![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
КОММУНИКАТИВНОЕ СОГЛАСИЕ И ЗАКОНЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. 1. Определите способы достижения коммуникативного согласия между персонажами романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. Определите способы достижения коммуникативного согласия между персонажами романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита». Найдите аналогичные примеры консенсуса между Коровьевым и Бегемотом в других эпизодах романа. Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. /…/ Швейцарская и лестница, до боли в глазах залитая светом, были пусты. Трубы теперь доносились до Маргариты издалека. Так простояли неподвижно около минуты. – Где же гости? – спросила Маргарита у Коровьева. – Будут, королева, сейчас будут. В них недостатка не будет. И, право, я предпочел бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке. – Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот, – я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете. – Все должно быть готово заранее, королева, – объяснял Коровьев, поблескивая глазом сквозь испорченный монокль. – Ничего не может быть гаже, чем когда приехавший первым гость мыкается, не зная, что ему предпринять, а его законная мегера шепотом пилит его за то, что они приехали раньше всех. Такие балы надо выбрасывать на помойку, королева. – Определенно на помойку, – подтвердил кот. – До полуночи не более десяти секунд, – добавил Коровьев, – сейчас начнется.
2. Проанализируйте фрагмент диалога персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – идейных оппонентов, которые играют в любезность и доброжелательность. Какими способами достигается видимость коммуникативного согласия? Что позволяет утверждать, что истинного консенсуса собеседники не достигли? – А вы меня, Порфирий Петрович, извините насчет давешнего... я погорячился, – начал было совершенно уже ободрившийся, до неотразимого желания пофорсить, Раскольников. – Ничего-с, ничего-с... – почти радостно подхватил Порфирий. – Я и сам-то-с... Ядовитый характер у меня, каюсь, каюсь! Да вот мы увидимся-с. Если бог приведет, так и очень, и очень увидимся-с!.. – И окончательно познаем друг друга? – подхватил Раскольников. – И окончательно познаем друг друга, – поддакнул Порфирий Петрович и, прищурившись, весьма серьезно посмотрел на него. – Теперь на именины-с? – На похороны-с. – Да, бишь, на похороны! Здоровье-то свое берегите, здоровье-то-с... – А уж я и не знаю, чего вам пожелать с своей стороны! – подхватил Раскольников, уже начинавший спускаться с лестницы, но вдруг опять оборачиваясь к Порфирию, - пожелал бы больших успехов, да ведь видите, какая ваша должность комическая! – Почему же комическая-с? – тотчас навострил уши Порфирий Петрович, тоже повернувшийся было уйти. – Да как же, вот этого бедного Миколку вы ведь как, должно быть, терзали и мучили, психологически-то, на свой манер, покамест он не сознался; день и ночь, должно быть, доказывали ему: «Ты убийца, ты убийца...» – ну а теперь, как он уж сознался, вы его опять по косточкам разминать начнете: «Врешь, дескать, не ты убийца! Не мог ты им быть! Не свои ты слова говоришь!» Ну, так как же после этого должность не комическая? – Хе-хе-хе! А таки заметили, что я сказал сейчас Николаю, что он «не свои слова говорит»? – Как не заметить? – Хе-хе! Остроумны, остроумны-с. Все-то замечаете! Настоящий игривый ум-с! И самую-то комическую струну и зацепите... хе-хе! Это ведь у Гоголя, из писателей, говорят, эта черта была в высшей-то степени? – Да, у Гоголя. – Да-с, у Гоголя-с... до приятнейшего свидания-с. – До приятнейшего свидания... 3. Используя закон зеркального развития общения, составьте вежливый и развернутый ответ на следующие реплики: 1. Вы очень приятный собеседник! 2. Вечером в центре города нельзя проехать – сплошные пробки! 3. А Вы ничуть не изменились! 4. Спасибо за помощь! 5. У Вас великолепное чувство стиля! 4. Объясните, какие из нижеперечисленных просьб более эффективны, а какие менее и почему? Исходя из закона зависимости результата общения от объема затраченных коммуникативных усилий, прокомментируйте его действие с помощью данных примеров. 1. Откройте окно! 2. Пожалуйста, откройте окно! 3. Будьте добры, не могли бы вы открыть окно! 4. Душно! 5. Откройте окно, пожалуйста! 6. Будьте любезны, откройте, пожалуйста, окно. Здесь очень душно и у присутствующих может заболеть голова. 5. Найдите в авторском вступлении к книге В.