![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели, задачи, методы и правовое регулирование экологического аудита
Экологический аудит представляет собой новую категорию экономических механизмов защиты окружающей среды. Система экологического аудита уже давно изучается в США и Великобритании. Его концепция, сформированная в конце 70-х годов, была призвана ужесточить меры по экологическому контролю из-за участившихся аварий на химических производствах. Основной целью аудита была проверка соответствия деятельности компании существующим законам и нормативам. Экологический аудит-экспертиза и анализ деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта проводятся уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами для определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, для проведения консультаций и выдачи рекомендаций. Цель экологического аудита – оценка воздействия и прогнозирования экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности. Основной задачей экологического аудита является оценка экологической безопасности производства и выполнения экологических требований в следующих случаях: - при оценке инвестиционных проектов, планируемых к финансированию за счет средств городского и областного экологических фондов и других источников финансирования; - при оценке предприятий с точки зрения обеспечения экологической безопасности; - при заключении договора на экологическое страхование по инициативе страховой компании или страхуемого предприятия в целях оценки страхового риска; - при оценке действительного состояния вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях; - при подготовке материалов, необходимых для учета экологического фактора, в процессе приватизации; - при выборе рациональных схем деятельности, обеспечивающих выполнение экологических нормативных актов, стандартов, правил, предписаний и требований государственных природоохранных органов; - при подготовке документов для освобождения (корректировки) от платежей за загрязнение окружающей природной среды; - при проверке документов на выдачу (продление) временных разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, рассмотрение обращений; - при проведении консультаций и выдаче рекомендаций; - при проверке материалов заявителя на получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. При анализе природоохранной деятельности промышленных предприятий использует следующие методы экологического аудита. Метод анкетирования — один из основных методов обзора, анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекомендации. Его суть заключается в составлении перечня направлений экологической деятельности предприятия при проведении мониторинга, контроля и управления, в сборе данных для оценки ее эффективности и разработке рекомендаций и предложений по развитию и повышению эффективности деятельности предприятия. Метод материальных балансов и технических расчетов — это составление и анализ системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Он позволяет оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неорганизованное, регулируемое и нерегулируемое) не только производства в целом, но и отдельных источников воздействия на окружающую среду, систем регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов, систем мониторинга. Обобщенные и детальные балансовые схемы материальных потоков являются одной из наиболее удобных форм представления данных о воздействии производства на окружающую среду. Картографические методысостоят в разработке и использовании аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и аудиторских ситуационных карт-схем территорий на основании любых черно-белых копий генпланов, ситуационных планов, геодезических съемок, топографических карт и т.д. Аудиторские ситуационные карты в целом характеризуют территории промышленных узлов, районов, отдельных административных единиц, обозначением предприятий как обобщенных точечных источников сброса, выброса загрязняющих веществ, обобщенных источников образования отходов и мест их размещения. Методы, использующие фото- и видеосъемки, с высокой эффективностью могут применяться как в качестве дополнительных к картографическим, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать существующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушенных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неорганизованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, несанкционированное, неорганизованное размещение и захоронение отходов). Развитие законодательства России в области экологического аудита неразрывно связано с его становлением на международном уровне. В октябре 1991 г. Комиссия европейских сообществ (КЕС) приняла «Правила экологического управления и аудита», предусматривающие создание системы природоохранных мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия. Эта система включает программу и план природоохранных мероприятий, систему импактного мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведения природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации системы природоохранных мероприятий утверждается официальным аудитором. Экологический аудит предприятия проводится каждые один - три года. Его отчеты утверждаются официальным аудитором, а выводы доводятся до сведения властей и общественности. Компании, реализующие эту систему, имеют право на использование специальной экологической эмблемы. Наряду с «Правилами экологического управления и аудита», утвержденными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрен Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации разработала международные нормы экологического управления предприятием ISO 14000, включающие следующие документы: - ИСО 14010. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы; - ИСО 14011. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды; - ИСО 14012. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. В экоаудите участвуют многие международные организации. В международном банке реконструкции и развития создано специальное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации (Operation Evalution Division). Совершенствование экоаудита, профессиональная подготовка экоаудиторов, обмен опытом и информацией в этой области - сфера деятельности различных ассоциаций в США, наиболее крупными и известными из которых являются Круглый стол по экоаудиту, Форум по экоаудиту (неформальные ассоциации), а также Институт экологического аудирования – формальное объединение экологических аудиторов и менеджеров. Развитие экологического аудита в России невозможно рассматривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхового аудита. Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации» как системы независимого вневедомственного финансового контроля. В 1994-1995 гг. были разработаны и утверждены как элементы системы финансового аудита «Порядок составления аудиторского заключения», «Рекомендации по аудиторской проверке», «Типовой договор на проведение аудиторских проверок», «Типовая форма заключения аудиторской фирмы (аудитора)», «Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки». Постановлением Правительства Российской Федеарции от 26 февраля 1996 г. №168 утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», определяющее порядок выдачи лицензий, в том числе и на проведение экологического аудита. Вопросы экологической сертификации и экологического аудита были конкретизированы приказами Минприроды и Госкомэкологии России в 1995-1997 гг. Регулирование экологического аудирования как вида услуг осуществляется на федеральном и территориальном уровнях в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Организация и регулирование функционирования системы экологического аудирования на территории России осуществляются Госкомэкологией России, а на территории отдельных регионов – территориальными органами Госкомэкологии России в рамках реализации механизма лицензирования. Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. №378 были приняты и введены в действие государственные стандарты России в области экологического аудита: - ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению; - ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования; - ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы; - ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды; - ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
![]() |