в результате: • целенаправленной политики работодателей в области процесса найма работников и установления уровня заработной платы; • монопольных тенденций в области предложения труда и его оплаты в результате осуществления государственной политики в области занятости; • деятельности профсоюзов и других внешних (по отношению к рынку труда) субъектов. Заработная плата включается в затраты (издержки) фирмы при производстве товаров или услуг, что оказывает непосредственное влияние на формирование цен на продукцию. При повышении заработной платы при прочих равных условиях происходит снижение потребительского спроса на товары фирмы, которая осуществила данное повышение, и наоборот.
ВОПРОС 26 Сущность и типы стратегий предприятия ОТВЕТ Стратегия (греч. strategia, stratos — войско, ago — веду) — первоначально военный, затем — философский, политэкономический и с 60-х гг. XX в. экономический термин. Определяется как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности' или как логически интегрированная последовательная система принятия решения2. Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей3, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению существующая цель после произведенного выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость i оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к ее достижению. В современном изложении можно определить, что под стратегией понимается не просто одна из целей, а наиболее важная и определяющая долговременное развитие явления цель, способы движения к поставленной цели и средства ее достижения. В понятие стратегии включается и ее более общее понятие — альтернатива,которую часто называют стратегией последнего средства. Любая стратегия обладает следующими отличительными чертами: ! • процесс выработки завершается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы; • сформулированная стратегия должна использоваться для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии i в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточиться на | определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить I все остальные возможности как несовместимые со стратегией; необходимость в текущей стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет фирму на желаемые события; : • в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, в связи с чем приходится пользоваться обобщенной, 1 неполной и неточной информацией о различных альтернативах; • необходимость использования обратной связи: как только в процессе поиска открываются новые альтернативы, появляется и более точная информация, которая может поставить под сомнение :. обоснованность первоначального стратегического выбора; • ориентир — цель, которую фирма стремится достичь, стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе | ориентиров, не будет таковой, если ориентиры фирмы будут изменяться; • стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает / типичная иерархия: то, что на верхних уровнях является элементам и стратегии, на нижних превращается в ориентиры. В основе любого стратегического плана развития предприятия лежит базовая стратегия, разработка которой является прерогативой руководства предприятия. На отечественных предприятиях представляется целесообразным наделение следующих базовых стратегий: • стратегия выживания,которая используется в условиях экономического кризиса, нестабильности, инфляции. Это попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. К такой стратегии прибегают, когда финансово-экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению; • стратегия стабилизации (или ограниченного роста),используемая в условиях стабильности объемов продаж и получаемой прибыли. Ее применяют в основном предприятия в отраслях со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия; стратегия развития (или роста),выражающая стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства.
Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. В рамках рассматриваемых базовых стратегий могут быть реализованы различные стратегические альтернативы,представленные в табл. 3 матрицей стратегических альтернатив. Наборы стратегических альтернатив нельзя понимать как принадлежность только к одной базовой стратегии, они могут «перекрещиваться». Матрица стратегических альтернатив: Базовые стратегии I. Стратегия выживания 2. Стратегия стабилизации (ограниченного роста) 3. Стратегия развития (роста) Стратегические альтернативы 1.1. Организационная санация ] -2- Экономическая и финансовая санация 1.3. Маркетинговая санация 1.4. Социальная санация Экономия издержек 2.2. Постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде 2.3. Сохранение научно-технического и кадрового потенциала ТТДиверсификация 3.2.Интенсификация с учетом рыночных условий 3.3.Технико-экономическое развитие . 4. Интеграция
Каждая из базовых стратегий имеет множество альтернативных вариантов реализации. Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и в целом по каждому направлению целесообразно определить необходимые затраты и ожидаемый экономический эффект.
ВОПРОС 27 Выбор стратегии деятельности ОТВЕТ Стратегия экономической организации — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижений. Иными словами, устанавливать стратегию предприятия — значит, формировать общее направление его деятельности, ориентированное на будущее развитие. Стратегия должна исходить из поиска реальных возможностей действий предприятия. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на влияние объективных и субъективных элементов внешней и внутренней среды. Процесс стратегического планирования на предприятии может быть представлен в виде алгоритма, состоящего из последовательных этапов решения соответствующих проблем. Первый этап процесса стратегического планирования представляет собой стратегический анализ. Стратегический анализ предопределяет выбор возможных вариантов стратегии в зависимости от внешней и внутренней среды, т. е. учитывает важнейшие факторы, влияющие на экономику предприятия. Диагностика внешней среды должна выявить стратегически важные тенденции развития в области экономики, техники, правового регулирования, экологии, политики. Диагностика внутренней среды предприятия должна проводиться с позиций маркетингового управления предприятием по функциям: производство, НИОКР, рабочая сила, менеджмент, финансы. Маркетинговая ориентация анализа является определяющей. Анализ внутренней среды по предлагаемым функциям ведется по своему предприятию и по предприятиям-конкурентам. Выявить и оценить свои слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентами, определить возможности и угрозы со стороны внешней среды предприятие может, используя метод SWOT-анализа (силы, слабости, возможности, угрозы — по начальным буквам идентичных английских слов) (табл. 4). На основе информации о внешней и внутренней среде предприятие выделяет то главное, на чем оно должно сосредоточить свое внимание. На втором этапе проводится выделение стратегических областей деятельности — стратегических зон хозяйствования и при необходимости — организация стратегических центров хозяйствования.
