Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Факторы, влияющие на величину прибыли



ОТВЕТ

На величину валовой прибыли оказывает влияние совокупность многих факторов как зависящих, так и не зависящих от предприятия.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соот­ветствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, по­вышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффектив­ности использования основного капитала, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относят­ся изменения государственной налоговой, структурной, инвестицион­ной и ценовой политики, влияние природных, географических и дру­гих условий.

Все факторы являются объектом тщательного экономического ана­лиза.

Основные факторы, воздействующие на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода, представлены в табл. 5.

Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо по­стоянно искать резервы ее увеличения. На рост прибыли могут ока­зать влияние следующие факторы:

• рост объема реализации;

• снижение затрат на производство и реализацию;

• обоснованное снижение численности работников предприятия;

• изменение уровня среднереализационных цен;

• структура товарной продукции;

• повышение качества и конкурентоспособности продукции и дру­гие факторы.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реа­лизации продукции:

Сумма резерва роста прибыли (ДПв) за счет планируемого увеличе­ния объема продаж рассчитывается по формуле:

    прибыль предприятия
Показатели-факторы Характер влияния на суму прибыли  
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг Прямое действие  
реализованную продукцию Прямое действие  
3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг Обратное действие  
  Обратное действие  
  Обратное действие  
  Прямое действие  
  Обратное действие  
организациях Прямое действие  
доходы Прямое действие  
расходы Обратное действие  
доходы Прямое действие  
расходы Обратное действие  
  Прямое действие  
14. Чрезвычайные расходы Обратное действие  
Влияние на прибыль отчетного года Стр. 1+2-3-4-5+6-7+8+9-10+11-12+13-14  

 

где П. — плановая сумма прибыли на единицу f-ой продукции, руб.;

Уг — количество дополнительно выпущенной продукции в натураль­ных единицах измерения; п — количество единиц продукции.

Важное направление поиска резервов роста прибыли — снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья и материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и дру­гих расходов.

 

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, норм и нормативов определения потребностей в обо­рудовании.

Снижение затрат может быть рассчитано как по отдельным видам ресурсов, так и по отдельным направлениям, в том числе снижение материальных затрат, снижение затрат на оплату труда, уменьшение суммы амортизации, снижение удельных условно-постоянных расхо­дов, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем

объеме ее реализации.

Выявление резервов роста прибыли за счет снижения затрат по от­дельным направлениям может осуществляться по следующей методике:

1. Величина материальных затрат зависит от количества потребля­емых материальных ресурсов и цен (тарифов). Отсюда резервами сни­жения материальных затрат являются:

* сокращение расхода материалов на единицу изделия;

• сокращение возвратных отходов;

• снижение цены единицы материала;

♦ замена материала на более дешевый вид сырья.

Основной резерв снижения (экономии) материальных затрат свя­зан с внедрением мероприятий научно-технического прогресса и рас­считывается по формуле:

где Нш, Н — норма расхода сырья и материалов после и до внедрения мероприятий; Ц; — плановые цены единицы сырья и материалов; V.m — объем производства z-ro вида продукции в натуральных единицах из­мерения после внедрения мероприятия.

2. Затраты на оплату труда зависят от формы оплаты и количества

работников.

Экономия затрат достигается за счет более экономного и рацио­нального использования средств на оплату труда рабочих и служащих.

Основными резервами снижения затрат на оплату труда являются;

• внедрение достижений научно-технического прогресса и органи­зационно-технических мероприятий, в результате которых дости­гается рост производительности труда и снижение трудоемкости;

• сокращение излишней численности работников;

• устранение и предупреждение непроизводительных выплат, та­ких как, например, оплата целодневных и внутрисменных про­стоев и пр.

Расчет резерва роста прибыли за счет внедрения достижений НТП (ДПг) производится по формуле:

где 3(|| 3(0 — затраты на оплату труда по изготовлению единицы про­дукции после и до внедрения достижений НТП; V.m — объем производ­ства продукции после внедрения мероприятий (с момента внедрения и до конца года) в натуральных единицах измерения.

