Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные области применения экологического аудита



 

Сложившаяся практика проведения экологического аудита пока­зывает, что его применение необходимо:

- при приватизации предприятий;

- при выдаче лицензий на деятельность в области охраны окру­жающей среды;

- при выдаче лицензий на недропользование;

- при экологическом страховании;

- при подготовке соглашения о разделе продукции;

- при разработке планов экологического образования, просве­щения и воспитания.

Экологический аудит при приватизации предприятия имеет сво­ей целью предпродажную подготовку приватизируемого предприятия и заключается в проведении экологического аудита в форме экс­пресс-аудита или эколого-экономической экспертизы (полного эко­логического аудита). Экологическая информация, полученная в ре­зультате аудита, включается в положение об аукционе, позволяя:

- оценить экологическое воздействие предприятий на окру­жающую природную среду и их экономическую значимость;

- формировать требования к новым владельцам по экологиче­скому оздоровлению приватизируемого предприятия;

- определить источники средств для проведения экологических, технических, организационных и экономических мероприятий;

- юридически оформить права новых владельцев на природо­пользование;

- определить порядок закрепления имущества природоохран­ного назначения.

Экспресс-аудит включает: анализ документов, регулирующих практику природопользования (разрешение на выброс в окружаю­щую природную среду, отчеты о выбросах, сбросах); опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти; осмотр территории. Стоимость экспресс-аудита зависит от числа источников выбросов на предприятии и масштабов его деятельности. Экспресс-аудит по­зволяет в первом приближении отделить прошлый экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить затраты на восста­новление качества окружающей природной среды до установленного стандартом. Результаты экоаудита должны найти отражение в заявке на участие в конкурсе (аукционе). Если экологический ущерб, опре­деленный экспресс-аудитом, сопоставим со стоимостью приватизируемого объекта, то начальная цена предприятия может быть сниже­на, например, на стоимость первоочередных природоохранных ме­роприятий.

По результатам экспресс-аудита приватизационная комиссия принимает решение о приватизации и определяет программу приро­доохранных мероприятий. По ним же для каждого предприятия (объ­екта) должны быть определены рекомендуемые организационные мероприятия, сроки их проведения, организационно-технические и финансовые возможности их решения по экологическому оздоров­лению.

Финансовое обеспечение мероприятий по закрытию, перебази­рованию (выводу), перепрофилированию объектов осуществляется новыми собственниками; экологическое оздоровление объектов - за счет льгот по налогообложению. Для проведения указанных меро­приятий формируется по согласованию с соответствующими органа­ми управления фонд экологического оздоровления. Стоимость иму­щества природоохранного назначения может передаваться новому владельцу безвозмездно.

Госкомимущество и Минприроды России по согласованию с тер­риториальными (областными, краевыми, республиканскими) орга­нами власти устанавливают на местах лимиты использования дохо­дов от приватизации предприятий на нужды экологического оздо­ровления.

Полный экологический аудит (эколого-экономическая эксперти­за) проводится специальной аудиторской комиссией, созданной по решению местного комитета по управлению имуществом совместно с территориальным органом Минприроды России, когда:

- перечень мероприятий по экологическому оздоровлению предприятия не может быть составлен на основании экспресс-аудита;

- данных экспресс-аудита недостаточно для принятия решения о способе приватизации.

В этом случае Госкомимущество принимает решение о продле­нии срока разработки и принятия плана приватизации на время про­ведения специальной аудиторской комиссией полного экоаудита. Ее состав определяется территориальным органом Минприроды и Гос­комимущества.

Финансирование работы привлеченных экспертов осуществляет­ся за счет средств соответствующих комитетов по управлению иму­ществом и территориального экологического фонда.

Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при проведении экологической паспортизации предприятий и территорий при разработке экопаспорта предприятия (в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90), декларации о безопасности промышленного объек­та (постановление Правительства Российской Федерации № 675-95), экопаспорта нефтяного промысла (РД 39-127-93), паспорта социаль­но-экономического положения города (постановление Госкомстата № 116-96), радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. №93).

 

 

Аудиторское заключение, его структура и порядок его оформления

 

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: ввод­ной, аналитической и итоговой.

