Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Видоискатели двухобъективных зеркальных фотоаппаратов



Оптические параллаксные

Представляют собой оптическую систему, отдельную от съёмочной оптической системы аппарата. Из-за несовпадения оптической оси видоискателя с оптической осью объектива возникает параллакс. Его следует учитывать при кадрировании снимка, производимого с близкого расстояния.

Влияние параллакса зависит от угла зрения объектива и видоискателя. Чем больше фокусное расстояние объектива и, соответственно, меньше угол зрения, тем больше параллактическая ошибка.

Обычно в простейших моделях аппаратуры пренебрегают исправлением параллакса, оси видоискателя и объектива делают параллельными, тем самым ограничиваясь линейным параллаксом, минимальное влияние которого — на «бесконечности».

Фиксированный угловой параллакс иногда имеют видоискатели многих компактных фотоаппаратов с жёстковстроенным объективом, установленным на гиперфокальное расстояние 5 — 7 м. Для более близких и более далёких объектов угловой параллакс приводит к неточному кадрированию, однако при широком угле зрения таких объективов его влияние минимально.

Ряд более сложных моделей фотоаппаратов оснащается связанным с механизмом наводки на резкость механизмом компенсации параллакса. В этом случае оптическая ось видоискателя наклоняется к оптической оси объектива, при этом наименьшее расхождение достигается на расстоянии, на которое наведён объектив. Современные дальномерные аппараты имеют скомпенсированный параллакс непосредственно за счёт устройства видоискателя, совмещённого с дальномером.

В поле зрения оптических видоискателей могут быть видны рамки, определяющие границы кадра. В большинстве случаев имеются две рамки — для съёмки удаленных предметов и для съёмки с близких расстояний (около одного метра). Дальномерный фотоаппарат «Сокол» имеет кадровую рамку, механически связанную с дальномером — при фокусировке рамка перемещается по вертикали и горизонтали, автоматически компенсируя параллакс.

Преимуществом параллаксного видоискателя является его независимость от съёмочного объектива, позволяющая достичь большей яркости изображения и небольших физических размеров видоискателя.

Телескопический видоискатель (зрительная труба)

Применяется в большинстве моделей шкальных и дальномерных фотоаппаратов и компактных камер.

  • Видоискатель Галилея — перевёрнутая зрительная труба Галилея. Состоит из короткофокусного отрицательного объектива и длиннофокусного положительного окуляра;
  • Видоискатель Альбада. Развитие видоискателя Галилея. Фотограф наблюдает изображение рамки, расположенной вблизи окуляра и отражённой от вогнутой поверхности объектива видоискателя. Положение рамки и кривизна линз выбирается таким образом, чтобы её изображение казалось расположенным на бесконечности, что решает проблему получения чёткого изображения границ поля. Наиболее распространённый, получивший бытовое название «глазок», тип видоискателя на компактных камерах;
  • Видоискатель типа трубы Кеплера — труба Кеплера, формирующая изображение, перевёрнутое сверху вниз и слева направо, и оборачивающая система;
  • На фотоаппарате «Фотокор № 1» стоял «зеркальный» видоискатель — между объективом и окуляром зрительной трубы находилось зеркало, отклонявшее ход лучей на 90° вверх. Это было сделано для удобства фотографа.

Примеры: зоркий-4

Видоискатели двухобъективных зеркальных фотоаппаратов

В двухобъективных зеркальных фотоаппаратах два объектива с одинаковым фокусным расстоянием расположены один над другим. Нижний объектив снабжён центральным затвором и диафрагмой и предназначен для создания изображения на фотоплёнке. Верхний объектив имеет большую светосилу и проецирует изображение на фокусировочный экран (матовое стекло). Между верхним объективом и фокусировочным экраном находится зеркало, изменяющее ход лучей вверх на 90°. Верхний и нижний объективы механически соединены между собой и их фокусировка происходит одновременно. Изображение на фокусировочном экране рассматривается или непосредственно или через лупу. Изображение имеет несоответствие за счёт параллакса и зеркально перевёрнуто по горизонтали. Сложные двухобъективные зеркальные фотоаппараты имеют сменные объективы и пентапризму.

Примеры: любитель- 2

 

Оптические беспараллаксные

Светоделительные

Бытовое название «полузеркальные». При использовании светоделителя (также он называется полупрозрачным зеркалом, хотя чаще используется призма), 50—90 % света проходит через наклоненное под углом 45° зеркало на сенсор (пленку), а 10—50 % отражается под углом 90° градусов на матовое стекло, где рассматривается через окуляр, как в зеркальном фотоаппарате.

Преимущества:

  • неподвижность зеркала (уменьшении вибрации)
  • упрощение механической конструкции
  • упрощение юстировки.
  • меньше запаздывание.

Недостаток такого видоискателя — понижение светосилы объектива и собственно видоискателя. В отличие от всех остальных типов видоискателя, которые пропускают к плёнке (матрице) весь свет от съёмочного объектива, светоделительный видоискатель разделяет световой поток на тот, который попадет на пленку (матрицу) и тот, который направляется в глаз.

