![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Система природоохранной сертификации продукции ISO 14000
На конференции в Рио-де-Жанейро было решено, что наиболее действенным стимулом для внедрения экологических программ может стать система природоохранной сертификации продукции, которая наряду с требованиями качества продукции удовлетворяла бы требованиям к способу ее производства. Острая необходимость в создании и внедрении такой системы возникла с выходом на мировой рынок несертифицированной продукции неизвестного происхождения, но более дешевой. Экологическая сертификация соответствия – подтверждение третьей стороной соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Обязательные экологические требования установлены в законодательных и нормативных документах и направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья населения и генетического фонда страны. Система экологической сертификации располагает собственными правилами процедуры и управления для проведения экологической сертификации, сформированными в соответствии с государственной политикой в области сертификации и общими правилами ее проведения на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России зарегистрировал в Государственном реестре Систему обязательной сертификации по экологическим требованиям (далее Система) и знак соответствия Системы (постановление Госстандарта России от 1 октября 1996 г. № 66-А) и выдал Минприроды России свидетельство за номером РОСС RU.0001.013 TOO. Введение Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям призвано обеспечить: - реализацию обязательных экологических требований природоохранного законодательства при ведении хозяйственной деятельности; - внедрение экологически безопасных производств, технологических процессов и оборудования; - соблюдение требований экологической безопасности и предотвращение загрязнения окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления, а также при производстве, эксплуатации и ликвидации различных видов продукции; - предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг; - содействие интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств Российской Федерации в области управления качеством окружающей среды; - установление статуса экологического сертификата и экологического знака соответствия в качестве документа, гарантирующего лице Минприроды России соблюдение требований природоохранного законодательства. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются: - предприятия и производства, в том числе опытно-экспериментальные; - продукция, использование которой может нанести вред окружающей среде; - отходы производства и потребления, обращение с ними; - системы управления охраной окружающей среды. Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации) утверждены приказом Госкомэкологии России от 23 января 1995 г. № 18. Российские стандарты по экологической сертификации соответствуют международным стандартам серии ISO 14000 по системам управления природопользованием и носят название ГОСТ Р ИСО 14000-98. Эти международные стандарты разработаны Техническим комитетом 207 (ТК 207), созданным Международной организацией по стандартизации (ISO) в январе 1993 г. и действующим под эгидой Стандартизационного совета Канады. В комитете состоит более 6 стран, в их числе Россия, вошедшая в его состав в качестве действующего члена. В настоящее время ТК 207 занимается разработкой проектов ряда стандартов, включающих системы управления природопользованием, экологический аудит, оценку экологических показателей, экологическое маркирование, анализ жизненного цикла экологические аспекты стандартов на продукцию. Серия ISO 1400 призвана обеспечить общую основу для более единообразного, эффективного и успешного управления природопользованием повсеместно в мире. Стандарты ISO 14000 помогают всем организациям в мире решать экологические проблемы на систематической основе, способствуют тем самым улучшению экологических показателей. Они охватывают все аспекты деятельности компаний в области управления природопользованием, в том числе вопросы возможной реализации экологического учета, возможного определения экологических показателей удовлетворения претензий, предъявляемых к их продукции, проведения анализа жизненного цикла продукции, составления форм, содержащих экологическую информацию для предоставления государственным учреждениям и населению. Стандарты ISO включают следующие разделы: - ISO 14001 и 14004 – система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года; - ISO 14010-14012 – руководство по экологическому аудиту: основные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квалификации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.; - ISO 14020-14025 – экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификационная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.; - ISO 14031 – оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.; - ISO 14040-14043 – оценка жизненного цикла, проект представлен на рассмотрение в 2000 г.; - ISO 14050 – термины и определения, опубликован в 1998 г. Стандарт ISO 14001 описывает системы управления природопользованием и призван обеспечить организациям основу для разработки экологической политики, определения экологических факторов и их возможного воздействия, оценки соответствия законодательных и нормативных документов надлежащим требованиям, определения приоритетов в постановке целей и задач в области охраны окружающей среды, создания соответствующей структуры для реализации политики и программы облегчения оперативного контроля, мониторинга и обзора