Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО



РИТОРИКА

Учебник для высших учебных заведений

Под общей редакцией В.Д. Черняк

МОСКВА

ВВЕДЕНИЕ

Умение вести конструктивный диалог, выступать публично, строить свою речь в соответствии с ситуацией общения, добиваться поставленных целей, используя слово как важнейший инструмент коммуникации, является одним из важнейших в профессиональной деятельности любого специалиста. Именно поэтому риторика занимает важное место среди речеведческих дисциплин и включена в учебные планы многих направлений бакалавриата. Компетенции, формируемые этой учебной дисциплиной, предусмотрены Государственным образовательным стандартом третьего поколения: в результате изучения дисциплины студент должен уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; обладать навыками публичной речи и использовать их для ведения дискуссии и полемики

Для целого ряда направлений высшего профессионального образования дисциплина «Риторика» является частью профессионального блока и призвана формировать профессиональные компетенции.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе речевой практики или целенаправленного обучения и является одним из важных показателей общей культуры человека. Риторическая компетенция – компетенция более высокого уровня. Она предполагает знания об истории развития риторики, ее основных направлениях, базовые представления о речевых жанрах, их структурных и стилевых особенностях, умения анализировать и оценивать различные речевые произведения, строить собственные высказывания и развернутые выступления в соответствии с ситуацией общения, с коммуникативной задачей, с характеристиками адресата. Риторическая компетенция предполагает достаточно высокий уровень владения языком, осознанное и критическое отношение к отбору языковых средств для выражения мысли, ответственное отношение к своей речи.

Знание и соблюдение законов риторики, умение использовать риторические приемы в различных ситуациях общения, безусловно, является одним из факторов, способствующих профессиональному становлению личности.

Предлагаемый учебник ставит своей задачей помочь студенту сформировать риторическую компетенцию. Книга состоит из двух частей. В первой представлены базовые теоретические сведения по истории риторики, ее основам, сформировавшимся на протяжении столетий, а также по основам современной коммуникации. Во второй – практикуме – содержится большой материал для практической работы в аудитории и особенно для самостоятельной работы студентов, которой по новым образовательным стандартам отводится большое место.

Авторы полагают, что в такой сложной и многообразной сфере научного знания, как риторика, и в риторической практике не может быть бесспорных, однозначно трактуемых положений. Возможно, некоторые материалы покажутся дискуссионными. Предлагаемый в конце книги список рекомендуемой литературы (конечно, также не являющийся исчерпывающим) должен побудить студентов к самостоятельному поиску истины, что на протяжении многих веков являлось целью риторики.

 

РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО

После изучения ГЛАВЫ 1 студент должен:

· знать:

ü основные характеристики риторики как науки и искусства;

ü основные направления современной риторики;

· уметь:

ü на конкретных примерах раскрывать основные идеи риторики;

· владеть:

ü навыками разграничения понятий убеждение, внушение и принуждение.

 

Термин «риторика» традиционно понимается двояко: как искусство красноречия и как наука о нем.

Красноречие издавна и по праву считается искусством. Еще в античности сложился список дисциплин, достойных свободного человека, так называемые «семь свободных искусств», первым из которых была именно риторика. И.С. Тургенев, например, считал ораторское искусство уникальным даром. В романе «Рудин» он писал о своем герое: «Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие».

Наука о красноречии – одна из самых древних и вместе с тем современных гуманитарных дисциплин, в содержание которой входят философские, психологические, филологические, логические, эстетические знания. Еще в XVIII в. именно риторику, а не математику считали «царицей наук». Долгое время в риторических терминах велись рассуждения об искусстве. Например, современники называли И.С. Баха величайшим оратором в музыке, так как его органные произведения строились по риторическим канонам, а уже в XX в. С.М. Эйзенштейн ввел риторику в программу обучения кинорежиссеров, для того чтобы они постигли тайну воздействия на массовую аудиторию, были бы способны вызывать разнообразные чувства зрителей: гнев, радость, восторг, любовь, ненависть.

Трудно отрицать исторически сложившееся своеобразие речевого общения в различных социальных сферах, поэтому риторику можно интерпретировать с разных точек зрения, в том числе и с очень широкой, культурологической. Например, выдающийся литературовед и культуролог Ю.М. Лотман в книге «Быт и традиции русского дворянства ХVШ – первой трети ХIХ вв.» описал риторику бала, дуэли, карточной игры, парада, похорон.

Если сравнить старые и новые определения риторики, то станет очевидно, что она может пониматься по-разному. В России в первой половине ХIХ в. риторика определялась как наука, развивающая разум, занимающая воображение, трогающая сердце и действующая на волю. Современные исследователи исходят из иных базовых характеристик риторики:

«Филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову» (Ю.В. Рождественский);

«Наука о законах управления мыслеречевой деятельностью» (Е.А. Юнина);

«Наука о публичном речевом воздействии» (И.А. Стернин);

«Наука убеждать» (А. П. Чудинов).

