Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Я поручаю штабу сделать предложения об усилении ответственности вплоть до самых суровых



Цены на авиатопливо в России самые высокие в мире… Нужно ФАС наконец проснуться и активно исполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приняты кадровые решения.

Подготовьте и произнесите поздравительную речь; речь на открытии выставки; речь на закрытии студенческой научной конференции.

 

 

ПОДГОТОВКА И ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

 

1. Сопоставьте приведенные ниже высказывания античных авторов, выявите представленные в них противоречия. С каким изречением вы согласны? Подберите аргументы и контраргументы.

Хорошая речь похожа на все хорошее: она тем лучше, чем длиннее (Плиний Младший).

Краткость нужна, чтобы мысль не путалась, а текла свободно (Гораций).

Труд уже сам по себе – наслаждение (Манилий).

Высшее богатство – отсутствие жадности (Сенека).

Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (Теренций).

 

Прокомментируйте утверждения, которые могут быть использованы как советы при подготовке речи. Выберите те, с которыми вы согласны.

1. Подготовку речи следует начинать с выбора темы и постановки цели.

2. Лучше всего воспринимается текст, прочитанный «по бумажке».

3. В выступление следует включать как можно больше вопросов, требующих обсуждения.

4. Готовясь к речи, оратор должен представить себе обстановку и состав слушателей.

5. При поиске материала для выступления достаточно обратиться только к собственному опыту.

6. Лучше использовать индуктивный способ изложения, если аудитория недоброжелательна и недоверчива.

 

3. Составьте небольшое (10 – 12 коротких предложений) аргументированное выступление, эпиграфом к которому мог бы быть афоризм:

В языке наставников не должно быть погрешностей (Квинтилиан).

 

4. Познакомьтесь с высказываниями ораторов древности о подготовке к речи. Чем можно объяснить противоречивость их рекомендаций?

Ни с чем не сравнимое удовольствие – выступление без предварительной подготовки и самое сознание смелости и дерзания (Тацит);

Будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале ее не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов (Цицерон).

5. Раскройте диалектику взаимоотношений оратора и аудитории, используя высказывания Цицерона:

Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего <…> Сколько раз мы выступаем, столько раз над нами совершается суд;

Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками.

Охарактеризуйте условия, которые должен учитывать оратор при подготовке (1) конкретного монологического выступления, (2) официального общения в форме диалога, (3) полилога с аудиторией.

Познакомьтесь с правилами, опирающимися на максимы количества, качества, отношения и способа Г.П. Грайса. Объясните, в каких ситуациях могут быть применены эти указания.

Максима качества

1. Не говори того, что считаешь ложным.

2. Не говори того, в чем сомневаешься.

Максима количества

1. Говори настолько информативно, насколько это требуется.

2. Не говори информативнее, чем требуется.

Максима релевантности

1. Говори к месту.

Максима ясности

1. Будь последовательным.

2. Избегай неясностей.

3. Избегай двусмысленности.

4. Будь краток.

5. Будь аккуратен и систематичен.

Соотнесите предложенные ниже требования к речи с максимами Г.П. Грайса.

1. Учитывайте степень собственных представлений о предмете речи и подготовленность слушателей. Бедность знаний о предмете речи и неактуальность темы для аудитории уничтожает информационную ценность речи.

2. Учитывайте социальный статус, роль, профессию, этническую принадлежность, возраст аудитории; это сказывается на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре.

Прочитайте текст Д.С. Лихачева. Составьте план, в соответствии с которым постройте собственное выступление. Используйте в вашей речи слова ученого в качестве цитат, подтверждающих и аргументирующих ваши мысли.

Русский язык

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении – с момента своего существования вместе с другими в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

 



Просмотров 1533

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!