Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Трение, износ в машинах. Осн.виды изнашивания



Износ дет.ведет к потерям точности машин, приборов, инструментов, снижению КПД м-н, прочности дет.из-за появл. динамич.нагр-ок и уменьшен. сечений, увеличению шума и др. негатив явлен. Виды изнашивания: абразивное– возн.в рез-те режущего/царапающего действия тверд.тел и ч-ц (хар-н для мех-мов, работ-их всухую, в пыли)На интенсив-ть изнаш-я влияет форма, физикомеханич.и геометрич.хар-ки абразива. В местах контакта трущихся пов-тей в рез-те пластичческой деф-ции при сжатии и сдвиге пов-тей защитн. пленки разруш-ся; фрейтингкорроз-я- разновид-ть повреждений, возник-х относительным перемещением 2х соприкас-ся дет-й друг отн-но друга; усталост-я- зависит от форм и р-ров физкомех-х св-в, условий нагружения, теплового режима р-ты контактир-х поверх-ей,а т-же физикохим-х св-в смазоч-го материала. В ЗП ПК и др.мех-мах при р-те возник-ют усталостные изнаш-я (выкрашивание). Хар-ое для хорошо смазанных контакт-х пов-тей дм, испыт-х пов-ные контакт-е напряж-я и р-ют в режимах качения со скольжен-м; эрозионная -при химич.изменении пов-тей. Зависит от св-в смазоч-х мат-ов, св-в трущихся пов-тей, условий эксплуатации, окр.среды, температ-го режима и времени взаимодей-я. Наиб.опасный износ - заедание трущихся пов-тей. Происх.в высоконагр-х/высокоскорост-х мех-мах из-за разрыва смаз-й пленки; отгезионномех-я – наиб.техничен д/мех.р-ты без смазки или с тв.смаз.покрытием, особ.в вакууме или инертных газ.средах.; коррозионный.

6.Выбор материалов для дм. Методы упрочнения.

Важнейш.критериями при выборе материалов для нагруж-ых дет.общ. назнач-я явл-ся объемная прочность, износостой-ть и жесткость. Во многих случаях решающее знач-е также имеют: теплостой-ть, теплопровод-ть, противокоррозионные хар-ки, электроизоляц-е св-ва, стоимость и дефицитность материалов. 1) Дет.с тяжелонагруж-м контактом (ПК, винтовые пары качения, фрикц-е муфты). Критерий работосп-ти - износост-ть, нагрузочная способность - сопротивление выкраш-ю, при возможности перегрузках - пластическими деформациями. Нужно обеспечить высокую твердость сопрягаемых пов-тей, поэтому для их изгот-я исп-ют стали (18ХГТ, 12ХН3А, 20Х2Н4А и др.) с твердостью сопряж-ых пов-тей НRС 50-60. 2) ЗК. Критерии - объемная прочность зубьев и износост-ть их актив-х пов-ей. Для сокращен-я перерасхода материалов и завышения р-ров следует назначать высок. твердость актив-х пов-тей (т.к. способны выкраш-ся).Этим треб-ям удовл-т: легир. стали, подверг-ся термозакалке и химикотермическому упрочнению/цементации и нитроцемент-и с послед-ей закалкой и низким отпуском, азотир-е и др. Для наиб. ответст-х конструк-й (высоконагруж-х, высокоскоростных п/ч) обычно исп-ют цементацию и нитроцементацию высоколегир-х сталей. Часто использ-ют чугуны с прочностью не ниже Gв=1200МПа - если скорости небольшие, а р-ры большие. При больших треб-ях к шумам и вибрациям ЗК изг-ют из неМе (капрон, капролон, текстолит и др.). 3)Валы, оси. Критерии - жесткость, объемная прочность и износостойкость. Чаще всего исп-ют стали. Выбор марки, термообр-ки зависит от требований, предъявл-х к массе проектируемой дет. и износост-ти уч-ков вала/оси. Распростр-ны валы, выполненные заодно с шестерней. 4)Червячные пары, подш-ки, винт-гайка, направляющие поступ-го движения скольжения. В этом случ. при выборе материалов руковод-ся получ-ем хор. антифрикц-х св-в. Антифрикционные - материалы обладающие в опред-х услов-ях малым и достаточно устойч-м знач-м коэф-та трения, высок-й износостой-ю хар-ой прирабатыв-ю (бронза, баббит, текстолит и др.) фрикционные св-ва - материалы с довольно высоким коэф-том трения, износост-ю, теплостой-ю (сцепления, тормоза). Наилучшие рез-ты достиг-ся сочетанием высокотвердой стальной пов-ти с антифрикц-ным материалом. В малоответств-х п/чах находят применение Ч и винты с твердостью сопрягаемыхпов-тей не более НВ320 (Ст 45,45Х и др.), подверг-ых улучшению/нормализации. Для увелич-я нагрузочных способностей назначают твердость сопряж.пов-тей Ч порядка НRС50. Для этого исп-ют закалку ТВЧ(токами выс.частоты). Наилучш. рез-ты достиг-ся при цементации с последующей закалкой стали (20Х, 12ХН3А, 18ХГТ и др.) и азотирование. Для наиб ответствен п/ч без огранич.по скорости применяют олов-е бронзы (Бр010Ф1, Бр0ФМ, Бр06Ц3С и др.). Дет. из этих бронз стойки против задира. Выбор материалов сопряж. пов-тей направл-их скольжение в осн-м опр-ся предупрежден к схват-ю. При этом исп-ют пары: чугун/сталь и антифрикц-й материал (бронза, баббит, текстолит, капрон, капролон и др.). 5) Корпусные дет.(станины, плиты, корпуса механич п/ч) восприн-ют значит усилия от раб.органов машин, нагрузок в зацеплении, винтовых парах и т.д. Наряду с этим корпусные дет. должны обеспеч. Правильн. располож-я установленных в них дет. и узлов. При выборе материалов учитывают необх-ть обеспеч-я объемной прочности и жесткости. При серийн.и массовых пр-вах наиб рац-но изгот. Корп.дет.методом литья. Материалы: чугун/литейн. Сталь (20Л, 30Л). В индивидуальн./единичн.сварные (Ст2, Ст3, 14Г и др.). Большинство ДМ подвержено изгибу и кручению, при которых напряж-я растут в направлении к пов-ти. На пов-ти дей-т основн.источники концентрации напряжен-й, вызванных формой и шерох-ю пов-ти, контактн.напряжения; происходит изнашивание и зарождаются трещины. Поверхные упрочнения складываются из упрочненя поверхностного слоя и создания в нем достаточн. напряж-й сжатия, которые вычитаются из опасных напряж-й растяжения от полезной нагрузки. Примен-ют поверхностные упрочнения: механич-е - обкатка роликами, обдувка дробью и др.; термические - закалка с нагревом токами высокой частоты и кислородно-ацетиленовым пламенем; химико-термические - цементация и нитроцементация с закалкой, азотир-е; термомеханич-е; концентрир-ми потоками энергии. 6)Пластмассыхар-ся: малая плотн, удовл.мех.прочность, хим.стойкость, высок.антифрикц. и электроизоляц.св-ва, хор.оптические св-ва, хор.шумо- и вибропоглощения, невыс.стоим. В маш/стр.наиб.широко прим.: фено-, амидо-(полиамиды), вини-, этилено-, фторо-, акрилопласты, стеклопластики. 7) Резина изг-ся из натур-го и синтетич-го каучуков. Она допускает: большие обратные деф-ции, хор.гасит колебания, хор.сопрот-ся износу, сопр-ся действию многих агрес.сред, облад.выс.диэл-ми.св-ми. 8) Кожа.Благод. Выс.прочности и эластичности прим-ся д/изг-я ремней, амортизац-х д-лей и муфт, манжет и т.д.