В каждом из предложенных определений присутствуют разные аспекты современной трактовки риторики: филологический (который, однако, не исчерпывается «отношением мысли к слову»), психолого-педагогический, прагматический. Если известный филолог Ю.В. Рождественский трактует риторику как теоретическую филологическую дисциплину, то педагог Е.А. Юнина подчеркивает ее активное воспитывающее начало. Авторы популярных книг по риторике И.А. Стернин и А.П. Чудинов определяют ее прежде всего в прикладном, прагматическом аспекте. При этом И.А. Стернин рассматривает риторическое воздействие как со знаком плюс, так и со знаком минус (имеется в виду манипулятивная, демагогическая риторика), и отмечает, что каждый образованный человек должен понимать, «что с ним делают при помощи речи», тогда как А.П. Чудинов, подчеркивая позитивную роль практической риторики, видит в ней прежде всего науку о речевом убеждении, об условиях и формах эффективного речевого общения.

В современном гуманитарном пространстве все больше внимания уделяется изучению речевого воздействия, которое становится предметом исследования целого комплекса смежных наук: лингвистики, психолингвистики, лингвистической прагматики, психологии, теории коммуникации, социологии, конфликтологии и мн. др. В определенном смысле можно говорить о том, что во второй половине XX в. риторика возродилась на новой, психологической основе: для правильного общения современному человеку важны уже не только достижения формальной логики, но и психологические приемы убеждения.

Ключевое понятие позитивной риторики – убеждение(см. п. 13.2.), способ речевого воздействия, предполагающий применение как рациональных, так и эмоциональных риторических приемов и средств. В толковом словаре дается следующее определение глагола убедить«заставить поверить чему-нибудь, уверить в чем-нибудь; уговаривая, склонить к чему-либо, заставить согласиться на что-нибудь, сделать что-либо». О сложности этого вида речевого воздействия свидетельствует протяженный синонимический ряд глагола убедить, от которого образовано существительное убеждение: уговорить, склонить, урезонить; уверить, заверить, внушить, доказать; удостоверить, вразумить, утвердить, уластить, сагитировать, распропагандировать, обработать, присоветовать, вбить в голову, умаслить, сманить, уломать, умолить, разуверить, переубедить. За каждым из приведенных глаголов стоят различные аспекты коммуникативных ситуаций, связанных с убеждением, различные отношения между участниками общения.

Убеждение содержит систему аргументов, примеры, факты и выводы, принуждение же связано с применением силы или открытой угрозой. В убеждении процесс аргументации строится на апелляции к собеседнику (к его сознанию, эмоциям, воле, интересам и т.п.). Отбор собственных аргументов учитывает позицию, которую предстоит опровергнуть. В принуждении и внушении реализуется эмоциональное или физическое давление. Например, основная цель рекламного текста – заставить адресата (зрителя, читателя, слушателя) приобрести товар, независимо от того, испытывает ли он потребность в нём.

Внушение отличается от убеждения также тем, что действует на психическую сферу другого лица без открытого принуждения, что позволяет использовать его в манипулятивных целях. Внушение и манипуляция (подробнее см. п. 11.2) оказываются особенно тесно связанными в том случае, когда целью говорящего является изменение сознания объекта воздействия.

Внушение направлено на то, чтобы обеспечить некритичность усвоения информации адресатом, в результате чего могут возникнуть представления, не соответствующие действительности, стремление действовать и верить источнику информации, не сомневаясь в его надёжности. В некоторых случаях адресат может понимать факт внушения (например, когда речь идёт о гипнозе в медицинских целях: «Сейчас вы полностью расслабитесь, и ваше сознание начнёт погружаться в сон…»), но гораздо чаще он этого не осознает (таково, например, ежедневное внушающее воздействие СМИ).

Внушение в целом является универсальным явлением, которому подвержен каждый, но в разной степени, в зависимости от уровня внушаемости. Этот уровень возрастает, если погрузить человека в атмосферу группового внушения. Подобная атмосфера существовала, например, в период особой популярности «телевизионных целителей» А. Кашпировского и А.Чумака.

Сегодня потоки внушающей информации направлены на читателя, слушателя, зрителя из самых разных источников: рекламы, массовой литературы, телевизионных ток-шоу, методик, предлагаемых современными псевдоцелителями, которые якобы подходят абсолютно всем, желающим быть «здоровыми, счастливыми и успешными». Нередко ими используется «классическая» внушающая тактика трёх «да»: серия так называемых закрытых вопросов, на которые возможен только один ответ – «да», затем следует ничем не подкреплённый вывод: «Хотите быть успешным человеком? Хотите не болеть, не уставать, каждый день прекрасно выглядеть, пребывать в отличном настроении и быть востребованным обществом? Для этого вам нужно только одно – энергия» (А. Левшинов).

При индивидуальном и групповом внушении особенно часто используются разнообразные повторы. Создавая монотонный ритм, они способствуют погружению адресата в состояние транса, воздействуют на его подсознание: «В мою щитовидную железу Бог вливает молодую, энергичную, веселую, радостную жизнь. Молодая радостная жизнь наполнила щитовидную железу, молодая жизнь возрождает молодое, Богом созданное Божественно здоровое строение щитовидной железы» (Г.Сытин).

В отличиеот внушения и принуждения, убеждение отрицает речевую агрессию, рассчитано на осмысленное восприятие речи адресатом, который должен проделать собственный путь понимания, так как решение не предлагается ему в готовом виде (подробнее о разных видах речевого воздействия см. 13).

Итак, современная риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Риторика убеждения (как практика красноречия и наука о ней) влияет на мировоззрение, эмоции и волю человека. Ее выбор требует от оратора труда и времени, создает его личностный образ.



Просмотров 2635

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!