![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Шлицевые соединения. Классификация. Расчет шлицевых соединений
Шлицевые соед-я вал-ступица - соед-я, образуемые выступами-зубьями на валу, входящие во впадины-шлицы соответ-й формы в ступице. Шлицевые соед-я часто исп-ют вместо шпонок. Шлицы в зав-ти от формы профиля: прямобочные, эвольвентные, треугольные. Также бывают: подвижные, неподвижные. Gсм=2М/dсрlhψz≤[Gсм], М - крутящий момент, dср - средний диаметр шлиц-го соед-я, l - длина пов-ти контакта шлицов, h - высота пов-ти шлицов, z - ч-ло шлицов, ψ - коэф-т, учит-й нерав-ть нагр-ки, распределяемой м/у шлицами (0,7-0,8). Передачи. Осн.силовые, кинематические соотношения в передачах. П/ча - мех-м, предназ-й для п/чи энергии на расстояние. В завис-ти от способов осущ-я п/чи: мех-е, электрич-е, гидравлич-е, пневматич-е. Окружная сила: Ft=P/U; Окружная сила связана с моментом: Ft=M/d; КПД: η=P/P; перед-й телами вращ-я момент связан с мощностью: M=P/W. Передаточное отн-е : i=u=z/z=n/n=W/W=M/Mη=d/d(γ). В случае, если привод состоит из к п/ч: η общ=η1*η2*ηк; i=i1*i2*iк ЗП. Классификация. Материалы и методы упрочнения. ЗК - мех-м, к-ый с пом-ю зубч зацеплен передает/преобр-ет движ-е с изменением угловых скоростей и моментов. Ведущее колесо (меньшее) - шестерня, ведомое (большее) - колесо. Бывают: с вешним и внутр-м зацеплением; По конструк-му оформлению: открытые (не имеют защитн. кожуха и масл.ванны), полуоткрыт-е (им-ют защитн.кожух), закрытые (есть кожух и масл.ванна); по окруж-й скорости: тихоходные (3-4м/с), среднескростные (4-15м/с), высокоскоростные (более 15м/с); по взаимному расположению осей валов: при валах с //ми осями - цилиндрич: прямозубые, косозубые, шевронные. При валах с пересек-ся осями: конические прямозубые, конич косозубые. Со скрещ-ся осями: винтовые, гипоидные/конич винтовые. Осн материалы для изгот-я ЗК: термически обрабат-е Ст (они обеспеч-ют необх. контактн. прочность, прочн7ость зубьев на изгиб), реже - из чугунов и пластмасс. Улучш-е ЗК изг-ют из качественных угерод-х Ст-35, 40, 45, 50 и др., легир-х Ст-35Х, 40Х, 45Х и др. Нормализованные ЗК небольших р-ров – углеродист. Ст обык-го кач-ва (Ст5, Ст6) и кач-х углерод-х (35, 40, 45). Больших р-ров из углерод-го Ст литья (35Л, 40Л, 45Л), а также из марганцовистого и низколегир-го литья различн.марок. Методы упрочнения: закалка, цементир-е (пов-ть насыщается углеродом), азотирование, цианир-е (смесь углерода и азота), диффузионная метаниз-я. Чугун - крупногабаритные ЗК (тихоход/малоскоростных); серый чугун (СЧ21, СЧ24); модиф-й чугун (СЧ25, СЧ35); высокопрочный. Пластмассы (текстолит, капрон, капролон, нейлон и др.). Р-т на контактную прочность зубчатых цилиндрических передач. Контактные напряжения: GH=ZE√ωn/ρпр≤[GH]; Кэф-т, учит-й мех-е св-ва материалов шестерни и колеса: ZE=√1/π(1-ν21/E1+1-ν22/E2), Е1,Е2 - модули упругости материала шестерни и колеса, ν1, ν2 - коэф-ты поперечного сжатия материалов шестерни и колеса. ωn=KHFn/l∑, ωn - нормальная нагрузка на ед-цу длины контактн. линий, KH - коэф-т нагрузки, Fn - нормальная к пов-ти зуба сила, l∑ - суммарн. длина контакт линий. Прямозубые п/чи: ωn=KHFtZ²έ/bωcosάt; GH=ZEZέZH√KHFt(u±1)/d1bωu= GH0√KH ≤[GH]; √KH - множитель, хар-й увеличение номинальн. напряжений, Ft - окружная сила на делит.