![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели, задачи и принципы модернизации системы социальной защиты населения на территории Рязанской области
Большое влияние на социальную политику региона оказывает сложившаяся социально-демографическая ситуация. В Рязанской области «демографическая ситуация характеризуется сложными и неоднозначными процессами. Но вектор всех этих процессов малоутешителен - население региона на протяжении полутора десятилетий неуклонно сокращается. Область - одна из самых «стареющих» в Центральной России, в составе населения остается достаточно высокой и постоянно возрастающей доля людей пенсионного возраста».[54] В настоящее время на территории Рязанской области при общей численности населения 1154231 чел. доля пенсионеров составляет порядка 24,3 %, доля инвалидов – около 13 %. Рост доли пожилых людей в составе населения Рязанской области обуславливает необходимость изучения нужд и потребностей, биологических и социальных возможностей пожилых людей. Демографическое постарение становится региональной проблемой, требующей принятия соответствующих решений уже в настоящее время, т.к. «старение населения» области влечет увеличение экономической нагрузки на трудоспособное население, сокращает трудовой потенциал региона. Необходимость удовлетворения социальных, медицинских, бытовых потребностей пожилых людей требует от общества определенных затрат на развитие сферы социального обеспечения, медицинского обслуживания и ухода. Главными целями реализации социальной политики Рязанской области являются сокращение масштабов бедности, стабильное повышение качества жизни всех слоев населения Рязанской области и снижение социальной напряженности в обществе. Достижение этих целей невозможно без развития отраслей социальной сферы на всех уровнях. Потребность развития социальной сферы, в частности системы социальной защиты населения Рязанской области, на сегодняшний день обусловлена следующими факторами: - большинство полномочий Российской Федерации по вопросам социальной политики, в т.ч. в части пенсионного обеспечения, обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан и социального обслуживания, переданы в субъекты Российской Федерации; - исполнение полномочий по социальной защите граждан обеспечивается ассигнованиями из федерального бюджета и средствами местного бюджета, что требует эффективного использования бюджетных средств; - расширение полномочий по вопросам социальной защиты и социального обслуживания граждан тесно связано с разработкой на региональном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих работу социальной сферы по исполнению данных полномочий. Целью совершенствования системы социальной защиты населения Рязанской области является удовлетворение потребности населения Рязанской области в качественном социальном обслуживании с учетом прогнозируемого уровня социально-экономического развития. Основными задачами модернизации системы социальной защиты населения Рязанской области являются: - совершенствование организационной структуры социальной защиты населения Рязанской области с целью повышения ее эффективности; - совершенствование законодательства Рязанской области по вопросам социальной защиты населения; - разработка региональных целевых программ и социальных проектов, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан; - оптимизация системы учреждений социального обслуживания населения Рязанской области; расширение видов оказываемых услуг; повышение качества социального обслуживания; - использование современных информационных и внедрение инновационных технологий для организации работы по социальной защите и обеспечения населения; - взаимодействие с общественными организациями и СМИ в части обеспечения информированности общественности по вопросам социальной защиты и социального обслуживания населения. Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения Рязанской области должно строится на следующих принципах: - гарантированность получения населением Рязанской области социальных услуг и мер социальной поддержки, установленных в соответствии с федеральным и региональным законодательством; - доступность (организационная, территориальная, финансовая, транспортная и так далее) социального обслуживания населения Рязанской области; - равенство граждан, имеющих место жительства в Рязанской области, в получении социальных услуг и мер социальной поддержки; - ответственность органов государственной власти Рязанской области за обеспечение прав граждан на социальную защиту. 2. Основные направления модернизации системы социальной защиты населения Рязанской области В целях достижения поставленных задач модернизацию системы социальной защиты населения Рязанской области планируется осуществлять по следующим направлениям. ●Совершенствование организационной структуры социальной защиты населения Рязанской области. Министерство социальной защиты населения Рязанской области было создано в 2008 году, в ходе реорганизации Управления социальной защиты населения Рязанской области в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 14.05.2008 № 85 «Об организации центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области», и явилось правопреемником данного Управления. В последние годы министерство претерпело ряд преобразований, связанных с расширением полномочий и направленных на повышение эффективности работы его структурных подразделений. С 01.01.2010 года в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Рязанской области,утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12. 2009 № 2098-р, министерству социальной защиты населения Рязанской области, в рамках пилотного проекта, была передана часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В целях исполнения переданных полномочий в Министерстве в начале 2010 года было создано управление предоставления социальных гарантий, в состав которого вошли отдел обеспечения техническими средствами реабилитации и отдел социальных гарантий и организации санаторно-курортного лечения. В 2011 году «в целях оптимизации предоставления государственных услуг в виде социальных выплат создано государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Рязанской области» со штатной численностью 67 единиц, что позволило провести мероприятия по сокращению численности министерства на указанное количество единиц... Произошедшие структурные изменения позволили выстроить единую систему социальной защиты населения в регионе, четко и качественно выполнять возложенные на нас функции по защите социальных интересов жителей Рязанской области».[55] ●Совершенствование законодательства Рязанской области по вопросам социальной защиты населения.