![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тематика семинарских занятий
Семинарские занятия занимают важное место в учебном процессе на историческом факультете: от качественного уровня их проведения во многом зависит профессионализм будущих историков. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова термин «семинар» определяется следующим образом: «Групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении». Являясь специфической составной частью высшего исторического образования, семинарские (или практические) занятия призваны содействовать приобретению студентами основополагающих навыков для будущей профессиональной (преподавательской и научной) работы. На семинарских занятиях студентами закрепляются первичные знания, полученные на лекциях. Семинары начинаются с первого курса и проводятся по большинству дисциплин {прежде всего базовых), которые предусмотрены учебным планом исторического факультета. Каждый из семинаров подчинен конкретным задачам и имеет такие формы и методы практической работы, которые определяются этими задачами. В отечественной науке давно выработана и апробирована общая методика проведения семинарских занятий по историческим дисциплинам. Основная сущность такой общепринятой методики может быть выражена в следующих моментах. Важнейшей задачей семинаров является привитие студентам навыков самостоятельной работы с разного рода источниками. Студенты, особенно первого и второго курса, должны овладеть основами критического подхода к источниковому материалу, а значит - овладеть основными методами критического анализа конкретного источника и определением степени его достоверности. Очень важно, чтобы студент уже с первого курса научился подбирать рекомендованную литературу и источники по изучаемому на каждом отдельном семинаре вопросу. Кроме того, необходимо, чтобы в процессе подготовки к семинару были задействованы справочные издания (словари, справочники, энциклопедии и пр.), а также библиографические каталоги. В процессе работы на семинарах студентам-историкам необходимо овладеть методическими приёмами самостоятельной работы с научной литературой, сосредоточенной в основном в специализированном историческом читальном зале и в общем книжном фонде СГПА. Со своей же стороны, преподаватель, руководящий семинаром, должен научить студентов при изучении монографии или статьи учитывать историческое время её появления, особенность её методологии, ее теоретическую платформу и источниковую базу и, таким образом, не только уметь извлекать из конкретного научно-литературного издания полезный фактологический и теоретический материал, но и уметь критически его оценивать. Необходимо также уже с первых занятий на семинаре научиться выяснению степени изученности рассматриваемых на семинаре вопросов, а также попытаться обосновать свою персональную точку зрения на ту или иную проблему и, конечно, научиться её отстаивать и аргументировать. Для этого преподаватель, со своей стороны, на лекциях обязан подавать материал через призму многоконцептуального освещения, то есть на основе разных в методологическом отношении точек зрения различных авторов. План семинарских занятий, их основные проблемные блоки (темы занятий) и специфика конкретного семинара разъясняются преподавателем на первом {вводном) занятии. Начиная подготовку к семинару, студенту необходимо начать предварительное усвоение темы с материала учебников, учебных пособий и, конечно, с конспекта лекций. Это, во-первых, позволит получить самое общее представление о проблеме и ее месте в изучаемом курсе, во-вторых, даст возможность освоить минимальный фактический материал. В соответствии с отечественными традициями высшей школы студент-историк выступает на семинаре на основе письменного доклада или тезисов, поэтому студент должен подготовить свой доклад заблаговременно. Выступление с докладом на семинаре должно соответствовать временному регламенту, т.е. не более 20 минут. За это время докладчик излагает основные положения разработанной им темы, причем нецелесообразно зачитывать весь доклад, прежде всего потому, что студент должен научиться самостоятельно и тезисно выражать свои мысли, развивать навыки устной речи и не зависеть от письменного текста. Работа на семинарах по истории носит коллективный характер. Поэтому после окончания доклада остальные студенты группы должны задавать вопросы по изложенной проблеме, а сам докладчик должен аргументировано, отстаивать своё мнение и вести дискуссию. При завершении семинарского занятия преподаватель в своём заключительном слове должен последовательно разобрать основные ошибки и недочёты в выступлениях всех докладчиков и дать общую оценку всему занятию.
![]() |