![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Факторы, влияющие на величину прибыли
ОТВЕТ На величину валовой прибыли оказывает влияние совокупность многих факторов как зависящих, так и не зависящих от предприятия. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других условий. Все факторы являются объектом тщательного экономического анализа. Основные факторы, воздействующие на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода, представлены в табл. 5. Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. На рост прибыли могут оказать влияние следующие факторы: • рост объема реализации; • снижение затрат на производство и реализацию; • обоснованное снижение численности работников предприятия; • изменение уровня среднереализационных цен; • структура товарной продукции; • повышение качества и конкурентоспособности продукции и другие факторы. При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции: Сумма резерва роста прибыли (ДПв) за счет планируемого увеличения объема продаж рассчитывается по формуле:
где П. — плановая сумма прибыли на единицу f-ой продукции, руб.; Уг — количество дополнительно выпущенной продукции в натуральных единицах измерения; п — количество единиц продукции. Важное направление поиска резервов роста прибыли — снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья и материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, норм и нормативов определения потребностей в оборудовании. Снижение затрат может быть рассчитано как по отдельным видам ресурсов, так и по отдельным направлениям, в том числе снижение материальных затрат, снижение затрат на оплату труда, уменьшение суммы амортизации, снижение удельных условно-постоянных расходов, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации. Выявление резервов роста прибыли за счет снижения затрат по отдельным направлениям может осуществляться по следующей методике: 1. Величина материальных затрат зависит от количества потребляемых материальных ресурсов и цен (тарифов). Отсюда резервами снижения материальных затрат являются: * сокращение расхода материалов на единицу изделия; • сокращение возвратных отходов; • снижение цены единицы материала; ♦ замена материала на более дешевый вид сырья. Основной резерв снижения (экономии) материальных затрат связан с внедрением мероприятий научно-технического прогресса и рассчитывается по формуле: где Нш, Н;ц — норма расхода сырья и материалов после и до внедрения мероприятий; Ц; — плановые цены единицы сырья и материалов; V.m — объем производства z-ro вида продукции в натуральных единицах измерения после внедрения мероприятия. 2. Затраты на оплату труда зависят от формы оплаты и количества работников. Экономия затрат достигается за счет более экономного и рационального использования средств на оплату труда рабочих и служащих. Основными резервами снижения затрат на оплату труда являются; • внедрение достижений научно-технического прогресса и организационно-технических мероприятий, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости; • сокращение излишней численности работников; • устранение и предупреждение непроизводительных выплат, таких как, например, оплата целодневных и внутрисменных простоев и пр. Расчет резерва роста прибыли за счет внедрения достижений НТП (ДПг) производится по формуле: где 3(|| 3(0 — затраты на оплату труда по изготовлению единицы продукции после и до внедрения достижений НТП; V.m — объем производства продукции после внедрения мероприятий (с момента внедрения и до конца года) в натуральных единицах измерения. Расчет резерва роста прибыли в результате сокращения численности работников (ДП ) рассчитывается по формуле: где Ч — среднегодовая численность сокращаемых работников; Зч — средняя плановая зарплата одного высвобождаемого работника; Е — ставка единого социального налога. Сокращение численности работников может производиться в связи с проведением следующих организационных мероприятий: объединения отделов, укрупнения цехов, участков, механизации и автоматизации производственных процессов, направленных на увеличение норм обслуживания, снижения трудоемкости. 3. Резерв роста прибыли за счет уменьшения суммы амортизации (Пал 1т) определяется по формуле: где ДОПФ( — уменьшение стоимости основных фондов за счет их продаж, ликвидации, передачи и т. п.; На. — норма амортизации г-го вида (группы) основных фондов. 4. Структура товарной продукции также оказывает влияние на сумму прибыли предприятия. При увеличении удельного веса более рентабельной продукции общая сумма прибыли возрастает. 5. На сумму прибыли оказывает влияние и изменение уровня среднереализационных цен, которые, в свою очередь, зависят от изменения качества продукции, рынков сбыта, сроков реализации, уровня инфляции. Результаты анализа прибыли за отчетный период используются для определения направления поиска резервов ее роста на последующие периоды.
ВОПРОС 59 Рентабельность работы предприятия ОТВЕТ Рентабельность— это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах). Показатели рентабельности объединяют в несколько групп: • показатели, характеризующие рентабельность издержек производства; • показатели, характеризующие рентабельность продаж; • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, а также чистой прибыли. 1. Рентабельность затрат (Кз) определяется отношением прибыли от продажи продукции (П ) к полной себестоимости реализованной продукции (С|(), %: где Сп — общая сумма затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. 2. Рентабельность продаж{Ru ) определяется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж: как отношение налогооблагаемой прибыли (П1() к выручке от продажи (Вр), %: как отношение чистой прибыли (П1() к выручке от продажи (В}), %: Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей, исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей. При расчете коэффициентов рентабельности капитала используется налогооблагаемая (Пч) и чистая прибыль (Пч). В зависимости от вида капитала различают:
• рентабельность всего имущества (К) как отношение налогооблагаемой прибыли' предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %: где И— среднегодовая стоимость имущества предприятия; рентабельность собственного капитала(RCK) определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала, % Этот показатель играет важную роль при оценке котировки акций акционерных компаний на бирже.
