![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Сущность, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России
Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты населения в нашей стране. Проводимая радикальная экономическая реформа потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, направленных на социальную защищенность человека в рыночных условиях. Согласно ст. 7 и ст. 39 Конституции РФ Российская Федерация, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и гарантирует гражданам социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Одной из форм конкретной практической реализации социальной политики государства является социальная защита населения. В России длительное время в качестве основной категории в социальной сфере использовался термин «социальное обеспечение». «Представлялось, что в условиях социализма защищать людей не от кого и не от чего, их нужно обеспечивать. Подобное отношение к социальной защите складывалось потому, что в советской Конституции было определено право человека на труд, гарантировалось трудообеспечение, провозглашалось отсутствие безработицы и гарантировалось обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т.д.».[11] Социальная защита населения представляет собой систему принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, которые призваны обеспечивать предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности различных социальных категорий и групп населения. «В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей».[12] Институт социальной защиты населения формируется в обществе как комплексная система для решения многочисленных взаимосвязанных социальных проблем и оказания помощи социально уязвимым слоям и группам населения. Формирование и развитие института социальной защиты населения происходит на основе законодательной и нормативно-правовой базы, с учетом исторического опыта, под влиянием политических, социально-экономических, идеологических и иных факторов. Политические факторы - это проводимая государством социальная политика, возможность реформирования социальной сферы в интересах человека и обеспечение социальной стабильности в обществе. Экономические факторы определяют характер функционирования института социальной защиты, позволяют предвидеть экономические последствия определенных методов социального регулирования, возможность распределения и перераспределения материальных ресурсов. Идеологические факторы посредством системы общественных взглядов и идей также оказывают влияние на деятельность института социальной защиты населения, т.к. одна из его основных задач – способствовать восстановлению социальной справедливости. Социальная защита населения основывается на принципах системности и комплексности. Она представляет собой упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, взаимосвязанных структурных элементов, образующих определенную целостность. Под комплексностью социальной защиты населения понимается единство всего комплекса мер экономического, социального, правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты. Комплексность обеспечивается единством целей, принципов и направлений деятельности; сочетанием исторического опыта и современной практики оказания социальной помощи; всесторонним изучением объекта социальной защиты; координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем осуществления мер по оказанию социальной помощи и поддержки. Таким образом, есть все основания считать социальную защиту населения системным явлением, полагая, что «система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия».[13] ●Социальное обеспечениевключает пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями и компенсациями отдельных категорий граждан, государственную социальную помощь и социальную поддержку. Пенсионное обеспечение (пенсии) – это «денежные выплаты, предоставляемые ежемесячно на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события, и являющиеся постоянным и основным источником существования»[14], выплачиваемые в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей. В целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в России Указом Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» функции назначения и выплаты государственных пенсий переданы Пенсионному фонду РФ. Пенсионный фонд РФ – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России, созданный как государственный внебюджетный фонд РФ для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан нашей страны на пенсионное обеспечение. ПФР является государственным учреждением с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны. В настоящее время Пенсионный фонд РФ выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты 20 млн. льготников, осуществляет персонифицированный учет более 128 млн. граждан России, ведет учет страховых сред-ств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, проводит мероприятия по реализации Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений, производит выдачу сертификатов и выплату средств материнского капитала и др. Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд РФ за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета России. Правительство РФ способствует развитию негосударственных пенсионных фондов, являющихся социально-финансовыми некоммерческими организациями, которые «действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды».[15] Государственная социальная помощь и социальная поддержка предполагают предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров с целью поддержания уровня жизни и снижения социального неравенства. Государственная поддержкаматеринства, отцовства и детства, семей с детьми включает выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Выплата данных пособий производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Государственное социальное обеспечение предусматривает также выплату государственных пособий. «Пособие представляет денежную выплату, назначаемую на определенный срок с целью возмещения временного утраченного заработка или оказания материальной помощи в признанных социально значимыми случаях».[16] К государственным пособиям относятся: единовременное пособие для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пособие по безработице; ежемесячное пособие на детей погибших (пропавших без вести) военнослужащих; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; единовременное пособие вынужденным переселенцам; социальное пособие на погребение и др. Пособия могут выплачиваться за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных социальных фондов. Компонентами государственного социального обеспечения являются также компенсации или денежные выплаты, которые назначаются для дополнительной материальной поддержки в признанных социально значимыми случаях, например: компенсации гражданам за вред, нанесенный здоровью в результате Чернобыльской катастрофы; компенсации лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; осуществляющим уход за нетрудоспособными людьми; студентам, учащимся и аспирантам, находящимся в академическом отпуске по состоянию здоровья и др. Финансирование расходных обязательств по выплате денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета. Видами государственной социальной помощи являются денежные выплаты и натуральная помощь. Государственная социальная помощь назначается органами социальной защиты населения и выплачивается за счет средств региональных бюджетов, а также за счет средств территориальных Фондов социальной поддержки населения, которые создаются в целях формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания адресной социальной помощи малообеспеченным группам населения. «Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям: предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости … бесплатно или по льготным ценам; … организация бесплатного питания; предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг; обеспечение ночного проживания бездомных граждан»[17] и др. ●Обязательное социальное страхование- часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможных социальных рисков, в том числе по независящим от них обстоятельствам. «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан…, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».[18] Обязательное социальное страхование граждан РФ регламентируется Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды. Система обязательного социального страхования включает пенсионное, социальное и медицинское страхование. Страховым случаем при обязательном пенсионном страховании признается утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода при наступлении страхового случая: достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца. Обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и контроль за правильным и эффективным расходованием средств осуществляет государственный внебюджетный фонд - Фонд социального страхования Российской Федерации, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации наделен следующими полномочиями: выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности; оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; оплата родовых сертификатов; доплата за диспансеризацию работающих граждан; оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами и др. Средства Фонда социального страхования РФ формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Еще один вид социального страхования - медицинское страхование, которое «является формой социальной защиты населения в области охраны здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и профилактические мероприятия».[19] Обязательное медицинское страхование граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обязательное медицинское страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных федеральным законодательством случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» создан Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и его территориальные фонды с целью аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его осуществление. Основными функциями Фонда обязательного медицинского страхования являются: содействие территориальным фондам обязательного медицинского страхования в обеспечении финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. В качестве субъектов медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения. В отношении работающих граждан страхователями выступают предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели и др., для не работающего населения – государственные органы исполнительной власти субъектов РФ. Функции страховщиков выполняют территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, призванные обеспечивать застрахованным гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих территориальных программам. Медицинское страхование в России осуществляется в виде обязательного и добровольного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за средства граждан и предприятий, представляющих интересы граждан, и обеспечивает получение дополнительных медицинских услуг сверх программ обязательного медицинского страхования. ●Социальное обслуживаниепредставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-пра-вовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации».[20] При этом под сложной жизненной ситуацией понимается: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п., которую он не может преодолеть самостоятельно. Основными принципами социального обслуживания населения являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая нравственность. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Социальное обслуживание осуществляют социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. В государственную систему социальных служб входят государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, принадлежащие на правах собственности субъектам РФ и находящиеся в ведении региональных органов государственной власти. Основными формами социального обслуживания являются: - социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; - срочное социальное обслуживание, включая материальную помощь в денежном и натуральном выражении; - социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; - стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания; - социально-консультативная психологическая и юридическая помощь; - реабилитационные услуги, оказываемые в социально-реабилитационных центрах. Деятельность социальных учреждений и служб регламентируется Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» и другими нормативными правовыми актами. «Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.».[21]
![]() |