Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тематика семинарских занятий



Семинарские занятия занимают важное место в учебном процессе на историческом факультете: от качественного уров­ня их проведения во многом зависит профессионализм буду­щих историков. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова тер­мин «семинар» определяется следующим образом: «Групповые практические занятия под руководством преподавателя в выс­шем учебном заведении». Являясь специфической составной частью высшего исторического образования, семинарские (или практические) занятия призваны содействовать приобретению студентами основополагающих навыков для будущей профес­сиональной (преподавательской и научной) работы. На семи­нарских занятиях студентами закрепляются первичные знания, полученные на лекциях. Семинары начинаются с первого курса и проводятся по большинству дисциплин {прежде всего базо­вых), которые предусмотрены учебным планом исторического факультета.

Каждый из семинаров подчинен конкретным задачам и имеет такие формы и методы практической работы, которые определяются этими задачами. В отечественной науке давно выработана и апробирована общая методика проведения семинарских занятий по историческим дисциплинам. Основная сущность такой общепринятой методики может быть выражена в следующих моментах.

Важнейшей задачей семинаров является привитие студен­там навыков самостоятельной работы с разного рода источни­ками. Студенты, особенно первого и второго курса, должны ов­ладеть основами критического подхода к источниковому материалу, а значит - овладеть основными методами критического анализа конкретного источника и определением степени его достоверности.

Очень важно, чтобы студент уже с первого курса научился подбирать рекомендованную литературу и источники по изу­чаемому на каждом отдельном семинаре вопросу. Кроме того, необходимо, чтобы в процессе подготовки к семинару были за­действованы справочные издания (словари, справочники, эн­циклопедии и пр.), а также библиографические каталоги. В про­цессе работы на семинарах студентам-историкам необходимо овладеть методическими приёмами самостоятельной работы с научной литературой, сосредоточенной в основном в специа­лизированном историческом читальном зале и в общем книж­ном фонде СГПА. Со своей же стороны, преподаватель, руко­водящий семинаром, должен научить студентов при изучении монографии или статьи учитывать историческое время её по­явления, особенность её методологии, ее теоретическую плат­форму и источниковую базу и, таким образом, не только уметь извлекать из конкретного научно-литературного издания полез­ный фактологический и теоретический материал, но и уметь критически его оценивать. Необходимо также уже с первых за­нятий на семинаре научиться выяснению степени изученности рассматриваемых на семинаре вопросов, а также попытаться обосновать свою персональную точку зрения на ту или иную проблему и, конечно, научиться её отстаивать и аргументиро­вать. Для этого преподаватель, со своей стороны, на лекциях обязан подавать материал через призму многоконцептуального освещения, то есть на основе разных в методологическом от­ношении точек зрения различных авторов.

План семинарских занятий, их основные проблемные бло­ки (темы занятий) и специфика конкретного семинара разъяс­няются преподавателем на первом {вводном) занятии. Темы семинарских занятий со списком рекомендуемой литературы, пособий, источников и учебно-методических материалов сту­денты получают в кафедральных методических кабинетах у лаборантов, для чего имеются специальные папки по каждому семинару.

Начиная подготовку к семинару, студенту необходимо на­чать предварительное усвоение темы с материала учебников, учебных пособий и, конечно, с конспекта лекций. Это, во-первых, позволит получить самое общее представление о про­блеме и ее месте в изучаемом курсе, во-вторых, даст возмож­ность освоить минимальный фактический материал.

В соответствии с отечественными традициями высшей школы студент-историк выступает на семинаре на основе письменного доклада или тезисов, поэтому студент должен подготовить свой доклад заблаговременно. Выступление с док­ладом на семинаре должно соответствовать временному рег­ламенту, т.е. не более 20 минут. За это время докладчик изла­гает основные положения разработанной им темы, причем не­целесообразно зачитывать весь доклад, прежде всего потому, что студент должен научиться самостоятельно и тезисно выра­жать свои мысли, развивать навыки устной речи и не зависеть от письменного текста.

Работа на семинарах по истории носит коллективный ха­рактер. Поэтому после окончания доклада остальные студенты группы должны задавать вопросы по изложенной проблеме, а сам докладчик должен аргументировано, отстаивать своё мне­ние и вести дискуссию.

При завершении семинарского занятия преподаватель в своём заключительном слове должен последовательно разо­брать основные ошибки и недочёты в выступлениях всех док­ладчиков и дать общую оценку всему занятию.

 



Просмотров 734

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!