Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВИДЫ СМАЗ-Я ЗП, ЧП. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. НАЗН-Е СМАЗКИ



Смазывание З, Ч зацеплений и подш-ков уменьшает потери на трение, предотвращает повыш-ый износ, нагрев дет., предохраняет дет.от коррозии; сниж-ие потерь на трение обеспечивает повышение КПД редуктора. По спос. подвода смазочного материала к зацеплению различают: картерное (окунанием ЗК, ЧК/Ч в масло, заливаемое внутрь корпуса; это смазывание применяют при окружн. скоростях в зацеплении ЗП до v£12м/с, в зацеплении ЧП при окружн. скорост до v£10м/с; при большей v масло сбрасывается центробежной силой; ЗК, ЧК погружают в масло на высоту зуба, а Ч, располож-ый снизу, - на высоту витка, но не выше центра нижнего тела ПК. Если усл. нормальной работы подш-ков не позволяют погружать Ч в масло, применяют брызговики, забрасывающие масло на ЧК; в реверсивных п/чах уст-ют 2 брызговика. Зубья конич. колес погружают в масло на всю длину; в многоступенч. редукторах часто не удается погружать зубья всех колес в масло, т.к.для этого необх.очень высок. уровень масла, что может повлечь слишком большое погружение колеса тихоходн.ступени и подш-ков в масло; в этих случ. прим-ют смазочн. шестерни/др.устр-ва. При v£0,5м/с колесо погружают в масло до 1/6 его радиуса; при смазыв-ии окунанием V масл. ванны редукт. принимают из р-та »0,5-0,8л масла на 1 кВт передаваемой мощности. В косозуб.п/чах масло выжимается зубьями в 1 сторону, а в червячн. редукт. Ч, погруженный в масло, гонит масло к подш-ку. В обоих случаях для предотвращения обильного забрасывания масла в подш-ки уст-ют маслозащитные кольца), циркуляционное (при окружн. v³8м/с; масло из бака/ картера подается насосом в места смазывания по трубопроводу ч/з сопла или при широких колесах ч/з коллекторы; возможна подача масла от централизованной смазочной системы, обслуживающей нес-ко агрегатов), ручное (осущ. тверд. см-ми(литол) для открытых передач), капельное/струйное (в зав.от зазора) смазывание, для подш-ков способ набивкой. Назначение сорта масла зависит от контактного давления в зубьях и от окружн.скорости колеса. С увеличением давления масло должно обладать большей вязкостью; с увеличением окружн. скорости вязкость должна быть <. Выбор сорта м.начинают с опред-я необх-ой кинематич.вязкости м.: для ЗП – в завис-ти от окружн. скорости (табл.), для ЧП – от скорости скольжения (табл.). затем по найденному знач-ю вязкости выбирают соотв-щее м.по табл. Контроль уровня м. – с пом-ю маслоуказателей: жезловый (простейший; для возм-ти контроля уровня м. во вр.раб.редукт. прим-ют закрытые жезл-ые маслоук-ли), фонарный (ч/з нижн.отверстие в стенке корпуса редукт. м.проходит в полость маслоук-ля; ч/ верхн. отверстие маслоук-ль сообщается с воздухом в корпусе редукт.), трубчатый (оргстекло).

РЕДУКТОРЫ. НАЗНАЧЕНИЕ, ОСН. ТИПЫ.