ВОПРОС 60 Налогообложение на предприятии ОТВЕТ Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц по ставкам, установленным законодательством. Обязанность уплаты налогов закреплена в ст. 57 Конституции РФ. Согласно этой статье каждый обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие- новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Согласно ст. 75 Конституции РФ, федеральное законодательство страны должно разрабатывать систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в стране. Кроме того, согласно ст. 72 (п. «и>>) Конституции РФ, решение названных задач относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. За счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в его консолидированном бюджете (федеральном, субъектов федерации и местном), а также во внебюджетных фондах. С 1 января 1999 г. в пашей стране вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, с 1 января 2001 г. — вторая часть Налогового кодекса, которая постоянно дополняется новыми главами по отдельным видам налогов. Таким образом, в настоящее время имеет место переходная система налогообложения, при которой наряду с прямым налоговым законодательством, каковым является Налоговый кодекс РФ, функционируют законодательные акты непрямого действия (т. е. законы, методические указания и инструкции по применению налогов, не вошедших в Налоговый кодекс РФ). Согласно первой части Налогового кодекса РФ, в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты все налоги и сборы делятся на: федеральные, региональные, местные. Подобное разделение налогов вызвано федеративным устройством страны, соответствует существующей мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты всех трех уровней собственными источниками доходов. Налог должен быть уплачен, если законодательством установлены все элементы налогообложения, которыми являются: 1. Объект налогообложения: • операции по реализации товаров (работ, услуг) • имущество; • прибыль; • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); • доход; средства потребления. По объекту налогообложения налоги подразделяется на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются на доход иимущество физических и юридических лиц. К косвенным налогам относятся налоги на товары (работы, услуги), уплачиваемые в цене товара работы товара, работы, услуги или включаемые в тариф. 2. Налоговая база: • физическая характеристика объекта налогообложения; • стоимостная характеристика объекта налогообложения. Предприятие-налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу но итогам каждого налогового периода, пользуясь данными бухгалтерского и налогового учета. 3. Налоговая ставка — величина налоговых начислений единицу измерения налоговой базы: • пропорциональные ставки (действуют в единой! проценте к налоговой базе); • прогрессивные ставки (увеличиваются с ростом налоговой базы); • регрессивные ставки (понижаются по мере роста налоговой базы); • твердые ставки (определяются в абсолютной сумме); • кратные ММОТ (минимальной месячной оплате труда в рублях). 4. Налоговый период — это период, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога: • календарный месяц; • календарный квартал; • календарный год. Налоговый период может включать один или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. 5. Порядок исчисления налога — это установленная законодательно методика расчета величины налога. При этом обязанность по исчислению налога может быть возложена на: • налогоплательщика; • налогового агента; • налоговый орган. 6. Порядок уплаты налога. Возможны три способа взимания налогов: • кадастровый (предполагает использование кадастра — реестра, содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения: земли, строений, сооружений, которые используются для исчисления налога); • декларационный (предусматривает подачу в налоговые органы официального заявления — декларации о величине налоговой базы и сумме налога); • у источника выплаты (предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения). 7. Сроки уплаты налога — устанавливаются законодательно по каждому конкретному налогу. 8. Источник уплаты: • выручка от реализации; • себестоимость; • заработная плата; • прибыль. 9. Налоговые льготы — занимают особое место, поскольку налог может считаться установленным и при отсутствии подобных льгот. Льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог вовсе или уплачивать его в меньшем размере. В настоящее время налоговые льготы могут осуществляться путем: • исключения из обложения определенных элементов объекта налогообложения; • исключения из обложения минимальной части объекта налогообложения; • освобождения от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; • понижения налоговых ставок; • установления целевых налоговых льгот. За нарушение налогового законодательства руководство предприятия несет ответственность (от административной до уголовной) которая прописана в Налоговом кодексе РФ. Налоги, включаемые в себестоимость продукции предприятия с точки зрения налогообложения прибыли формируют его расходы К таким налогам относятся: • единый социальный налог, включающий отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования; • страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • налог на добычу полезных ископаемых; • плата за пользование водными объектами в пределах установленных норм; • плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных норм; • транспортный налог; • земельный налог; Налог на рекламу. Плательщики ЕСН Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН. Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).
![]() |