Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПС. ОБЩ.СВЕДЕНИЯ. РАСЧЕТ ПС



ПС – подш-ки, в которых опорная пов-ть оси/вала скользит по раб.пов-ти подш-ка. В совр.машиностр-ии исп-ся для быстроходн.валов, в режиме работы которых долговечность ПК очень мала, для осей и валов, требующих точной установки, для валов очень большого диаметра, для которых не изг-ют стандартных ПК, когда подш-ки по усл.сборки должны быть разъемными (н-р, для коленч.вала); когда в связи с восприятием подш-ком ударных, вибрац-х нагрузок исп-ся демпфирующее действие масляного слоя ПС; при раб.подш-ков в воде, агрессивной среде и др., когда ПК неработоспособны; для тихоходн.осей, валов неответственных мех-мов; когда ПС оказ-ся проще по конструкции, дешевле ПК. В завис-ти от направл-я восприним-ой нагрузки: радиальные (воспр.рад-ю нагр-ку, т.е.перпендик-ю осям, валам), упорные/подпятники (воспр. нагр-ку, расположенную вдоль осевых линий осей, валов), радиально-упорные/упорно-радиальные. Осн. требования к ПС: конструкции, материалы подш-ков должны обеспечивать min потери на трение, износост-ть валов; иметь достаточную прочность, жесткость, чтобы противостоять действующим на них силам и вызываемым ими деформациями и сотрясениям; р-ры трущихся пов-тей должны быть достаточными для восприятия действующего на них давления без выдавливания смазки и для отвода развивающейся от трения теплоты; сборка подш-ков, установка осей и валов и обслуживание (особенно смазка на ходу) должны быть по возможности простыми. Для уменьшения трения в подш-ках, повышения КПД, снижения износа и нагрева до min трущиеся пов-ти смаз-ют маслом/др.смазочным материалом. В завис-ти от толщины масляного слоя подш-к работает в режиме жидкостного (раб.пов-ти вала, подш-ка полностью разделяет слой смазки, толщина которого >суммы неровностей обр-ки пов-тей вала и подш-ка; самый благоприятный режим раб.подш-ка; трение обеспечивает износостойкость, сопротивление заеданию вала, высокий КПД подш-ка, для создания этого трения в масляном слое должно быть гидродинамическое – создаваемое вращением вала – или гидростатическое – от насоса – избыточное давление; для получения ж-ного трения применяют подш-ки с гидродинамической смазкой: вал при вращении под действием внешн. сил занимает в подш-ке эксцентричное положение и увлекает масло в зазор м/у ним и подш-ком, в образовавшемся клине созд-ся гидродинамическое давление, обеспеч-щее трение), полужидкостного (м/у валом и подш-ком преобл. сухое трение) или полусухого (преобл. жидкостное трение) и сухого трения. Различают также граничное трение, при котором сплошной слой масла настолько тонок, что он теряет св-ва вязкой жидкости. ПС сост.из корпуса и помещенных в нем вкладышей, на которые непосредственно опирается ось/вал. Корпус обычно изг-ют из чугуна, вкладыши для уменьшения трения – из материалов, которые в паре с цапфой вала имеют незначительный коэф-т трения. Замена вкладышей при износе стоит значит-нт дешевле, чем всего подш-ка. В ручных приводах, где износ п-ков незначит-ый применяют безвкладышные ПС. ПС изг-ют либо в отдельн. корпусе, прикрепляемом болтами к дет., либо в корпусе, выполненном как 1 целое с дет-ю (станиной машины, корпусом редукт.и др.). Виды: разъемные (корпус, вкладыши цельные; вкладыш изг-ют в виде втулки, которую запрессовывают в корпус подш-ка; удобны при монтаже осей, валов, допускают регулировку зазоров путем сближения крышки и основания, прим-ются наиб.широко), неразъемные (корпус сост.из 2х частей: основания, воспринимающего нагр-ку со стороны оси/вала, и крышки, прикрепляемой к основанию корпуса болтами/шпильками; вкладышей обычно 2 – верхний, нижний; иногда прим-ют многовкладышевые; конструкция проще, дешевле, но неудобны при монтаже осей, валов; прим-ют для концевых цапф осей, валов небольших диаметров). Для правильной раб.ПС разъем его корпуса рекоменд-ся выполнять перпендик-но направл-ю нагр-ки, воспринимаемой подш-ком. Для предупреждения боковых смещений крышки отн-но основания корпуса обычно делают ступенчатой/предусматривают центрирующие штифты. При большой деф-ции вала/невозможности осуществления точного монтажа прим-ют самоустанавливающиеся ПС, вкладыши которых обычно вып-ют со сферическими опорными пов-тями, а иногда – в виде узкого пояса с малой угловой жесткостью. В ПС быстроходных малонагруж-ых валов, в подш-ках большой несущей спос-ти для предупреждения вибрации валов при раб.в режиме жидкостного трения прим-ют самоустанавливающиеся сегментные вкладыши, которые благодаря обр-ю нес-ких масляных клиньев обесп-ют устойчивую раб.подш-ков, высок.несущую спос-ть. Для увеличения несущей способности и надежности подпятников применяют подпятники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, в которых обр-е масл.клиньев происходит во вр.работы автоматически. Материалы: корпуса подш-ков – чугун СЧ15-32, 12-28, 18-36. Вкладыши – бронзы, чугуны, пластмассы и др.материалы. Вкладыши из легких антифрикц-х материалов (баббиты (хорошо прирабатываются, стойки против заедания, износ цапф min; хорошо раб.при больших скоростях и пост.вращении осей и валов в одну сторону), свинцовые бронзы (рекомендуются при раб.с ударами, реверсивном вращении оси, вала)) изг-ют биметаллическими, тонкий антифрикц-ый слой наплавляют на Ст, чугунную/бронзовую (в ответственных случ.; высок.прочность, жесткость; хорошо раб.при ударах, но сравн-но медленно прирабатываются) основу. При длительных перерывах в раб., малой окружн.скорости вала/оси прим-ют вкладыши из антифрикц-ых чугунов (значит-но дешевле остальных). В нек-рых ПС прим-ют металлокерамические вкладыши из порошков чугуна, бронзы с добавлением графита; исп-ся вкл.из текстолита, ДСП, иногда – из дерева – бакаут, др.тверд.породы; резины (в осн.когда подш-к раб.в воде).

ПС, раб-щие в реж. полусух. и полужид. трения рассчит. по сред. давлению Р м/у цапфой и вкладышем и произвед. этого давл.на pυ. Для норм.работы ПС необх., чтобы вып. условие p≤[p] и pυ≤[pυ]. Диам. d цапфы подш-ка выб. конструктивно в зав. от диам. вала. Длину цапфы l=φd назнач. в зав. от d, где φ-коэф. φ=0,5÷1,2. Расчет ПС по сред. давлению м/у цапфой и вкладышем P=F/dl≤[p], где F-радиальная нагрузка на подш. Условие работы ПС без чрезмерного нагрева и опасности заедания pυ≤[pυ], υ=ωd/2, P=F/dl pυ= Fω/2l≤[pυ]. Если получится так, что знаки ≤ не вып-ся, то надо измен. Материал вкладыша подш., либо увеличить длину l, но так, чтобы φ не превышал допуска. Тепловой расчет подш-ков, условие тепл.баланса Q=Q1+Q2 [Дж], где Q-кол-во теплоты, выделившейся в подш. в ед.времени, Q1- кол-во теплоты, отводимое от подш-ка маслом, Q2- кол-во теплоты, отводимое корпусом и валом во внеш. среду.



Просмотров 806

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!