![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Культурные преобразования в Кыргызской Республике
С образованием после распада СССР суверенной демократической Кыргызской Республики, несмотря на экономический кризис, связанный с переходом к рыночным отношениям, и существенное сокращение ассигнований на образование и культуру, число общеобразовательных школ и учащихся в них в республике не только не сократилось, но имеет тенденцию к определенному росту. Увеличилось количество кыргызских школ. Появились такие новые типы и виды школ, как гимназия, лицей, колледж, специализированные и частные школы. Пересматриваются учебные планы и программы, вводятся новые предметы («родиноведение», «человек и общество», «основы маркетинга» и др.), разрабатываются и издаются новые оригинальные учебники и учебные пособия. В мае 1996 г. Правительством республики была принята Национальная образовательная программа «Билим». Главные цели этой программы — сохранение доступности образования для населения, повышение его качества, а также улучшение и рост эффективности финансирования. Набирает темпы децентрализация образовательного процесса. В 1996 г. 28 лицеев и 42 гимназии работали по индивидуальным учебным планам. Увеличивается число частных школ. Одним из направлений реформы высшего образования в суверенном Кыргызстане стало увеличение количества вузов и средних специальных учебных заведений в результате создания их во всех регионах страны. Так, в 1995/96 уч. г. в республике функционировало 39 высших учебных заведений (все педагогические институты преобразованы в университеты). К сожалению, уровень образования во многих вузах, которые создавались без достаточной материально-технической оснащенности, без помещений, квалифицированных кадров преподавателей, путем механического объединения учебных заведений, пока еще низок. Реформа образования суверенным Кыргызстаном рассматривается как одна из первоочередных задач государства. В республике создана многоуровневая система образования. В 44 государственных и частных вузах сегодня ведется подготовка специалистов более чем по 100 специальностям. Развивается система международного обмена студентами, преподавателями и учащимися. Разработана и подписана главами государств СНГ Концепция единого образовательного пространства. В Кыргызской Республике открываются совместные учебные заведения и филиалы с учебными заведениями других стран. Так, в 1933 г. был открыт Кыргызско-Российский Славянский университет, в 1997 г. — Американский и Кыргызско-Узбекский университеты, в 1998 г. — Кыргызско-Туретский университет и т. д. Широкомасштабные национальные программы, такие, как «Билим» и «Кадры XXI века», имеют своей важнейшей целью решение интеграционных задач и содействие расширению международного сотрудничества в сфере образования. Так, в качестве первых результатов реализации программы «Кадры XXI века» можно назвать возобновление подготовки кадров для Кыргызстана в московских университетах и вузах, а также обучение кыргызстанцев в университетах имагистратуре и аспирантуре Германии, России, США, Великобритании, Австрии, Австралии, Турции, Китая, Индии, Республики Корея, Малайзии и других стран.В рамках программы «Кадры XXI века» учреждены президентские стипендии: «Умут», «Жеткинчек», «Алтын шаты», «Прелюдия». Фонд «Мээрим», Международный университет Кыргызстана, Бишкекский гуманитарный университет и Американский университет в Кыргызстане ежегодно организуют летние школы языкового и компьютерного обучения. По линии этой программы школьники направляются на языковые курсы в Америку, Англию, Индию. В результате демократизации общества, гласности, плюрализма мнений, снятия цензуры в последние годы в Кыргызской Республике появилось много независимых газет, общественных и частных изданий. Пресса Кыргызстана сыграла огромную роль в мобилизации трудящихся на решение задач индустриализации и аграрного преобразования, ликвидации массовой неграмотности населения, развитии культуры, профессиональной литературы и искусства,формировании народной интеллигенции, раскрепощении женщин, политическом просвещении и интернациональном воспитании народных масс, укреплении дружбы, сотрудничества и взаимопомощи народов, преодолении патриархально-феодальных пережитков и т. д. Наряду с периодической печатью в эти годы в республике налаживается книгоиздательское дело. В период радикальных социально-экономических преобразований основной задачей государственной политики в сфере культуры являются сохранение богатейшего культурного наследия и развитие сложившейся ранее системы институтов культурной жизни республики. Вселяют надежду наметившиеся в последнее время тенденции возрождения духовности народа. Мощным импульсом для развития национального самосознания явилось празднование в августе 1995 г. 1000-летнего юбилея героического кыргызского эпоса «Манас». Сегодня кыргызстанцы готовятся достойно отметить 3000-летие древнего Оша и т. д. Как подчеркнул Президент Кыргызской Республики А. Акаев, «государство должно решительным образом усилить патронирование тех общественных структур, которые не могут включаться в рыночную стихию: здравоохранения, просвещения, науки, литературы, искусства, всей сферы культуры. Именно с такой целью разработана и реализуется программа «Маданият», создан Кыргызский фонд международной Ассамблеи культур народов Центральной Азии. Древняя и самобытная культура всех народов Кыргызстана продолжает жить и развиваться.
![]() |