Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культурные преобразования в Кыргызской Республике



С образованием после распада СССР суверенной демо­кратической Кыргызской Республики, несмотря на эконо­мический кризис, связанный с переходом к рыночным отно­шениям, и существенное сокращение ассигнований на обра­зование и культуру, число общеобразовательных школ и уча­щихся в них в республике не только не сократилось, но имеет тенденцию к определенному росту. Увеличилось коли­чество кыргызских школ. Появились такие новые типы и ви­ды школ, как гимназия, лицей, колледж, специализирован­ные и частные школы. Пересматриваются учебные планы и программы, вводятся новые предметы («родиноведение», «человек и общество», «основы маркетинга» и др.), разраба­тываются и издаются новые оригинальные учебники и учеб­ные пособия. В мае 1996 г. Правительством республики была принята Национальная образовательная программа «Билим». Глав­ные цели этой программы — сохранение доступности образо­вания для населения, повышение его качества, а также улуч­шение и рост эффективности финансирования. Набирает темпы децентрализация образовательного процесса. В 1996 г. 28 лицеев и 42 гимназии работали по индивидуальным учебным планам. Увеличивается число частных школ. Одним из направлений реформы высшего образования в суверенном Кыргызстане стало увеличение количества вузов и средних специальных учебных заведений в результате со­здания их во всех регионах страны. Так, в 1995/96 уч. г. в республике функционировало 39 высших учебных заведе­ний (все педагогические институты преобразованы в универ­ситеты). К сожалению, уровень образования во многих вузах, ко­торые создавались без достаточной материально-технической оснащенности, без помещений, квалифицированных кадров преподавателей, путем механического объединения учебных заведений, пока еще низок. Реформа образования суверенным Кыргызстаном рас­сматривается как одна из первоочередных задач государства. В республике создана многоуровневая система образова­ния. В 44 государственных и частных вузах сегодня ведется подготовка специалистов более чем по 100 специальностям. Развивается система международного обмена студентами, преподавателями и учащимися. Разработана и подписана главами государств СНГ Концепция единого образователь­ного пространства. В Кыргызской Республике открываются совместные учебные заведения и филиалы с учебными заве­дениями других стран. Так, в 1933 г. был открыт Кыргызско-Российский Славянский университет, в 1997 г. — Американ­ский и Кыргызско-Узбекский университеты, в 1998 г. — Кыргызско-Туретский университет и т. д. Широкомасштабные национальные программы, такие, как «Билим» и «Кадры XXI века», имеют своей важнейшей целью решение интеграционных задач и содействие расши­рению международного сотрудничества в сфере образования. Так, в качестве первых результатов реализации программы «Кадры XXI века» можно назвать возобновление подготовки кадров для Кыргызстана в московских университетах и ву­зах, а также обучение кыргызстанцев в университетах има­гистратуре и аспирантуре Германии, России, США, Велико­британии, Австрии, Австралии, Турции, Китая, Индии, Рес­публики Корея, Малайзии и других стран.В рамках про­граммы «Кадры XXI века» учреждены президентские стипен­дии: «Умут», «Жеткинчек», «Алтын шаты», «Прелюдия». Фонд «Мээрим», Международный университет Кыргызста­на, Бишкекский гуманитарный университет и Американский университет в Кыргызстане ежегодно организуют летние школы языкового и компьютерного обучения. По линии этой программы школьники направляются на языковые курсы в Америку, Англию, Индию. В результате демократизации общества, гласности, плю­рализма мнений, снятия цензуры в последние годы в Кыр­гызской Республике появилось много независимых газет, об­щественных и частных изданий. Пресса Кыргызстана сыграла огромную роль в мобили­зации трудящихся на решение задач индустриализации и аграрного преобразования, ликвидации массовой неграмот­ности населения, развитии культуры, профессиональной литературы и искусства,формировании народной интеллиген­ции, раскрепощении женщин, политическом просвещении и интернациональном воспитании народных масс, укреплении дружбы, сотрудничества и взаимопомощи народов, преодо­лении патриархально-феодальных пережитков и т. д. Наряду с периодической печатью в эти годы в республи­ке налаживается книгоиздательское дело. В период радикальных социально-экономических преобра­зований основной задачей государственной политики в сфере культуры являются сохранение богатейшего культурного на­следия и развитие сложившейся ранее системы институтов культурной жизни республики. Вселяют надежду наметившиеся в последнее время тен­денции возрождения духовности народа. Мощным импульсом для развития национального самосознания явилось праздно­вание в августе 1995 г. 1000-летнего юбилея героического кыргызского эпоса «Манас». Сегодня кыргызстанцы готовят­ся достойно отметить 3000-летие древнего Оша и т. д. Как подчеркнул Президент Кыргызской Республики А. Акаев, «государство должно решительным образом уси­лить патронирование тех общественных структур, которые не могут включаться в рыночную стихию: здравоохранения, про­свещения, науки, литературы, искусства, всей сферы культу­ры. Именно с такой целью разработана и реализуется про­грамма «Маданият», создан Кыргызский фонд международ­ной Ассамблеи культур народов Центральной Азии. Древняя и самобытная культура всех народов Кыргызста­на продолжает жить и развиваться.



Просмотров 1050

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!