Примеры такого видоискателя: в 16-мм кинокамере «Альфа» применено полупрозрачное зеркало (тонкое стекло с нанесённым на него полупрозрачным зеркальным слоем). Аналогичная схема применялась в серии любительских киносъёмочных аппаратов «ЛОМО-Аврора», рассчитанных на 8-мм киноплёнку. В цифровом фотоаппарате «Olympus E-10» — светоделительная призма. В однообъективном зеркальном фотоаппарате «Canon EOS-1N RS» применялось неподвижное полупрозрачное зеркало, отделяющее часть светового потока в видоискатель. Такая конструкция позволяла обеспечить очень высокую скорость непрерывной съемки — 10 кадров в секунду, что в начале 1990-х годов было рекордом для малоформатного фотоаппарата.

Видоискатель однообъективных зеркальных фотоаппаратов (зеркальный видоискатель)

В зеркальных видоискателях оптическое изображение снимаемого объекта рассматривается на матированной поверхности коллективной линзы. Световые лучи, прошедшие через объектив и несущие оптическое изображение объекта, направляются к коллективной линзе специальным зеркалом. Зеркальные видоискатели выполняются либо в виде отдельных, взаимозаменяемых устройств, либо в качестве неотъемлемой части камеры. Сменными видоискателями снабжаются исключительно профессиональные модели.

а) С пентапризмой

1 — объектив
2 — поворотное зеркало
3 — фокальный затвор
4 — фотоплёнка
5 — фокусировочный экран
6 — линза Френеля
7 — пентапризма
8 — окуляр

Пентапризма служит для поворота оси потока света на 90 градусов и увеличения его пути за счет отражения от зеркальных поверхностей граней, при этом габаритные размеры оптической системы остаются минимальными. Представляет она собой (как можно понять из названия) пятиугольную в сечении призму, имеющую две серебристых отражающих поверхности. Располагают ее позади и немного выше объектива, благодаря чему на корпусе фотоаппарата появляется выступ. В однообъективных камерах применяется пентапризма «с крышей» – двумя отражающими поверхностями, расположенными под углом в 90°.

Принцип ее работы таков: проходя через объектив, свет, отраженный от зеркала, проходит сквозь фокусировочный экран и попадает на пентапризму. Она превращает обращенное зеркальное изображение на матовом стекле в прямое, которое затем и воспринимается через окуляр.

Высококачественная пентапризма изготавливается из цельного куска стекла, в более дешевых аппаратах используют пластик. В профессиональных фотокамерах этот элемент является съемным, а вот в любительских – встроенным. Частой практикой является внедрение различных индикаторов в тело конструкции, что позволяет фотографу регулировать отдельные характеристики, в то время, когда он смотрит в окуляр. На цену они обычно не влияют.

Альтернатива

Альтернативой для систем, которые не требуют уменьшения габаритов при увеличении пути светового потока, например, некоторых кинокамер и видеокамер, является обычное зеркало, поворот же изображения осуществляется за счет дополнительных линз. Такое решение популярно для аппаратов, матрица которых имеет малый размер.

Иногда в видоискателях однообъективных зеркальных фотокамер используют другую оптическую систему – пентазеркало, которая также дает прямое изображение. Данная конструкция состоит из нескольких склеенных между собой стекол, и по форме повторяет пентапризму. Однако большое количество переходов воздух-стекло, то есть через среды с разной плотностью, приводит к тому, что изображение, которое она выдает, не такое яркое. Но этот недостаток считается не таким уж существенным. Производители бюджетных камер часто закрывают на него глаза, акцентируя внимание на достоинствах конструкции: небольшой массе и невысокой стоимости, что делает ее популярной альтернативой дорогим пентапризмам из стекла.

Без "крыши"

с "крышей"

б) с шахтой

Шахтный, складывающийся видоискатель, предназначенный для непосредственного наблюдения изображения с помощью откидывающейся лупы на фокусировочном экране. Камера при таком способе фокусировки находится на уровне пояса. Видоискатель даёт яркое изображение и используется в случае съёмки с низких точек и углов. Наряду с несомненными удобствами для целого ряда специальных работ, он имеет два существенных недостатка, во-первых, даёт зеркально перевёрнутое изображение, к которому не сразу привыкнешь, и, во-вторых, практически не применим при вертикальной ориентации кадра.

3) Электронный

работает при помощи жидкокристаллического экрана. На этом экране можно увидеть изображение, которое видит и матрица фотоаппарата. Все цифровые устройства используют жк дисплеи. При слабой подсветке или при сильном внешнем освещении трудно будет оценить качество картинки на жк дисплее. В некоторых камерах есть возможность регулировки яркости жк экрана. Но при большой яркости сильно возрастает энергопотребление, что сказывается на работе аккумуляторов. Поэтому лучше иметь на фотоаппарате дополнительно и оптический видоискатель. Дисплеи могут быть подвижными и неподвижными.

 

2. Режимы фотоаппарата

Начиная с 80-х годов прошлого века, стандартными для большинства фотокамер являются четыре режима: программный режим (P), режим приоритета диафрагмы (A или Av), режим приоритета выдержки (S или Tv) и ручной режим (M).

P– Program auto. Программный автомат или режим программной линии – это не только наиболее предпочтительный режим для начинающего фотолюбителя, но и вполне приемлемый выбор для опытного фотографа, особенно в ситуациях, когда снимать приходится в спешке.

