Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сущность модернизации системы социальной защиты населения в России



 

В общей концепции социальной политики система социальной защиты занимает важное место, так как имеет целью стабилизацию среднего уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности, уменьшение разницы в уровне жизни различных категорий населения.

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 1990-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая характеризовалась непривычно высоким уровнем социальных рисков: потерей места работы, удорожанием стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей социальной помощи, в т.ч. пенсионного обеспечения.

С реализацией экономических реформ модель социальной защиты населения претерпела определенные изменения: ликвидирована система льгот через производственные коллективы, установлены социальные выплаты безработным, увеличился размер пособий, связанных с рождением ребенка, уходом за детьми, передачей детей на семейную форму воспитания.

До 2005 года различными видами льгот и социальных выплат было охвачено две трети населения страны. Сложившаяся практика предоставления натуральных льгот (оплата ЖКУ, проезд на различных видах транспорта, обеспечение лекарствами, транспортными средствами и т.д.) привела к тому, что получатели стали воспринимать эти льготы, как выполнение, государством своих обязательств, не учитывая их стоимость в общем доходе.

Российские исполнительные и законодательные органы за последние 15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды, в том числе: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости.

«Данные меры позволили сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения, для которой была характерна значительная зависимость (более чем на 60%) от государственного бюджета».[28]

Однако в современной модели социальной защиты населения большинство льгот предоставляются не по уровню дохода, а по другим основаниям: стажу трудовой деятельности, наличию государственной награды, статусу пенсионера или инвалида и т.д. Сложившаяся около 20 лет назад модель социальной защиты населения не может оставаться догмой, взаимозависимый мир и изменившаяся действительность предъявляют новые требования.

«Под модернизацией в самом общем значении этого термина следует понимать изменение социально-политической, экономической и духовной жизни общества в соответствии с требованиями новой эпохи, а под инновациями – все самые новые идеи, принципы, методы и технологии, позволяющие подняться на качественно более высокий уровень в отдельных сферах духовной и материальной жизни общества».[29]

В утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» в числе стратегических приоритетов, целей и мер, обеспечивающих устойчивое развитие государства, названы: обеспечение социальной стабильности в обществе, повышение качества жизни российских граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, сокращение бедности, поддержка социально значимой трудовой занятости и системы защиты от безработицы, внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствование института семьи, охрана материнства, отцовства и детства, стабилизация численности населения в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации.

«В настоящий момент в экономической и социальной политике перед страной стоят две разные задачи, совпавшие по времени. Одна из них – необходимость снизить социальные и экономические издержки кризиса, те которые в таких случаях возникают всегда и везде. Другая – инновационное и модернизационное развитие, путь, на который Россия не может не вступить, требует изменения параметров социального развития, в том числе – изменения и модернизации институтов социальной сферы».[30]

Меры активной социальной помощи предназначены для стимулирования творческой и трудовой активности, инициативы личности и направлены на ее самообеспечение и саморазвитие. В системе социальной поддержки трудоспособного населения ведущее место должно принадлежать мерам активной поддержки, которые охватывают широкий круг проблем: усовершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров; составление программ по содействию занятости населения, в том числе выпускников учебных заведений, женщин, возвращающихся в трудовую деятельность после перерыва, связанного с уходом за ребенком; развитие предпринимательства; квотирование рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и ряд других.

Меры пассивной социальной защиты носят распределительный характер и должны распространяться на ограниченные категории населения, на тех, кому невозможно помочь иначе, как путем оказания социальной помощи. К пассивной социальной защите относят прямые социальные расходы и ограничения, которые осуществляются в пользу самых уязвимых слоев населения. Без дифференцированного подхода к оценке нуждаемости такая система социальной помощи малоэффективна.

«Таким образом, модернизация системы социальной поддержки предполагает переход от односторонних обязательств со стороны государства к взаимным обязательствам государства и гражданина, т.е. от логики возмещения социального ущерба к алгоритму социального действия. Государство будет готово оказывать социальную поддержку тем слоям населения, которые в действительности утратили трудоспособность, но не обязано помогать тем, кто в силу субъективных причин не хочет трудиться».[31]

Основная задача модернизации социальной сферы в России - разработка и реализация программы модернизации социальной защиты населения, опираясь на накопленный в Минздравсоцразвитии РФ и регионах нашей страны опыт и инновации. Главными направлениями модернизации в области социальной защиты населения являются следующие:

- Модернизация отдельных типов учреждений, службы ухода на дому, пересмотр структуры социальных услуг, условий их оплаты, развитие рынков социальных услуг. На этом этапе предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных некоммерческих), что позволит внедрить платные социальные услуги, увеличив контингент получателей услуг и повысив их качество. Необходимо введение страховых платных услуг в стационарных учреждениях и расширение спектра социальных услуг – информационных, правовых, консультационных, психологических.