В. Жириновского «Иван, запахни душу!» приметы популистской речи, связанные с апелляцией к закону простых слов. Я дал моей новой книге название «Иван, запахни душу!» Я обращаюсь к тебе, простой русский парень Ваня. Я люблю тебя. Я люблю тебя, потому что ты тихий, ласковый, добрый. Но, Ваня, сегодня наша Родина, твоя великая Россия, лежит в развалинах. И именно потому, что ты слишком добрый, слишком тихий и слишком ласковый! <…> Ваня, я обращаюсь к тебе. Для меня ты, как и для всего мира, простой русский парень, обычный русский солдат, обычный студент. Я обращаюсь к тебе как твой дед, ведь у меня уже растут внуки. Обращаюсь к тебе как муж, у меня есть жена, русская женщина. Обращаюсь к тебе как сын, моя мать – простая русская женщина – да будет земля ей пухом. Обращаюсь к тебе как дядя, у которого много племянников. Обращаюсь к тебе как брат, у которого есть братья, старше меня и младше. Обращаюсь к тебе как гражданин России, потому что больше не могу молчать: сколько фальши, сколько гадости на нашей прекрасной земле! И как хочется все это остановить. Я знаю, что, конечно, колесо истории не остановить, история продолжается. Я знаю, что через 10–20 лет новая мощная Россия станет совсем другой. Но сегодня, когда я вижу нищих, бомжей, вижу эту грязь, мне снова и снова хочется посмотреть на тебя, на твои светлые волосы. Нигде в мире у мальчиков нет этих пшеничных волос, нет этих голубых ясных глаз. Добрые руки русского парня помогали всегда и везде. Ты самый ласковый любовник, ты самый добрый муж, ты самый добрый отец. Ты любишь этот мир. Но, Ваня, пришло время, запахни свою душу!
СОВРЕМЕННЫЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ 1. Охарактеризуйте коммуникативные ситуации (официальный/ неофициальный статус, количество участников и их социальные характеристики, мотивы и цель собеседников и др.), в которых употребляются следующие формулы приветствия. Здравствуйте, здрасьте, здорово живёте, моё почтение, здорово, хлеб да соль, привет, приветствую вас, приветик, пламенный привет, всем привет, добрый день, день добрый, утро доброе, хай, хелло, йоу, приветствую вас, разрешите приветствовать вас. Обсудите следующие вопросы. Приведите в качестве аргументов эпизоды употребления обращений в современной художественной литературе, публицистике или в интернет-общении. · как правильно обратиться к прохожему на улице? · допустимо ли использование слов «мужчина» и «женщина» при обращении к незнакомому человеку? · почему сейчас не употребляются формы «сударь» и «сударыня» и можно ли их восстановить в современном русском речевом этикете? · какие обращения наиболее употребительны и стилистически корректны в следующих ситуациях: разговор с полицейским, звонок в банк, начало беседы в чате, опоздание на лекцию?
3. Проанализируйте коммуникативное поведение персонажей повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и использование ими различных формул речевого этикета. Оцените степень конфликтности диалога и возможные пути достижения коммуникативного согласия. Дней через шесть после истории с водой и котом из домкома к Шарикову явился молодой человек, оказавшийся женщиной, и вручил ему документы, которые Шариков немедленно заложил в карман и немедленно после этого позвал доктора Борменталя. – Борменталь! – Нет, уж вы меня по имени и отчеству, пожалуйста, называйте! – отозвался Борменталь, меняясь в лице. Нужно заметить, что в эти шесть дней хирург ухитрился восемь раз поссориться со своим воспитанником. И атмосфера в обуховских комнатах была душная. – Ну и меня называйте по имени и отчеству! – совершенно основательно ответил Шариков. – Нет! – загремел в дверях Филипп Филиппович. – По такому имени и отчеству в моей квартире я вас не разрешу называть. Если вам угодно, чтобы вас перестали именовать фамильярно «Шариков», и я и доктор Борменталь будем называть вас «господин Шариков». – Я не господин, господа все в Париже! – отлаял Шариков. – Швондерова работа! – кричал Филипп Филиппович. – Ну, ладно, посчитаюсь я с этим негодяем. Не будет никого, кроме господ, в моей квартире, пока я в ней нахожусь! В противном случае или я или вы уйдете отсюда и, вернее всего, вы. Сегодня я помещу в газетах объявление и, поверьте, я вам найду комнату. – Ну да, такой я дурак, чтобы я съехал отсюда, – очень четко ответил Шариков. – Как? – спросил Филипп Филиппович и до того изменился в лице, что Борменталь подлетел к нему и нежно и тревожно взял его за рукав. – Вы, знаете, не нахальничайте, мосье