Таблица 4.Матрица SWOT
Под стратегической зоной хозяйствования понимается определенный отраслевой рынок, на который выходит или хочет выйти предприятие (или его отдельные стратегические центры хозяйствования). Стратегический центр хозяйствования — это относительно независимое производственное подразделение (или филиал, или самостоятельное предприятие), ориентированное на одну или несколько стратегических зон хозяйствования и отвечающее за выработку стратегической позиции в данном направлении. Следовательно, стратегические зоны и центры хозяйствования — это тот инструмент, который может дать картину будущего изменения организации, что очень важно для принятия эффективных стратегических решений. Таким образом, на данном этапе проводится выбор конкурентных позиций для стратегических зон хозяйствования, отслеживаются жизненные циклы спроса, технологии, товара. Выбор производится с помощью матрицы БКГ (Бостонской консультационной группы) с использованием эффекта синергизма. Эффект синергизма проявляется в стратегических преимуществах, которые возникают при объединении нескольких предприятий в более крупную организацию либо при объединении для достижения единых целей обособленных стратегических центров хозяйствования в рамках одного предприятия. На третьем этапе делается оценка возможностей стратегических позиций с точки зрения уровня привлекательности, конкурентоспособности. На четвертом этапе на основе оценки стратегических зон хозяйствования производится выбор бизнеспортфеля. На пятом этапе представляется целесообразным перейти к технико-экономическому планированию, т. е. к планированию по функциям. Шестым этапом процесса стратегического планирования является разработка финансового плана предприятия, предусматривающего баланс расходов и поступлений, расчеты безубыточности, прогноз формирования и распределения прибыли. Эффективность финансовой политики определяется через модель денежных потоков. На седьмом этапе производится документирование ранее проведенных расчетов. Стратегический план предприятия оформляется в виде единого документа, содержание которого может быть достаточно произвольным. Заключительным, восьмым, этапом является контроль и/или корректировка плана. Это этап слежения за результатами и сравнения. Контролю подвергаются все этапы стратегического плана, и в зависимости от меняющейся обстановки стратегический план может быть скорректирован. На основе приведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии.
ВОПРОС 28 Функциональные стратегии ОТВЕТ Функциональнаястратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Функциональная стратегия, ; хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития предприятия за | счет определения подходов, необходимых действий и практических I шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или j функциями бизнеса. Функциональную стратегию можно назвать рабочей стратегией. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следую- ; • стратегия маркетинга; • финансовая стратегия; , • стратегия инноваций; ; • стратегия производства; • стратегия организационных изменений и др. Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия. Стратегия маркетинга— это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные пути их достижения. Цель устанавливает границы и сферы рыночной деятельности (конкурентные преимущества, овладение новым рынком и др.). Финансовая стратегия— представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой стабильности предприятия в обозримом будущем. Инновационную стратегиюможно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие. г Стратегия производствапредставляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить устойчивое эффективное развитие производства. Стратегия организационного развития— это многоуровневая сис-1 тема преобразований, нацеленных на средне- и долгосрочную перспективу и предусматривающих изменение организационной структуры управления, методов работы, организационной культуры.
ВОПРОС 30 Виды планирования ОТВЕТ Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др. По содержанию планов следует выделять: технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнесганщщвшиеи т. д/ Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как I фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, от-I носящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей [хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — / производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.). I По методам обоснования находят применение следующие системы | планирования: рыночное, индикативное и административное, или центрованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования) Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции и номенклатуры выпуска. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса,"предложения и цен на ! производимые товары и услуги. Индикативное планирование — это, по существу, государственное регулирование иен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. По времени действия планы бывают: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие. По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное} объектами планирования в том или ином случае служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия. По стадиям разработки планирование бывает предварительное и окончательное! На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу закона. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей. По типам целей учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование обычно бывает краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, /необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного ,выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы. В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным Уодних плановиков преобладает ориентация на прошлое(реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования. Реактивноепланирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Инактивноепланирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Преактивноепланирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Интерактивноепланирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения.
ВОПРОС 31 Прогнозирование работы предприятия ОТВЕТ Прогнозирование— это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени и ресурсам, выраженным в деньгах. Прогнозирование делится на две ветви — экономическое и научно-техническое, Задачами экономического прогнозированияявляются: 1. предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие; 2. определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам; 3. оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др. Научно-техническийпрогноз определяет вероятное натуралыю-веодественное состояние прогнозируемого объекта. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивныйпрогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой)— основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов. Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования — формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различий. Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе: • анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения; • основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами; • наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции; • ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в них на рынках; • ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и ее рыночную цену; • мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции; • потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда; • выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения; • оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач. Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т. е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования. В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска. Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему. В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т. е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных, задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия. По срокам прогнозы делятся на четыре группы; 1)оперативные — со сроком до З-б месяцев от начала отсчета прогноза; 2)краткосрочные — до 1 года; 3)среднесрочные — до 2-3 лет; 4) долгосрочные - на период до 10-20 лет и более Как правило, чем длительнее период, на который составляется прогноз, тем значительнее в будущем может быть отклонение фактическихданных от прогнозируемых.
ВОПРОС 32 Разработка и выполнение производственной программы ОТВЕТ Производственная программапредставляет план производства и реализации продукции. Разработка производственной программы начинается с определения номенклатуры изделий. Номенклатурахарактеризует укрупненные виды изделий. Хозяйствующий субъект на данном этапе прогнозирует производство видов продукта: производственно-технического назначения, товары для населения, специализированная продукция и др.
![]() |