СУП в целях налаживания процесса постоянного совершенствования. Стандарт ISO 14001 существует в виде так называемого проекта международного стандарта, но уже применяется многими компаниями для сертификации своей продукции. Стандарты ISO 14010-14012 описывают процедуру экологического аудита, который получил свое развитие только в последние годы. Аудит – это систематическая документированная процедура для определения того, насколько деятельность организации удовлетворяет существующим требованиям. Для более подробного описания процедуры аудита и были разработаны эти три документа. Стандарт ISO 14010 касается вопросов объективности, независимости и компетентности, точности и систематичности процедуры, а также критериев, относительно которых она будет проводиться. Стандарт ISO 14011 регламентирует основу для планирования и проведения аудита, описывает обязанности сторон, заинтересованных в проверке: клиента, аудируемого и аудитора. Стандарт ISO 14012 устанавливает требования, предъявляемые к квалификации аудитора, его образование, опыт работы, навыки и познания. Группа документов ISO 14020-14025 касается экологического маркирования. К сожалению, информация на этикетках продуктов часто не удовлетворяет интереса покупателей к экологической чистоте продукта, тем самым подрывая веру в изготовителя. Это заставляет производителя искать дальнейшие пути совершенствования продукции. Основной задачей разработчиков стандартов было классифицировать маркировочные программы. Были определены категории трех типов. Тип I – на этикетке продукта указывается, что он успешно прошел испытания и удовлетворил ряду требований. Опыт показывает, что только 10 -15% продуктов попадут в эту категорию. В мире существует несколько подобных программ, такие как «Экологический выбор» в Канаде или «Голубой Ангел» в Германии. Программа маркирования ISO не пытается упорядочить их деятельность, а лишь создает основу их взаимодействия. Тип II – сертификация на основе общих правил и подходов. Тип III аналогичен маркированию пищевых продуктов – предоставляет потребительскую информацию, но не указывает, что продукт удовлетворяет ряду критериев. Стандарт ISO 14031 рекомендует метод определения экологических показателей деятельности организации. При этом основное внимание уделяется технологическим операциям и руководству организацией. Характеристика технологических операций дается с точки зрения того, какие ресурсы были использованы, сколько выпущено продукции, количество выбросов и отходов. Оценка метода руководства важна для определения того, достигла ли организация поставленных целей, использовав выделенные для этого ресурсы. Налаженная система определения экологических показателей позволит организации представлять отчет о своей деятельности потребителям и государству. Документы ISO 14040-14043 по оценке жизненного цикла продукта помогают определить его воздействие на окружающую среду. Эта процедура включает контроль за использованием сырья и энергии в ходе производственного процесса, за переработкой и захоронением отходов. Процесс оценки может быть разделен на четыре этапа: обоснование, анализ запаса, анализ воздействия, оптимизация. Каждому этапу посвящается один из указанных документов. Задача стандарта ISO 14050 – дать общие определения и разработать термины для всех документов ISO. Для работы над стандартами ТК 207 подготовил руководство по экологическим аспектам деятельности предприятий. Согласно Венскому соглашению (между ЕС и Международной организацией по стандартизации), если стандарты серии ISO 14000 будут ратифицированы Европейским Союзом, то все конкурирующие национальные стандарты должны быть отменены. В настоящий же момент стандарты серии ISO 14000 носят не обязательный, а рекомендательный характер.
Литература
Глухов, В.В.Экономические основы экологии [Текст]: Учебник/В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.П.Некрасова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 280 с. Экология, охрана природы и экологическая безопасность [Текст]. Учеб. пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих/Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744с. Гейнрих, Д. Экология [Текст]: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд./Д.Гейнрих, М.Гергт.─ М.: Рыбари, 2003.─ 287с. Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ [Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, Е.А.Заика, Т.В. Сокорнова, А.В.Малков, А.Е. Хачатуров, Е.В.Пашков, В.Н.Виниченко, Я.П.Молчанова; под ред. Т.В.Гусевой]. ─ М.: ДеЛи принт, 2005. ─ 345с. Лекция VII
Экологическое страхование Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 23) определено, что в Российской Федерации производится добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Экологическое страхование (страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде) – страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат на возмещение вреда жизни и здоровью населения, пострадавшего от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методики оценки убытков, причиненных реципиентам в результате аварийного загрязнения. Аварийное загрязнение окружающей среды–загрязнение из-за выброса или сброса вредных веществ в атмосферу или воду, рассредоточения твердых, жидких или газообразных веществ на почве, образования запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превышающих установленный для данных территории и времени уровень, происшедшее в результате случайных (внезапных, непредвиденных) обстоятельств или процессов. Его доля в общем объеме загрязнения окружающей среды достигает 25-30%. К аварийным загрязнениям не относятся такие нарушения окружающей среды, как текущее или перманентное загрязнение (постоянные выбросы и сбросы вредных веществ), загрязнение из-за халатности в работе или преднамеренного преступления, приведших к аварии, загрязнение, вызванное войной и другими подобными обстоятельствами. Очень важно подчеркнуть, что экологическое страхование не рассчитано на страхование безответственности нарушителей природоохранного законодательства. Компенсация выплачивается в пользу пострадавших третьих лиц, сам же виновник должен нести ответственность по закону и рассчитывать на помощь страховщика только в том случае, если заключил с ним особый договор. В последнем случае ставки страховых премий могут подниматься до уровня запретительных, т.