Расчет резерва роста прибыли в результате сокращения численнос­ти работников (ДП ) рассчитывается по формуле:

где Ч — среднегодовая численность сокращаемых работников; Зч — сред­няя плановая зарплата одного высвобождаемого работника; Е — ставка единого социального налога.

Сокращение численности работников может производиться в свя­зи с проведением следующих организационных мероприятий: объеди­нения отделов, укрупнения цехов, участков, механизации и автомати­зации производственных процессов, направленных на увеличение норм обслуживания, снижения трудоемкости.

3. Резерв роста прибыли за счет уменьшения суммы амортизации (Пал ) определяется по формуле:

где ДОПФ( — уменьшение стоимости основных фондов за счет их про­даж, ликвидации, передачи и т. п.; На. — норма амортизации г-го вида (группы) основных фондов.

4. Структура товарной продукции также оказывает влияние на сум­му прибыли предприятия. При увеличении удельного веса более рен­табельной продукции общая сумма прибыли возрастает.

5. На сумму прибыли оказывает влияние и изменение уровня среднереализационных цен, которые, в свою очередь, зависят от измене­ния качества продукции, рынков сбыта, сроков реализации, уровня инфляции.

Результаты анализа прибыли за отчетный период используются для определения направления поиска резервов ее роста на последующие периоды.

 

 

ВОПРОС 59

Рентабельность работы предприятия

ОТВЕТ

Рентабельность— это обобщающий показатель, характеризующий

качество работы промышленного предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доход­ность или прибыльность различных направлений деятельности пред­приятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные ре­зультаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Показатели из­меряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах). Показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

• показатели, характеризующие рентабельность издержек произ­водства;

• показатели, характеризующие рентабельность продаж;

• показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от

продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятель­ности, а также чистой прибыли.

1. Рентабельность затрат (Кз) определяется отношением прибыли от продажи продукции (П ) к полной себестоимости реализованной продукции (С|(), %:

где Сп — общая сумма затрат на производство и реализацию продук­ции.

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных

средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его под­разделениям и видам продукции.

2. Рентабельность продаж{Ru ) определяется отношением величи­ны прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показате­лем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавлен­ную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность

продаж:

как отношение налогооблагаемой прибыли (П1() к выручке от про­дажи (Вр), %:

как отношение чистой прибыли (П1() к выручке от продажи (В}), %:

Рентабельность продаж характеризует эффективность предприни­мательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается как в целом по пред­приятию, так и по отдельным видам продукции.

Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей, исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой вели­чине капитала и его составных частей. При расчете коэффициентов рентабельности капитала используется налогооблагаемая (Пч) и чис­тая прибыль (Пч). В зависимости от вида капитала различают:

 

• рентабельность всего имущества (К) как отношение налогооб­лагаемой прибыли' предприятия к среднегодовой стоимости иму­щества предприятия, %:

где И— среднегодовая стоимость имущества предприятия;

рентабельность собственного капитала(RCK) определяется отно­шением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственно­го (акционерного) капитала, %

Этот показатель играет важную роль при оценке котировки акций акционерных компаний на бирже.

 

 

ВОПРОС 60

Налогообложение на предприятии

ОТВЕТ

Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с юри­дических и физических лиц по ставкам, установленным законодатель­ством. Обязанность уплаты налогов закреплена в ст. 57 Конституции РФ. Согласно этой статье каждый обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие- новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.

Согласно ст. 75 Конституции РФ, федеральное законодательство страны должно разрабатывать систему налогов, взимаемых в федераль­ный бюджет, а также общие принципы налогообложения в стране. Кро­ме того, согласно ст. 72 (п. «и>>) Конституции РФ, решение названных задач относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

За счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, ко­торые аккумулируются в его консолидированном бюджете (федераль­ном, субъектов федерации и местном), а также во внебюджетных фон­дах.

С 1 января 1999 г. в пашей стране вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, с 1 января 2001 г. — вторая часть Налогового кодекса, которая постоянно дополняется новыми главами по отдель­ным видам налогов. Таким образом, в настоящее время имеет место пе­реходная система налогообложения, при которой наряду с прямым на­логовым законодательством, каковым является Налоговый кодекс РФ, функционируют законодательные акты непрямого действия (т. е. зако­ны, методические указания и инструкции по применению налогов, не вошедших в Налоговый кодекс РФ).

