Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА С АУДИТОРИЕЙ



 

Взаимодействие говорящего и слушающего, оратора и аудитории – важнейшая проблема риторики. Цицерон выдвигал перед оратором три задачи: 1) учить слушателя; 2) доставлять ему удовольствие; 3) производить сильное впечатление. Таким образом, в соответствии с учением Цицерона, основная цель выступающего – воздействовать на слушателей так, чтобы научить их, производя эффект и доставляя удовольствие.

Платон советовал ораторам: «Надо рассматривать природу души и, определив, какой вид речи соответствует каждой натуре, так и строить и располагать свою речь, то есть к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе – с речами простыми. Без этого невозможно ни выбрать род речи, ни научить или убедить кого-нибудь». Отношения оратора и аудитории определяются тем, удалось ли говорящему завоевать и удержать внимание слушающих. На это влияют многие факторы. Например, на особенности слушания может влиять время суток: люди после трудового, насыщенного событиями дня хуже воспринимают информацию. На способность длительное время удерживать активное внимание слушателей воздействует освещенность помещения: напряжение зрения в плохо освещенной аудитории, особенно в тех случаях, когда слушателям приходится делать записи, вызывает утомление. Отвлекающим фактором могут стать оформление помещения, раздражающий цвет стен, не относящиеся к теме плакаты. Говоря о принципиально важной в современной концепции речевой культуры «реабилитации адресата», А.К. Михальская подчеркивает, что «ус­пешность деятельно­сти самого говорящего стала определяться тем, на­ско­ль­ко полно и беспрепятственно ему удается свое сообщение донести до слу­ша­ющего, то есть по минимальному уровню помех при передаче». Но основными условиями, определяющими успех выступающего, являются его опыт и мастерство, подготовленность к выступлению, правильная оценка аудитории, соответствующий конкретным задачам выбор средств и приемов привлечения и поддержания внимания.

Главное преимущество оратора – инициатива. Выступающий инициирует коммуникацию, делает «первый ход в игре», тем самым задает тон и ведет слушателей тем путем, который подготовлен им заранее. Пойдет ли аудитория за выступающим, зависит от тех отношений, которые устанавливаются в ходе общения.

Различие диалога с собеседником и монолога перед аудиторией кроется не только во внутренней установке говорящего, но и в готовности адресата вступить в активную коммуникацию или в его желании услышать что-то важное и полезное.

Тому, кто готовится к выступлению, необходимо иметь хотя бы самое общее представление об ораторском искусстве. Все речевые жанры (см. п. 7) имеют свои правила развертывания, которые издана изучала риторика. «Совершенствование речи происходит с помощью чтения речей ораторов и стихотворений поэтов», – наставлял Цицерон.

Обязательным разделом риторики как науки об ораторском искусстве является «изобретение» содержания речи и правила расположения ее частей. Так как предметом современной риторики являются различные жанры речи (выступление, беседа, дискуссия и т.п.), знание ее основных положений может помочь человеку подготовиться и к публичной речи, и к деловым переговорам. Великий древнегреческий оратор Демосфен отмечал, что тот, кто не усерден в подготовке к речи, высокомерен к слушателям. Входя в аудиторию, оратор должен представлять, что он будет говорить, кому и зачем.

Аристотель делил все речи в зависимости от повода их произнесения на три типа: совещательные, судебные и торжественные. Американский ученыйП. Сопер, автор популярного пособия по риторике «Основы искусства слова», предложил различать речи в зависимости от их общей целевой установки и выделил развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие к действию.

Существующая уже более двух тысяч лет риторика учит, что главным условием успешной подготовки оратора к речи является его эрудиция – глубокие и всесторонние познания. Сегодня надежным помощником оратора могут стать и различные современные источники информации – словари, справочники, электронные ресурсы, которыми нужно научиться пользоваться в соответствии с конкретными коммуникативными задачами. Мотивы подготовки речи могут быть различны, но приемы подготовки выработаны тысячелетней историей риторики.

Выбор темы и цель речи – важный этап в подготовке речи. Широко известно изречение римского поэта Горация: «Когда тема обдумана заранее, слова приходят сами собой». При подготовке к конкретному выступлению необходимо в первую очередь определить тему. Она должна быть не только интересной, но и актуальной, конкретной (не очень широкой) и точно сформулированной. Согласно правилам создания публичной речи количество обсуждаемых вопросов определяется «магическим числом 7» (5±2), характеризующим количество единиц, с которыми оперативная память человека может работать продуктивно. Включая в выступление более 7 вопросов, оратор рискует утомить слушателей и лишает себя возможности подробного рассмотрения проблемы. Выделяя меньше трех вопросов, он обеднит свое выступление.

От того, как будет определена тема конкретного речевого жанра, как будет разработан план речи и выбраны конкретные приемы и средства его реализации, зависит эффективность общения. «Красота речи, – пишет автор школьных и вузовских учебников по риторике А.К. Михальская, – в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это прежде всего функциональность, соответствие своей задаче. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего – привлекает внимание слушающего, пробуждает в последнем именно те мысли и эмоции, тот отклик, который так нужен оратору или собеседнику, – тем она совершенней».

Чрезвычайно важна для общения психологическая настройка на адресата –пробуждение в себе искреннего интереса к тому, с кем вы вступаете в общение, его эмоциям и интересам, приведение своего настроения в соответствие с настроем собеседника, программирование себя на положительное отношение к нему. Положительное отношение к собеседнику, учет его психологического состояния, доброжелательность и заинтересованность общения почти всегда становятся залогом успеха.



Просмотров 1190

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!