диаметре, ZH - коэф-т, учитывающий форму сопряженных пов-тей зубьев. Для косозубых и шевронных п/ч основная формула для р-та п/ч на контактн. прочность та же, что и для прямозубых. 21.Р-т на изгиб зубч.цилиндрич.п/ч. GF=YFFtKFβKFV /(bm); YF- коэф-т формы зуба; KFβ-коэф-т неравномерности распределения нагрузки; KFV-коэф-т динамической нагрузки; m=1.43ÖT1 YFKFβ/(ψbdz12[GF]-модуль зацепления; b= ψbdz1m; Ft=2T1/d1=2T1/mz1 КОНИЧ.ЗП. Р-Т НА ПРОЧНОСТЬ. Осуществляют вращение между валами, геометрические оси которых пересекаются. Прямозубые работают обычно при небольших (<3 м/с) и средних (3-15) окружных скоростях. Косозубые применяют в ответственных случаях при средних и высоких (15) скоростях. Р-т на контактную прочность: Gн=335/(Re-0,5b) *Ö((T2KнÖ(u2+1)3)/bu2)£[Gн]; при р-те по средн.конусному расстоянию R=Re-0,5b: Gн=335/R *Ö((T2KнÖ(u2+1)3)/bu2) £[Gн]; Re, R – внешн., средн. конусные расстояния, мм; Kн – коэф-т нагр-ки; T2 – вращающий момент на колесе, Нмм; b – ширина з.венца, мм. Kн=KнbKнaKнn (3 частных коэф-та, опред-ся также, как для цилиндрич. косозубых колес). внешн. делительн. диаметр колеса, мм: de2=Kd 3Ö(T2Kнbu/[Gн]2(1-0,5ybRe)2ybRe), для прямозубых п/ч Kd=99, для колес с круговыми зубьями=86; получ-ые значения уточняют по ГОСТ. Коэф-т ширины з.венца ybRe=b/Re£0,3; рекомендуется принимать ybRe=0,285. Коэф-т Kнb принимают предварительно для колес с твердостью пов-тей зубьев НВ£350 от 1,2 до 1,35; при твердости НВ>350 – от 1,25 до 1,45. при проверочном р-те знач-я коэф-та нагр-ки уточняют. Далее опред-ют число зубьев колес. Для шестерни: z1min³17cosd1cos3b, рекомендуют выбирать z1»18-32; колеса: z2=z1u. после уточняют u=z2/z1 и угол d2=arctg u. Внешн. окружной модуль me=de2/z2, проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба: GF=FtKFYF/JFbm£[GF]. KF – коэф-т нагр-ки при р-те на изгиб, Ft – окружн.сила, Ft=2Т2/d2, YF - коэф-т формы зубьев, выбирается в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv=z/cosd, JF»0,85 – опытный коэф-т, учитывающий понижение нагрузочной способности конич. косозубой п/чи по сравн-ю с цилиндрич.; m – средн. модуль; [GF] - допускаемое напряжение. Для ЗК с высок. твердостью раб. пов-тей зубьев может оказаться, что их р-ры будут определяться прочностью на изгиб. Тогда р-т вып-ют для средн. модуля: m= 3Ö2TKFYF/JF[GF]ybmz; коэф-т ширины венца по отнош-ю к средн. модулю: ybm=b/m=z1/6sind1; предельное значение этого коэф-та: ybm max=z1/5,66sind1; р-т ведут по тому колесу, для которого отношение [GF]/YF <.
![]() |