Согласно первой части Налогового кодекса РФ, в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты все на­логи и сборы делятся на: федеральные, региональные, местные.

Подобное разделение налогов вызвано федеративным устройством страны, соответствует существующей мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты всех трех уровней собственными источниками

доходов.

Налог должен быть уплачен, если законодательством установлены все элементы налогообложения, которыми являются:

1. Объект налогообложения:

• операции по реализации товаров (работ, услуг)

• имущество;

• прибыль;

• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, ока­занных услуг);

доход;

средства потребления.

По объекту налогообложения налоги подразделяется на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются на доход иимуще­ство физических и юридических лиц. К косвенным налогам отно­сятся налоги на товары (работы, услуги), уплачиваемые в цене товара работы товара, работы, услуги или включаемые в тариф.

2. Налоговая база:

• физическая характеристика объекта налогообложения;

• стоимостная характеристика объекта налогообложения. Предприятие-налогоплательщик самостоятельно исчисляет на­логовую базу но итогам каждого налогового периода, пользуясь данными бухгалтерского и налогового учета.

3. Налоговая ставка — величина налоговых начислений единицу измерения налоговой базы:

• пропорциональные ставки (действуют в единой! проценте к на­логовой базе);

• прогрессивные ставки (увеличиваются с ростом налоговой базы);

• регрессивные ставки (понижаются по мере роста налоговой базы);

• твердые ставки (определяются в абсолютной сумме);

• кратные ММОТ (минимальной месячной оплате труда в рублях).

4. Налоговый период — это период, по окончании которого опреде­ляется налоговая база и рассчитывается сумма налога:

• календарный месяц;

• календарный квартал;

календарный год.

Налоговый период может включать один или несколько отчет­ных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

5. Порядок исчисления налога — это установленная законодатель­но методика расчета величины налога. При этом обязанность по исчислению налога может быть возложена на:

• налогоплательщика;

• налогового агента;

• налоговый орган.

6. Порядок уплаты налога. Возможны три способа взимания налогов:

• кадастровый (предполагает использование кадастра — реест­ра, содержащего перечень сведений об оценке и средней доход­ности объекта обложения: земли, строений, сооружений, кото­рые используются для исчисления налога);

• декларационный (предусматривает подачу в налоговые орга­ны официального заявления — декларации о величине нало­говой базы и сумме налога);

• у источника выплаты (предполагает исчисление и изъятие на­лога у источника образования объекта обложения).

7. Сроки уплаты налога — устанавливаются законодательно по каж­дому конкретному налогу.

8. Источник уплаты:

• выручка от реализации;

• себестоимость;

• заработная плата;

• прибыль.

9. Налоговые льготы — занимают особое место, поскольку налог мо­жет считаться установленным и при отсутствии подобных льгот. Льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими на­логоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог вовсе или уплачивать его в меньшем размере. В настоящее время налоговые льготы могут осуществляться путем:

• исключения из обложения определенных элементов объекта налогообложения;

• исключения из обложения минимальной части объекта нало­гообложения;

• освобождения от уплаты налогов отдельных категорий платель­щиков;

• понижения налоговых ставок;

• установления целевых налоговых льгот.

За нарушение налогового законодательства руководство предприя­тия несет ответственность (от административной до уголовной) ко­торая прописана в Налоговом кодексе РФ.

Налоги, включаемые в себестоимость продукции предприятия с точ­ки зрения налогообложения прибыли формируют его расходы К таким налогам относятся:

• единый социальный налог, включающий отчисления в Пенсион­ный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательно­го медицинского страхования;

• страховой взнос на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• плата за пользование водными объектами в пределах установлен­ных норм;

• плата за загрязнение окружающей среды в пределах установлен­ных норм;

• транспортный налог;

• земельный налог;

Налог на рекламу.

Плательщики ЕСН

Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).



Просмотров 2143

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!