![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Основные области применения экологического аудита
Сложившаяся практика проведения экологического аудита показывает, что его применение необходимо: - при приватизации предприятий; - при выдаче лицензий на деятельность в области охраны окружающей среды; - при выдаче лицензий на недропользование; - при экологическом страховании; - при подготовке соглашения о разделе продукции; - при разработке планов экологического образования, просвещения и воспитания. Экологический аудит при приватизации предприятия имеет своей целью предпродажную подготовку приватизируемого предприятия и заключается в проведении экологического аудита в форме экспресс-аудита или эколого-экономической экспертизы (полного экологического аудита). Экологическая информация, полученная в результате аудита, включается в положение об аукционе, позволяя: - оценить экологическое воздействие предприятий на окружающую природную среду и их экономическую значимость; - формировать требования к новым владельцам по экологическому оздоровлению приватизируемого предприятия; - определить источники средств для проведения экологических, технических, организационных и экономических мероприятий; - юридически оформить права новых владельцев на природопользование; - определить порядок закрепления имущества природоохранного назначения. Экспресс-аудит включает: анализ документов, регулирующих практику природопользования (разрешение на выброс в окружающую природную среду, отчеты о выбросах, сбросах); опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти; осмотр территории. Стоимость экспресс-аудита зависит от числа источников выбросов на предприятии и масштабов его деятельности. Экспресс-аудит позволяет в первом приближении отделить прошлый экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить затраты на восстановление качества окружающей природной среды до установленного стандартом. Результаты экоаудита должны найти отражение в заявке на участие в конкурсе (аукционе). Если экологический ущерб, определенный экспресс-аудитом, сопоставим со стоимостью приватизируемого объекта, то начальная цена предприятия может быть снижена, например, на стоимость первоочередных природоохранных мероприятий. По результатам экспресс-аудита приватизационная комиссия принимает решение о приватизации и определяет программу природоохранных мероприятий. По ним же для каждого предприятия (объекта) должны быть определены рекомендуемые организационные мероприятия, сроки их проведения, организационно-технические и финансовые возможности их решения по экологическому оздоровлению. Финансовое обеспечение мероприятий по закрытию, перебазированию (выводу), перепрофилированию объектов осуществляется новыми собственниками; экологическое оздоровление объектов - за счет льгот по налогообложению. Для проведения указанных мероприятий формируется по согласованию с соответствующими органами управления фонд экологического оздоровления. Стоимость имущества природоохранного назначения может передаваться новому владельцу безвозмездно. Госкомимущество и Минприроды России по согласованию с территориальными (областными, краевыми, республиканскими) органами власти устанавливают на местах лимиты использования доходов от приватизации предприятий на нужды экологического оздоровления. Полный экологический аудит (эколого-экономическая экспертиза) проводится специальной аудиторской комиссией, созданной по решению местного комитета по управлению имуществом совместно с территориальным органом Минприроды России, когда: - перечень мероприятий по экологическому оздоровлению предприятия не может быть составлен на основании экспресс-аудита; - данных экспресс-аудита недостаточно для принятия решения о способе приватизации. В этом случае Госкомимущество принимает решение о продлении срока разработки и принятия плана приватизации на время проведения специальной аудиторской комиссией полного экоаудита. Ее состав определяется территориальным органом Минприроды и Госкомимущества. Финансирование работы привлеченных экспертов осуществляется за счет средств соответствующих комитетов по управлению имуществом и территориального экологического фонда. Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при проведении экологической паспортизации предприятий и территорий при разработке экопаспорта предприятия (в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90), декларации о безопасности промышленного объекта (постановление Правительства Российской Федерации № 675-95), экопаспорта нефтяного промысла (РД 39-127-93), паспорта социально-экономического положения города (постановление Госкомстата № 116-96), радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. №93).
Аудиторское заключение, его структура и порядок его оформления
Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная частьпредставляет собой общие сведения об аудиторской фирме и должна включать: - юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы; - номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление экоаудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; - номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы; - номер расчетного счета аудиторской фирмы; - фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в экоаудите; - полное наименование природопользователя; - указание на договор или другой нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать: - фамилию, имя, отчество аудитора и стаж его работы в этом качестве; - номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление экоаудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; - номер регистрационного свидетельства аудитора; - номер банковского счета аудитора. Аналитическая частьпредставляет собой отчет аудиторской фирмы по представленной природопользователем документации и должна включать общие результаты проверки документации, предоставленной природопользователем, на соответствие действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов. Оценка общих результатов проверки выражается в произвольной форме. Итоговая частьпредставляет собой мнение аудиторской фирмы о соответствии представленной природопользователем документации действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и должна включать изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного аудиторского заключения. К аудиторскому заключению должны быть приложены предоставленная природопользователем документация, использованные дополнительные данные и перечень использованных нормативно-правовых документов. По результатам проведенного экоаудита аудиторская фирма должна выразить мнение о соответствии документации, представленной природопользователем, действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного экоа-удиторского заключения либо отказаться в экоаудиторском заключении от выражения своего мнения. При этом аудиторская фирма должна дать объяснение того, что понимается под соответствием. Безусловно положительное экоаудиторское заключение означает, что, по мнению