Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Шлицевые соединения. Классификация. Расчет шлицевых соединений



Шлицевые соед-я вал-ступица - соед-я, образуемые выступами-зубьями на валу, входящие во впадины-шлицы соответ-й формы в ступице. Шлицевые соед-я часто исп-ют вместо шпонок. Шлицы в зав-ти от формы профиля: прямобочные, эвольвентные, треугольные. Также бывают: подвижные, неподвижные. Gсм=2М/dсрlhψz≤[Gсм], М - крутящий момент, dср - средний диаметр шлиц-го соед-я, l - длина пов-ти контакта шлицов, h - высота пов-ти шлицов, z - ч-ло шлицов, ψ - коэф-т, учит-й нерав-ть нагр-ки, распределяемой м/у шлицами (0,7-0,8).

Передачи. Осн.силовые, кинематические соотношения в передачах.

П/ча - мех-м, предназ-й для п/чи энергии на расстояние. В завис-ти от способов осущ-я п/чи: мех-е, электрич-е, гидравлич-е, пневматич-е. Окружная сила: Ft=P/U; Окружная сила связана с моментом: Ft=M/d; КПД: η=P/P; перед-й телами вращ-я момент связан с мощностью: M=P/W. Передаточное отн-е : i=u=z/z=n/n=W/W=M/Mη=d/d(γ). В случае, если привод состоит из к п/ч: η общ12к; i=i1*i2*iк

ЗП. Классификация. Материалы и методы упрочнения.

ЗК - мех-м, к-ый с пом-ю зубч зацеплен передает/преобр-ет движ-е с изменением угловых скоростей и моментов. Ведущее колесо (меньшее) - шестерня, ведомое (большее) - колесо. Бывают: с вешним и внутр-м зацеплением; По конструк-му оформлению: открытые (не имеют защитн. кожуха и масл.ванны), полуоткрыт-е (им-ют защитн.кожух), закрытые (есть кожух и масл.ванна); по окруж-й скорости: тихоходные (3-4м/с), среднескростные (4-15м/с), высокоскоростные (более 15м/с); по взаимному расположению осей валов: при валах с //ми осями - цилиндрич: прямозубые, косозубые, шевронные. При валах с пересек-ся осями: конические прямозубые, конич косозубые. Со скрещ-ся осями: винтовые, гипоидные/конич винтовые. Осн материалы для изгот-я ЗК: термически обрабат-е Ст (они обеспеч-ют необх. контактн. прочность, прочн7ость зубьев на изгиб), реже - из чугунов и пластмасс. Улучш-е ЗК изг-ют из качественных угерод-х Ст-35, 40, 45, 50 и др., легир-х Ст-35Х, 40Х, 45Х и др. Нормализованные ЗК небольших р-ров – углеродист. Ст обык-го кач-ва (Ст5, Ст6) и кач-х углерод-х (35, 40, 45). Больших р-ров из углерод-го Ст литья (35Л, 40Л, 45Л), а также из марганцовистого и низколегир-го литья различн.марок. Методы упрочнения: закалка, цементир-е (пов-ть насыщается углеродом), азотирование, цианир-е (смесь углерода и азота), диффузионная метаниз-я. Чугун - крупногабаритные ЗК (тихоход/малоскоростных); серый чугун (СЧ21, СЧ24); модиф-й чугун (СЧ25, СЧ35); высокопрочный. Пластмассы (текстолит, капрон, капролон, нейлон и др.).

Р-т на контактную прочность зубчатых цилиндрических передач.

