![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Демократические преобразования 50- х гг. XX в. В Кыргызстане и причины их незавершенности
В истории Кыргызстана, как и всей страны, 50-е годы занимают особое место. 5 марта 1953 г., со смертью И. В. Сталина, закончилась целая эпоха «социалистического развития по-сталински», когда созданная им командно-административная система с ее главными атрибутами — всесильным партаппаратом и репрессивными органами — утвердилась окончательно в экономике и политике, идеологии идуховной сфере. С уходом из жизни вождя, возглавлявшего пирамиду тоталитарной системы, она, не имея столь же сильного преемника, стала давать сбои. Приход к власти Н. С. Хрущева, опиравшегося на партаппарат и доверие военных руководителей, прежде всего маршала Г. К. Жукова, пользовавшегося непререкаемым авторитетом в армии, открыл возможность «десталинизации» политического курса. Некоторое оздоровление общества началось уже с 1953 г. и несколько усилилось после известного XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором Н. С. Хрущев своим докладом «О культе личности и его последствиях» инициировал процесс, получивший название «разоблачение культа личности Сталина». При всей своей исторической значимости процесс этот во второй половине 50-х годов был поверхностным, ограниченным и привел лишь к ликвидации наиболее негативных черт тоталитарного режима, не затронув его глубинной сущности — командно-административной системы управления страной. Политический курс Хрущева активно поддерживало и руководство Кыргызстана, возглавляемое в 50-е годы первым секретарем ЦК Компартии Киргизии И. Р. Раззаковым. Уже первый в послесталинское время VII съезд республиканской паоторганизации (февраль 1954 г.) потребовал не только повысить партийную и государственную дисциплину, ответственность кадров, пресекать факты обмана государства, злоупотреблений, нечестного отношения к своим обязанностям, но, что очень показательно, вести решительную борьбу с проявлениями «политической беспечности коммунистов». В то же время расширились права союзных республик, местных органов и предприятий в решении многих социально-экономических проблем, конкретных производственных задач. В частности, они получили теперь право утверждать технико-промышленные планы по всем показателям, решать вопросы капитального строительства и реконструкции, реализовать материальные ценности и приобретать необходимое оборудование, изменять структуру и штаты производственных подразделений, устанавливать и изменять оклады отдельным работникам, формировать собственную премиальную систему и т. п. Повысилась роль в производственном процессе среднего «руководящего звена - мастеров и начальников цехов, участков, непосредственно ответственных за выполнение плановых заданий. Все это способствовало укреплению экономического потенциала республики. Довоенный уровень развития народного хозяйства был значительно превзойден. Шестой пятилетний план развития народного хозяйства Киргизской ССР по намерениям партийно-хозяйственного руководства республики должен был стать началом практического перехода экономики республики на рельсы научно-технического прогресса. Он предусматривал изменение структуры индустриального сектора, в частности развитие таких отраслей, как черная и цветная металлургия, нефтяная, угольная, газовая промышленность, были предусмотрены высокие темпы развития электроэнергетики, всех видов транспорта и средств связи. Предполагалось существенным образом изменить материально-техническую базу легкой промышленности. Политический курс XX съезда КПСС, положившего начало развенчанию культа Сталина и поиску путей дальнейшего экономического и социально-политического развития страны, логично требовал замены устаревшей политической системы. Однако поиски новых решений шли в застывших рамках командно-административной системы, осуществлялись с импульсивной поспешностью, без учета требований объективной реальности. Новые задачи решались волевыми методами, с помощью старого политического и экономического механизма. Ухудшили положение новые сбои и недостатки, вызванные неоправданностью реорганизации в 1962 г. партийных и советских органов по производственному принципу. Это фактически привело к распаду власти на промышленную и сельскохозяйственную, резкому росту партийного аппарата, полной подмене партийными органами государственных даже в решении оперативных народнохозяйственных вопросов. В результате многие постановления высших партийных и государственных органов оставались невыполненными. Это видели и сами руководители. Так, на XXI съезде Компартии Киргизии подчеркивалось, что руководящие работники, пользуясь слабым партийным контролем, злоупотребляют служебным положением, проявляют высокомерие, бюрократизм, невнимательное отношение к нуждам трудящихся. ЦК Компартии Киргизии признал, что бюро и секретариат ЦК, Совет Министров республики в ряде случаев допускали либеральное отношение к руководителям, проявившим бездеятельность и ставшим на путь обмана партии и государства. Так, бюро ЦК, не разобравшись до конца в работе Тянь-Шаньского обкома партии и преступных махинациях его бывшего первого секретаря, в начале 1960 г. приняло либеральное решение, а спустя некоторое время выдвинуло его на пост министра внутренних дел республики. Очевидно, такое «признание» понадобилось для того, чтобы обвинить тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Киргизии И. Р. Раззакова в прямой причастности к навязыванию в духе требований «крутого подъема сельского хозяйства» чрезмерно завышенных планов производства животноводческой продукции без принятия кардинальных, долгосрочных мер по развитию кормовой базы. К этому добавилось инициированное работниками ЦК КПСС обвинение И. Р. Раззакова в «проявлениях местничества в ущерб общегосударственным интересам». Этого было достаточно, чтобы в мае 1961 г. освободить его от обязанностей первого секретаря ЦК Компартии Киргизии. Первым секретарем ЦК Компартии Киргизии был избран Т. У. Усубалиев. Перспективные задачи социально-экономического развития республики в дальнейшем определялись в условиях новых стратегических и тактических ориентиров, которые одобрил XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.). Углубив процесс развенчания культа Сталина и связанных с ним беззаконий, но не поднявшись до раскрытия сталинщины, съезд принял третью Программу партии. В ней перспектива коммунистического строительства была провозглашена «непосредственной практической задачей советского народа» на два предстоящих десятилетия (1961 —1980 гг.), в течение которых в СССР планировалось построить коммунистическое общество. В Программе традиционно давалась характеристика задач партии в области национальных отношений, декларировалась задача последовательного утверждения принципов интернационализма, укрепления дружбы народов.
![]() |