В программном режиме камера самостоятельно устанавливает подходящее сочетание диафрагмы и выдержки в соответствии с условиями освещения и чувствительностью ISO (см. Световые и экспозиционные числа). По умолчанию используется следующий ряд комбинаций: f/2*1/15; f/2,8*1/30; f/4*1/60; f/5,6*1/125; f/8*1/250; f/11*1/500; f/16*1/1000; f/22*1/2000 и т.д. в пределах диапазона диафрагменных чисел конкретного объектива и диапазона скоростей затвора конкретной камеры. Разумеется, возможны и промежуточные значения вида: f/6,3*1/160; f/7,1*1/200; f/9*1/320; f/10*1/400 и т.д., поскольку значения, как выдержки, так и диафрагмы изменяются обычно с шагом в треть ступени.

Для уменьшения или увеличения экспозиции относительно предлагаемой автоматом служит функция экспокоррекции или компенсации экспозиции. Например, при контрастном освещении на многих фотоаппаратах приходится уменьшать экспозицию на 1/3 или 2/3 ступени, чтобы избежать передержки в светах, а при съёмке зимних сцен экспозицию следует увеличивать, чтобы снег не вышел на фотографии серым. Обычно экспокоррекция управляется специальной кнопкой (+/-) в сочетании с главным диском управления. Ещё удобнее, когда для экспокоррекции предусмотрен отдельный диск.

Особенностью хороших фотокамер является возможность осуществлять сдвиг программы, т.е. выбирать эквивалентные сочетания диафрагмы и выдержки для получения одной и той же экспозиции в соответствии с законом взаимозаместимости.

Приведу пример. Типичная экспозиция в солнечный день достигается экспопарой f/8*1/250 при ISO 100. По принципу взаимозаместимости ту же самую экспозицию можно получить, используя любую из следующих комбинаций: f/2*1/4000; f/2,8*1/2000; f/4*1/1000; f/5,6*1/500; f/11*1/125; f/16*1/60; f/22*1/30. Вращая соответствующий диск, вы можете сдвигать программу либо в сторону меньших значений диафрагмы и более длинных выдержек, либо в сторону более коротких выдержек и больших значений диафрагмы. Такая программа называется гибкой.

Чувствительность ISO в программном режиме устанавливается либо вручную, либо автоматически, в зависимости от ваших предпочтений и возможностей камеры.

A– Aperture priority или Av – Aperture value. Режим приоритета диафрагмы заслуженно любим весьма многими фотографами. В этом режиме вы самостоятельно устанавливаете нужное вам значение диафрагмы в пределах диапазона, ограниченного конструкцией объектива, а камера автоматически подбирает к нему подходящую выдержку. Экспокоррекция в данном случае влияет также только на выдержку, как на единственную переменную в экспопаре.

Большинство моих работ снято именно в режиме приоритета диафрагмы. Ручное управление диафрагмой означает полный контроль над глубиной резко изображаемого пространства, что крайне удобно как при съёмке пейзажей, когда глубина резкости должна быть максимальной, так и при портретной съёмке, когда хочется визуально отделить объект от фона с помощью малой ГРИП. Кроме того, от диафрагмы зависит общая резкость изображения, и потому держать под присмотром столь важный параметр весьма желательно.

S – Shutter priority или Tv – Time value. Режим приоритета выдержки представляет собой противоположность приоритету диафрагму. В данном случае вы устанавливаете вручную именно выдержку, а диафрагму выбирает камера. Приоритет выдержки бывает полезен, когда необходимо ограничить минимальную скорость затвора, чтобы не допустить смаза при съёмке быстро движущихся объектов.

В целом же, этот режим менее удобен и универсален, нежели приоритет диафрагмы, поскольку, во-первых, вариации выдержки не столь заметным образом сказываются на изображении, как изменение диафрагмы, а во-вторых, вследствие того, что диапазон диафрагменных чисел заметно уже диапазона скоростей затвора, камера, находясь в режиме приоритета выдержки, часто упирается в предельные значения диафрагмы, что выливается в недодержку или передержку кадра. Кстати, ограничить минимальную скорость затвора теперь обычно можно через настройки автоматической установки чувствительности ISO.

M – Manual. Ручной режим подразумевает, как нетрудно догадаться, ручную установку как диафрагмы, так и выдержки. Экспонометр камеры продолжает при этом работать, определяя верную с его точки зрения экспозицию, но его показания носят в ручном режиме лишь рекомендательный характер.

Ручной режим подходит для неспешной работы в студии (особенно с импульсным светом), когда освещение остаётся неизменным от снимка к снимку, и вы лучше своего фотоаппарата знаете, какая экспозиция вам нужна. Также ручной режим может пригодиться в специфических ситуациях, когда экспонометр может вести себя неадекватно, например, при съёмке ночных пейзажей со звёздным небом. Ещё одна область применения ручного режима – съёмка панорам, поскольку в данном случае обычно требуется строго одинаковая экспозиция для всех склеиваемых в дальнейшем кадров, а в автоматических режимах всегда возможны некоторые её колебания.

Во всех четырёх классических режимах фотографу доступен полный спектр настроек экспозамера, чувствительности ISO, баланса белого цвета, автофокуса, вспышки, стилей изображения и пр. Этим они выгодно отличаются от мыльничных режимов, о которых речь пойдёт ниже.


A-DEP- это режим автоэкспозиции с функцией контроля глубины резкости. Алгоритм тут таков, при автофокусировке, автоматика фотоаппарата, считывает данные со всех датчиков автофокуса и настраивает диафрагму так, чтобы все объекты кадра находились в фокусе.

