![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Политические преобразования в Кыргызской Республике
31 августа 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан. С этого дня идет отсчет истории новойсамостоятельной государственности кыргызского народа. В 1992 г. для обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности республики образован Государственный комитет по делам обороны, приняты под юрисдикцию республики воинские части и учреждения, расположенные на территории Кыргызстана. 3 марта 1992 г. Верховным Советом республикиутвержден государственный флаг Кыргызской Республики, а 18 Декабря — новый государственный гимн. Процесс установления атрибутов государственного суверенитета завершился14 января 1994 г. принятием нового государственного герба Кыргызской Республики. Нельзя не отметить большую созидательную роль, которую сыграл в начале переходного периода Жогорку Кенеш (избранный как Верховный Совет Киргизской ССР). Впервые в истории Кыргызстана состав высшего органа государства был избран на альтернативной основе. Уже на первой сессии, состоявшейся 10—15 апреля 1990 г., были сделаны первые шаги в направлении политического плюрализма. Принимаемые законы показали, что республика приобретает самостоятельность, на деле становится суверенным государством. Об этом свидетельствуют законы о земле, о собственности, об аренде и другие, которые тогда носили революционный характер. Декларация о государственном суверенитете Кыргызстана открыла новую страницу в истории страны. Принимались законы и документы, создающие правовую базу для преобразования политической иэкономической систем. Важнейшим событием на пути суверенного развития Кыргызстана явилось принятие Верховным Советом республики 5 мая 1993 г. новой Конституции, согласно которой страна стала называться Кыргызской Республикой, а ее высший законодательный орган — Жогорку Кенешем. Однако уже через полтора года стала очевидной необходимость серьезныхизменений и дополнений к этой новой Конституции. 22 октября 1994 г. состоялся всенародный референдум по вопросувнесения изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики и образования двухпалатного парламента. А 5 февраля 1995 г. в соответствии с новой Конституцией были провозглашены выборы в двухпалатный парламент республики, который начал функционировать с 28 марта того же года. Таким образом, в 1991 —1995 гг. Кыргызская Республика Шла к решительному политическому суверенитету, обретая Действительную независимость. За короткий срок она обрела такие необходимые компоненты реального суверенитета, как атрибуты государственной самостоятельности, новая демократическая Конституция, собственный золотой запас, таможенная служба, Национальная гвардия, внутренние войска, национальная валюта и др. Согласно Конституции Кыргызской Республикиглавой государства является Президент, он представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве гаранта Конституции, законов, прав и свобод граждан, обеспечивает единство государственности, незыблемость конституционного строя, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов. Президент определяет структуру Правительства, с согласия Жогорку Кенеша назначает главу и членов Правительства, Генерального прокурора, председателя правления Национального банка, глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах кмеждународных организациях. Политический плюрализм и многопартийность — это достижения мировой цивилизации, призванные предотвратить монополию на власть как источник застоя или беззакония, повысить политическую и экономическую активность масс. В политическую систему Кыргызстана в 1998 г. входило около 20 политических партий, 15 массовых движении, 30 профессиональных, 18 творческих союзов, большое количество культурно-просветительных, земляческих, женских, молодежных обществ, объединений и фондов. Сопоставление программных установок наиболее известных политических партий показывает, что все они ставят целью борьбу за создание суверенной, демократической, правовой, процветающей Кыргызской Республики. В январе 1991 г. был утвержден новый экономический курс. Важнейшими моментами рыночных реформ стала приватизация — центральный пункт на пути к рынку, либерализация финансово-кредитного сектора (1991 г.), цен (1992 г.), внешней торговли (1994 г.). В связи с постоянно нарастающим инфляционным давлением из-за пределов республики было принято решение о выходе из рублевой зоны и 10 мая 1993 г. введена национальная валюта Кыргызской Республики — сом. В Кыргызской Республике разработана ипринята Национальная программа «Аракет» («Действие»). Программой предусматриваются меры по развитию рынка труда, борьбе с безработицей, поддержке самозанятости населения, реформированию системы оплаты труда. Разработана программа «Рынок труда и занятости населения в Кыргызской Республике на 1998—2000 гг. и на период до 2005 г.» («Эмгек»). Реформируется система пенсионного обеспечения.За первые годы существования независимого Кыргызстана осложнилось положение в сфере здравоохранения. Сегодня необходимы неотложные меры по изменению ситуации в этой важнейшей сфере. Кыргызская Республика является полноправным членом Всемирной организации здравоохранения и разрабатывает государственную программу «Здоровая нация» (до 2000 г.). При поддержке международных доноров начата реализация национальной программы «Манас» (1996—2006 гг.), а также целевых программ «Имму-нопрофилактика-2000», «Туберкулез», «Здоровое сердце — каждому кыргызстанцу» (до 2010 г.) идр. Большое внимание уделяется осуществлению национальной программы «Аялзат» («Женщина»). Ее реализация (1996—2000 гг.) обеспечит улучшение положения женщин, детей и молодежи.
![]() |