Р – мех-м или п/ча, помещенная в корпус с целью редуцирования (изм-я): уменьшения скоростных (угл.скорость, частота оборотов) и увеличения силовых (крутящ.момент) характеристик. Мультипликаторы/ускорители – увеличивают скоростные, уменьшают силовые характеристики. Коробка скоростей – симбиоз Р и мульт-ра. Виды Р: одноступенчатый (i≤12,5), конический (i£6,3), червячный (ведущ.звено – обычно Ч; i=8÷80,располож.Ч нижнее,верхнее,сбоку), планетарный, волновой, 2хступенч-тый (i=16÷40), 3хступенч-тый (i>60), соосный (позволяет уменьш.длин Р; !р-т начинают с тихоходн. п/чи, т.к.на ней > нагр-ка, а межосевые расстояния одинаковы; то, что остается, идет на быстроходн.), комбинированный – применяют при больших передаточных числах - (коническо-цилиндрич., цилиндрическо-червячный и др.), мотор-редуктор (электродв/ль и Р соединены с помощью фланца). Р сост.из корпуса (литого чугунного/сварного Ст), в котором помещают эл-ты п/чи – ЗК, валы, подш-ки и др. Уст-ка п/чи в отдельн. корпусе гарантирует точность сборки, лучшую смазку, > высок. КПД, <ый износ, защиту от попадания в нее пыли, грязи – вместо открытых п/ч во всех ответственных установках прим-ют Р. Открытые п/чи исп-ют при ручном, механич. приводе. Материалы. Корпус – обычно из чугунного литья СЧ15-32, 18-36, корпуса Р, передающих большие мощности при ударн.нагр-ках, - из высокопрочного чугуна, Ст. при единичн./мелкосерийн.пр-ве их изг-ют сварными из листовой Ст. габаритн. р-ры корпуса зависят от р-ров ЗК.

СТАНИНЫ. ПРУЖИНЫ (П).

Станины несут на себе основные узлы машины, обеспечиваюч их правильное взаимное расположение и воспринимают основные силы, дей-е в машине. Станины входят в общее название корпусные детали - в значительной степени опред-ют работосп-ть машин по критериям виброустой-ти, точности работы под нагрузкой, долговеч-ти. Станина предн.для размещения на ней всевозможных узлов и агрегатов, а корпус – внутри. Изг. из чугуна, литейной стали.

Пружинышироко применяются в разл.приборах, машинах благодаря своим упругим св-вам. предназначены для созд-я постоянной силы нажатия и натяжения м/у ДМ/привода (в ФП, муфтах, тормозах и др.), виброизоляции, амортизации ударов (амортизаторы, буферы, рессоры), аккумулирования энергии с послед-щим использ-ем П как двигателя (часовые, др. П), измер-я сил (в динамометрах, др. измерит-х приборах). По конструкции: винтовые (цилиндрич.одно-, многожильные, составные, конич., фасонные; изг-ют из проволоки круглого, иногда прямоуг-го сечения, материал – Ст: высокоуглеродистые 65, 70, 75, марганцовистые 65Г, 55ГС, кремнистые 55С2, 60С2, 60С2А, 70С3А, хромомарганцовистая 50ХГ, хромованадиевая 50ХФА, кремневольфрамистая 65С2ВА, кремнийникелевая 60С2Н2А; для П, раб-их в химически активн.среде, применяют проволоку из бронз КМц3-1, ОЦ4-3), тарельчатые (составляют из конусных дисков/тарелок; прим-ют при больших нагрузках и малых габаритн.р-рах, н-р, в качестве буферов в разл.амортизаторах, материал - кремнистая Ст60С2А), плоские спиральные (изг-ют из тонк.высококачественной углеродистой Ст-ленты, прим-ют в качестве заводных для аккумулиров-я энергии завода, которая исп-ся в часовых мех-мах, автоматич.оружии и др.), листовые рессоры (для повыш-я демпфирующей способности составляют из Ст листов разл.длины, прим-ют для упругой подвески а/лей, ж/д вагонов, др.трансп-х ср-в; изг-ют из кремнистой Ст 60С2, 60С2А). Винтовые цилиндрич. одножильные широко прим-ют в общ. машиностр-ии, т.к.они просты по констр-ции, удобны при установке их на раб. место. чаще прим-ют П из проволоки круглого сечения, т.к.напряжения и деф-ции в них распределяются >равномерно, их стоимость по сравн-ю с др.П наименьшая. П из проволоки квадратного/прямоуг-го сечения прим-ют лишь при больших сжимающих нагрузках. Назначение винт. цилиндрич. П различно. Винт. многожильные, составные (концентрические) – при больших нагрузках в целях уменьшения габаритных р-ров, винт. конич., фасонные – при необх-ти иметь переменную жесткость. В завис-ти от вида восприним-ой нагрузки различают винт. цилиндрич. П в зав. от вида воспр.нагрузки: сжатия (навивают с просветом м/у витками; для улучшения работы крайние витки П поджимают к соседн. виткам и сошлифовывают), растяжения (навивают без просвета м/у витками с предварительным натяжением,=1/4..1/3 от предельной нагрузки; для соед-я с соответствующими ДМ на концах этих П предусм-ют прицепы в виде изогнутых витков/отдельн.деталей требуемой формы, соед-ых с концами П), кручения (навивают с просветом м/у витками, на концах они имеют прицепы для соед-я с соотв-ми ДМ; форма прицепов опред-ся назначением П).

ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ.

Простейшая ФП сост.из 2х соприкасающихся м/у собой колес (роликов, дисков, катков); вращение одного из колес преобразуется во вращение другого за счет сил трения, возникающих в месте контакта колес. Необходимая сила трения м/у колесами ФП достигается прижатием одного из них к другому. Виды. По конструкции и назначению: цилиндрическая (простейшая ФП м/у //ми валами), коническая (самая простая ФП м/у валами с пересекающимися осевыми линиями, угол м/у валами может быть любым, но чаще=900, для правильной работы колес оба конуса должны иметь общ.вершину). Цилиндрич.и конич.ФП характ-ся условно постоянным передаточным отношением. Если 1 (или оба) из колес ФП имеет переменный диам.вращения, такая п/ча – вариатор, - характ-ся переменны передат-ым отнош-ем. Фрикц-е вариаторы. По конструкции: лобовые (простейшая, ее цилиндрич.колеса устанавливают на взаимно перпендикулярных валах; применяют когда необх.плавно изм.угловую скорость ведомого колеса или иметь реверсивную п/чу; то и др.достигается передвижением одного из колес вдоль его вала), конусные, шаровые, многодисковые, торовые, клиноременные; без промежуточного звена, с промежут.звеном. различают п/чи с пов-ми контакта гладкими и клинчатыми, цилиндрич.и конич.катками с условно постоянным и переменным передат-ым отнош-ем. ФП работают всухую или в масле. Их применяют гораздо реже др.мех-ких п/ч, т.к.: большая сила прижатия колес друг к другу – повыш-ый износ колес, подш-ков; пониж-ый КПД; непостоянство передаточного отнош-я из-за проскальзывания колес, невозможность применения п/чи, когда передат-ое отнош-ие должно быть точным; необходимость применения спец.прижимных устройств для взаимного прижатия колес. +: возм-ть бесступенчатого регулирования угловой скорости ведомого вала; равномерность вращения колес – п/ча раб. без шума, может применяться при высоких скоростях; предохранение ДМ от поломок из-за возрастания сопротивления на ведомом валу, т.к.колеса при этом проскальзывают (пробуксовывают) одно отн-но другого. Применяют в машинах, мех-мах, где необх.иметь плавное Изм-ие скорости, достичь бесшумности хода, получить реверсивное движение. ФП с пост. передат-ым отнош-ем широко применяют в разл.приборах. Ф. вариаторы – как в приборах, так и в разл.станках (МРС, счетно-решающие машины). По сравнению с электрическими, гидравлическими вариаторами наиб.просты, надежны, экономичны. ФП предназначены для п/чи мощностей от весьма малых (в приборах) до нес-ких сотен кВт, чаще до 20кВт. Для закрытых п/ч, работающих в масл. ванне, КПД составл.0,88-0,93, для открытых – 0,68-0,86. материалы для изгот-я фр-х катков: закаленная Ст – закал-я Ст (40ХН, 18ХГТ, ШХ15 и др.с HRС³60) в быстроходн. закрытых силовых п/чах, чугун - Ст/чугун в открыт.тихоходн. силовых п/чах, текстолит, гетинакс/фибра – Ст в малонагруж-х открыт.п/чах.

ВОЛНОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ.