изменение выдержки iso в два раза - одна ступень( EV)

изменение диафрагмы в корень из 2 (1,4) - одна ступень (EV)

 

3. Фотоувеличитель

При проекционной печати применяют фотоувеличители. Существует множество фотоувеличителей самых разнообразных конструкций, но важнейшими деталями любого из них являются: осветитель, негативодержатель и объектив. Эти детали монтируются в металлическом или деревянном корпусе. Большинство фотоувеличителей имеет, кроме того, экран для укладки фотобумаги во время печати. Корпус фотоувеличителя укрепляется на прочной металлической штанге с помощью кронштейна, позволяющего изменять расстояние между экраном и корпусом фотоувеличителя.

Схема фотоувеличителя

1 – осветитель, 2 – негативодержатель, 3 – объектив, 4 - экран

Конусный фотоувеличитель

Размер получаемого при печати изображения увеличения зависит от фокусного расстояния объектива и расстояния между объективом и экраном. Чем больше это расстояние при одном и том же объективе, тем больше масштаб увеличения.

В современных фотоувеличителях в качестве источника света обычно используют лампу накаливания, позволяющую поддерживать нужную стабильность режима освещения. Реже используется дневной свет (обычно в увеличителях простейших конструкций, чаще всего самодельных). К такому типу приборов можно отнести конусный фотоувеличитель.

Фотоувеличители делятся на бесконденсорные и конденсорные. В бесконденсорных приборах негатив освещают через какую-либо рассеивающую среду, например матовое или молочное стекло, или светом, отраженным от белой поверхности, в целях достижения равномерности этого освещения. Бесконденсорные фотоувеличители просты в изготовлении, но их существенным недостатком является то, что из-за малой освещенности негатива выдержка при печати должна быть весьма продолжительной.

Промышленность выпускает почти исключительно конденсорные фотоувеличители. Конденсор представляет собой собирательную систему линз, установленную между источником света и негативодержателем и способствующую равномерной освещенности всего поля изображения и наилучшему использованию источника света.

Источник света, конденсор и объектив в фотоувеличителе составляют единую оптическую систему, требующую определенного расчета. Месторасположение лампы и объектива в этой оптической системе по отношению к конденсору определяется фокусным расстоянием конденсора. Диаметр конденсора должен быть несколько больше диагонали увеличиваемого негатива.

Конденсорные фотоувеличители обладают способностью повышать контраст изображения, выявлять зернистую структуру и подчеркивать малейшие повреждения или загрязнения в негативе. В целях смягчения этих дефектов в осветительную систему вводят рассеиватели из молочного или матового стекла. Эти рассеиватели снижают освещенность экрана. Рассеиватели также облегчают установку лампы для достижения равномерности освещения всего поля изображения.

Важнейшей частью фотоувеличителя является объектив, так как с помощью его негативное изображение проецируется на фотобумагу. Фотоувеличитель может иметь постоянно укрепленный объектив или объектив, ввинчивающийся только на время печати (объектив от фотоаппарата). Фокусное расстояние объектива, применяемого в фотоувеличителе, не должно быть меньше диагонали увеличиваемого негатива.

Негативодержатель в фотоувеличителе необходим для установки негатива во время печати на определенном расстоянии от объектива. Негативодержатели весьма разнообразны по своему устройству. Одни из них имеют покровные стекла (одно или два), другие — прижимные рамки с кадровым вырезом.

Негативодержатели с покровными стеклами хорошо выравнивают негатив, но обладают тем недостатком, что малейшие царапины или загрязнения на этих стеклах воспроизводятся на позитивном изображении в увеличенном виде.

Негативодержатели с прижимными рамками проще в обращении, но при длительной работе с фотоувеличителем не всегда предохраняют негатив от деформации.

В некоторых конструкциях фотоувеличителей негативодержатели жестко связаны с корпусом аппарата и не вынимаются из него для закладки негатива. В фотоувеличителе «Ленинград» и других моделях негативодержатели позволяют для выбора кадра протягивать фотопленку, не вынимая ее из рамки.

Экран, на который укладывается фотобумага, должен обеспечить ее строгую параллельность с негативом.

Обычно лист фотобумаги несколько вогнут в сторону эмульсии, вследствие чего при увеличении изображение может оказаться искаженным или неодинаково резким.

Кадрирующие рамки

Для того чтобы обеспечить нужную ровность фотобумаги, у некоторых увеличителей экранные доски имеют специальное прижимное устройство. В одних случаях это - зеркальное стекло, прикрепленное шарниром к доске, в других - металлическая рамка, состоящая из жесткого угольника и двух стальных тонких линеек, перемещением которых можно установить нужный размер кадра, плотно прижать лист фотобумаги к доске и получить белую рамку на отпечатке. Часто кадрирующая рамка отделена от экрана фотоувеличителя и устанавливается на экране лишь при печати. Существуют и другие конструкции кадрирующих рамок, например набор металлических рамок различного формата.

Фотоувеличитель с автоматической наводкой на резкость

Нужный масштаб изображения получают изменением расстояния между корпусом фотоувеличителя и экраном.

Резкость изображения на экране достигается перемещением объектива в тубусе фотоувеличителя, после того как установлен необходимый масштаб увеличения.

Существуют фотоувеличители, в которых при установке на экране нужного размера снимка автоматически устанавливается и резкое изображение.

В этом случае механизм, связанный с корпусом фотоувеличителя и объективом, с изменением масштаба увеличения перемещает в нужной степени объектив по отношению к негативу.