аудиторской фирмы, документация, представленная природопользователем, подготовлена в соответствии с действующим экологическим законодательством, экологическими нормативными актами, стандартами, -сертификатами, правилами, требованиями, постановлениями и предписаниями государственных и природоохранных органов. Условно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что, по мнению аудиторской фирмы, документация, представленная природопользователем, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, подготовлена в соответствии с действующим экологическим законодательством, экологическими нормативными актами, стандартами, сертификатами, правилами, требованиями, постановлениями и предписаниями государственных и природоохранных органов. Отрицательное аудиторское заключение доказывает, что, по мнению аудиторской фирмы, документация, представленная природопользователем, в связи с определенными обстоятельствами не обеспечивает во всех существенных аспектах отражения действующего экологического законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, сертификатов, правил, требований, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов на отчетную дату. Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о документации, представленной природопользователем, означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такого мнения в одной из установленных настоящим порядком форме. Мнение аудиторской фирмы о документации, представленной природопользователем, должно быть выражено так, чтобы этому природопользователю и другим пользователям заключения были очевидны его содержание и форма. При составлении экоаудиторского заключения используется принцип существенности, согласно которому излагаются все значимые обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита. Экоаудиторское заключение не может и не должно трактоваться природопользователем и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, не существуют. В экоаудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой экоаудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Если в результате аудита природопользователь внес необходимые поправки в представленную документацию до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Аудиторская фирма должна представить природопользователю не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения с приложением предоставленной природопользователем документации, использованных дополнительных данных и перечня использованных нормативно-правовых документов для предоставления заинтересованным пользователям, включая природоохранные органы. Каждый экземпляр заключения вместе с приложенными документами является единым целым и должен быть сброшюрован. Таким образом, экологический аудит позволяет сформировать правильное представление о воздействии предприятия на окружающую среду. В зависимости от ситуации он помогает улучшить отношения между предприятием и надзорными природоохранными орга- нами, а также населением, добиться экономии средств, собрать данные, которые помогут дирекции в принятии решений по модернизации производственных процессов и оборудования, оценить эффективность природоохранных мероприятий, избежать гражданско-правовой ответственности, наступающей в случае загрязнения предприятием окружающей среды
Литература Голуб, А.А.Экономические методы управления природопользованием [Текст]/А.А.Голуб, Е.Б.Струкова. – М.: Наука, 1993.– 136с. Якин, Е.В.Экологические методы управления природоохранной деятельностью в энергетике [Текст]/Е.В.Якин. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 112 с. Кондратьев, К.Я. Экология ─ экономика ─политика [Текст]/К.Я.Кондратьев, В.К.Данченко, К.С.Лосев, А.К.Фролов. – СПб: Научный Центр РАН, 1996. – 827 с. Методические рекомендации по определению платы за выбросы, сбросы (размещение) загрязняющих веществ в природную среду [Текст]. – Л.: ЛДНТП, 1991. – 48 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ ЛЕКЦИЙ
Бор, М.З. Управление как процесс. Процедуры, методы реализации управленческих решений [Текст]/М.З.Бор.– М.-Л., 1986. Винтер, Г. Модель экологического менеджмента: разработка собственного экологического плана действий вашей компании; предисл. Т.Петерса [Текст]/Г.Винтер./ Пер с англ. М.Вергейчик.– Мн.: УП «ТЕХПРИНТ», 2002. Гейнрих, Д. Экология: dtv-Atlas: Пер. с 5-го нем. изд. [Текст]/Д.Гейнрих, М.Гергт.– М.: Рыбари, 2003. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]/И.НГерчикова. – М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 1994. ГОСТ 245254-S0. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Постатейный комментарий к закону России [Текст].– М.: «Республика», 1993. Гринин, А.С. С. Экологический менеджмент: учеб.пособие для вузов [Текст]/А.С.Гринин, С.В.Макаров, С.Шмидхейни. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. Гусева, Т.В. Использование экологического аудирования в практике производственной и территориальной природоохранной деятельности на примере ОАО ВАТИЗ [Текст]/Т.В.Гусева, С.В.Макаров, М.В.Хотулева и др. // Химия в России. 1997. №12. Иванченко, Л.А.. Основы теории и практики менеджмента [Текст]/Л.А.Иванченко.– Ростов-на-Дону: АО "Книга", 1996. Инженерная экология и экологический менеджмент [Текст]. – М.: Логос, 2002. Кноринг, В.И. Искусство управления: Учебник [Текст]/В.И.Кноринг.– М.: Изд-во «Бек», 1997. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Изд-во "Юридическая литература", 1993. Куражковский, Ю.Н. Основы всеобщей экологии [Текст]/Ю.Н.Куражковский. – Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1992. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]/М.Мескон, М.Альберт, Ф.Дедоури.– М.: «Дело», 1995. Неверов, А.В. Экономика природопользования [Текст]/А.В.Неверов.– Минск: Изд. "Вышэйшая школа", 1990. Одум, Ю. Экология. В двух томах [Текст]/Ю.Одум. – М.: Изд-во "Мир", 1986. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России [Текст].– М.: «Республика», 1993. Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/Н.В.Пахомова, А.Эндерс, К.Рихтер. – СПб.: Питер. 2003. Петров, В.В. Экологическое право России [Текст]/В.В.Петров. – М.: Изд. БЕК, 1996. Программа действий. Документы международной конференции в Рио-де-Женейро 1992г. по окружающей среде и развитию [Текст]. – Женева: Изд-во «Центр за наше общее будущее», 1993. Румянцева, З.П. Менеджмент организаций. Учебное пособие [Текст]/З.П.Румянцева, Соломатин Н.А. Р.З.Акберин и др.– М.: «Инфра-М», 1997. Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие. – М.: ДеЛи принт, 2005. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации [Текст]/Под ред. Осипова Ю.Б. и Львовой Е.М. – М.: Литературное агентство «Варяг», 1996. Экологический мониторинг [Текст]/Под ред. Т.Я.Ашихиной. – М.: Академический проект, 2005. Экологическое право. Сборник нормативных актов [Текст]//Сост. Ю.Е.Винокуров, А.Ю.Винокуров.– М.: Изд. Международного независимого экологического университета, 1993. Экономика природопользования [Текст]//Под ред. Т.С.Хачатурова. – М.: Изд. МГУ, 1991.
![]() |