![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Коэффициент стабильности основных производственных фондов 6 часть
Ассортимент— разновидность этой продукции. От объемов производственной программы, ее структуры зависят эффективность и конкурентоспособность всего предприятия, так как производственная программа составляет основу хозяйственной деятельности субъекта с любой хозяйственно-правовой структурой. При формировании производственной программы целесообразно соблюдать следующие этапы: 1) изучение экономической конъюнктуры рынка; 2) определение объемов структуры программы; 3) расчет производственных мощностей; 4) расчет численности работающих; 5) расчет материальных ресурсов; 6) определение потребности в топливно-энергетических ресурсах; 7) планирование вспомогательного производства; 8) организация экономической службы (контроль и анализ). Структура производственной программы позволяет предприятию определить количество необходимых экономических ресурсов, зарезервировать мощности, придать производству планомерный характер. При этом используется ряд показателей производственной программы: • натуральные— объем выпуска изделий в натуральном измерении — метрах, тоннах, штуках; • стоимостные— измерение объемов производства и продаж групп номенклатуры в денежных единицах; • трудовые— трудоемкость единицы продукции и производственной программы в нормо-часах, человеко-часах, станко-часах.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж— это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Объем реализованной продукцииявляется одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле: где Т — объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год); Pип, Pkii — стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец того же периода соответственно. Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего по трем направлениям; • наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполнения всех производственных процессов, технологических операций; • наличием материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства, или договоров с надежными поставщиками-предприятиями или посредническими организациями; • наличием квалифицированных специалистов всех уровней, а при необходимости — договоров со сторонними организациями по выполнению отдельных работ и услуг.
ВОПРОС 33 Производственные мощности предприятия ОТВЕТ Максимально возможный (при прочих равных условиях) выпуск продукции в заданной номенклатуре и ассортимента называется производственной мощностью. В отдельных видах бизнеса вместо понятия «производственная мощность» используют понятия «производственная возможность» или «пропускная способность». Например, характеризуя производственную мощность магазина или кафе, говорят о производственной возможности или пропускной способности магазина (максимальное количество клиентов, которое может быть обслужено за определенный период, и т. д.). В данном случае пропускная способность, производственная возможность и производственная мощность тождественны по значению. Как правило, производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции и измеряется в натуральном выражении или в условных единицах измерения. Но в многономенклатурных производствах (машиностроение, швейное, трикотажное и др.) производят укрупнение номенклатуры путем объединения разных наименований изделий в группы по конструктивно-технологическому подобию и приведения каждой группы к одному базовому изделию, так называемому изделию-представителю. Расчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям в следующей последовательности: • по агрегатам и группам технологического оборудования; • по производственным участкам; • по основным цехам и предприятию в целом. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т. е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются: • состав и количество установленных машин, механизмов, агрегатов и т. д.; • технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов и др.; • степень прогрессивности техники и технологии производства; • фонд времени работы оборудования; • уровень организации производства и труда; • производственная площадь предприятия Производственную мощность ведущего производства можно определить по формуле: Где М - производственная мощность ведущего цеха, участка в принятых единицах измерения; Фmax – максимально возможный фонд времени работы ведущего оборудования, ч.; Мт – прогрессивная норма трудоемкости обработки продукции на ведущем оборудовании, ч. Следует отметить, что при расчете производственной мощности не принимаются во внимание простой оборудования, вызванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или организационными причинами. Производственная мощность делится на проектную, входную, выходную, среднегодовую. Проектнаяпроизводственная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции н расширения предприятия. Входнаяпроизводственная мощность -— это мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода. Выходнаяпроизводственная мощность – это мощность на конец года. Она определяется как сумма входной и вводимой в течение планового периода мощностей за вычетом мощности, выбывающей за этот же период. Среднегодоваяпроизводственная мощность служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле: где М(. — среднегодовая мощность предприятия; М|( — мощность на начало года (входная); Мн — мощность, вводимая в течение года; М^ — мощность, выбывающая в течение года; т1 и т2 — количество полных месяцев до конца года с момента ввода и выбытия мощностей соответственно. Уровень использования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основным из них является коэффициент использования производственной мощности(К ): кц= v/mv где V — количество фактически произведенной продукции за год в натуральных или стоимостных единицах измерения; М( — среднегодовая производственная мощность в тех же единицах измерения. Другой показатель — коэффициент загрузки оборудования— определяется как отношение фактически используемого фонда времени (в станко-часах) всего оборудования к располагаемому фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование. Прирост мощностей может осуществляться за счет внедрения мероприятий по ликвидации или расшивке «узких мест», а именно: повышения производительности за счет модернизации оборудования, увеличения сменности работы оборудования, ввода нового оборудования и т. д.