Большинство фотоувеличителей рассчитано на какой-либо один размер негатива, например 2,4 x 3,6; 6 x 6; 6 x 9 см и т. д. Но имеются и универсальные модели фотоувеличителей, пользуясь которыми можно печатать с негативов различного размера, например от 2,4 x 3,6 до 9 x 12 см.

Конструктивно увеличители изготавливаются вертикальными или горизонтальными. Наряду со стационарными моделями промышленность выпускает портативные, малогабаритные и складные фотоувеличители, такие, как, например, «Киев», укладывающийся в чемодан.

Важной принадлежностью для копировального процесса, особенно цветного, является реле времени. Реле времени представляет собой прибор, включающий осветительную лампу копировального станка или фотоувеличителя на заранее установленную величину выдержки. Этот прибор позволяет не только точно дозировать выдержки, но и многократно повторить совершенно одинаковые выдержки.

Для контроля за правильной фокусировкой многие фотоувеличители имели щелевой клин — при выдвижении держателя негатива на экран проецировались две световые линии; при правильной наводке на резкость эти линии сводились в одну.

Конденсор - (от лат. condense — сгущаю, уплотняю), короткофокусная линза или система линз, используемая в оптическом приборе для освещения рассматриваемого или проецируемого предмета. Конденсор собирает и направляет на предмет лучи от источника света, в том числе и такие, которые в его отсутствие проходят мимо предмета; в результате такого «сгущения» светового потока резко возрастает освещённость предмета.

Конструкция конденсора тем сложнее, чем больше его апертура. При числовых апертурах до 0,1 применяют простые линзы; при апертурах 0,2—0,3— двухлинзовые конденсоры, выше 0,7—трёхлинзовые. Наиболее распространён конденсор из двух одинаковых плосковыпуклых линз, которые обращены друг к другу сферическими поверхностями для уменьшения сферической аберрации. Иногда поверхности линз конденсора имеют более сложную форму — параболоидальную, эллипсоидальную и т. д. Разрешающая способность микроскопа повышается с увеличением апертуры его конденсора, поэтому конденсоры микроскопов — обычно сложные двух или трёхлинзовые системы. В микроскопах и кинопроекционных аппаратах широко применяют также зеркальные и зеркально-линзовые конденсоры, апертура которых может быть очень велика — угол 2u раствора собираемого пучка лучей достигает 240°. Часто наличие в конденсорах нескольких линз вызвано не только стремлением увеличить его апертуру, но и необходимостью однородного освещения предмета при неоднородной структуре источника света.

 

 


Виды линз:
Собирающие:
1 — двояковыпуклая
2 — плоско-выпуклая
3 — вогнуто-выпуклая (положительный(выпуклый) мениск)
Рассеивающие:
4 — двояковогнутая
5 — плоско-вогнутая
6 — выпукло-вогнутая (отрицательный(вогнутый) мениск)

 

4. Шторно-щелевой затвор


В процессе фотографирования свет от объекта съемки проходит через объектив внутрь камеры к фотоматериалу. Продолжительность действия света на светочувствительный слон строго дозируется.

Время, в течение которого свет, прошедший через объектив, освещает фотоматериал, принято называть выдержкой. Продолжительность выдержки может регулироваться разными способами. Самый примитивный из них — это снятие крышки с объектива на время выдержки и перекрытие его крышкой по окончании выдержки. Но дозирование крышкой не позволяет производить съемку с короткими выдержками порядка десятых, сотых или тысячных долей секунды, которые часто требуются при фотографировании быстро движущихся или ярко освещенных объектов.

Современные фотоаппараты оснащены сложными и точными дозаторами времени воздействия света на фотослой — затворами.

В малоформатных фотоаппаратах, за исключением некоторых их типов, таких, как «Смена» или «Юность», устанавливаются так называемые шторно-щелевые затворы. Эти затворы помещаются внутри камеры, вблизи от светочувствительного слоя фотоматериала, и позволяют производить съемку с продолжительностью до тысячных долей секунды.

Схема шторно-щелевого затвора

В таком затворе шторка из шелковой прорезиненной ткани с щелеобразным отверстием намотана на два валика, у одного из которых имеется пружина, определяющая натяжение шторки. В момент съемки шторка со щелью движется перед фотоматериалом и пропускает свет через щель к светочувствительному слою. Продолжительность выдержки определяется шириной щели шторки и скоростью ее продвижения. Размер щели в шторке и натяжение пружины могут регулироваться. Чем уже щель и сильнее натяжение пружины, тем короче будет выдержка, так как при быстром движении узкой щели шторки фотоматериал освещается очень короткое время. При широкой щели и шторке и слабом натяжении пружины светочувствительный слой подвергается длительному освещению. Меняя ширину щели в шторке и натяжение пружины, можно получать выдержки весьма различной продолжительности.

В малоформатных фотоаппаратах, за исключением некоторых их типов, таких, как «Смена» или «Юность», устанавливаются так называемые шторно-щелевые затворы. Эти затворы помещаются внутри камеры, вблизи от светочувствительного слоя фотоматериала, и позволяют производить съемку с продолжительностью до тысячных долей секунды.