е. практически приравниваться к страховой сумме. Правовая база необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, обеспечена законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О страховании», закрепляющими ответственность виновников негативных экологических воздействий перед третьими лицами. Этими же законами установлено, что причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных ресурсов виновников и лишь в исключительных случаях за счет государственных резервов. Однако реальность такова, что в силу ограниченности средств как организаций и предприятий, так и государства более 80% ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное в той или иной степени – из государственных резервов. Реализация функции аккумулирования определенной доли финансовых и материальных ресурсов предприятий и природоохранных организаций возложена на специальную систему экологического страхования(«ЭкСтра»). Ее цель – формирование страховых экологических фондов для компенсации убытков третьих лиц и самого страхователя из-за аварийного или внезапного загрязнения окружающей среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователей. Основные функции экологического страхования: 1.Страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, т.е. страхование убытков, которые могут возникнуть у третьих лиц в результате экологических аварий. Как правило, эти убытки составляют самую значительную и некомпенсируемую часть экологического ущерба, образующегося из имущественных потерь юридических и физических лиц и потерь доходов населения вследствие болезней, увечий и летальных исходов. 2.Стимулирование противоаварийных мероприятий у страхователей за счет специальных резервов страховых экологических фондов. Экономические интересы страховщика и страхователя здесь совпадают: первый заинтересован в минимизации выплат страхового возмещения, второй - в сокращении размеров страховых премий вследствие уменьшения риска экологических аварий. 3.Возмещение за счет страховых резервов убытков самого страхователя, причиненных аварией на его собственном производстве. Следует учесть, что возмещение собственных убытков страхователя не должно превратиться в поощрение его экологической безответственности, поэтому оно не может покрывать более двух третей ущерба. Формирование страховых экологических фондов как ядра федеральной системы «ЭкСтра». Главным условием создания такой системы выступает принцип трансграничности ее функционирования, т.е. достижение стандартов экологической безопасности общерегионального и даже мирового уровня для всех ее участников. В федеральную систему «ЭкСтра» входят следующие составляющие: страховой фондпредприятий – источников повышенного экологического риска и фонд взаимного страхования, создаваемые отраслевыми или региональными объединениями таких предприятий и построенные по единому образцу. Они предназначены для компенсации экологического ущерба (как правило, небольшого), необходимость в которой возникает лишь в результате судебных или иных требований потерпевшей стороны. Размеры взносов и возмещения убытков из этих фондов определяются совместным решением участников в каждом конкретном случае. В федеральной системе экологического страхования оба эти фонда играют вспомогательную роль по отношению к фонду страхования экологического риска, который обеспечивает страховую защиту интересов третьих лиц в случае причинения им ущерба аварийным загрязнением окружающей среды, а также компенсацию убытков самого страхователя. Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств федерального Экологического фонда и страховых компаний, деятельность которых направлена на создание условий, стимулирующих проведение природоохранных мероприятий, на усиление ответственности всех участников системы экологического страхования за экологическую безопасность. Суть работы указанных страховых экологических фондов заключается в том, что предприятия – потенциальные источники загрязнения или сами реципиенты вносят некоторую сумму (для страховых компаний это страховая премия) в один или несколько фондов, которые при возникновении аварийного или внезапного загрязнения среды компенсируют пострадавшим убытки. Объединение трех фондов в единую систему экологического страхования позволяет при необходимости перемещать капитал из одного фонда в другой, помещать его в высоколиквидные активы, получая дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Можно сказать, что эти фонды выполняют по отношению друг к другу функции перестраховщиков. Страхование экологического риска проводится как на добровольной основе, так и в обязательном порядке. Обязательное страхованиеохватывает предприятия и производства, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов. В этих целях в системе «ЭкСтра» создается банк данных (экологический архивариус) об опасных для