Вводная частьпредставляет собой общие сведения об аудитор­ской фирме и должна включать:

- юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;

- номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего ауди­торской фирме лицензию на осуществление экоаудиторской дея­тельности, а также срок действия лицензии;

- номер свидетельства о государственной регистрации аудитор­ской фирмы;

- номер расчетного счета аудиторской фирмы;

- фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших уча­стие в экоаудите;

- полное наименование природопользователя;

- указание на договор или другой нормативный акт, в соответст­вии с которым проводился аудит.

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудито­ром, работающим самостоятельно, должна включать:

- фамилию, имя, отчество аудитора и стаж его работы в этом ка­честве;

- номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего ауди­тору лицензию на осуществление экоаудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

- номер регистрационного свидетельства аудитора;

- номер банковского счета аудитора.

Аналитическая частьпредставляет собой отчет аудиторской фир­мы по представленной природопользователем документации и долж­на включать общие результаты проверки документации, предостав­ленной природопользователем, на соответствие действующему эко­логическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов. Оценка общих результатов проверки выражается в произвольной форме.

Итоговая частьпредставляет собой мнение аудиторской фирмы о соответствии представленной природопользователем документации действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требова­ниям, постановлениям и предписаниям государственных и природо­охранных органов и должна включать изложение существенных об­стоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного аудиторского за­ключения. К аудиторскому заключению должны быть приложены предоставленная природопользователем документация, использо­ванные дополнительные данные и перечень использованных норма­тивно-правовых документов.

По результатам проведенного экоаудита аудиторская фирма должна выразить мнение о соответствии документации, представ­ленной природопользователем, действующему экологическому зако­нодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сер­тификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписани­ям государственных и природоохранных органов в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного экоа-удиторского заключения либо отказаться в экоаудиторском заключе­нии от выражения своего мнения. При этом аудиторская фирма должна дать объяснение того, что понимается под соответствием.

Безусловно положительное экоаудиторское заключение означает, что, по мнению аудиторской фирмы, документация, представленная природопользователем, подготовлена в соответствии с действующим экологическим законодательством, экологическими нормативными актами, стандартами, -сертификатами, правилами, требованиями, постановлениями и предписаниями государственных и природо­охранных органов. Условно положительное аудиторское заключе­ние свидетельствует о том, что, по мнению аудиторской фирмы, до­кументация, представленная природопользователем, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, подготов­лена в соответствии с действующим экологическим законодательст­вом, экологическими нормативными актами, стандартами, сертифи­катами, правилами, требованиями, постановлениями и предписа­ниями государственных и природоохранных органов. Отрицательное аудиторское заключение доказывает, что, по мнению аудиторской фирмы, документация, представленная природопользователем, в связи с определенными обстоятельствами не обеспечивает во всех существенных аспектах отражения действующего экологического за­конодательства, экологических нормативных актов, стандартов, сер­тификатов, правил, требований, постановлений и предписаний госу­дарственных и природоохранных органов на отчетную дату. Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о документации, представленной природопользователем, означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такого мнения в одной из установленных настоящим порядком форме. Мнение аудиторской фирмы о документации, представленной природопользователем, должно быть выражено так, чтобы этому природопользователю и другим пользователям заключе­ния были очевидны его содержание и форма.

При составлении экоаудиторского заключения используется принцип существенности, согласно которому излагаются все значи­мые обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита. Экоаудиторское заключение не может и не должно трактоваться природо­пользователем и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные об­стоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на во­просы охраны окружающей среды, природопользования и обеспече­ния экологической безопасности, не существуют. В экоаудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к со­ставлению аудиторской фирмой экоаудиторского заключения, от­личного от безусловно положительного.

Если в результате аудита природопользователь внес необходимые поправки в представленную документацию до представления ее за­интересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Аудиторская фирма должна представить природопользователю не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения с прило­жением предоставленной природопользователем документации, ис­пользованных дополнительных данных и перечня использованных нормативно-правовых документов для предоставления заинтересо­ванным пользователям, включая природоохранные органы. Каждый экземпляр заключения вместе с приложенными документами являет­ся единым целым и должен быть сброшюрован.

Таким образом, экологический аудит позволяет сформировать правильное представление о воздействии предприятия на окружаю­щую среду. В зависимости от ситуации он помогает улучшить отно­шения между предприятием и надзорными природоохранными орга-

нами, а также населением, добиться экономии средств, собрать дан­ные, которые помогут дирекции в принятии решений по модерниза­ции производственных процессов и оборудования, оценить эффек­тивность природоохранных мероприятий, избежать гражданско-правовой ответственности, наступающей в случае загрязнения пред­приятием окружающей среды

 

Литература

Голуб, А.А.Экономические методы управления природопользовани­ем [Текст]/А.А.Голуб, Е.Б.Струкова. – М.: Наука, 1993.– 136с.