Схема шторно-щелевого затвора

В таком затворе шторка из шелковой прорезиненной ткани с щелеобразным отверстием намотана на два валика, у одного из которых имеется пружина, определяющая натяжение шторки. В момент съемки шторка со щелью движется перед фотоматериалом и пропускает свет через щель к светочувствительному слою. Продолжительность выдержки определяется шириной щели шторки и скоростью ее продвижения. Размер щели в шторке и натяжение пружины могут регулироваться. Чем уже щель и сильнее натяжение пружины, тем короче будет выдержка, так как при быстром движении узкой щели шторки фотоматериал освещается очень короткое время. При широкой щели и шторке и слабом натяжении пружины светочувствительный слой подвергается длительному освещению. Меняя ширину щели в шторке и натяжение пружины, можно получать выдержки весьма различной продолжительности.

Шторки затвора изготовляются и из металлических пластинок. Шторка может двигаться в горизонтальном направлении или сверху вниз, как это осуществлено в фотоаппаратах «Киев», «Салют». Затворы с металлическими шторками по конструкции сложнее обычных, но и более совершенны: менее подвержены влиянию температуры и позволяют получать очень короткие выдержки.

5. Центральный затвор

В среднеформатных, крупноформатных, а иногда и в малоформатных фотоаппаратах, таких, как «Смена» и др., затворы устанавливаются между линзами объектива и составляют с оправой объектива одно целое.

Эти затворы называются центральными, так как тонкие металлические лепестки, закрывающие доступ свету к фотоматериалу, раскрываются от центра действующего отверстия к его краям. Дозирование света в центральных затворах осуществляется механизмом, сходным с часовым.

Центральный затвор

1. шкала выдержек

2. шкала световых значений

3. школа диаф­рагмы

4. завод затвора

5. спуск затвора

6. гнездо для тросика

В результате действия такого затвора все поле кадра в момент выдержки освещается почти одновременно, и потому этот затвор практически свободен от недостатков, свойственных шторно-щелевому затвору, экспонирующему кадр последовательными участками.

Диапазон выдержек центральных затворов весьма разнообразен. В простых затворах светозащитные лепестки от регулятора автоматически открываются на 1/25, 1/50 и 1/100 сек. В более совершенных затворах диапазон автоматических выдержек может быть таким: 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/50, 1/100, 1/250 и иногда 1/500 сек. Могут быть и другие варианты автоматических выдержек. Кроме того, в каждом затворе можно открыть светозащитные лепестки на любое необходимое по расчету время.

Величина выдержки регулируется специальным диском, находящимся в верхней части затвора, или специальным кольцом, охватывающим весь корпус затвора. Диск или кольцо имеет ряд награвированных цифр и букв. Причем указываются лишь знаменатели дробей в виде целых чисел: вместо 1/25 сек. гравируется цифра 25; вместо 1/250 сек. — 250 и т. д.

 

Кроме этих чисел на дисках и кольцах гравируются буквы, которых может быть одна или две. При двух буквах одна из них, например «Д», обеспечивает открытие

светозащитных лепестков на продолжительное время, необходимое для рассматривания объекта съемки и установки объектива на резкость. Другая буква, «В» или «К», также позволяет открывать затвор на Длительный отрезок времени. Разница между этими двумя регуляторами заключается в том, что при установке указателя выдержек на букву «Д» и начатия спускового рычага лепестки затвора откроются и не закроются до тех пор, пока вторично не будет нажат спусковой рычаг. При совмещении указателя выдержек с буквами «В» или «К» лепестки будут открыты столько времени, сколько продолжается нажатие спускового рычага. Этим регулятором пользуются в тех случаях, когда выдержка превышает 1 сек.

Моментальные выдержки, предусмотренные данным затвором, устанавливаются совмещением указательного штриха с цифрой шкалы скоростей.

Затворы, имеющие один буквенный указатель (обычно «В»), монтируются на фотоаппаратах, в которых исключена прямая наводка объектива на резкость по изображению на матовом стекле.

Старые модели центральных затворов готовы были к действию немедленно после того, как указатель скорости совмещен с какой-либо цифрой или буквой на диске. В современных центральных затворах первоначально необходимо совместить кольцо-регулятор с цифрой или буквой на шкале выдержек, затем при помощи заводного рычага, который следует нажать до отказа, завести затвор и только после этого нажимать на спусковой рычаг, открывающий и закрывающий светозащитные лепестки.

Центральные затворы имеют ряд положительных свойств, к которым следует отнести исключение геометрических искажений при съемке быстро движущихся объектов, малую чувствительность механизма к изменениям температуры, вполне удовлетворительную равномерность освещения кадра в момент съемки, возможность использования мгновенной световой вспышки.

Фотоаппараты с такими затворами редко рассчитываются на применение в них сменных объективов вследствие того, что каждый сменный объектив должен иметь и собственный затвор. Сменные объективы с центральными затворами стоят значительно дороже, чем простые объективы. Такие сменные объективы удорожают и фотоаппарат; стоимость его делается тем выше, чем больше таких объективов входит в комплект.

Существуют модели фотоаппаратов, в которых центральный затвор помещается позади объектива. В этих аппаратах можно пользоваться сменными объективами без вмонтированных в них затворов, но сменные объективы, особенно широкоугольные, должны быть специальной конструкции, чтобы избежать виньетирования (частичного краевого перекрытия) изображения стоящим позади объектива затвором.