окружающей среды предприятиях и производствах, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и суммах страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий. Добровольное страхованиеэкологического риска, в отличие от обязательного, не вводит никаких ограничений ни для страховщика, ни для страхователя. Здесь единственное условие – чем выше риск аварийного загрязнения, тем выше ставки страховых премий. Определение риска аварийного загрязнения как для обязательного, так и для добровольного страхования возложено на службу экологического аудирования, предоставляющую информацию о степени экологической опасности того или иного объекта и размере потенциального экологического ущерба. Добровольное и обязательное экологическое страхование требует точного перечня предприятий и производств, представляющих потенциальную опасность для окружающей природной среды. Этот перечень должен составляться на основе специальных исследований многолетнего вероятностного распределения риска экологических аварий. Помимо этого, должны быть выделены и описаны страховые события, разработаны методы определения страховых премий, размеров запасных средств, И, наконец, нужны методики оценки эффективности проведения превентивных природоохранных мероприятий. В основе ранжирования предприятий по степени их экологической опасности (аварийности) лежат оценки вероятности риска загрязнения окружающей среды к потенциального экономического ущерба,причиняемого этим загрязнением. Вероятностная оценка риска предполагает наличие репрезентативной статистики об авариях за предыдущий многолетний период. Как правило, такая информация не содержится в отчетных документах ни предприятий, ни вышестоящих организаций. В лучшем случае по бухгалтерской отчетности можно обнаружить рост затрат, связанный с ликвидацией последствий аварий (не обязательно экологических); какие-то сведения можно получить в органах МЧС, управлениях пожарной безопасности и милиции. Опыт показывает, что собрать информацию об авариях за многолетний период очень трудно, а порой и невозможно. В тех случаях, когда можно установить объемы выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду за несколько предыдущих лет, а также размер платежей (включая штрафы) за нарушение природоохранного законодательства, перспективно использовать оценки экологической опасности по степени «долевого вклада» в структуру поступления вредных веществ в окружающую среду от каждого изучаемого объекта. Когда же нет достаточно цельной информации ни об экологических авариях, ни о долевой структуре загрязнения, применяют метод выделения факторных признаков, основанный на результатах согласованных мнений экспертов о влиянии каждого из них на значение результативного признака. Важность того или иного факторного признака устанавливается экспертами самостоятельно путем ранжирования этих признаков. Экономический ущерб от аварийного загрязнения среды служит базой разделения предприятий и производств на экологически особо опасные, опасные и малоопасные. К категории экологически особо опасных –группе А – отнесены предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09 и потенциальным экономическим ущербом от загрязнения среды более 22 млн руб. в год. Группа Б – экологически опасные производства, включающие предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,085 и потенциальным экономическим ущербом около 16 млн. руб. в год. Группа В – это малоопасныепредприятия, в которых вероятность аварий составляет 0,059 и потенциальный ущерб – менее 2 млн. руб. в год. Особо опасные предприятия (группа А) должны подлежать обязательному экологическому страхованию, предприятия группы Б участвуют в обязательном экологическом страховании по решению региональных органов охраны природы, а группы В страхуют риск экологических аварий на добровольной основе. Перечень экологически особо опасных и опасных предприятий и производств готовится службой экологического аудирования системы «ЭкСтра» и утверждается на государственном уровне. Регламентируются и размеры запасных средств страховщика, принимающего к страхованию экологические риски предприятий для обеспечения гарантированности компенсации пострадавшим понесенных ими убытков. Традиционно объем запасных средствопределяется трехкратным размером среднего квадратического отклонения суммы страховых возмещении от суммы страховых платежей. Например, чтобы принять к страхованию экологические риски на сумму в 342 млн. руб. в год и причиненными убытками в 40 млн. руб. в год, страховщик должен обладать запасными средствами в размере 8,1 млн. руб. Эту зависимость можно интерпретировать как соотношение размеров запасных средств и годичной нетто-премии по ранжированным группам экологически опасных производств. Для группы особо опасных производств это соотношение должно равняться 38- 40%, для группы Б – 28-30%, а для третьей группы – 25-27%. Страхование убытков от аварийного загрязнения среды и ответственности за их причинение может осуществляться только тогда, когда известны источники убытков и события, послужившие их причиной. Поэтому классификация страховых событий связана с выявлением характера загрязнения, его последствий и возможностей проведения предупредительных мероприятий. Трудности определения характера загрязнения окружающей среды во многом зависят от продолжительности экспозиции антропогенного воздействия на среду и момента наступления события (причинения убытка), реальности оценки гонадотропных (проявляющихся в следующих поколениях) эффектов. Событие, в результате которого образуется ущерб от загрязнения окружающей среды, можно