- В перспективе предоставление гражданам прямых целевых выплат в виде социального сертификата (вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме), размер которых определяется стоимостью услуг, положенных данному гражданину. Целевая выплата может перечисляться на социальную карту и использоваться для оплаты социальных услуг, оказываемых соответствующим учреждением любой формы собственности.

- Переход к новому программно-целевому механизму реализации мероприятий по социальной защите граждан – в виде карт-проектов. Карты двух проектов утверждены 30.04.2010 Председателем Правительства РФ В.В.Путиным: «Поддержка социально незащищенных групп населения» и «Поддержка семьи». Предполагается в ряде субъектов РФ провести эксперимент по оказанию адресной социальной помощи бедным семьям на основе социального контракта, что будет способствовать переходу от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. «Социальный контракт станет инструментом адресной социальной помощи: государство берет на себя обязанность оказать помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье, а индивид берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок, получить профессию, устроиться на работу или начать свой бизнес».[32]

- Формирование нормативно-правовой базы модернизации и развитие механизмов организации социального обслуживания населения в РФ, в т.ч. внесение изменений в федеральное и региональные законодательства, формирование механизма привлечения негосударственных (частных) организаций к социальному обслуживанию населения и создание рынка социальных услуг.

- Выработка принципиально новых решений и программ, целью которых является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов путем перехода на использование «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья», а также организация межведомственного взаимодействия, включая органы исполнительной власти субъектов РФ и общественные организации инвалидов.

- Использование ресурсов информационных технологий, совершенствование государственной статистической отчетности по вопросам социальной защиты населения, повышение ее информативности и практической направленности.

- Разработка системы критериев оценки эффективности социальной защиты населения, разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями, выработка механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов с бизнес-сообществом, некоммерческими и иными общественными организациями, содействие развитию общественных инициатив в сфере социальной поддержки, в т.ч. волонтерского движения.

- Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного задания, формирование перспективных целевых программ, эффективное использование внутренних ресурсов, взаимодействие с малым бизнесом и некоммерческими организациями. Формирование рынка социальных услуг, конкуренции в целях способствования расширению объема и повышению качества социального обслуживания. Создание сети малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящие в гарантированный перечень. Таким образом, модернизация социальной защиты будет способствовать созданию новых рабочих мест, позволит смягчить напряженность на рынке труда, перенацелив имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу.

«Успех модернизации и внедрения инноваций в социальной сфере во многом зависит от человеческого фактора – изменения сознания людей, сотрудников социальных служб, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию для их проведения, стремиться постигать позитивный зарубежный опыт и выходить со своими инициативами по созданию системы современной социальной работы, отвечающей интересам нуждающихся в помощи людей и вызовам времени».[33]

Процесс модернизации социальной защиты населения представляет собой мероприятия по совершенствованию управления системой социальной защиты населения на основе новейших технологий и методик социальной работы и подразумевает «определение оптимальной роли государства в установлении форм и методов социальной защиты населения; формирование у населения ответственности за свое благосостояние и благосостояние своей семьи; внедрение системы адресной социальной помощи; разработка критериев дифференциации объектов, нуждающихся в пассивной или активной социальной поддержке; стимулирование инициативы граждан, направленной на обеспечение собственной материальной безопасности, на самообеспечение и самозащиту; развитие социального страхования с участием самих застрахованных…; стимулирование частных инвестиций в социальную сферу, в том числе в социальную защиту, развитие в этой сфере частно-государственного партнерста».[34]

Таким образом, модернизация социальной защиты населения подразумевает:

- пересмотр и изменение организационных структур организаций и учреждений социальной защиты населения с целью налаживания более эффективных связей взаимодействия между элементами оргструктур, в том числе перевод учреждений на новые организационные формы;

- перераспределение и делегирование полномочий по социальной защите населения между уровнями власти;

- изменение целей организаций, выражающиеся в разработке карт-проектов, целевых программ помощи отдельным категориям населения и т.п.;

- расширение функций организации, связанное с получением новых полномочий, введением новых форм социального обслуживания, выплат и т.п.;

- перераспределение кадровых и материальных ресурсов организации в связи с изменением ее организационных структур и расширением функций;

- организацию эффективного контроля расходования средств, планирование финансирования на выполнение карт-проектов и целевых программ;

- повышение мотивации работников социальной службы путем введения новых методов оплаты труда, организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.

О том, что процесс модернизации социальной защиты населения действует, свидетельствует положительный опыт российских регионов. Остановимся на нем подробнее.



Просмотров 2401

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!