![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Я поручаю штабу сделать предложения об усилении ответственности вплоть до самых суровых
Цены на авиатопливо в России самые высокие в мире… Нужно ФАС наконец проснуться и активно исполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приняты кадровые решения. Подготовьте и произнесите поздравительную речь; речь на открытии выставки; речь на закрытии студенческой научной конференции.
ПОДГОТОВКА И ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
1. Сопоставьте приведенные ниже высказывания античных авторов, выявите представленные в них противоречия. С каким изречением вы согласны? Подберите аргументы и контраргументы. Хорошая речь похожа на все хорошее: она тем лучше, чем длиннее (Плиний Младший). Краткость нужна, чтобы мысль не путалась, а текла свободно (Гораций). Труд уже сам по себе – наслаждение (Манилий). Высшее богатство – отсутствие жадности (Сенека). Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (Теренций).
Прокомментируйте утверждения, которые могут быть использованы как советы при подготовке речи. Выберите те, с которыми вы согласны. 1. Подготовку речи следует начинать с выбора темы и постановки цели. 2. Лучше всего воспринимается текст, прочитанный «по бумажке». 3. В выступление следует включать как можно больше вопросов, требующих обсуждения. 4. Готовясь к речи, оратор должен представить себе обстановку и состав слушателей. 5. При поиске материала для выступления достаточно обратиться только к собственному опыту. 6. Лучше использовать индуктивный способ изложения, если аудитория недоброжелательна и недоверчива.
3. Составьте небольшое (10 – 12 коротких предложений) аргументированное выступление, эпиграфом к которому мог бы быть афоризм: В языке наставников не должно быть погрешностей (Квинтилиан).
4. Познакомьтесь с высказываниями ораторов древности о подготовке к речи. Чем можно объяснить противоречивость их рекомендаций? Ни с чем не сравнимое удовольствие – выступление без предварительной подготовки и самое сознание смелости и дерзания (Тацит); Будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале ее не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов (Цицерон). 5. Раскройте диалектику взаимоотношений оратора и аудитории, используя высказывания Цицерона: Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего <…> Сколько раз мы выступаем, столько раз над нами совершается суд; Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками. Охарактеризуйте условия, которые должен учитывать оратор при подготовке (1) конкретного монологического выступления, (2) официального общения в форме диалога, (3) полилога с аудиторией. Познакомьтесь с правилами, опирающимися на максимы количества, качества, отношения и способа Г.П. Грайса. Объясните, в каких ситуациях могут быть применены эти указания. Максима качества 1. Не говори того, что считаешь ложным. 2. Не говори того, в чем сомневаешься. Максима количества 1. Говори настолько информативно, насколько это требуется. 2. Не говори информативнее, чем требуется. Максима релевантности 1. Говори к месту. Максима ясности 1. Будь последовательным. 2. Избегай неясностей. 3. Избегай двусмысленности. 4. Будь краток. 5. Будь аккуратен и систематичен. Соотнесите предложенные ниже требования к речи с максимами Г.П. Грайса. 1. Учитывайте степень собственных представлений о предмете речи и подготовленность слушателей. Бедность знаний о предмете речи и неактуальность темы для аудитории уничтожает информационную ценность речи. 2. Учитывайте социальный статус, роль, профессию, этническую принадлежность, возраст аудитории; это сказывается на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Прочитайте текст Д.С. Лихачева. Составьте план, в соответствии с которым постройте собственное выступление. Используйте в вашей речи слова ученого в качестве цитат, подтверждающих и аргументирующих ваши мысли. Русский язык Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность. Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении – с момента своего существования вместе с другими в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.
![]() |