рассматривать в качестве страхового лишь в том случае, если оно носило случайный (внезапный непреднамеренный) характер. В механизме экологического страхования необходимо предусмотреть, во-первых, временные рамки ответственности страховщика и, во-вторых, характер загрязнения: текущий (перманентный) процесс или единичный. Единичные процессы загрязнения чаще всего связаны с какими-либо неожиданными обстоятельствами случайного происхождения: стихийными явлениями природы, пожарами, авариями, поломками оборудования и др. В то же время их причинами могут быть и обстоятельства субъективного характера, например, не проведенный вовремя ремонт очистного оборудования. Объем ответственности страховщика должен включать преимущественно покрытие убытков, вызванных единичным случайным экологическим загрязнением. В пользу такого подхода свидетельствует и теория страхового дела, в соответствии с которой страхование должно возмещать ущерб, возникший в результате наступления экстраординарных или, по крайней мере, неожиданных случайных событий. Одна из главных проблем экологического страхования – исходная база определения ставок страховых премий.Принципы страхования требуют разделения убытков, причиняемых имуществу пострадавших и физическим лицам. Помимо этого должны существовать нормативные оценки убытка, причиненного как имуществу, так и здоровью пострадавших. Традиционно в экономике природопользования под ущербом от загрязнения окружающей природной среды понимают сумму затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (когда такое предупреждение, частичное или полное, технически возможно) и затрат, вызываемых воздействием на них загрязненной среды. В структуре потерь от аварийного загрязнения среды, охватываемых системой экологического страхования, необходимо выделять причиненные убытки и ущерб. Представляется, что под убытками следует понимать вред, причиненный аварийным загрязнением окружающей среды самому источнику загрязнения, а под ущербом — вред, причиненный третьим лицам. В расчете убытков и ущерба самым трудным вопросом оказывается определение ущерба, нанесенного здоровью (жизни) населения. Поэтому и страховая защита населения от экологических аварий наталкивается на серьезное препятствие, связанное с неполной информацией о компенсации такого ущерба. В основе компенсации последнего должен лежать, по-видимому, расчет потерь доходов населения в результате аварийного загрязнения среды. До сих пор, однако, оценка ущерба с точки зрения возможностей его максимальной компенсации в системе экологического страхования никем не рассматривалась. Федеральный законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протоколы: от 27 октября 1997 г. № БВ-П7-58пр, от 10 декабря 1997 г. № БВ-П7-40063, от 4 февраля 1998 г. № БВ-П7-16пр) для реализации статьи 15 этого закона Минфином России утверждены по согласованию с Госгортехнадзором России и МЧС России от 31 марта 1998 г. «Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов», а также одобрены «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде», утвержденные Всероссийским союзом страховщиков 23 февраля 1998 г. К настоящему времени несколько страховых организаций получили в Минфине России право осуществлять страхование ответственности опасных производственных объектов на основании указанных стандартных правил. В связи с указанным Федеральному горному и промышленному надзору России поручено приступить к выполнению следующих требований ст. 6 и 15 упомянутого Закона: - довести до сведения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, что они должны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 15); - в лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делать запись об обязательности наличия у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (п. 3 ст. 6). Страховым случаем признается нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования опасном производственном объекте, подтвержденное соответствующим решением суда. Авариейна опасном производственном объекте признается разрушение сооружения и (или) технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс, сброс, разлив опасных веществ, отвечающие условиям Федерального закона и произошедшие в период действия лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта и действия договора страхования. Порядок добровольного экологического страхованиябыл установлен Правительством Российской Федерации, в соответствии с распоряжением которого от 5 апреля 1992 г. № 659-р (п. 1ж) Минприроды России совместно с Росгосстрахом разработало и утвердило «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». На его основании страховые компании разрабатывают свои правила добровольного экологического страхования, в рамках которого компания по данному виду страхования предоставляет защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователем за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды. Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды, воздушного бассейна на территории действий конкретного договора страхования. Страховым событиемявляется возмещение внезапного непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень причин страховых событий и загрязняющих веществ оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает: - компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; - убытки, связанные с ухудшением жизни в окружающей среде; - расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в пригодное состояние; - расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред; - расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и т.д.