ВОПРОС 34 Понятие и показатели качества продукции ОТВЕТ Качество— это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79). В соответствии с определением показатели качества должны описывать совокупность свойств либо степень удовлетворения потребностей в соответствии с назначением, что является следствием совокупности свойств. Среди этой совокупности различают функциональные и органолептические свойства. Органолептические свойства определяются с помощью органов чувств человека. Эта группа свойств очень характерна для потребительских товаров, работ и услуг. Функциональные свойства чаще всего можно измерить в более точных и объективных показателях. Показатель качества— количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Наименование показателя определяет характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность и т. д. Система показателей включает в себя: 1. Показатели назначенияхарактеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. 2. Показатели надежности (т. е. безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия).Определение надежности тесно связано с понятиями «работоспособность» и «отказ». Работоспособное состояние — то, при котором продукция способна выполнять заданные функции или сохранять значения параметров в заданных пределах. Отказ — нарушение работоспособности продукции. 3. Показатели технологичностихарактеризуют эффективность конструкторско технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. 4. Показатели стандартизации и унификации— это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чаще всего чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, и это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя. 5. Эргономические показателиотражают взаимодействие человека с изделием, а также комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств продукции, проявляющихся при ее использовании. Это могут быть усилия, необходимые для управления механизмом; освещенность; шум; вибрация; излучение и т. п. 6. Экологические показатели— это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции). 7. Показатели безопасностихарактеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т. е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении и т. д. 8. Эстетические показателихарактеризуют рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида продукции. 9. Показатели транспортабельностивыражают приспособленность продукции для транспортирования. 10. Патентно-правовые показателихарактеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта.
ВОПРОС 35 Государственные и международные стандарты и системы ОТВЕТ Стандарт— это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления ихарактеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся: • национальные стандарты; • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • стандарты предприятий. В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: • основополагающие; • на продукцию, услуги; • на работы (процессы); • на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандартыустанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования. Стандарты на продукцию (услуги)устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге). Стандарты на работы (процессы)устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Стандарты на методы контроляустанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. После внедрения международных стандартов ISO серии 9000 в зарубежной и отечественной практике появились следующие направления развития систем управления качеством: 1. Совершенствование организации работ в рамках элементов системы качества, предусмотренных стандартами ISO серии 9000. Этот вариант характеризуется как поддержание системы в заданном режиме функционирования, который может обеспечить предприятию стабильное положение на определенный период времени. 2. Дополнение системы качества элементами, расширяющими ее возможности и отвечающими требованиям общества, персонала предприятия и отраслевым или специфическим требованиям потребителей. В качестве примера реализации этого направления можно указать систему качества, дополненную элементами для обеспечения охраны окружающей среды в соответствии с требованиями семейства стандартов ISO серии 14 000. Подобно стандарту ISO серии 9000, стандарты ISO серии 14 000 являются семейством стандартов на систему управления окружающей средой и включают в настоящее время около десяти стандартов. Другим примером этого направления может быть расширение возможностей системы качества за счет учета отраслевой специфики, например, путем внедрения стандарта QS 9000, разработанного ведущими автостроительными корпорациями США {General Motors, Ford и Chrysler). Стандарты добавляют в систему качества по стандартам ISO серии 9000 элементы, обусловленные отраслевой и индивидуальной спецификой. 3. Внедрение концепции TQM, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и увеличение доходов. 4. Безопасность использования продукции, которая в процессе применения расходует свой ресурс. Если безопасность машиностроительной продукции закладывается преимущественно на стадии проектирования, то для пищевой промышленности почти все источники опасности определяются ведением технологического процесса и в гораздо меньшей мере зависят от рецептуры. Этим требованиям в наиболее полной мере соответствует система ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки), которая является моделью управления на пищевых предприятиях развитых стран мира.