Классификация соединений.

Соед-ия - узлы, образов-ые соеденит-ми дет.(заклепками, винтами и др.) и прилег-ми частями соед-мых дет.(н-р, фланцами), форма к-рых обычно подчинена з-че соед-ния. Сущест-т подвижные и неподвижные соед-ия. Также констр-ции могут быть разъем-е (резьбовые, шпоноч-е, шлицев-е) и неразъем-е-соед-я, не позвол-е разобрать конструкцию без разрушен-я соед-мых дет.(сварные, заклепочные, клеевые, паяные, вальцованные). Также сущ-ют комбинир-е соед-я: клее-сварные, клее-заклепоч-е, клее-резьбовые. Разъем-е соед-я можно подразделить на конструктив-е - обусловленные особенностью конструкции (соед-я эл-тов из разных материалов) и эксплуатац-е - для удобства эксплуатации, а иногда ремонта и транспортировки. Наряду с обычными треб-ми проч-ти и экономич-ти предъявл-ют: гермитич-ть, жесткость, тепло-, электропроводность. Соед-ния: сварные, паяные, клеевые; заклепочные; резьбовые; вал-ступица (шпоночные, шлицевые, профильные, соед-я с натягом).

8.Сварные соед-ния. Осн.типы соединений. + и – сварн.соединений. Обл.применения.

Сварные соед-ия - неразъем-е соед-я, основанные на использовании сил молекуляр-го сцеплен-я и получ-е путем местного нагрева дет. до расплавл-го состояния (сварка плавлением электродуг-я, электрошлаковая и др.) или до тестообр-го состояния, но с применен механич силы (контактная сварка). Типы: стыковое - соед-е 2х дет., располож-х в одной пл-ти (на одной пов-ти); нахлесточное – дет. расположены параллельно и частично перекрывают друг друга.; угловое - соед-е 2х дет., располож-х под любым углом и сваренных вместе премык-ем их краев.; тавровое/2хтавровое - в котор. к бок. пов-ти 1й дет. прим-т под углом и приварена торцом другая. +сы: по срав.с заклепкой : -экономия матер-ла; легче заклепки на 20-25%; проч-ть и непрониц-ть; возм-ть соед-я дет. любых профилей, произвольной толщины; ниже трудоем-ть; дешевле; бесшумная. -сы: сложность контроля качества шва; возм-ть нарушения физикохимич. св-в дет., высок концентрация напряжений в зоне сварного шва. Сварные соед-я примен-ся в машиностроении (судо-, котлостроение).



Просмотров 621

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!