![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Лицензирование природопользования включает лицензирование изъятия природных ресурсов, порядок которого определяется федеральными законами и принимаемыми в соответствие с ними постановлениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными актами. В решении этой задачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный) порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использования лицензионного механизма в рассматриваемой области на современном этапе – его тесное сочетание с договорными формами. Несмотря на последовательное внедрение договорных начал в отношения по использованию природно-ресурсного потенциала России, административно-правовой метод регулирования сохраняет здесь господствующее положение. Природно-ресурсная лицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода, Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза и их территориальных подразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоваться природным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Сегодня известно около 40 видов разрешительных документов в сфере использования природных богатств страны. Ввиду специфичности видов природопользования, в котором они применяются, указанные разрешения крайне разнообразны не только по своему содержанию и форме, но зачастую и по наименованию. Так, разрешительные документы в лесопользовании, удостоверяющие права их владельцев на краткосрочное пользование участком лесного фонда или лесными ресурсами, традиционно именуются лесорубочными билетами (ордерами) и лесными билетами. Анализ законодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные лицензии по различным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на: разовые, краткосрочные и долгосрочные. Лицензирование изъятия природных ресурсов включает выдачу лицензий на пользование водными объектами, недрами, на комплексное природопользование. По объему предоставляемых правомочий различают отдельные и совмещенные лицензии. Выдача последних производится при пользовании недрами, когда по одному документу лицензиату разрешается осуществлять в границах горного отвода несколько видов деятельности (например, поиск, разведку и добычу полезных ископаемых). От совмещенных лицензий следует отличать лицензии на комплексное природопользование,предусмотренные ст. 18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Они выдаются органами Минприроды и позволяют одновременно использовать разные виды природных ресурсов. Получение единой лицензии удобно для пользователей, например для горнодобывающих предприятий, так как при промышленном освоении участков недр им необходимы водные и другие ресурсы. Наконец, нельзя не выделить и такой новый вид природно-ресурсной лицензии, как распорядительная,нашедшей свое закрепление в законодательстве о водных и животных ресурсах. В соответствии с принципом неотчуждаемости природных объектов, основанным на исключительном праве государственной собственности, права пользования ими не могут свободно уступаться владельцем лицензий другим лицам. Согласно ч. 3 ст. 22 нового Водного кодекса, такой переход в сфере водопользования допускается на основании указанного специального разрешения, выдаваемого органом управления водным фондом. В данном случае речь идет о распоряжении правами пользования, а не самим природным объектом. Схожую функцию выполняет распорядительная лицензия в области использования животного мира, разрешая указанным в ней лицам передавать права пользования редкими дикими животными, содержащимися в неволе, в природоохранных и научно-просветительских целях. Данный вид лицензии выдается Минприроды на основании ст. 24 Федеральною закона «О животном мире» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 156. Пользование водными объектами.Водным кодексом установлено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключаемого в соответствии с ней договора пользования водными объектами. Основные положения о лицензировании водопользования содержатся в гл. 5 (ст. 48-53) Водного кодекса РФ. Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. № 383 утверждены «Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии». Получения лицензии на водопользование не требуется: - при общем водопользовании; - при использовании водных объектов для плавания на маломерных судах; - при разовых посадках (взлетах) воздушных судов; - при водопользовании для пожарных нужд; - при заборе воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения; - при пользовании обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. Пользование недрами.Согласно Закону «О недрах» (ст. 11), предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №3314-1. Комплексное природопользование.В период перехода экономики России к рыночным отношениям необходимо использовать все возможности экономического механизма охраны окружающей природной среды. Одно из наиболее перспективных направлений – заключение договора на комплексное природопользование между администрацией субъекта Федерации и природопользователем в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18). Договор закрепляет права и обязанности природопользователя на использование природных ресурсов (земля, поверхностные и подземные воды), условия воздействия на окружающую природную среду, размеры платежей за использование природных ресурсов и ответственность сторон. Через договор на комплексное природопользование администрация субъекта Федерации, используя экономические рычаги платы за природные ресурсы (земля, поверхностные воды, недра) и за загрязнение окружающей природной среды, проводит обоснованную экологическую политику по отношению к предприятиям. Основанием для заключения договора на комплексное природопользование служит выдаваемая территориальными органами Минприроды России лицензия на комплексное природопользование, которая устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования на предприятии. Приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. № 273 утверждено «Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование». Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.В сентябре 1998 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Действие этого закона не распространяется на деятельность по охране окружающей среды и деятельность, связанную с использованием природных ресурсов. Федеральные органы государственной власти, выполняющие лицензирование, определяются Президентом и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами. Органы государственной власти субъектов Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Федерации. Федеральные органы исполнительной власти выдают лицензии на следующие отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: • Деятельность в области охраны окружающей среды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168, принятым в соответствии с Постановлением № 1418, утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», которое определяет порядок выдачи лицензий: - на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); - на проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; - на осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Порядок проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 18 июня 1996 г. № 282. • Ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции распространяется на все субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и места регистрации и определяется «Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции». Лицензии на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, за исключением их транзитных перевозок через Российскую Федерацию, выдаются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании решения Минприроды России о возможности осуществления ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения. Регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 688 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими)». Деятельность в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выдает лицензии на осуществление следующих видов деятельности: - гидрометеорологическая экспертиза проектов на строительство и освоение территорий; - проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; - гидрометеорологические, океанографические, гелиогеофизические работы и работы в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Порядок выдачи лицензий установлен «Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 787. Деятельность по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг. Лицензирование всех видов данной деятельности в Российской Федерации осуществляется Российским космическим агентством (РКА). Лицензии выдаются на определенный срок предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющим: - все виды деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая создание, производство, эксплуатацию, ремонт и модернизацию ракетно-космической техники, использование наземной инфраструктуры для обеспечения ее функционирования (полигоны, командно-измерительный комплекс, стендовая база и т. п.); - космические услуги, аренду, продажу, покупку или иное отчуждение ракетно-космической техники, космической инфраструктуры, информации с космических аппаратов и дооснащение космических аппаратов дополнительной целевой аппаратурой в соответствии с заключенными контрактами; - индустриальную деятельность в космическом пространстве; - другие виды деятельности по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг. Лицензированию не подлежат научные работы по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг и поисковые проектные разработки, не требующие для этих целей запуска или нахождения на орбите космических аппаратов и проведения наземных испытаний повышенной опасности (огневых, бросковых и т. п.). Предприятия, учреждения, организации, предприниматели и граждане (в дальнейшем – заявители) получают лицензии на основании заключаемых с РКА договоров, в которых определяются условия выдачи и использования лицензии, вид лицензируемой деятельности и другие условия. Отказ в выдаче лицензии производится в тех случаях, если: - у заявителя отсутствует организационная структура, обеспечивающая выполнение заявляемой лицензируемой деятельности; - не обеспечивается соблюдение законных интересов потребителей; - производственная и эксплуатационная база, используемая заявителем, не отвечает необходимым техническим и экологическим требованиям; - в результате реализации заявляемого вида деятельности по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг могут быть нарушены условия международных договоров и соглашений Российской Федерации; - заявляемая лицензируемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации; - заявляемая деятельность по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг может нанести технический, экономический или военный ущерб Российской Федерации; - заявителем нарушаются требования антимонопольного законодательства. Контроль за соблюдением условий, оговоренных в предоставленных лицензиях, осуществляется РКА. Правовое значение природно-ресурсных лицензий состоит в том, что они служат основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений между государством в лице его уполномоченных органов и субъектами хозяйственной деятельности по поводу использования природных объектов. При их долгосрочном использовании, связанном с предпринимательской деятельностью лицензиата, специальные разрешения дополняются договорным регулированием. Заключаемые при этом договоры носят вспомогательный характер, а их содержание сводится к детализации условий выдачи разрешений. Изменение лицензионных условий влечет внесение поправок в договор, аннулирование лицензии - безусловное расторжение договора. Первым значительным шагом к отказу от господства лицензионной формы в природопользовании стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Им установлены основы инвестиционного процесса в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья и закреплена основная роль договора в его регламентации. Сторонами соглашений о разделе продукции должны выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органов и субъекты предпринимательской деятельности. Для соблюдения формального соответствия ранее принятым законодательным актам о недропользовании закон предусматривает наряду с заключением указанных соглашений выдачу инвесторам лицензий на право пользования участком недр, сводя их, однако, к вторичным удостоверяющим документам. Он, в частности, прямо предусматривает, что лицензия выдается на основании соглашения в течение 30 дней с даты его подписания и отказ в ее выдаче не допускается (ст. 2, 4 и 5). При этом период действия лицензии зависит от продолжительности срока соглашения. Сегодня развитие договорных начал необходимо прежде всего в области долгосрочного предпринимательского использования ресурсов. При этом отборочная функция лицензии – проверка предприятий на предмет соответствия определенным требованиям – вполне может выполняться в рамках проведения конкурсов и аукционов на право заключения соответствующих договоров. Однако говорить о господстве договорной формы можно будет только после широкого вовлечения природных объектов в гражданский оборот. Вместе с договорной формой существует рыночный механизм продажи прав на изменение окружающей среды. Эти права могут продаваться предприятиям и государственным органам другим предприятием. Документом, закрепляющим получение прав, является лицензия. Использование экологической лицензии позволяет отказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в систему рыночного управления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Концепцию экологических лицензий с начала 70-х годов XX в. разрабатывает и совершенствует Агентство по охране окружающей среды США. К основным составляющим механизмов экологического лицензирования относятся: - политика «облака», которая позволяет экологическим органам оценить экологическое влияние фирмы только в целом, а внутри себя фирма свободно распределяет выбросы между источниками; - политика компенсаций, которая определяет правила экономического роста в регионах, т.е. новая фирма, желающая открыть новые предприятия, должна выкупить право на эмиссию каждого из загрязняющих веществ у других фирм этого региона, при этом продавцы должны сократить выбросы; - выпуск банковских обязательств, которые предусматривают возможность накопления лицензий на выбросы, т.е. если фирма опустила свои выбросы ниже уровня, предусмотренного стандартом, то на разницу она получает аккредитив, который может положить в специальный банк, что облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицензий. В основе решения, принимаемого предприятием-покупателем экологической лицензии, лежат два условия: экологическая допустимость и экономическая возможность. Экологическая допустимость сделки описывается уравнением:
аij (хi(о) + хi) + аоj (хо(о) + хо) < Sj,
где аij и аоj – вклад в загрязнение i-го и базового предприятия в загрязнение j-й контролируемой точки (базовое предприятие – предприятие, покупающее экологическую лицензию); хi(о) и хо(о) – количество выбросов, обеспечиваемых лицензией на i-м и базовом предприятиях; хiи х0 – количество выбросов, не обеспеченных лицензией; Sj – допустимый показатель ПДК. Предприятие заинтересовано в выгодной для него сделке, если выполняется неравенство: di (хi) > D (хо),
где di (хi) – функция затрат /-го предприятия на снижение выбросов; D (хо) – цена лицензии. Торговля экологическими лицензиями является действенным инструментом поощрения предприятий, ведущих природоохранную деятельность.
![]() |