Литература Глухов, В.В.Экономические основы экологии [Текст]: Учебник/В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.П.Некрасова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 280 с. Экология, охрана природы и экологическая безопасность [Текст]. Учеб. пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих/Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744с. Гейнрих, Д. Экология [Текст]: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд./Д.Гейнрих, М.Гергт.─ М.: Рыбари, 2003.─ 287с. Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ [Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, Е.А.Заика, Т.В. Сокорнова, А.В.Малков, А.Е. Хачатуров, Е.В.Пашков, В.Н.Виниченко, Я.П.Молчанова; под ред. Т.В.Гусевой]. ─ М.: ДеЛи принт, 2005. ─ 345с.
Лекция VIII
Планы улучшения окружающей среды и лицензирование природопользования
Планы улучшения окружающей среды
Лимиты на природопользование относятся к системе экологических ограничений по территориям, которая устанавливает предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства, указанные в планах по улучшению ОС, а также объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, подтвержденные лицензиями на природопользование. Лимиты на изъятие природных ресурсов предоставляются природопользователям территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Администрациями субъектов Российской Федерации. Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам регламентируются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических программ. Согласно природоохранному законодательству, действующему на территории большинства стран, мониторинг окружающей среды инормативы на ее качество являются основой для разработки экологических планов. Оговоренные законодательством планы носят название «Проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу» (ПДВ)», «Проектов предельно допустимых сбросов в водоем (ПДС)» и «Проекта лимитов на размещение отходов производства» Эти документы действуют пять лет, по истечении которых подлежат обновлению. В западных странах разработка таких экологических планов начинается с анализа данных фонового мониторинга, в результате которого определяются приоритеты в области сокращения загрязнений либо по степени опасности загрязняющего вещества, либо по его концентрации в контролируемой точке. Затем выявляются виновники данного загрязнения путем инвентаризации всех источников. По данным инвентаризации разрабатываются нормативы, ограничивающие выбросы от каждого источника, т.е. выдаются разрешения на предельно допустимые выбросы (ПДВ). При этом учитывают, какой это источник: существующий, модифицированный или вновь создаваемый. Требования к выбросам от модифицированных и новых источников значительно строже, чем к старым. Далее учитываются технические возможности для обеспечения сокращения загрязнений от конкретного источника. В экологические программы включают мероприятия по внедрению наилучших на сегодняшний день технологий контроля за загрязнениями и их сокращениями с учетом стоимости, доступности и других факторов. Экономический фактор играет значительную роль в установлении ПДВ. Если предприятие докажет, что стоимость внедрения технологии сокращения выбросов будет непомерно высокой и превзойдет ожидаемые выгоды от их внедрения, ему предоставляется право на отклонение от ПДВ, т.е. на работу по временно согласованный выбросам. Подобные отклонения допускаются лишь тогда, когда потенциальный риск для здоровья людей от загрязняющего вещества по которому разрабатываются ПДК, невелик. При определении ПДВ учитываются экологические требования общественности v международные соглашения по защите окружающей среды. На установление пределов выбросов выдаются разрешения. Контроль за ними осуществляется либо периодически, либо непрерывно государственными природоохранными службами, а также специализированными лабораториями на предприятиях. Фальсификация данных маловероятна, поскольку они находятся под постоянным контролем общественности. Выдача разрешений на предельно допустимые выбросы сопровождается разработкой программ принуждения к их соблюдению. Программы принуждения действуют на местном, региональном, государственном и межгосударственном уровнях. Примером межгосударственной программы являются директивы по охране окружающей среды, соблюдение которых обязательно для всех стран ЕС. В нашей стране существует аналогичная система установки ПДВ и ПДС, а также системы контроля за их соблюдением. Однако при разработке проектов не учитываются факторы эффективности, доступности и экономичности планируемых мероприятий, направленных на снижение выбросов, в результате проекты чаще всего оказываются нереальными и не внедряются. Плохая приборная оснастка контрольных служб не позволяет получать необходимые и достоверные данные о степени загрязнения атмосферы. При этом оказываются недейственными и программы принуждения, представляющие собой планы неотложных мероприятий по оздоровлению окружающей среды. Проекты ПДВ и ПДС разрабатываются в странах СНГ на каждом предприятии. На их основе природоохранными органами создаются планы территориального развития и государственные экологические программы. Помимо планов министерств по охране окружающей среды, существуют многочисленные планы, подготовленные другими министерствами, а также местными и республиканскими органами власти.
![]() |