Законодательство Рязанской области по вопросам социальной защиты населения составляет достаточно обширный свод законов Рязанской области и Постановлений Правительства Рязанской области, направленных на регулирование отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Региональным законодательством Рязанской области устанавливается размер прожиточного минимума на территории Рязанской области; меры социальной поддержки для региональных льготников, в том числе для многодетных семей; меры социальной поддержки малообеспеченных семей; критерии определения нуждаемости для оказания адресной материальной помощи; порядок проведения летней оздоровительной кампании; порядок присвоения званий «ветеран труда» и «ветеран труда Рязанской области»; порядок предоставления санаторно-курорт-ного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно для отдельных категорий граждан и многое другое. Совершенствование законодательной базы Рязанской области в части социальной защиты граждан является одной из стратегических задач Министерства, нацеленной на своевременное правовое обеспечение модернизации системы социальной защиты населения. В 2010-2011 годах Министерством для усиления социальной поддержки граждан отдельных категорий «была инициирована разработка и принятие 10 законов Рязанской области, 19 подзаконных нормативных правовых актов, принято 5 постановлений министерства».[56] Так, например, недавно на региональном уровне был принят закон Рязанской области от 06.06.2011 № 42-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению бесплатным проездом на междугородном железнодорожном транспорте в фирменных поездах к месту лечения и обратно», позволивший улучшить качество предоставления услуги по бесплатному проезду к месту лечения и обратно. «Для реализации послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ, улучшения демографической ситуации в регионе и стимулирования рождаемости подготовлен проект закона Рязанской области о предоставлении регионального «материнского капитала» при рождении третьего или последующего ребенка в семье. Предполагаемый размер – 100 тыс. руб. Законопроектом предусмотрено распоряжение средствами регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий или ремонт уже имеющегося жилья».[57] ●Разработка региональных целевых программ и социальных проектов, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан.Одним из направлений модернизации системы социальной защиты населения Рязанской области является разработка региональных целевых программ. Целевая программа «Укрепление материально-технической базы, пожарной безопасности учреждений социального обслуживания и территориальных отделов (секторов) министерства социальной защиты населения Рязанской области на 2010-2012 годы» направлена на повышений качества предоставления социальных услуг, в том числе выполнение ремонтных работ, подготовку к отопительному сезону и работы по повышению пожарной безопасности. Принятие этой целевой программы позволило привлечь в регион субсидии из бюджета Пенсионного фонда России. «Общий объем финансирования Целевой программы на 2011 год составляет 28,5 млн. рублей. Из них на проведение ремонтных работ будет направлено 16,6 млн. рублей, на подготовку объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства к работе в отопительный период – 5,5 млн. рублей, на противопожарные мероприятия – 6,4 млн. рублей».[58] Во исполнение поручения Президента РФ, в рамках указанной целевой программы жилые корпуса учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара, системами адресного мониторинга установок пожарной автоматики. «Потребность региона в целевой программе «Старшее поколение», … была очевидна – как известно, доля пожилых людей среди населения области довольно велика».[59] Постановлением Правительства Рязанской области от 16.03.2011 принята долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы». Программой предусмотрено проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста; выявление пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание региональной межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей; обеспечение домов-интернатов новым технологическим и медицинским оборудованием, мебелью для оснащения комнат проживающих; обеспечение бесплатного зубопротезирования для льготной категории пожилых людей; для жителей города Рязани предусмотрено приобретение низкопольных автобусов, приспособленных для обслуживания лиц с ограниченными возможностями. В рамках долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы» на базе комплексных центров предусмотрено создание 15 служб «Мобильная бригада», университетов третьего возраста в 10 муниципальных районах, открытие 3 компьютерных классов и 8 компьютерных рабочих мест, оборудование 3 физкультурно-оздоровительных залов, внедрение института «Приемная семья для пожилого человека» (см. приложение № 3. Реализация долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 гг.). Таким образом, региональная долгосрочная программа «Старшее поколение» «содержит комплекс мероприятий по улучшению социальной защищенности и качества жизни пожилых людей. На ее реализацию планируется направить более 565 млн рублей из областного бюджета».[60] Неизменным приоритетом социальной политики Рязанской области являются мероприятия по защите материнства, детства, укреплению института семьи и возрождению семейных ценностей. В 2011 году Министерством разработан проект «Территория без сирот», направленный на создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. Целями данного социального проекта являются: совершенствование на территории Рязанской области «ответственного родительства», механизмов поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. увеличение охвата новыми видами услуг и частоты патронажа семей с детьми; организация комплексной и межведомственной работы с семьей, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних на территориях обслуживания; применение инновационных технологий в работе с семьями и детьми. В рамках участия в конкурсе «Православная инициатива - 2011», который проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Министерством ведется работа по подготовке социального проекта «Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий на территории города Рязани». Мероприятия проекта предусматривают меры, направленные на социальную реабилитацию и адаптацию лиц БОМЖ, а также оказание социально-духовной помощи указанной категории граждан. Реализация данного проекта предусматривает тесное сотрудничество с Рязанской Епархией и общественностью. Министерством разрабатывается проект областной целевой программы «Доступная среда», цель которой – создание в нашем регионе условий по интеграции инвалидов в общественную жизнь. «Мероприятия, предусмотренные проектом областной программы, будут способствовать улучшению уровня и качества жизни инвалидов, повышению эффективности их реабилитации за счет доступности объектов социальной инфраструктуры, занятости, социальной защиты образования, культуры и спорта, информации и связи. Кроме того, повысят социальную активность людей с ограниченными возможностями, помогут преодолеть самоизоляцию».