ВП в кинематическом отношении – ПП с одним гибким ЗК. Наиб. распространенная ВП сост.из водила с 2мя роликами, свободно вращающимися на осях, закрепленных в водиле, неподвижного жесткого ЗК с внутр-ми зубьями и вращающегося гибкого колеса с наружными зубьями. Вращательное движение в ВП осуществляется от ведущего звена к ведомому благодаря бегущей волновой деформации гибкого ЗК. Ведущим звеном может быть водило или любое др.ЗК. обычно ведущим звеном служит водило. При его вращении деформация гибкого ЗК перемещается по окружности, охватывающей водило, в виде бегущей волны. Поэтому п/ча наз-ся волновой, а водило – волновым генератором. Т.к.в ВП с генератором с 2мя роликами обр-ся 2 волны, такая п/ча – 2хволновая. Вместо п/чи с 2хроликовым генератором иногда применяют 2хволновую п/чу с эллиптическим генератором. Применяют также 3хволновые п/чи с генератором с 3мя роликами. +: ВП может быть осуществлена с очень большим передаточным отношением (³1000), может передавать большие нагрузки, т.к. в зацеплении одновременно находится большое число зубьев (до 50%); возможность п/чи движения в герметизированное пространство. -: сложность конструкции; пониженные надежность, долговечность гибкого ЗК; повышенные потери мощности на трение в п/че и на деформацию гибкого ЗК. Зубья ЗК ВП изготовляют различных профилей, чаще всего эвольвентного. Гибкие ЗК изг-ют в завис-ти от назначения п/чи из высокопрочных Ст, полиамидов и др.пластмасс. наиб.распространены генераторы, создающие 2 волны деформации и соотв-но 2 зоны зацепления. Виды: 2хроликовый (созд.2 волны деф-ии), 4хроликовый (2 волны; применяется при малых нагрузках и небольших частотах вращения генератора), многороликовый (созд.заданную форму деф-ции гибкого венца по всему периметру, применяется в п/чах большого диаметра), дисковый (2 волны в местах прилегания диска к гибк.венцу; упругая кривая гибк.венца имеет форму дуг окр-ти), кулачковый (кулачок с надетым на него гибк. подш-ком; применяют в п/чах любого назначения). Зацепление гибк. колеса с жестким в нес-ких зонах повышает нагрузочную способность, кинематич. точность, КПД по сравнению с аналогичными показателями ПП.

ПЛАНЕТАРНЫЕ ПЕРЕДАЧИ.

ПП/сателлиты – зубч.п/чи, содержащие зубч.колеса с перемещающимися геом.осями. эти колеса движутся подобно планетам Солн.сист. – отсюда название. Центральные ЗК – ЗК, с которыми закрепляются сателлиты. Оси сателлитов закрепляются в звене п/чи – водиле, которое, как и центр. колесо, вращается вокруг центр./основной геом.оси п/чи. 1 из центр. колес ПП установлено неподвижно. Ведущий (ведомый) вал п/чи – вал подвижного центр. колеса, ведомое (ведущее) – вал водила. Если в ПП сделать подвижным все ЗК и водило, такая п/ча – дифференциальная/дифференциал, где 2 осн. звена ведущие/ведомые, а 3е – ведомое/ведущее. Нек-рые виды ПП по сравн-ю с простой ЗП обладают достоинством – возможностью получать большие передаточные отнош-я при небольшом числе ЗК и небольших габаритах п/чи. Но при очень большом i работа ПП ухудшается, ее КПД получается низким. +: большие передаточные отношения, компактность, малая масса. С помощью дифференциальных п/ч в машинах получается сложение/разложение движения, что исп-ют в а/лях, МРС. ПП требуют повыш-ой точности изготовления, сложнее в сборке. Благодаря своим +сам широко применяются в станкостроении, транспортном машиностр-ии, приборостроении. При симметричном расположении сателлитов входные, выходные валы ПП нагружены т-ко вращающим моментом, опоры этих валов разгружены от радиальных нагрузок. Р-т на прочность зубьев колес – как и р-т зубьев ЗП. Все ПП в поперечном сечении круглые, поэтому их удобно стыковать с фланцевыми электродвигателями в 1 сборочную единицу – мотор-редуктор. Планетарные м-р делают в 2х исполнениях: на лапах и на опорном фланце.



Просмотров 735

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!