Появились модели фотоаппаратов («Ретина», «Контафлекс», и др.) с объективами, состоящими из двух компонентов. Задний компонент (заштрихованный на рисунке) с вмонтированным в него центральным затвором, расположенным между линзами, укреплен в стенке камеры. Передний компонент объектива — сменный. Таких сменных компонентов может быть несколько, причем каждый из сменных компонентов в комбинации с постоянно установленным в фотоаппарате задним компонентом образует объективы с различными фокусными расстояниями. Например, объектив, состоящий из первого и заднего компонентов, имеет фокусное расстояние 35 мм; при замене первого компонента вторым фокусное расстояние становится равным 50 мм;соединение третьего компонента с задним позволяет получить объектив с фокусным расстоянием 85 мм.

 

Объективы со сменными компонентами

а — объектив с фокусным расстояниемf=35 мм; б— объектив с фокусным расстоянием f=50 мм; в — объек­тив с фокусным расстоянием f=85 мм

Затворы с обычной шкалой выдержек (а) и со шкалой световых значений (б)

Центральные затворы непрерывно совершенствуются. У некоторых из них спуск затвора выведен на корпус камеры, а завод осуществляется одновременно с передвижением фотопленки. Расширяется и диапазон выдержек.

В новейших фотоаппаратах («Юность», «Эстафета» и др.) установлены центральные затворы со шкалой световых значений. Новая шкала обеспечивает получение без всяких расчетов одинаковых по экспозиции негативов, снятых при различных диафрагмах или скоростях затвора, при условии, что освещение при съемке не меняется. Это обеспечивается тем, что при изменении одного экспозиционного фактора на шкале автоматически изменяется и другой фактор. Например, первый кадр снимался с выдержкой 1/250сек. при диафрагме 5,6; а второй кадр — при диафрагме 16. В этом случае механизм шкалы световых значений для второго кадра при переводе рычага управления диафрагмой автоматически установит выдержку в 1/30 сек. В результате оба негатива будут сняты с одинаковой экспозицией. Так же автоматически устанавливается и нужная диафрагма, если при съемке менялась скорость затвора.

Для того чтобы согласовать между собой величины выдержек и диафрагм, пришлось изменить скорости в затворе. Шкала выдержек приняла такой вид:

1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, и 1 сек. (каждое последующее деление увеличивает выдержку вдвое). Переменился и порядок в расположении шкалы диафрагмы.

Эта взаимосвязь между выдержкой и диафрагмой позволила характеризовать экспозицию одним числом и перенести это число на третью шкалу. Цифровые показатели третьей шкалы называют числом световых значений, или экспозиционным числом. Очевидно, каждое число третьей шкалы соответствует определенной экспозиции с поправкой на величину светочувствительности используемого негативного материала.

Шкала световых значений сильно упрощает конструкцию экспонометра и работу с ним. В этом случае на шкале экспонометра указываются лишь световые значения яркости или освещенности объекта (экспозиционные числа). Замер яркости или освещенности объекта съемки дает на шкале экспонометра определенное число световых единиц. На третьей шкале затвора устанавливается это число, и таким образом обеспечивается правильность экспозиции (значение светочувствительности негативного материала в фотоэкспонометре устанавливается до замера яркости или освещенности объекта).

При некотором навыке в оценке условий освещения объекта можно пользоваться шкалой световых значений, руководствуясь таблицей:

Характер объекта по яркости Световые значения
при ярком солнце солнце за облаками пасмурно
Светлый Средний Темный 9 и менее

Таблица рассчитана на негативный материал светочувствительностью 65 единиц ГОСТ. При съемке на фотоматериале с другим показателем светочувствительности число светового значения должно быть соответственно увеличено или уменьшено. Изменение светочувствительности вдвое требует поправки в световом значении на единицу. Например, фотографируя на материале со светочувствительностью 32 единицы ГОСТ, световое значение, данное в приведенной выше таблице, увеличивают на единицу.

Для пользования шкалой световых значений первоначально определяют, какому числу этой шкалы соответствуют условия съемки. Затем, отведя за щелку от наружного кольца, поворачивают его до тех пор, пока защелка не окажется против того деления шкалы световых значений, которое отвечает выбранному числу. Закрепив защелку между зубцов кольца, можно завести затвор и произвести съемку. Экспозиция окажется правильной, так как механизм затвора подобрал соответствующие значения диафрагмы и выдержки, обеспечивающие эту экспозицию.

Если показатель диафрагмы не обеспечивает должной глубины резко обнажаемого пространства, следует сцепленное с защелкой кольцо вращать тех пор, пока индекс диафрагмы не окажется против нужного деления шкалы.

Например, условия съемки были оценены световым числом 13. Установив защелку на этом числе шкалы световых значений, вращаем установочное кольцо до тех пор, пока индекс диафрагмы не будет совмещен с цифрой 16 шкалы диафрагмы, так как глубина резко изображаемого пространства требовала именно такого диафрагмирования объектива. При световом значении 13 сопряженная с ним выдержка окажется равной сек.

Если же при этих условиях освещения съемку можно вести только при большей скорости затвора, например при 1/250 сек., то путем вращения установочного кольца, сцепленного с защелкой, индекс шкалы выдержек совмещают с цифрой 1/250 сек. Диафрагма объектива в этом случае автоматически раскрывается до значения 5,6. Конечно, нужной глубины резко изображаемого пространства мы получить не сможем, но оба негатива окажутся одинаково экспонированными, так как с помощью шкалы световых значений были подобраны соответствующие величины диафрагмы и выдержек.