[61] ●Оптимизация системы учреждений социального обслуживания населения Рязанской области, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Рязанской области, подразумевает развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение видов оказываемых социальных услуг, повышение качества услуг. В настоящее время проект реализуется на территории всех муниципальных образований Рязанской области. На сегодняшний день в Рязанской области существует развитая и хорошо структурированная система государственных учреждений социального обслуживания населения, в которых предоставляются различные виды социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми и детям. В регионе функционирует 20 государственных стационарных учреждений социального обслуживания, в которых постоянно проживает более 2 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов (см. приложение № 4. Государственные стационарные учреждения социального обслуживания Рязанской области). Наличие стационарных форм обслуживания является целесообразным, поскольку существует потребность в учреждениях социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц, которые не могут себя обслуживать самостоятельно и нуждаются в постоянной посторонней помощи. В 2010 году в лечебных учреждениях области были сокращены койки сестринского ухода (так называемые социальные койки), которые в основном были заняты геронтологическими больными. «Более 200 пожилых людей, которые проживали на социальных койках, были переведены в дома-интернаты общего типа».[62] Однако в решении вопросов стационарного социального обслуживания населения Рязанской области есть серьезная проблема. Из 20 стационарных учреждений только 3 расположены в типовых зданиях, остальные - в приспособленных помещениях, не соответствующих требованиям действующих стандартов. Большинство зданий, в которых размещены стационары, построены более 50 лет назад и проведение в них капитального ремонта или реконструкции экономически нецелесообразно. В связи с чем, одна из первостепенных задач совершенствования системы стационарного социального обслуживания в Рязанской области - строительство современных жилых корпусов, соответствующих современным требованиям, а также создание инфраструктуры стационаров (бани-прачечные, очистные сооружения и т.п.). Принятая в регионе долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы» будет способствовать укреплению материально-технической базы стационарных учреждений, т.к. в ней предусмотрены средства на приобретение мебели, санитарного автотранспорта, медицинского и технологического оборудования. «Принципиально новым шагом в 2011 г. стала разработка перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года. Переход к стратегическому планированию призван обеспечить повышение уровня экономичности, эффективности и результативности социального обслуживания. Схема может стать основой принятия решений по финансовой поддержке развития стационарных учреждений в регионе».[63] Большая роль в социальном обслуживании жителей Рязанской области отводится нестационарным учреждениям, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам конкретных групп населения области, а их расположение - к месту проживания получателей социальных услуг. Комплексные центры социального обслуживания населения Рязанской области динамично развиваются. На их базе только в 2010-2011 гг. дополнительно созданы 19 и открыты более 13 различных отделений и служб, которые обеспечивают внедрение современных, актуальных форм социального обслуживания. Также с организацией социально-бытового и медико-социального обслуживания на дому комплексные центры социального обслуживания населения уделяют внимание профилактике социального неблагополучия семей с детьми, своевременному выявлению семей группы риска, их социальному сопровождению и реабилитации, внедрению лучших инновационных технологий по работе с семьей. В 2011 г. продолжили работу созданные на базе комплексных центров социального обслуживания населения и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних «Службы сопровождения семьи» и службы «Горячей линии». Современный уровень развития общества требует от системы социального обслуживания изменения подходов в организации работы действующих учреждений социального обслуживания; внедрения инновационных форм обслуживания; создания новых перспективных типов учреждений социального обслуживания, например: домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых будут созданы благоприятные условия проживания, максимально приближенные к домашним. Оптимизация системы социального обслуживания предусматривает создание сети различных учреждений социального обслуживания, нацеленных на комплексное социальное обслуживание конкретных категорий граждан. В наиболее общем виде предлагаемая система учреждений социального обслуживания должна включать в себя три типа учреждений. Первый тип учреждений - учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста. За основу создания учреждений данного типа следует взять существующие в Рязанской области комплексные центры социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), имеющие богатый опыт организации дневного пребывания, надомного социально-бытового и медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста. Существующую структуру комплексных центров социального обслуживания необходимо совершенствовать, дополнив ее новыми, наиболее востребованными в настоящее время формами обслуживания людей старшего поколения: социально-досуговыми отделениями для граждан пожилого возраста, отделениями экстренной психологической помощи и так далее. Второй тип учреждений - учреждения социальной реабилитации инвалидов. Необходимо учесть, что социальная реабилитация инвалидов принципиально отличается от социального обслуживания. Социальное обслуживание представляет собой совокупность социальных услуг, обеспечивающих возможность удовлетворения основных жизненных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальная реабилитация инвалидов - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Основной особенностью создаваемых учреждений социальной реабилитации инвалидов является осуществление мероприятий по социальной, профессиональной реабилитации и медицинскому сопровождению детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. Учреждения социальной реабилитации инвалидов, предоставляющие комплексные реабилитационные услуги и отвечающие за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в настоящее время в Рязанской области отсутствуют. Третий тип учреждений - учреждения социального обслуживания семьи и детей, оказывающие помощь в реализации законных прав и интересов обычным семьям, а также детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основу для создания сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в Рязанской области могут составить уже функционирующие ГУ КЦСОН «Семья», службы сопровождения семьи и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В дальнейшем в каждом муниципальном районе области планируется создание центров социальной помощи семье и детям - нестационарных