![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЧАСТЬ 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Д.П. Самородов Э.Ф. Асадуллин ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ И В ОСНОВЫ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЙМЕТОДОЛОГИИ Учебное пособие по спецкурсу для студентов, обучающихся по специальности «История» Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки История
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Стерлитамак 2012 УДК 930.2 ББК 63.01 С 17 Учебное пособие даёт представление о природе исторического познания, предмете и современных задачах исторической науки, её методологических основах и перспективах их развития. Книга может быть использована студентами исторических факультетов университетов и педвузов в качестве учебного пособия по спецкурсам «Ведение в историческую специальность» и «Основы методологии истории», а также аспирантами, преподавателями и всеми интересующимися проблемами теоретической истории. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ ЧАСТЬ 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.................................................................................................... 1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план) ……...... 2.Содержание разделов дисциплины и тем............................................ 2.1.Тематика лекций…………………………………………………….. 2.2. Тематика семинарских занятий………………….............................. 3.Содержание итогового и промежуточного контроля………………... 3.1. Методические указания для студентов…….................................... 3.2.Задания для самостоятельной работы студентов…………………… 3.3. Перечень вопросов к зачету……….................................................... 4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………. 4.1.Рекомендуемая литература…………………………………………… 4.2.Средства обеспечения освоения дисциплины……………………… 5.Словарь основных терминов…………………………………………..
ЧАСТЬ 2. ОТ ОБЩЕНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ К МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ……………………………. 2.1. Методология исторического исследования………………………. 2.2. Историческое развитие и современное состояние типов научной рациональности по В.С. Степину………………………………………. 2.3. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке………………………………………………………….. 2.4. Исторические типы научной рациональности…………………… 2.5. Социальноисторическое познание в виртуальном подходе………. 2.6. Базовые подходы социально- исторического познания…………… 2.7. Формация и цивилизация в современной исторической науке…… 2.8. Теоретические базисы формаций и цивилизаций…………………. 2.9. Богоцентрический подход и егоосновные разновидности………… 2.10. Метаисторический подход по Д.П. Самородову………………… 2.11. Теория пассионарности Л.Н. Гумелева………………………….. 2.12. История повседневности…………………………………………. 2.13. Виртуальный подход в социально-историческом познании……
ЧАСТЬ 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИКА…………………………………………… 3.1. Исторический факт………………………………………………….. 3. 2. Исторический источник…………………………………………….. 3.3. Интернет и его место в методологической лаборатории современного историка……………………………………………………………… 3.4.. Начальное понятие об исторической хронологии…………………. 3.5. Три модели исторической хронологии ……………………………... всемирной истории………………………………………………………
ЧАСТЬ 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ (ТРИ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ)………………………………… 4.1. Начальное понятие об исторической хронологии…………………. 4. 2. Три модели исторической хронологии всемирной истории……… Официальная (скалигеровская) модель хронологии……………….. 4.4. «Удлиненная» модель исторической хронологии………………… 4.5.«Укороченная» модель исторической хронологии. Концепция «новой» хронологии академика А.Т. Фоменко и его математической школы……………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ Курс «Введение в историческую специальность» во многих отношениях является весьма специфической дисциплиной. Это обусловлено тем обстоятельством, что с этого учебного предмета начинается точка отсчёта процесса освоения студентами-первокурсниками основ профессии историка. Важнейшей задачей курса является разъяснение студентам основной сущности профессии современного историка-профессионала, а также собственно-сущностного содержания терминов «история» и «историческая наука». Выполнение этой задачи будет способствовать успешной адаптации вчерашних школьников в стенах исторического факультета и его учебной, ментальной среде, а также осознанному уважению и любви к своей будущей специальности. Обучение на историческом факультете характеризуется принципиально иным, гораздо более высоким и научным уровнем организации изучения исторического материала, в отличие от школы или гимназии. Поэтому с самого начала студент-первокурсник должен настроиться на упорную и постоянную учебную работу, требующую высокой индивидуальной творческой активности, самоконтроля и умственного напряжения, ибо современный историк обязан быть весьма эрудированным и всесторонне развитым индивидуумом, обладающим передовым широким научным кругозором. В структурном отношении основная часть курса «Введение в историческую специальность» состоит из программы лекционного курса и тематики семинарских (практических) занятий. Указанная часть учебно-методических материалов сопровождается методическими разъяснениями относительно того, что такое лекция и семинарские занятия, а также содержит другие методические рекомендации и пожелания. Важным специфическим моментом проблемной (тематической) структуры курса является уделение особого внимания методологии исторической науки, представляющей собой особую историческую дисциплину и являющейся, образно выражаясь, теоретическим фундаментом науки. Методология истории изучает принципы, методы исторического исследования, а также основные теоретические подходы в интерпретации исторического материала. Поэтому студенту-первокурснику очень важно изначально усвоить первоосновы методологии истории и впоследствии неустанно наращивать свои теоретические навыки в этой ответственной области исторической специальности. Такой подход к делу будет гарантией того, что к моменту окончания пятилетнего обучения на историческом факультете студент сумеет сформировать у себя прочное самостоятельное научно-историческое мировоззрение и стать грамотным специалистом. Современные исторические подходы и концепции, а также другие вопросы из области методологии истории будет освещаться в лекционном курсе и выноситься на семинарское обсуждение. Для того, чтобы облегчить студентам усвоение материала и добротно подготовиться к зачёту, в состав учебно-методических материалов по изучаемому курсу включены приложения, в которых содержатся различные трактовки термина «история», а также другие основополагающие термины, понятия и категории исторической науки и её методологии. Учебно-методические материалы содержат также общий список научной литературы и вопросы к зачёту по курсу «Введение в историческую специальность». ЧАСТЬ 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)
![]() |