ВОПРОС 36 Управление качеством продукции ОТВЕТ Управление качеством продукции — это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции, оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование. Под факторами понимается конкретная сила, способная изменить свойства исходных материалов. Под условиями повышения качества продукции понимаются обстоятельства, среда, в которых действуют факторы улучшения качества. В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (ISO) приняла комплекс международных стандартов серии 9000 «Управление качеством продукции»: 9000-9004. В этих стандартах были сформулированы основные принципы систем качества, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции.' Управление качеством продукции представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин. В 1994 г. был принят стандарт ISO 9000- 1: 1994; в декабре 2000 г. его новая версия, в состав которой вошли: ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь; ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования; ISO 9004 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. Система менеджмента качества дает уверенность самому предприятию и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. Система менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000 версии 2000 г. разрабатывается и функционирует исходя из восьми принципов системы: 1) ориентации на потребителей; 2) лидерства руководителей; 3) вовлеченности работников; 4) процессного подхода; 5) системного подхода к менеджменту; 6) постоянного улучшения; 7) принятия решений, основанных на фактах; 8) взаимовыгодного отношения с поставщиками. Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать: • улучшение экономического положения предприятия; • расширение или завоевание новых рынков сбыта; • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм; • ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов; • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; • улучшение важнейших показателей качества продукции; • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; • увеличение сроков гарантии на продукцию; • развитие сервиса.
ВОПРОС 37 Сертификация продукции ОТВЕТ Сертификация— это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий. Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в нормативно-технической документации и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация — не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества продукции. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но н производить. Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям научно-технической документации, в том числе зарубежной. Самосертификациядопускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. Сертификация третьей стороной,т. е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции. Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом: • выдается документ — сертификат соответствия; • продукция маркируется знаком соответствия; " продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах. Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контролем главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое. Основополагающим документом федерального уровня в области сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации».
ВОПРОС 38 Конкурентоспособность предприятия и его продукции ОТВЕТ Конкурентоспособность предприятия— это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное: одна и та же фирма в рамках региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет. Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами: • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью; • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция; • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма. Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции— это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Поэтому формулу конкурентоспособности можно представить в виде: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
ВОПРОС 39 Факторы конкурентоспособности ОТВЕТ Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно разделить натри группы: • технико-экономические; • коммерческие; • нормативно-правовые. Технико-экономические факторы включают: качество, цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты. Предлагать продукцию по более низкой цене, чем конкуренты, означает использование на предприятии новейших технологий, позволяющих производить больше продукции в единицу времени, снижать уровень расходования ресурсов, обеспечивая более низкий уровень издержек производства продукции. Своевременное обновление активной части основных фондов позволяет не допустить наступления морального износа первого вида; это сохраняет ценовые конкурентные преимущества, не допуская удорожания продукции. Комплексная механизация и автоматизация производства способствуют высвобождению рабочей силы и уменьшают в структуре затрат на продукцию долю расходов на оплату труда. Следующим фактором, способствующим снижению затрат на продукцию, а значит, и возможному снижению цен на нее, является организация логистики на предприятии. В последнее время внимание к логистике значительно возросло, и причина этого — в конкуренции. Эффективно построенная логистическая цепь обеспечивает такое движение материалов и запасов, которое минимизирует образование ненужных стадий, таких, например, как лишние запасы готовой продукции на складе, у производителей или оптовиков, т. е. минимизирует количество денег, связанных на то время, пока продукция не продается. Коммерческие факторыопределяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Их условно можно подразделить на способы продвижения товаров и факторы товародвижения: размеры скидок с цены, сроки поставки, объем услуг, предоставляемый покупателям в связи с поставкой товаров, формы и методы торговли на конкретных рынках. К коммерческим факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (бренд), организация каналов реализации продукции, реклама, послепродажное обслуживание, новизна продукции. Нормативно-правовые факторыотражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). ■ Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. ВОПРОС 40 Внешнеэкономическая деятельность предприятия ОТВЕТ Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешнеторговая деятельность (ВТД), которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Предприятие — участник ВТД — это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВТД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. По российскому законодательству субъектами ВТД кроме российских юридических лиц могут быть российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранные юридические лица, а также государство в лице РФ и субъектов РФ и муниципальные образования. При существующей самостоятельности ВЭД важнейшие стороны этой сферы регулирует государство. Основными инструментами государственного регулирования ВТД выступают таможенные пошлины и таможенные тарифы, нетарифные ограничения; государственная поддержка экспорта.
![]() |