учреждений социального обслуживания, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семьи и детей. В крупных районах Рязанской области могут быть созданы учреждения со стационарной формой социального обслуживания детей - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних или социальные приюты, что позволит осуществлять эффективную профилактику безнадзорности несовершеннолетних. Оптимальная система государственных учреждений социального обслуживания населения на современном уровне предполагает наличие двухуровневой системы учреждений социального обслуживания (стационарные и нестационарные учреждения), а также наличие на районном уровне трех типов учреждений социального обслуживания, в том числе: учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста, учреждения социальной реабилитации инвалидов и учреждения социального обслуживания семьи и детей. Оптимальность функционирующей системы учреждений социального обслуживания населения в Рязанской области определяется в настоящее время реальными экономическими возможностями бюджета Рязанской области. Говоря на перспективу, создание в каждом муниципальном районе области учреждений трех вышеназванных типов позволит: максимально приблизить деятельность учреждений социального обслуживания к месту проживания граждан – получателей социальных услуг; предоставлять оптимальные виды социального обслуживания различным категориям граждан; снизить социальную напряженность в регионе; повысить качество жизни жителей Рязанской области; более эффективно использовать бюджетные средства. ●Развитие информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения, внедрение их в практику работы органов социальной защиты населения является крайне актуальным и своевременным, способствует принятию эффективных управленческих решений, планированию расходов на оказание социальной поддержки и совершенствованию социального обслуживания населения Рязанской области. В этом направлении необходимо: - объединить всю персонифицированную информацию о получателях социальных выплат, пособий и услуг в единую межведомственную базу данных, что позволит обеспечить единую поисковую систему для обработки статистических и аналитических запросов в части, касающейся социальной поддержки населения; - разработать и утвердить регламенты межведомственного информационного взаимодействия в целях осуществления синхронизации имеющихся баз данных, обмена данными при совместном решении социальных задач, актуализации имеющихся информационных ресурсов; - провести унификацию структур массивов данных, используемых в различных ведомственных информационных системах социальной сферы для идентификации граждан и учета предоставленных им социальных услуг и выплат. Для системы социальной защиты населения Рязанской области информационные технологии давно не являются новшеством: в регионе созданы электронные базы данных получателей социальных выплат и мер социальной поддержки, многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, автоматизированы системы назначения и выплаты различных социальных выплат. Заключены договоры об информационном обмене с администрацией города Рязани, ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, Главным управлением записи актов гражданского состояния Рязанской области, МП «Кустовой вычислительный центр города Рязани», а также организациями, предоставляющими услуги ЖКХ. Информация предоставляется в министерство в электронном виде, что в определенной степени освобождает граждан от необходимости предоставления дополнительных документов. Правительство Рязанской области уделяет большое внимание развитию информатизации Рязанской области и создания электронного Правительства. «Целью этой масштабной работы является формирование единого информационного пространства, открытого и доступного для граждан и юридических лиц, эффективное и качественное оказание государственных услуг».[64] «Обращение населения в органы социальной защиты всегда было традиционно активным в связи с многочисленными направлениями деятельности, осуществляемыми министерством. Так, в 2010 году поступило около 18 тысяч письменных обращений граждан, более 11 тысяч устных. Увеличение количества обращений связано с реализацией новых направлений деятельности… Кроме того, рост количества обращений граждан в министерство связан с повышением информационной грамотности населения, чему способствовало создание сайта министерства, на котором размещается информация об оказываемых государственных услугах, проведением активной разъяснительной работы через средства массовой информации. За текущий период 2011 года в министерство поступило около 12 тысяч письменных обращений и более 6 тысяч устных».[65] Министерство изыскало новый путь развития взаимодействия с населением. С 01.09.2011 в министерстве начала работать клиентская служба, основанная на принципе «одного окна», что позволило эффективнее организовать прием граждан, повысить качество работы, обеспечить конфиденциальность информации, создать комфортные условия для клиентов. В клиентской службе функционирует единый социальный телефон Рязанской области (8-4912-76-27-33). В 2012 году клиентские службы планируется открыть в Кораблинском, Сасовском и Ряжском территориальных отделах министерства. ●Внедрение инновационных технологий социального обслуживания населения. «Четко обозначенным ориентиром государственной политики в отношении детей является переход от политики ликвидации последствий, предполагающей обеспечение содержания детей в домах-интернатах, социальных приютах и детских домах к политике профилактики трудных жизненных ситуаций – профилактики изъятия и передачи детей в государственные учреждения».[66] В связи с этим, актуальной задачей модернизации системы социальной защиты населения Рязанской области является совершенствование профилактики социального неблагополучия семей с детьми, своевременное выявление семей группы риска, их социальному сопровождению и реабилитации, внедрение лучших инновационных технологий по работе с семьей. В настоящее время на базе комплексных центров социального обслуживания населения и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних продолжают работу созданные в 2009 году в рамках реализации областных целевых программ «О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития на территории Рязанской области на 2008-2010 годы» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области на 2007-2010 годы»: 26 служб участковых социальных координаторов; 26 мобильных бригад; 6 отделений профилактики социального сиротства; отделение социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения и преступления, и отбывшим наказание за совершение преступления, а также единый детский «Телефон доверия» на базе ГУ КЦСОН «Семья». Создание служб нового типа - «Служб сопровождения семьи» и «Телефона доверия» позволило увеличить количество услуг, оказываемых семьям, находящимся на ранних стадиях семейного неблагополучия, снизить количество семей, находящихся