![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Системой социальной защиты населения
●Сущность социального управления.Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности в социальной сфере, в т.ч. в системе социальной защиты населения. Процесс социального управления условно можно разделить на две составные взаимосвязанные части административную, которая включает разработку и определение социальной политики, целей, задач и путей их решения, и собственно управленческую, направленную на оперативность, исполнение, технологическую и техническую организацию объекта управления. Под социальной политикой подразумевается деятельность государства и (или) общественных институтов по созданию условий и распределению общественного продукта между социальными группами и общностями, позволяющая согласовывать конкретные интересы и потребности групп населения с интересами и целями общества. Основной целью социальной политики выступает обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом, а нетрудоспособным - предоставление социальной помощи и поддержки. Социальное управление выступает как совокупность организационно оформленных образований и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами общества. Оно охватывает все объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей. Система социального управления – это «форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, также в его целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления».[22] Реализация функций социального управления осуществляется с применением различных методов управления. «Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности».[23] Наиболее распространенными методами социального управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические методы. Административные методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Законодательные методы основаны на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов, при этом на каждом уровне управления используются свои средства воздействия. Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе. Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов, при этом каждый человек испытывает на себе воздействие не только со стороны своего начальства, но и со стороны неформальных лидеров коллектива. ●Особенности управления социальной защитой населения Управление системой социальной защиты населения (социальной работой) – это разновидность социального управления, представляющая собой систему «гибкого предприимчивого управления в обществе, направленную на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни, на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, достойного существования».[24] Социальная защита населения является мощным социальным инструментом, сдерживающим развитие в общественной жизни социальных рисков и конфликтов, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство на эти цели. В связи с этим возрастает значение профессионального управления системой социальной защиты населения. Организационно-структурное управление предполагает организацию управления на различных уровнях (федеральном, региональным, муниципальном) и создание соответствующих организационных структур, в том числе: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, федеральные агентства и службы, региональные министерства, департаменты, комитеты, управления и отделы социальной защиты населения, территориальные центры и службы социального обслуживания. Второе значение – функциональное. В процессе управления системой социальной защиты населения выполняются как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня субъекта, его компетенции, являются: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, маркетинг, учет и контроль. Под конкретными функциями понимаются виды работы применительно к должности, подразделению, предприятию, организации, учреждению, которые закрепляются в соответствующих инструкциях и положениях. Профессиональное (деятельностное) значение управления социальной защитой представляет собой деятельность руководителей разных уровней в системе органов социальной защиты. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность. Следующее значение управления в социальной сфере – процессуальное, подразумевающее процесс, включающий целевую ориентацию, распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановку кадров, ресурсное обеспечение, использование разнообразных форм, методов и средств управления. «Целевая ориентация – важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановку кадров. В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами – информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Ресурсное обеспечение – важное условие выполнения намеченных целей. В процессе используются различные формы и методы управления или средства, обеспечивающие достижение тех или иных результатов. И наконец, в процессе управления используется обратная связь – учет, контроль, проверка исполнения».[25] Субъектами управления в социальной защите являются руководители служб и учреждений социальной защиты, а также формируемые органы управления, наделенные управленческими полномочиями. Объектами управления в социальной защите выступают социальные работники, работники учреждений социальной защиты населения, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению. Центр социального обслуживания является одним из основных типов социальных организаций. В качестве институциональных признаков центра необходимо отметить следующие: - правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждения с помощью типовых и оригинальных положений, регламентов; - организационная структура учреждения, типовая или оригинальная, отражающая особенности и специфику условий; - практическое выполнение определенных функций, исходя из правового статуса и организационной структуры. Таким образом, институциональную основу социальных учреждений составляют: правовой статус, организационная структура и комплекс выполняемых функций. К середине 1990-х в России сложились следующие виды социальных служб: государственные, коммерческие, смешанные службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Ими выполняются следующие виды социального обслуживания: оказание материальной помощи, надомное социальное обслуживание, постоянное обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж семей, детей, пожилых людей и инвалидов, социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей, организация торгового обслуживания, социально-бытовых и ритуальных услуг. Управлению социальной защитой населения, как виду социального управления, присущи все общие функции управления (планирование, организация, стимулирование, мотивация, учет, контроль), а также конкретные функции, характерные для организаций социальной сферы. «Функция социальной адаптации заключается в создании условий, необходимых для самостоятельного решения проблем, мероприятий по социальной реабилитации индивидов, изменении социальной среды, направленном на восстановление адаптационного потенциала всего населения и, в особенности, нуждающихся групп, направленном воздействии всех социальных институтов на формирование новых типов социального взаимодействия. Функция интеграции общества должна включать в себя социальный контроль и анализ происходящих процессов, предотвращение негативных последствий, управление социальными процессами, формирование идеологии воздействия на общественное мнение, т.