![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЧАСТЬ 1. ЛОГИКА И РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Семинар 1. Наука как один из способов познания мира (2 ч.) План: 1. Формы человеческого познания 2. Обыденное знание и научное знание 3. Взаимоотношения между наукой, религией и искусством 4. Наука и философия Рекомендуемая литература Основная. В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. Философия науки и техники. – М., 1996, глава 1 Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.(1,4,5, 10) Дополнительная Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990. (1) Семинар 2. Генезис научного познания и его роль в современной цивилизации (2ч. ) План: 1. Понятие традиционных и техногенных цивилизаций. 2. Духовная революция античности 3. Идея экспериментального естествознания. 4. Научный язык, научные методы, научная аппаратура Рекомендуемая литература Основная. В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. Философия науки и техники. – М., 1996, Глава 2. Семинар 3. Логика как наука и логика науки (2 ч.) План: 1. Место логики среди других наук о мышлении. 2. Принципы (основные законы) мыслительной деятельности 3. Логические приемы образования понятий. Рекомендуемая литература Основная. И. Кобзарь. ЛОГИКА. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2001, главы 1-3.
Семинар 4. Принципы и основания науки. (2 ч.) План: 1. Внутренние и внешние принципы науки. 2. Основания научного знания 3. Методологические принципы современной науки 4. Фундаментализм и антифундаментализм. . Рекомендуемая литература Основная. В.И.Моисеев. Философия и методология науки. – Воронеж , 239 с. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 428 с. Дополнительная Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.(2, 3) Bльин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. (1, 2) Семинар 5. Естественные науки, науки об обществе и гуманитарные науки. (2 ч.) Вопросы для обсуждения 1. Проблема применимости методологии естественных наук к социальным 3. Проблема объективности субъекта научной деятельности в науках об обществе. Рекомендуемая литература Основная Г.С. Батыгин. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: 1995 Макс Вебер. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990, с. 345-416. Дополнительная Т. Шанин. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-shanin.htm Алферов А. А. К вопросу о взаимосвязи объяснения и понимания в науке (Депонировано в ИНИОН. № 47475 от 28. 12. 1992.) Семинар 6. Классические и современные представления о науке. Позитивизм и постпозитивизм (2 ч.) План: 1. Позитивизм как философское направление и его эволюция. 2. Критический рационализм (К.Поппер). 3. Историографический подход (Т.Кун). 4. Методология исследовательских программ (И.Лакатос). Рекомендуемая литература Основная. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.(5, 9) Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.(1,2, 5 ) Дополнительная Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: "Медиум", 1995. – 235 с. Семинар 7. Наука как способ познания мира (2 ч.) План: 1. Понятие научного факта 2. Природа научной гипотезы. 3. Ценности науки и ценности ученых 4. Наука и паранаука Рекомендуемая литература Основная. Новиков А.С. Научное открытие. М., 2003 (2) Семинар 8. Научные институты. Наука и образование (2 ч.) План: 1. Понятие научных сообществ и их типология 2. Средневековые университеты 3. Академии Нового времени 4. Понятие классического университета. Рекомендуемая литература Основная. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1977 (1, 4) Дополнительная Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. М., 1988. (1, 12). Семинар 9. Фабрики мысли и научные сообщества (2 ч.) План: 1. Понятие Фабрик мысли и их функции. 2. Этика ученых 3. Проблема ответственности ученых перед обществом 4. Типы ученых и научных коллективов Рекомендуемая литература Основная. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.(7, 12) Грэхем Л. Очерки истории Российской и советской науки. М., 1998.(2, 7).
ЧАСТЬ 2. СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Тема1. Что такое историческая наука?(4 часа) План 1. Что изучает история как наука? 2. Предмет изучения истории. Специфика предмета изучения истории и проблема его методов. 3. История в пространстве общественных и естественных наук (философия, социология, политология, культурология, экономика, психология, физика, география, астрономия и пр.}. 4. Исторический факт. 5. Исторический источник. 6. Понятие об исторической методологии: принципы и методы исторического исследования. Литература 1. Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки // Вопросы истории. - 1992. - № 8-9. 2. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984. 3. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. - M., 1982. 4. Гречко П.К. Концептуальные модели истории.- М., 1995. 5. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. 6. Гуц А.К. Многовариантная история России. - М., 2001. 7. Дербов Л.А. Введение в изучение истории. - М., 1981. 8. Егоров В.К. История в нашей жизни. - М., 1990. 9. Ерофеев Н.А. Что такое история. - М., 1976. 10. Иванов В.В. Историзм и его проблемы. - М., 1985. 11. Иванов В.В. Методология и основы исторического познания. - Казань, 1991. 12. Историческая наука на рубеже веков. - М., 2001. 13. Коломийцев В.Ф. Методология истории. - М., 2000. 14. Многоконцептуальная история России. Кн. I. - Екатеринбург, 2000. 15. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. - М., 1989. 16. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. - М., 1997. 17. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М. 1994. 18. Фeppo М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М., 1992. 19. .Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1992.
Тема 2. Возникновение и накопление исторических знаний в Древнем мире (2 часа) План 1. Появление исторических знаний на Древнем Востоке: Шумер, Египет, Индия, Китай, Мифологизированная история. 2. Возникновение и развитие исторического познания в Античной Греции (общая характеристика). Логографы. Геродот. Фукидид. Ксенофонт и проч. 3. Историки Древнего Рима. «Анналы» и анналисты. Особенности исторического повествования. Тацит, Т. Ливии, Светоний. Литература 1. Васильев Л.С. История Востока. - М., 2001. 2. Вейнберг И.Л. Рождение истории (историческая мысль на Ближнем Востоке сер. 1 тыс. до н.э.). - М., 1992. 3. Друнвало М. Древняя тайна цветка жизни - М., 2003. 4. Взоров М. Введение в историю. - М., 1987. 5. Ерофеев НА Что такое история. – М., 1976.. 6. Жуков Е.Ж Очерки методологии истории. - М., 1987. 7. Историки античности. Древний Рим. - М., 1989. 8. Историки и история: жизнь, судьба, творчество. - Т. 1-2. – М., 1997-1998. 9. Историография античной истории / Под ред. В.М. Кузищина. - М., 1980. 10. История Древнего Востока: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1999. 11. История Древнего Рима: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2000. 12. Коломийцев В.Ф. Методология истории. - М., 2001. 13. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. - М., 1989. 14.Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. - М., 1997. 15. Самюэль И. Крамер. История начинается в Шумере. - М.,1991. 16.Энциклопедические словари и другие энциклопедические издания.
Тема 3.
![]() |