в социально-опасном положении, после прохождения курса социальной реабилитации возвратить в родные семьи 140 детей, устроить в приемные семьи и передать под опеку 22 ребенка. Министерством активно реализуются мероприятия по укреплению института семьи, возрождению семейных ценностей. В рамках мероприятий, приуроченных к празднованию Международного дня семьи, проводится поощрение и награждение семей региональными знаками отличия – дипломами и премиями «Признание», свидетельствами о внесении имен родителей в областную Книгу почета «Родительская слава», почетными знаками Губернатора Рязанской области «За веру и добродетель», почетными знаками «Родительская доблесть». В 2011 году награждено 28 семей. В течение нескольких лет министерством ведется работа по привлечению внебюджетных средств для оказания адресной социальной помощи семьям с детьми в рамках благотворительного марафона «С любовью к детям!», который традиционно проходит в период с 1 июня до последнего воскресенья ноября, в которое празднуется День матери. Инновационными технологиями, применяемым министерством в социальной работе с семьями и детьми, являются: введение регионального материнского капитала, разработку социального проекта «Территория без сирот» и др. ●Инновации в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.«Важным фактором, характеризующим потребность населения в социальных услугах, является старение населения. Наиболее востребованными станут услуги по постоянному постороннему уходу на дому и в стационарах, требующие большого количества специалистов».[67] Модернизация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Рязанской области предполагает организацию работы по следующим направлениям: 1. Развитие новых форм работы с пожилыми людьми, направленных на сохранение их социальной активности и физического благополучия, проживая в домашних условиях. Примером внедрения новых форм обслуживания служит открытый 01.09.2010 года в комплексном центре социального обслуживания населения города Рязани открыт Университет третьего возраста, который объединяет восемь факультетов: юридический, «православные знания», «информационные технологии», «медицинские знания», «психология», «культура», «домашний очаг», «краеведение». Помимо теоретической части, в рамках занятий на факультетах проводится много культурно-досуговых мероприятий. Университет третьего возраста уже работает в Сасовском районе, в текущем году планируется открытие еще в дух районах области, для этого на базе комплексных центров создаются компьютерные классы. Большой популярностью у рязанских пенсионеров пользуется клуб выходного дня для ветеранов, созданный на базе комплексного центра социального обслуживания населения города Рязани. Планируется «открытие пункта проката технических средств реабилитации (ТСР), то есть инвалидных колясок, протезов, тростей, ходунков».[68] 2. Одним из направлений модернизации социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов - является внедрение стационарозаменяющих технологий. Новая форма социального обслуживания – приемные семьи для пожилых людей - является одним из вариантов решения проблем жизнеустройства одиноких пожилых людей. Программой «Старшее поколение» на 2011–2013 гг. предусмотрена организация приёмных семей, которая позволит одновременно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются пожилые граждане и люди с ограниченными возможностями. Это и социальное одиночество, вызванное потерей родных и близких, и плохие жилищно-бытовые условия, и необходимость в постоянном уходе. «Внедрение такого вида соцподдержки предполагает снижение очерёдности в дома-интернаты. Она экономически целесообразна и является альтернативой стационарному обслуживанию. Приёмная семья позволит поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом».[69] Пока готовится соответствующий законопроект, 13 семей заявили о желании принять в семью граждан пожилого возраста. Также в рамках программы «Старшее поколение» на базе ГСУСО «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина» планируется создать школу сиделок для обучения всех желающих навыкам ухода за престарелыми гражданами, нуждающимися в постороннем уходе. Еще одна технология, позволяющая эффективно организовать надомное обслуживание – это создание мобильных бригад, позволяющих обеспечить равные возможности пожилым гражданам, проживающим в сельской местности, в получении качественных социальных услуг. В настоящее время на базе комплексных центров социального обслуживания населения Касимовского, Кадомского, Рязанского и Милославского районов действуют 4 мобильные бригады. Специалисты, входящие в их состав оказывают психологическую, юридическую помощь, социально-бытовые услуги пожилым гражданам, малообеспеченным и неблагополучным семьям. ●Инновации в профилактике бродяжничества и социальной реабилитации граждан.Одним из инновационных направлений деятельности является организация работы по социальной реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства и занятий (БОМЖ) и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время завершается работа по укомплектованию кадрами службы «Социальный патруль», созданной при комплексном центре социального обслуживания населения города Рязани, в целях оказания лицам БОМЖ, вне зависимости от возраста, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, направленной на поддержание их жизнедеятельности. В соответствии с межведомственным Планом по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, Министерством оказывается содействие в восстановлении правоустанавливающих документов, оформлении в стационарные учреждения социального обслуживания, предоставлении консультативной помощи. Министерство координирует деятельность созданных в 29 муниципальных районах рабочих групп по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. «Проводится определенная работа, направленная на повышение эффективности их деятельности. Органами социальной защиты в 2012году оказана адресная материальная помощь 55 гражданам указанной категории более чем на 200 тысяч рублей, предоставлено 188 талонов на горячее питание. С момента создания рабочих групп, там, где проводится индивидуальная работа с каждым освободившимся, отмечается снижение совершенных ими правонарушений».