Шариков! – Борменталь очень повысил голос. Шариков отступил, вытащил из кармана три бумаги: зеленую, желтую и белую и, тыча в них пальцами, заговорил: – Вот. Член жилищного товарищества, и площадь мне полагается определенно в квартире номер пять у ответственного съемщика Преображенского в шестнадцать квадратных аршин, – Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: «благоволите». Филипп Филиппович закусил губу и сквозь нее неосторожно вымолвил: – Клянусь, что я этого Швондера в конце концов застрелю. Шариков в высшей степени внимательно и остро принял эти слова, что было видно по его глазам. – Филипп Филиппович, vorsichtig... [осторожно (нем.)] – предостерегающе начал Борменталь. – Ну, уж знаете... Если уж такую подлость!.. – вскричал Филипп Филиппович по-русски. – Имейте в виду, Шариков... Господин, что я, если вы позволите себе еще одну наглую выходку, я лишу вас обеда и вообще питания в моем доме. 16 аршин – это прелестно, но ведь я вас не обязан кормить по этой лягушечьей бумаге! Тут Шариков испугался и приоткрыл рот. – Я без пропитания оставаться не могу, – забормотал он, – где же я буду харчеваться? – Тогда ведите себя прилично! – в один голос заявили оба эскулапа. Шариков значительно притих и в тот день не причинил никакого вреда никому /…/
Познакомьтесь с ироническим описанием статьи об этикете в повести В. Войновича. Подготовьте свой план беседы об этикете. …Газета, стремясь <…> открыла на своих страницах дискуссию: «Правила хорошего тона – нужны ли они?». В статье под таким заголовком лектор райкома Неужелин писал, что всемирно-историческая победа Октябрьской революции принесла народам нашей необъятной страны не только освобождение от власти капиталистов и помещиков, но и отвергла прежние нормы морали и нравственности, заменив их новыми, отражающими коренные перемены, происшедшие в общественных отношениях. Новые нормы отличаются прежде всего четким классовым подходом. Общество победившего социализма, писал лектор, не приемлет буржуазные правила хорошего тона, в которых проявились принципы господства одних людей над другими. Навсегда исчезли из обращения «господин», «милостивый государь», «слуга покорный» и прочие. Слово «товарищ», с которым мы обращаемся друг к другу, свидетельствует не только о равенстве между собой различных групп населения, но и о равенстве мужчин и женщин. Вместе с тем, мы отвергаем и проявления нигилизма в области отношений трудящихся между собой. Неужелев утверждал, что, несмотря на новые принципы, некоторые традиционные нормы поведения должны быть сохранены и в нашем социалистическом общежитии. Например, в общественном транспорте (которого, к слову сказать, в Долгове отродясь не бывало) необходимо уступать место инвалидам, людям преклонного возраста, беременным женщинам и женщинам с детьми. Мужчина должен первым здороваться с женщиной, но не подавать первым руку, пропускать женщину вперед и снимать головной убор, находясь в помещении. Конечно, не обязательно целовать дамам ручки, но проявлять внимание и чуткость к товарищам по производству и просто к соседям необходимо. В связи с этим совершенно нетерпимы такие пережитки прошлого, как взаимная грубость или нецензурная брань. Недопустимо также играть на музыкальных инструментах после двадцати трех часов. Приведя ряд отрицательных примеров, автор заканчивал статью мыслью, что взаимная вежливость является основой хорошего настроения, от которого, в конечном итоге зависит производительность нашего труда. А поскольку от нашей работы в тылу зависит победа на фронте, решающий вывод напрашивался сам собой. На некоторых статья произвела сильное впечатление (В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина).
5. Определите, как менялась форма обращения режиссера Ю. Любимова к актеру В. Высоцкому. Какие прагматические и психологические нюансы взаимоотношений этих людей позволяет выявить смена обращений? Друга Золотухина тем временем толкают в Гамлеты. Шеф ему прямо сказал: «С господином Высоцким я работать больше не могу». Да, «господин» – это впервые. У Любимова был целый спектр способов называния, иногда в пределах одной репетиции. Сначала «Володя» или даже «Володенька», потом: «Владимир, ну что ты...», потом: «Владимир Семенович, так нельзя...», наконец, в третьем лице, апеллируя к другим артистам: «Скажите товарищу Высоцкому, что...» Теперь Высоцкий уже и не товарищ... «Господин» – это значит: катись в свой Париж или еще подальше (Вл. Новиков. Высоцкий).
![]() |