![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Определите, какие правила речевого общения были нарушены телеведущими Т. Толстой и Д. Дибровым
Писательница Татьяна Толстая в «Школе злословия» тяготится своей «вспомогательной» ролью, предоставляя право расспрашивать гостей своей партнерше Дуне Смирновой, и оживает и возбуждается лишь тогда, когда речь заходит о ней самой. О своем опыте, своей семье, своем образовании, своем творчестве она говорит ярко, пылко и взахлеб. Столь же вдохновенна она и в роли моралиста, читающего гостю нотации или выводящего его на чистую воду. Дмитрий Дибров в программе «Временно доступен» – не интервьюер, но персона, практически равная интервьюируемому. В своей велеречивой манере, которая со временем стала откровенно комичной, он оценивает деятельность приглашенного в студию, морализирует, вдохновенно цитирует классиков, показывая собственную образованность, или упоенно рассказывает о себе, всячески подчеркивая, что он с Пушкиным (Безруковым, Градским, Гинкасом) на дружеской ноге. Васильков называет его Дмитрием Александровичем, он Василькова – Игорьком (при минимальной разнице в возрасте). На приятного ему гостя Дибров смотрит с умилением пожилой ростовской тетушки, гордящейся успехами племянника, и буквально купает в елее. Гостя, лично ему не симпатичного, он довольно резко обрывает и поправляет, исходя из собственных представлений о прекрасном или ужасном. «Я не упускаю ни единого шанса к этой супружеской паре припасть, поскольку это безумное удовольствие. Мы показали, как может быть лучезарен человек, претендующий на звание героя нашего времени», – это о Безрукове, с которым Дибров был подчеркнуто благостен и доброжелателен. <…> Он утратил главное – неподдельный интерес к другому человеку, которым всегда светились его глаза. Теперь глаза светятся самовлюбленностью и самодовольством. Телевидение все-таки страшно коварная штука, зачастую лишающая людей адекватности самовосприятия и самоиронии… (И. Петровская. Известия. 22.08.2008).
19. Заполните таблицу «Приемы привлечения внимания» (Цели использования приемов: задать новую тему; расслабить слушателей; привлечь внимание; вызвать слушателей на диалог. Типы аудитории: уставшая; недоверчивая; невнимательная; сосредоточенная, дружелюбная. Место в композиции: начало, середина, конец).
Подберите обращения с учетом аудитории. 1) Пятиклассники на экскурсии; 2) студенты философского факультета на собрании; 3) претенденты на должность перед собеседованием для поступления на работу; 4) студенты и преподаватели на студенческой конференции; 5) жильцы дома на собрании товарищества собственников жилья (ТСЖ); 6) директора школ на совещании; 7) люди, различающиеся по возрасту, гендерной характеристике, образованию и профессиональной принадлежности, собравшиеся для изучения риторики.
Прочитайте фрагмент из интервью Эдуарда Успенского. Согласны ли вы с высказыванием известного детского писателя. Приведите аргументы, подтверждающие ваше мнение. У наших и, к примеру, американских детей разное понимание юмора. Мне легко рассмешить российского ребенка, а вот американского сложнее. Я часто выступаю в наших школах. Дети спрашивают: «Сколько вам лет?» Я говорю: «Сто». – «А почему вы так молодо выглядите?» Я говорю: «У меня холодильник есть горизонтальный, я в нем сплю и всю ночь не порчусь». Они смеются. А если американцам такое сказать, они решат, что я сумасшедший.
22. Определите, какие приемы использовал В.В. Маяковский для создания комического эффекта. Можно ли назвать шутки поэта проявлением речевой агрессии? Почему? ° На одном из собраний в 20-е годы... Голос из зала: «Маяковский, вам кольцо не к лицу!» Маяковский: «Потому я его и не ношу на носу». ° На одном из концертов некто маленького роста подскочил к Маяковскому и крикнул: «От великого до смешного – один шаг!» Маяковский шагнул ему навстречу: «Вот я его и делаю». ° На нелепые возражения одного из многих противников Владимир Владимирович Маяковский мгновенно отреагировал каламбуром: – Вы, товарищ, возражаете, словно воз рожаете!
![]() |