[70] ●Взаимодействие с общественными организациями и СМИ, в целях максимальной информированности граждан о предоставляемых социальных услугах является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства. В 2011 году создан официальный сайт Министерства социальной защиты населения Рязанской области (www.minsoc.ryazangov.ru), на котором каждый желающий может ознакомиться с информацией по направлениям деятельности Министерства, новостями социальной сферы и оставить электронное обращение, которое подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Важным этапом в развитии информационного общения Министерства с населением области стало издание газеты «Социальная правда», первый номер вышел в мае 2013 г. На страницах газеты рассказывается о состоянии социальной сферы региона, о нововведениях в системе мер социальной поддержки, планах развития Министерства, а также публикуются различные интервью, репортажи, очерки об интересных людях, исторические заметки. Для привлечения общественности к обсуждению вопросов социальной защиты и социального обслуживания граждан, оказания содействия Министерству в решении социальных проблем жителей региона в апреле 2013 г. при министерстве социальной защиты населения Рязанской области создан Общественный совет, в состав которого вошли руководители общественных организаций региона. Инновационным моментом в работе Министерства явилась акция «Социальный субботник», проводимая с целью организации разъяснительной работы с населением области. Данная акция «дает возможность в доступной форме предоставлять людям реальную и точную информацию о мероприятиях, происходящих в социальной сфере, выяснить, как они ими воспринимаются, какие есть вопросы и проблемы, касающиеся социального обеспечения и многое другое».[71] ●Совершенствование оплаты труда и повышение статуса работников социальных служб.В сфере социального обслуживания населения Рязанской области действует сеть социальных учреждений, насчитывающая в данное время 54 организации, в которых трудятся более 5 тысяч сотрудников. Переход на отраслевую систему оплаты труда в сфере социального обслуживания населения регламентирован Постановлением Правительства Рязанской области от 06.04.2011 № 66 «О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.11.2005 № 280 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Рязанской области», соответствующими нормативными документами Министерства и Положениями, регулирующими вопросы оплаты труда в конкретных учреждениях. Внедрение отраслевой системы оплаты труда позволит на 20-25% повысить размер заработной платы работникам учреждений, более тесно увязать оплату с качеством и результативностью их труда. Конкретный размер повышения будет зависеть от наличия и уровня образования, стажа непрерывной работы, трудового вклада каждого работника. На территории Рязанской области создана и достаточно успешно функционирует система социальной защиты населения, включающая собственно Министерство с его территориальными подразделениями, сеть стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания населения, ГКУ РО «Центр социальных выплат Рязанской области». Органы социальной защиты населения Рязанской области оказывают различные виды услуг социального характера, в т.ч. выплата пособий, компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и иных социальных выплат, установленных в соответствии с федеральных и региональным законодательством, оказание единовременной адресной материальной помощи, предоставление сред-ств адаптации и технических средств реабилитации, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей, стационарное и надомное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание и многое другое. Целью модернизации системы социальной защиты населения Рязанской области является удовлетворение потребности населения в социальном обслуживании с учетом прогнозируемого уровня социально-экономического развития. Министерством социальной защиты населения Рязанской области проведены мероприятия по модернизации региональной системы социальной защиты населения: - усовершенствована организационная структура Министерства социальной защиты населения Рязанской области; - Министерством инициированы разработка и принятие законов Рязанской области, подзаконных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в его компетенцию; - разработаны и внедряются региональные целевые программы и социальные проекты; - проведена оптимизация системы социального обслуживания, предусматривающая создание сети различных учреждений, нацеленных на комплексное социальное обслуживание конкретных категорий граждан, расширение видов оказываемых услуг и повышение качества социального обслуживания; - в Министерстве открыта клиентская служба, основанная на принципе «одного окна»; - Министерством создан официальный сайт, издается газета «Социальная правда», проводится разъяснительно-информационная акция «Социальный субботник».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: Социальная защита населения в Российской Федерации является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя России (право граждан на социальное обеспечение) и государственную социальную политику. Система социальной защиты населения - это совокупность институтов и мер экономического, правового, организационного характера, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении социально негативых обстоятельств (в т.ч. социальных рисков); сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия. Управление системой социальной защиты населения представляет собой разновидность социального управления, оно многоаспектно и многозначно. В процессе управления системой социальной защиты населения выполняются как общие функции (прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, маркетинг, учет и контроль), так и конкретные функции, присущие организациям социальной сферы (функции, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, на социальную адаптацию и интеграцию в общество). Министерство социальной защиты населения Рязанской области создано в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Рязанской области и является органом государственной власти, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Приоритетными задачами Министерства являются: повышение уровня жизни и доходов населения; оказание мер социальной поддержки социально незащищенным слоям населения; нормализация и улучшение демографической ситуации; обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам и детям. На территории Рязанской области создана и достаточно успешно функционирует система социальной защиты населения, включающая Министерство, территориальные отделы (секторы), сеть стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания населения, ГКУ РО «Центр социальных выплат Рязанской области». Стоящие перед министерством социальной защиты населения Рязанской области задачи по социальной защите населения и социальному обслуживанию граждан успешно решаются и активно проводится модернизация системы социальной защиты населения. Для дальнейшего совершенствования работы по предоставлению и повышению качества оказываемых социальных услуг, расширения и оптимизации структуры системы социальной защиты населения на территории Рязанской области предлагается: - разработать предложения по экономическому стимулированию малых частных предприятий в целях вовлечения их в сферу социальных услуг и создания альтернативных предприятий социального обслуживания на внебюджетной основе, для создания конкурентной среды и повышения качества оказываемых услуг; - создать сеть малых предприятий различных форм собственности, позволяющих развивать трудовой потенциал граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности и граждан пожилого возраста, обеспечить им дополнительный доход и создать условия для самореализации личности, (например, диспетчерские службы, туристические агентства, мини-прачечные, кафе, Интернет-салоны и т.