к. ни одно сообщество не может существовать без идеологии».[26] Организационно-исполнительская система используется как при формировании, уточнении организационной структуры, так и в повседневной деятельности при организации выполнения тех или иных задач. Она создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и должностные инструкции. Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность подразделений, в котором определены статус подразделения в системе управления; основные направления деятельности и права подразделения; функции и ответственность его руководителя за выполнение задач и реализацию функций подразделения; организационная структура и взаимосвязи с другими подразделениями. В должностной инструкции указываются наименование должности и подразделения; основные задачи работника; подчиненность по должности; порядок назначения и освобождения от должности; основные и дополнительные обязанности; требования к специальным знаниям, уровню подготовки, стажу практической работы; права и ответственность работника; критерии оценки деятельности применительно к данной должности. Распределение и закрепление функциональных обязанностей между подразделениями и конкретными должностными лицами находит свое отражение в организационной структуре управления. В социальных системах различают организационные структуры, отражающие внутреннее строение субъекта и объекта деятельности. Организационная структура подразделений, звеньев составляет общую организационную структуру учреждения социальной защиты населения и отражает состав, соподчиненность и взаимосвязи всех организационных единиц в соответствии с положением об учреждении. Состав, соподчиненность и взаимосвязи управленческих подразделений образуют организационную структуру управления организации. Мощная нормативно-правовая база и возросшие требования к единообразию ее применения; необходимость учета реально нуждающихся слоев населения; увеличение объемов обрабатываемой информации, потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств; постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты и оперативное выполнение ими новых функций обуславливают выделение основных направлений деятельности органов социальной сферы, в т.ч.: 1. социально-бытовое обслуживание инвалидов: - организация надомного социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов; - организация санаторно-курортного лечения; - обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами социальной адаптации; - предоставление услуг службы «Социальное такси» и др.; 2. социальная поддержка: - назначение и выплаты социальных пособий (пособия семьям, имеющим детей, жилищные субсидии, единовременные денежные выплаты отдельным категориям граждан и др.); - организация социальной поддержки женщин, семьи и детей; - организация социальной реабилитации для несовершеннолетних; - оказание единовременной материальной помощи и распределение натуральных видов помощи; - ведение баз данных отдельных категорий граждан (ветераны, инвалиды, малообеспеченные, многодетные семьи, семьи одиноких матерей и т.п.); - мониторинг социально незащищенных групп населения и др; 3. стационарное обслуживание престарелых граждан и инвалидов: - организация сети стационарных учреждений социального обслуживания; - организация социально-бытового и медицинского обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания; 4. пенсионное обеспечение: - организация пенсионного обеспечения граждан (назначение, перерасчет, выплата, контроль за правильностью назначения пенсий) и др. Органы социальной защиты населения проводят работу по планированию, учету, распределению бюджетных средств, подготовке и переподготовке кадров для работы в социальной сфере, инициируют принятие нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения. Объекты социальной помощи и защиты законодательно определены и представлены довольно широким спектром категорий граждан, в т.ч.: пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети-инвалиды, дети из многодетных, неполных, малообеспеченных и социально-неблагополучных семей, пострадавшие от радиации и др. Субъектами помощи являются государство в лице органов социальной защиты населения, сети различных учреждений социального обслуживания населения, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, а также негосударственные благотворительные фонды, общества, индивидуальные предприниматели. Социальная защита населения в Российской Федерации является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя России (право граждан на социальное обеспечение) и государственную социальную политику. Деятельность всех государственных и негосударственных органов и учреждений социальной защиты населения сводится к практической работе по социальному обеспечению и обслуживанию граждан и охватывает все стороны процесса, начиная от формирования бюджета до регулирования практически всех значимых форм жизнедеятельности населения. В системе управления социальной защитой населения выделяют следующие основные направления деятельности органов и учреждений социальной сферы: социально-бытовое обслуживание инвалидов, социальная поддержка населения, стационарное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, пенсионное обеспечение и др. В целях решения стоящих перед обществом задач «приоритетными направлениями развития системы социальной защиты населения в современных условиях являются: - активизация разработки теории социальной защиты, теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, правовых норм деятельности; - усиление социальной политики в области социальной защиты населения за счет конкретизации политических решений в области помощи и поддержки социально уязвимых групп населения и, прежде всего, семьи; - концентрация материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения конституционных и законодательных социальных норм, осуществления социальных гарантий на всех уровнях; - совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания как важнейшего направления социальной защиты, включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техничес-кое, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение; - поддержка развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида: центрах комплексного обслуживания, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, специализированных отделениях социальной помощи на дому; - содействие расширению номенклатуры и повышению качества социальных услуг; - технологизация социальной работы, формирование законченных социальных технологий в работе с социально уязвимыми группами населения; - обеспечение дифференцированного подхода к осуществлению социальной защиты различных категорий нуждающихся; - реализация принципа семейного подхода, забота об укреплении семьи, его максимальной реализации в целях выполнения своих основных функций; - обеспечение адресности в осуществлении социальной помощи; - введение дополнительных региональных мер адресной социальной помощи населению после обеспечения в полном объеме установленных федеральных социальных гарантий, финансирование мероприятий, программ и содержание учреждений социальной защиты населения; - активизация участия общественности в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ по социальной защите социально уязвимых слоев и групп населения, расширение активных форм социальной помощи».[27]
![]() |