Якин, Е.В.Экологические методы управления природоохранной деятельностью в энергетике [Текст]/Е.В.Якин. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 112 с.

Кондратьев, К.Я. Экология ─ экономика ─политика [Текст]/К.Я.Кондратьев, В.К.Данченко, К.С.Лосев, А.К.Фролов. – СПб: Научный Центр РАН, 1996. – 827 с.

Методические рекомендации по определению платы за выбросы, сбросы (разме­щение) загрязняющих веществ в природную среду [Текст]. – Л.: ЛДНТП, 1991. – 48 с.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ ЛЕКЦИЙ

 

Бор, М.З. Управление как процесс. Процедуры, методы реализации управленческих решений [Текст]/М.З.Бор.– М.-Л., 1986.

Винтер, Г. Модель экологического менеджмента: разработка собственного экологического плана действий вашей компании; предисл. Т.Петерса [Текст]/Г.Винтер./ Пер с англ. М.Вергейчик.– Мн.: УП «ТЕХПРИНТ», 2002.

Гейнрих, Д. Экология: dtv-Atlas: Пер. с 5-го нем. изд. [Текст]/Д.Гейнрих, М.Гергт.– М.: Рыбари, 2003.

Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]/И.НГерчикова. – М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 1994.

ГОСТ 245254-S0. Управление производственным объединением и промышленным предпри­ятием. Управление охраной окружающей среды. Постатейный комментарий к закону России [Текст].– М.: «Республика», 1993.

Гринин, А.С. С. Экологический менеджмент: учеб.пособие для вузов [Текст]/А.С.Гринин, С.В.Макаров, С.Шмидхейни. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

Гусева, Т.В. Использование экологического аудирования в практике производственной и территориальной природоохранной деятельности на примере ОАО ВАТИЗ [Текст]/Т.В.Гусева, С.В.Макаров, М.В.Хотулева и др. // Химия в России. 1997. №12.

Иванченко, Л.А.. Основы теории и практики менеджмента [Текст]/Л.А.Иванченко.– Ростов-на-Дону: АО "Книга", 1996.

Инженерная экология и экологический менеджмент [Текст]. – М.: Логос, 2002.

Кноринг, В.И. Искусство управления: Учебник [Текст]/В.И.Кноринг.– М.: Изд-во «Бек», 1997.

Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Изд-во "Юридическая литература", 1993.

Куражковский, Ю.Н. Основы всеобщей экологии [Текст]/Ю.Н.Куражковский. – Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1992.

Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]/М.Мескон, М.Альберт, Ф.Дедоури.– М.: «Дело», 1995.

Неверов, А.В. Экономика природопользования [Текст]/А.В.Неверов.– Минск: Изд. "Вышэйшая школа", 1990.

Одум, Ю. Экология. В двух томах [Текст]/Ю.Одум. – М.: Изд-во "Мир", 1986.

Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России [Текст].– М.: «Республика», 1993.

Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/Н.В.Пахомова, А.Эндерс, К.Рихтер. – СПб.: Питер. 2003.

Петров, В.В. Экологическое право России [Текст]/В.В.Петров. – М.: Изд. БЕК, 1996.

Программа действий. Документы международной конференции в Рио-де-Женейро 1992г. по окружающей среде и развитию [Текст]. – Женева: Изд-во «Центр за наше общее будущее», 1993.

Румянцева, З.П. Менеджмент организаций. Учебное по­собие [Текст]/З.П.Румянцева, Соломатин Н.А. Р.З.Акберин и др.– М.: «Инфра-М», 1997.

Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие. – М.: ДеЛи принт, 2005.

Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации [Текст]/Под ред. Осипова Ю.Б. и Львовой Е.М. – М.: Литературное агентство «Варяг», 1996.

Экологический мониторинг [Текст]/Под ред. Т.Я.Ашихиной. – М.: Академический проект, 2005.

Экологическое право. Сборник нормативных актов [Текст]//Сост. Ю.Е.Винокуров, А.Ю.Винокуров.– М.: Изд. Международного независимого экологического университета, 1993.

Экономика природопользования [Текст]//Под ред. Т.С.Хачатурова. – М.: Изд. МГУ, 1991.

 



Просмотров 1696

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!