Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История становления системы социальной защиты населения в России



ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

История становления системы социальной защиты населения в России

 

Система социальной защиты человека в России является сложным процессом, имеющим тысячелетнюю историю, постоянно изменяющимся в культурно-исто-рической перспективе.

Формы и характер социальной поддержки слабых, неимущих и обездоленных в разные времена были различны в зависимости от уровня развития общества, его экономического и духовного состояния. «Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими,… это - процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности».[1]

Изменение геополитического или социокультурного пространства, смена идеологии, наличие региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, эпидемий, массового голода и др. оказывали влияние на идеологию и институты поддержки неимущих и обездоленных.

Институт помощи и взаимопомощи в России формировался с древнейших времен. Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были: культовые (с различными сакральными атрибутами); общинно-родовые (помощь в рамках рода, семьи, поселения); хозяйственные.

В общине появляются «институт старцев», поддержка сирот и «вдовиц». Формы поддержки данных категорий общинников были различны: подаяние, специальный отвод земель, призревание в семьях, мирская помощь и другие.

Христианизация славянского мира (988 г.) оказала решающее влияние на все сферы жизни общества и на общественные отношения. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция благотворительности, в основе которой лежит философия любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть «единого из малых сих» и вообще, так, или иначе, проявить свое милосердие и нищелюбие».[2]

Основными объектами социальной помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого (1019-1054 г.г.) «явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы из 37 статей этого закона, 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики».[3]

Со второй половины XI в. и до конца XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевают существенные изменения в функциях, мерах и средствах их осуществления. Это обусловлено усилением роли церкви, административно-территориальными изменениями, участившимися набегами монголо-татар и данничеством.

С принятием христианства на Руси была осуществлена не только административно-правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки, появились новые субъекты помощи в лице княжеской власти и института церкви.

Объединение земель вокруг монастырей и их хозяйственная независимость способствовали росту идеологической власти церкви в XIV веке. Церковному призрению подлежали женщины, дети, престарелые, рабы. Монастырская защита и поддержка привлекали работных людей более выгодными условиями жизнедеятельности, освобождением от пошлин и податей, личной безопасностью.

В первой половине XVI в. «развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе в деле призрения».[4]

С развитием структуры государственного управления на Руси возникают ведомства и приказы, на которые возлагаются функции «защиты и наряда», они выступают звеном между княжеской волей и поступком, направленным на помощь и поддержку нуждающихся. Приказы как гражданская система поддержки становятся формой контроля за церковной жизнью.

В период с XIV в. по вторую половину XVII в. «государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся».[5]

Петр 1 выступал энергичным противником нищелюбия и милосердия, предпринимал меры по искоренению нищенства. Главным намерением Петра 1 в социальной сфере была попытка передать призрение из рук церкви государственным и светским структурам. В регламенте Главного магистрата (1721 г.) полиции отведена роль одного из субъектов «социальной политики», а именно, полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим. Церкви было предписано собирать престарелых и «здравия весьма лишенных».

Крупная организационная мера была предпринята Екатериной II, и заключалась в создании целой сети (в 40 губерниях) специальных учреждений под названием «приказы общественного призрения». Согласно «Учреждению о губерниях» 1775 г. в ведение приказов были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении. На содержание данных приказов из доходов губерний выделялось по 15 тыс. руб., поддержка со стороны казны в виде пособий и пенных денег. Тем самым, Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.

К началу XIX в. частные пожертвования были довольно распространенным явлением. Активно создавались частные благотворительные общества: «Императорское Человеколюбивое Общество» (1816 г.), Виленское Человеколюбивое Общество (1809 г.), Харьковское Общество Благотворения (1812 г.), Ревельское Общество (1815 г.) и др.

К 1862 г. в Российской империи сложилась определенная структура институтов помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных); заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимо больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих), институт пансионеров и местные благотворительные общества.

Отмена крепостного права и дальнейшая реорганизация административной системы и государственного управления России оказали влияние на управление общественным призрением.

Система приказов постепенно заменяется земской, волостной, городской системами помощи и поддержки.

В результате земской административной реформы 1864 г. вопросы общественного призрения были возложены на земское (сельское) общественное самоуправление. Непосредственно в ведении земских губернских и уездных управ находились: заведывание земскими школами, лечебными и благотворительными заведениями; попечение и призрение бедных, неизлечимо больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения.

«Результатом социальной деятельности земств стало значительное расширение сети учреждений общественного призрения. К началу 90-х г.г. они содержали более 300 богаделен …, общая сеть сиротских и воспитательных домов и других учреждений призрения детей составляла 318. Их опекой было охвачено более 5 тыс. жителей».[6]

Органы городского самоуправления - городские думы тратили огромные средства на нужды образования: содержали школьные здания, обеспечивали учащихся бесплатными учебниками, питанием, развивали сеть учебно-воспитатель-ных учреждений. В плане охраны здоровья горожан городскими думами была организована работа санитарно-врачебных служб, проводилась профилактика эпидемий и инфекционных заболеваний.

Основной организационной единицей в системе городского призрения бедных стали возглавляемые советом участковые попечительства.

Первая мировая война и участие в ней России сказались на работе участковых попечительств о бедных. При попечительских Советах были созданы различные комиссии, в том числе, по оказанию помощи семьям мобилизованных в армию, беженцам: в годы войны выплачивалось государственное пособие семьям, отдавшим на войну единственного трудоспособного кормильца, им оказывалась дополнительная денежная помощь, выделялись продовольственные пайки; расширялась сеть дешевых и бесплатных столовых, открывали магазины по льготным ценам.