п., в которых большая часть рабочих мест замещается инвалидами и пенсионерами; - создать Социальный приют и Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы в целях оказания гражданам данных категорий качественных услуг по социальной реабилитации и адаптации и снижения социальной напряженности в регионе; - включить в структуру системы социальной защиты населения Рязанской области в качестве подведомственного учреждения санаторно-курортное учреждение круглогодичного действия, имеющего достаточно широкий спектр лицензированных медицинских услуг, для лечения и оздоровления детей за счет средств регионального бюджета. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФи (с изменениями от 30.12.2008). - www.constitution.ru. 2. Федеральный закон от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». – Система ГАРАНТ. 3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». - www.fss.ru. 4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». - Система ГАРАНТ. 5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ. 6. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». – Система ГАРАНТ. 7. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ. 8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.». - Система ГАРАНТ. 9. Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания». - Система ГАРАНТ. 10. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 13 (265), 2005. - www.budgetrf.ru 11. Постановление Правительства Рязанской области от 14.05.2008 № 85 «Об организации центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области». - Система ГАРАНТ. 12. Постановление Правительства Рязанской области от 09.06.2008 № 91 «Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты населения Рязанской области». – Система ГАРАНТ. 13. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. Стереотипное издание. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 124 с. 14. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 344 с. 15. Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/под ред. Е.И.Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001, - 288 с. 16. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высшая школа, 2001. – 271 с. 17. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с. 18. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 192 с. 19. Социальная работа: теория и практика; Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М: ИНФРА-М, 2001. – 427 с. 20. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 256 с. 21. Астафьев М. После шестидесяти за парту!// Социальная правда. № 1, май 2011. – стр. 6 22. Иванова Л. Чтобы возможности не были ограниченными. // Рязанские ведомости. № 102 (3905), 08.06.2011. – с. 3 23. Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 49, 2008. – с. 147 24. Олимских Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание.// Вестник удмуртского университета. № 2, 2007. – с. 180 25. Писаревская И. С заботой о старшем поколении.// Социальная правда. № 1, май 2011. – с. 2 26. Варникова А. От ситуации – к политике. Демографической// Рязанские ведомости, 25.06.2005, № 135 (2191). – www.rv.ryazan.ru 27. Доклад министра социальной защиты населения Рязанской области С.В. Филимонова « О социальной защите граждан в Рязанской области». – www.minsoc.ryazangov.ru 28. Итоги работы министерства социальной защиты населения Рязанской области за 2010 год и задачи на 2011 год. – www.minsoc.ryazangov.ru 29. Карабут А.: На Ставрополье уже есть эффективный опыт модернизации социальной сферы.// Российское информационное агентство «ФедералПресс». 17.08.2011. – www.fedpress.ru 30. Липовский дом-интернат – новая модель социального обслуживания. - www.cesin.ru 31. Лыгина М.А. Проблема философского осмысления сущности социальной работы.//Общество. – www.terrahumana.ru 32. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Извлечения из издания С-Пб, 1894. – www.kurs.ido.tpu.ru 33. Малева Т. М. Постиндустриальная соцполитика. - www.opec.ru 34. Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - www.cesin.ru 35. Материнский капитал и помощь инвалидам – в центре внимания Совета. – www.minsoc.ryazangov.ru 36. Расширенное заседание Правительства Рязанской области. 28.06.2011 – www.ryazanreg.ru 37. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. / Институт организационных систем. – М.: 2000. – www.socio-org.narod.ru 38. Щекин Г. Социальное управление как система. / Из монографии «Теория социального управления». – Киев, 1996. – www.vasilievaa.narod.ru [1] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – с. 9 [2] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Извлечения из издания С-Пб, 1894. - http://kurs.ido.tpu.ru/courses/teor_coc_work/hrest1.htm [3] Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 29. [4] Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». – Волгоград, Издательство ВолГУ, 2001. – с. 21 [5] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – с.71 [6] Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – с. 104, с. 106 [7] Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – с. 137 [8] Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – с. 281 [9] Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». – Волгоград, Издательство ВолГУ, 2001. – с. 34 [10] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – с. 172 [11] Олимских Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание. //Вестник удмуртского университета. № 2, 2007. – с. 180 [12] Социальная работа: теория и практика; Учеб. пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М: ИНФРА-М, 2001 — http://www.jenessi.net/soc_rabota [13] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект). //Трудовое право, 2008. – http://www.juristlib.ru/book_5808.html [14] Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 49, 2008. – с.147 [15] Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – с.7 [16] Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. Стереотипное издание. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – с. 27 [17] Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – с.6-7 [18] Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». – ч.3 ст.1 [19] Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. Стереотипное издание. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – с. 68 [20] Социальная работа: теория и практика; Учеб. пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М: ИНФРА-М, 2001 — http://www.jenessi.net/soc_rabota [21] Заяц О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток, Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – с. 9-10 [22] Щекин Г. Социальное управление как система. / Из монографии «Теория социального управления». – Киев, 1996. – http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20 2 97.htm [23] Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высшая школа, 2001. – с. 40