Контактные напряжения: GH=ZE√ωnпр≤[GH]; Кэф-т, учит-й мех-е св-ва материалов шестерни и колеса: ZE=√1/π(1-ν21/E1+1-ν22/E2), Е12 - модули упругости материала шестерни и колеса, ν1, ν2 - коэф-ты поперечного сжатия материалов шестерни и колеса. ωn=KHFn/l, ωn - нормальная нагрузка на ед-цу длины контактн. линий, KH - коэф-т нагрузки, Fn - нормальная к пов-ти зуба сила, l - суммарн. длина контакт линий. Прямозубые п/чи: ωn=KHFtέ/bωcosάt; GH=ZEZέZH√KHFt(u±1)/d1bωu= GH0√KH ≤[GH]; √KH - множитель, хар-й увеличение номинальн. напряжений, Ft - окружная сила на делит.диаметре, ZH - коэф-т, учитывающий форму сопряженных пов-тей зубьев. Для косозубых и шевронных п/ч основная формула для р-та п/ч на контактн. прочность та же, что и для прямозубых.

21.Р-т на изгиб зубч.цилиндрич.п/ч.

GF=YFFtKKFV /(bm); YF- коэф-т формы зуба; K-коэф-т неравномерности распределения нагрузки; KFV-коэф-т динамической нагрузки; m=1.43ÖT1 YFK/(ψbdz12[GF]-модуль зацепления; b= ψbdz1m; Ft=2T1/d1=2T1/mz1

КОНИЧ.ЗП. Р-Т НА ПРОЧНОСТЬ.

Осуществляют вращение между валами, геометрические оси которых пересекаются. Прямозубые работают обычно при небольших (<3 м/с) и средних (3-15) окружных скоростях. Косозубые применяют в ответственных случаях при средних и высоких (15) скоростях. Р-т на контактную прочность: Gн=335/(Re-0,5b) *Ö((T2KнÖ(u2+1)3)/bu2)£[Gн]; при р-те по средн.конусному расстоянию R=Re-0,5b: Gн=335/R *Ö((T2KнÖ(u2+1)3)/bu2) £[Gн]; Re, R – внешн., средн. конусные расстояния, мм; Kн – коэф-т нагр-ки; T2 – вращающий момент на колесе, Нмм; b – ширина з.венца, мм. Kн=KнbKнaKнn (3 частных коэф-та, опред-ся также, как для цилиндрич. косозубых колес). внешн. делительн. диаметр колеса, мм: de2=Kd 3Ö(T2Kнbu/[Gн]2(1-0,5ybRe)2ybRe), для прямозубых п/ч Kd=99, для колес с круговыми зубьями=86; получ-ые значения уточняют по ГОСТ. Коэф-т ширины з.венца ybRe=b/Re£0,3; рекомендуется принимать ybRe=0,285. Коэф-т Kнb принимают предварительно для колес с твердостью пов-тей зубьев НВ£350 от 1,2 до 1,35; при твердости НВ>350 – от 1,25 до 1,45. при проверочном р-те знач-я коэф-та нагр-ки уточняют. Далее опред-ют число зубьев колес. Для шестерни: z1min³17cosd1cos3b, рекомендуют выбирать z1»18-32; колеса: z2=z1u. после уточняют u=z2/z1 и угол d2=arctg u. Внешн. окружной модуль me=de2/z2, проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба: GF=FtKFYF/JFbm£[GF]. KF – коэф-т нагр-ки при р-те на изгиб, Ft – окружн.сила, Ft=2Т2/d2, YF - коэф-т формы зубьев, выбирается в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv=z/cosd, JF»0,85 – опытный коэф-т, учитывающий понижение нагрузочной способности конич. косозубой п/чи по сравн-ю с цилиндрич.; m – средн. модуль; [GF] - допускаемое напряжение. Для ЗК с высок. твердостью раб. пов-тей зубьев может оказаться, что их р-ры будут определяться прочностью на изгиб. Тогда р-т вып-ют для средн. модуля: m= 3Ö2TKFYF/JF[GF]ybmz; коэф-т ширины венца по отнош-ю к средн. модулю: ybm=b/m=z1/6sind1; предельное значение этого коэф-та: ybm max=z1/5,66sind1; р-т ведут по тому колесу, для которого отношение [GF]/YF <.



Просмотров 1563

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!