В экстремальных условиях войны городские попечительства проявили способность к успешной работе, многократно усилили свою деятельность по призрению нуждающихся. «В конце 1915 г. общее количество благотворительных заведений, находившихся в ведении попечительств, достигло 300, причем эта сеть включала 63 продовольственных заведения, 75 организаций трудовой помощи, 106 детских учреждений, 34 общежития для семей военнослужащих и пр.».[7]

На рубеже веков необыкновенно возросла частная благотворительность и меценатство (династии промышленников и торговцев Рябушинских, Морозовых, Строгановых, Третьяковых, Демидовых, Прохоровых и др.).

Накануне революционных событий 1917 года при Временном правительстве было создано Министерство государственного призрения, в его обязанности входило обязательное призрение находящихся в состоянии крайней нужды, детей разных категорий, калек, престарелых и нетрудоспособных, хронически больных.

Революционные события 1917 года, установление советской власти, изменение политической, идеологической и социально-экономической систем, формирование нового геополитического пространства - все это оказало существенное влияние на систему общественного призрения.

В ноябре-декабре 1917 г. правительство РСФСР приняло целый ряд директив, положивших начало формированию новой системы социального обеспечения. В числе первых - правительственное сообщение «О социальном страховании», согласно которому все рабочие, а также городская и сельская беднота, подлежат «…страхованию на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».[8] Источниками создания страховых фондов являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд (т.е. работодателей).

«Положением о социальном обеспечении трудящихся» (31.10.1918) были установлены основные виды государственной социальной помощи: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, по нетрудоспособности, беременности и роженицам), право на получение которой, имели лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого. Т.е., оформился классовый подход в предоставлении различных видов помощи.

Основными направлениями деятельности НКСО являлись: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; работа с несовершеннолетними правонарушителями; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь, открытие распределителей для нищих, убежищ, детских домов, отделов распределения рабочей силы, трудовых коммун.

Проблемами инвалидов в Советской России занимались Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых и Всероссийское объединение глухонемых. Для инвалидов предусматривались налоговые, коммунальные, медицинские льготы. Организовывались артели и кооперативы для их трудоустройства, кассы взаимопомощи. Было налажено отечественное производство различных протезов.

На рубеже 1930-х годов формируется основа государственного пенсионного обеспечения, устанавливаются первые пенсии по старости (постановление Наркомтруда СССР от 05.01.1928 «О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности», постановление ЦИК и СНК СССР от 15.05.1929 «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»).

Значительные социально-политические и экономические изменения, произошедшие в стране, позволили в Конституции 1936 г. закрепить право всех граждан (без ограничений по социальному происхождению или положению) на пенсионное обеспечение по старости и инвалидности.

В годы Великой Отечественной войны главное внимание уделялось организации социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. Правительственными указами военных лет устанавливались порядки назначения пенсий и пособий лицам командного и начальствующего состава Красной Армии, семьям военнослужащих в военное время, льготы семьям погибших и без вести пропавших фронтовиков. «За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. рублей, за счет фондов общественной помощи – 500 млрд. рублей».[9]

Важнейшим направлением социальной работы периода войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов. Уже в октябре 1941 г. создаются комитеты по помощи и обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии, к концу 1941 г. в глубь страны эвакуированы 664 детских дома с 7887 воспитанниками, в декабре 1942 г. созданы первые дома для инвалидов Великой Отечественной войны в целях трудовой реабилитации и переобучения.

В 1949 г. образовывается Министерство социального обеспечения. С принятием Верховным Советом СССР в 1956 г. «Закона о государственных пенсиях» и в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

К 1970-м годам материальное обеспечение социально нуждавшихся категорий населения осуществлялось на основе трех сложившихся систем: государственного социального обеспечения, государственного социального страхования и социального обеспечения колхозников.

В советский период «в системе помощи и защиты начинает доминировать государство; общественные организации, существующие лишь номинально, не принимают участия в данной деятельности. Общественное призрение, охватывающее различные сферы человеческой деятельности, практически сводится в данный период только к проблемам социального обеспечения… многие виды социального патронажа, оформившиеся эволюционным путем, в общественной практике утрачиваются»[10].

Необходимость реформирования общества и проводимые в конце 1980-х годов социально-экономические реформы существенно изменили ситуацию в стране. На фоне экономического кризиса росли социальные проблемы общества: снижение уровня жизни, безработица, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция и др.

В начале 1990-х годов правительством принимается целый ряд нормативных актов, направленных на поддержку в условиях кризиса нуждающихся слоев населения, в первую очередь детей, пенсионеров и инвалидов, Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики: индексация пенсий, принятие мер социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов, совершенствование социальных пособий и выплат, развитие служб обслуживания инвалидов, пенсионеров и малоимущих.

В 1990-е годы происходит активизация благотворительных сил. Современная структура благотворительного сектора включает: государственные фонды, фонды промышленных предприятий, коммерческих организаций и частных лиц. Источники финансирования этих фондов различны – от частных пожертвований до государственных отчислений.

В настоящее время в дело благотворительности включилась и Русская православная церковь. Направления ее работы следующие: материальная помощь, социальный патронаж, учебно-просветительная и социально-нравственная деятельность (помощь престарелым, осужденным, страдающим алкоголизмом, бомжам).

Объекты социальной помощи и защиты законодательно определены и представлены широким спектром категорий граждан, в том числе: пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети-инвалиды, дети из многодетных, неполных, малообеспеченных и социально-неблагополучных семей, пострадавшие от радиации и др.

Субъектами помощи являются государство в лице органов социальной защиты населения, сети различных учреждений социального обслуживания населения, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, а также негосударственные благотворительные фонды и общества.

 



Просмотров 6341

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!