[24] Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. – Владивосток, Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – с. 43 [25] Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/под ред. Е.И.Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001, - с. 12 [26] Квеско Р.Б., Муравская Е.Н., Квеско С.Б., Чайковский В.Д. Менеджмент социальной работы (Организация управления и администрирования в социальной работе): учебное пособие. – Томск, Изд-во ТПУ, 2009. – http://www.twirpx.com/ [27] Социальная работа: теория и практика; Учеб. пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М: ИНФРА-М, 2001 — http://www.jenessi.net/soc_rabota [28] Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект).// Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 13 (265), 2005. - http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf265-13/vestniksf265-13020.htm [29] Кислицына А.Н. Актуальные задачи социальной работы в России: модернизация и инновации. – Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. - http://ms-solutions.ru [30] Малева Т. М. Постиндустриальная соцполитика. - http://www.opec.ru/1153450.html [31] Хасбулатова О.А., Эрмиш И.Г. Модернизационные аспекты системы социальной защиты населения.// Женщина в российском обществе. - http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2F www. Womaninrus sia.ru%2Fcontent%2Fmodernizatsionnye-aspekty-sistemy-sotsialnoi-zashchity-naseleniya [32] Кислицына А.Н. Актуальные задачи социальной работы в России: модернизация и инновации. – Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. - http://ms-solutions.ru [33] Кислицына А.Н. Актуальные задачи социальной работы в России: модернизация и инновации. – Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. - http://ms-solutions.ru [34] Хасбулатова О.А., Эрмиш И.Г. Модернизационные аспекты системы социальной защиты населения.// Женщина в российском обществе. - http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2F www.womaninrus sia.ru%2Fcontent%2Fmodernizatsionnye-aspekty-sistemy-sotsialnoi-zashchity-naseleniya [35] Бушуева К. Соцзащита на проводе.//Репортер и время. № 28 (551). 16.07.2010. – http://www.reporter-dz.ru/korotko/soczaschita-na-provode.html [36] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/ projects/3361/ [37] Липовский дом-интернат – новая модель социального обслуживания. -http://www.cesin.ru/work/projects/3967/ [38] Опыт Самарской области по организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. - http://www.cesin.ru/work/projects/3263/ [39] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/ projects/3361/ [40] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/ projects/3361/ [41] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/ projects/3361/ [42] Технологии, нужные людям. - http://www.cesin.ru/work/projects/3319/ [43] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/projects/3361/ [44] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/ projects/3361/ [45] Социальные проекты Липецкой области: «Мы твой дом и тепло сохраним». - http://www.cesin.ru/work/ projects/2153/ [46] Технологии, нужные людям. - http://www.cesin.ru/work/projects/3319/ [47] Карабут А.: На Ставрополье уже есть эффективный опыт модернизации социальной сферы.//Российское информационное агентство «ФедералПресс». 17.08.2011. – http://fedpress.ru/federal/press/interview/ id_244816.html [48] Материалы сборника «Старшее поколение: социальные проекты». - http://www.cesin.ru/work/ projects/3361/ [49] Богданова А. Не ждать, а идти на помощь. Интервью с начальником управления социальной защиты населения Липецкой области В.Явных.// Липецкая газета. 12.05.2011. – http://lg.lpgzt.ru/article/15968.htm [50] Итоги работы министерства социальной защиты населения Рязанской области за 2010 год и задачи на 2011 год. - http://minsoc.ryazangov.ru/ [51] Итоги работы министерства социальной защиты населения Рязанской области за 2010 год и задачи на 2011 год. - http://minsoc.ryazangov.ru/ [52] Итоги работы министерства социальной защиты населения Рязанской области за 2010 год и задачи на 2011 год. - http://minsoc.ryazangov.ru/ [53] Итоги работы министерства социальной защиты населения Рязанской области за 2010 год и задачи на 2011 год. - http://minsoc.ryazangov.ru/ [54] Варникова А. От ситуации – к политике. Демографической //Рязанские ведомости, 25.06.2005, № 135 (2191). -http://rv.ryazan.ru/old/cgi-bin/main-n=2191&m=7.htm [55] Доклад министра социальной защиты населения Рязанской области С.В. Филимонова «О социальной защите граждан в Рязанской области». - http://minsoc.ryazangov.ru/ [56] Иванова Л. Чтобы возможности не были ограниченными. // Рязанские ведомости, 08.06.2011. № 102 (3905) – стр. 3 [57] Доклад министра социальной защиты населения Рязанской области С.В. Филимонова «О социальной защите граждан в Рязанской области». - http://minsoc.ryazangov.ru/ [58] Условия пребывания в социальных учреждениях региона станут лучше. - http://minsoc.ryazangov.ru [59] Иванова Л. Чтобы возможности не были ограниченными. // Рязанские ведомости, 08.06.2011. № 102 (3905) – стр. 3 [60] Писаревская И. С заботой о старшем поколении.//Социальная правда, май 2011. № 1. – с.2 [61] Материнский капитал и помощь инвалидам – в центре внимания Совета. – http://minsoc.ryazangov.ru [62] Иванова Л. Чтобы возможности не были ограниченными. // Рязанские ведомости, 08.06.2011. № 102 (3905) – стр. 3 [63] Доклад министра социальной защиты населения Рязанской области С.В. Филимонова «О социальной защите граждан в Рязанской области». - http://minsoc.ryazangov.ru/ [64] Расширенное заседание Правительства Рязанской области. 28.06.2011 – http://www.ryazanreg.ru/news/ archive/2011/9568 [65] В министерстве социальной защиты населения Рязанской области приступила к работе клиентская службы. – http://minsoc.ryazangov.ru/news/6587 [66] Выступление начальника Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне С.И. Дугина на «круглом столе» по теме «О модернизации социальной помощи семье и детям в рамках реализации краевых целевых программ» - http://www.aksp.ru/reference [67] Выступление председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области Пикулевой О.А. по вопросу «О работе комитета по социальной защите населения Ленинградской области и администраций муниципальных районов по внедрению инновационных технологий в сфере социальной защиты населения». – http://social.lenobl.ru [68] Иванова Л. Чтобы возможности не были ограниченными. // Рязанские ведомости, 08.06.2011. № 102 (3905) – стр. 3 [69] Писаревская И. С заботой о старшем поколении.//Социальная правда, май 2011. № 1. – с.2 [70] Итоги работы министерства социальной защиты населения Рязанской области за 2010 год и задачи на 2011 год. – http://minsoc.ryazangov.ru [71] В Рязанской области продолжаются «Социальные субботники». - http://minsoc.ryazangov.ru/news
![]() |