Новым затвором можно фотографировать и обычным способом, без учета шкалы световых значений. В этом случае при отжатой защелке устанавливается продолжительность выдержки, а затем — показатель диафрагмы.

Преимущество затворов со шкалой световых значений очевидно, так как с помощью этой шкалы легко достичь ровных негативов, что особенно важно при съемке многих кадров на одну фотопленку.

 

 

7.Фотоштативы


«В пейзажной съемке не бывает снимков, выполненных без штатива. Я должен предупредить, что однажды утром вы обязательно увидите рядом с собой дилетанта, делающего те же снимки, что и вы, но без штатива. Он еще не знает, что получит самые размытые, засвеченные и нечеткие фотографии за всю свою жизнь. Хотите спасти его заблудшую душу? Молча возьмите штатив и стукните его по голове. Это совет Джо Макнелли, не мой, клянусь!»

Скотт Келби(издатель и редактор журнала Photoshop User, автор мировых бестселлеров о программе Photoshop) Цифровая фотография Том 1

 

Цели:

1. Для съёмки с большой выдержкой (вечером или ночью)

2. Для съёмки длиннофокусным объективом

3. Студия

4. Панорама

5. Автопортрет

6. Для установки вспышки с зонтиком или софт боксом

Штатив состоит из опоры, чаще всего с одной или тремя ногами и головки с площадкой для крепления фотокамеры или вспышки. Существую как модели с несъёмной головкой (простые модели), так и проф. модели, где опору и головку надо покупать отдельно.

Штативы-триподы

Штатив с тремя ногами из алюминия, углепластика или бальзата. Они компактные и лёгкие. Ноги либо жёстко связаны, либо нет. На пересечённой местности лучше нет.

Штативы- моноподы

Одна нога. В репортажной или спортивной съёмке(чтобы быстро зафиксировать камеру)

Головки:

1)Шаровая

В основе конструкции шар. Это позволяет крутить её во всех плоскостях. Такая головка имеет один рычаг для выбора и фиксации положения камеры. Минус- такая головка не позволяет менять положение камеры в одной плоскости.

2) 3D

На каждую плоскость вращения есть своя рукоятка. Позволяет менять положение камеры в одной выбранной плоскости, но сильно увеличивает общее время позиционирования камеры.

 

По размеру делятся на:

1) Настольные: "паучьи ножки", присоски, зажимы. Можно закрепить камеру при наличии стола или др. ровной поверхности.

2) Для цифр. фототехники( универсальные)

Недорогие триподы с несъёмной головкой из сплава алюминия. Головка позволяет менять положение камеры в двух плоскостях плюс площадка имеет возможность повернуть камеру на 90 градусов.

3) Профессиональные штативы

Алюминий, магний, титановые сплавы, карбон. Высокие показатели устойчивости и надёжности, а также большую грузоподъёмность и высокий запас прочности.

Ноги можно устанавливать под разным углом, а центральная штанга имеет возможность устанавливаться вверх ногами (с высоты асфальта вверх ногами).

Характеристики:

1) Высота съёмки (макс., мин.)

Штатив должен иметь такую высоту, чтобы видоискатель камеры находился на уровне глаз фотографа.

2) Высота в сложенном состоянии, вес

3) Нагрузка на штатив (совокупный вес камеры, объектива и, возможно, вспышки с софтом)

4) Стоимость

 

Работа со штативом:

1) Фотографируйте с пультом дистанционного управления (это исключит возможные малейшие движения фотоаппарата при нажатии на кнопку спуска затвора). Альтернатива - с таймером.

2) Всегда так устанавливайте камеру на штатив, чтобы одна его нога была впереди камеры( Защитит камеру в случае падения).

3) Все крепежи надёжно затянуты

4) Отключить стабилизацию изображения(!). Так как стабилизатор изображения ищет вибрации, которых нет, что приводит к раскачиванию штатива и в результате к некачественным результатам съёмки.

Система стабилизации

Стабилизация изображения — это технология, применяемая в фото- и видеосъёмочной технике, механически компенсирующая собственные угловые движения камеры для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках («шевелёнки»).

Возможности систем стабилизации изображения ограничены. По самым оптимистическим данным, выигрыш в величине допустимой выдержки составляет 8-16 раз (3-4 ступени экспозиции).

Тем не менее, в целом ряде случаев автоматическая стабилизация бывает крайне полезна, позволяя увеличить выдержку на эти самые 3-4 ступени и спокойно снимать с рук в таких условиях освещения и на таких фокусных расстояниях объектива, когда без стабилизатора понадобился бы фотоштатив. Кроме того, иногда стабилизация позволяет избежать «принудительного» увеличения чувствительности матрицы, приводящего к росту уровня шумов.

Цифровая стабилизация изображения — технология обработки изображения в видеосъёмочной аппаратуре, позволяющая (помимо компенсации движения камеры) полностью или частично компенсировать движение одного из объектов в кадре и улучшить качество изображения благодаря меньшей смазанности сюжетно важных деталей.

Стабилизатор изображения — общее наименование всех частей камеры, осуществляющих стабилизацию изображения.

Наибольшее значение стабилизация имеет в случае опасности смещения камеры при съёмке, при большой выдержке и значительном фокусном расстоянии объектива.

Работа системы стабилизации

Стабилизаторы изображения бывают оптическими, с подвижной матрицей и электронными (цифровыми).

8. Студийные осветительные приборы



Просмотров 1637

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!