![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Структура учебной дисциплины. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Введение в историю и в основы научно исторической методологии»
Структура и содержание дисциплины (модуля) «Введение в историю и в основы научно исторической методологии» Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетных единиц __72_____ часа.
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Содержание разделов дисциплины и тем Тематика лекций В учебном процессе на историческом факультете важнейшим средством сообщения студентам учебной и прочей информации являются лекции. Сам термин «лекция» - древнего происхождения, пришедший к нам из культурного наследия Древнего Рима. В эпоху средневековья, старой христианской церкви так назывались чтения лектором во время богослужения или в монастырях во время трапезы глав из Евангелия или из Жития Святых. В наше же время под термином «лекция» понимают устное изложение учебного предмета или какой-либо темы, а также запись этого изложения. Лекция по историческим дисциплинам является деятельным и творческим процессом, требующим как от самого преподавателя, так и от студенческой аудитории умственного сосредоточения и обоюдного внимания. Присутствие студента на лекции обязательно. Во время лекции студент обязан не только внимательно слушать лектора, но также следить за ходом его мыслей и пытаться осознанно воспринимать лекционный материал. Таким образом, студент на лекции является слушателем, но слушателем активным и соучастным. Желательно, чтобы студенты до начала лекционного курса предварительно ознакомились с программой данного курса, которая обязана находится в кафедральном методическом кабинете. Резонно, чтобы студенты до начала очередной лекции предварительно ознакомились с её основной проблематикой, для чего преподавателю желательно анонсировать е аудитории проблематику следующей лекции. Это необходимо для того, чтобы студент заранее не только настроился психологически, но и имел возможность почитать основополагающую литературу (учебник, учебное пособие) или даже монографические издания. От того, как будет организовано начало лекции, во многом будет зависеть, как проходит совместная работа лектора и аудитории. В этом отношении студентам необходимо проявить сознательность и уважение к преподавателю, а также чтить основной документ - Устав СГПИ, требующий от студентов чёткого соблюдения дисциплины на лекционных занятиях и формального уважения к лектору. Особенно важно не опаздывать на лекции и не создавать лектору изначально трудности в организации лекционного занятия. Со своей же стороны лектор имеет моральное и юридическое право не допускать опоздавших студентов на занятия. Чтобы это требование безоговорочно соблюдалось, необходимо, чтобы и сам преподаватель появлялся в лекционной аудитории в строго назначенное время, согласно расписанию. В этом отношении следует брать пример с выдающегося русского дореволюционного историка Сергея Михайловича Соловьёва, отличавшегося в этом отношении большой пунктуальностью: по его появлению в аудитории студенты - современники СМ. Соловьева - сверяли свои часы. Традиционно последовательный порядок проведения лекционного занятия выглядит следующим образом. Лектор сообщает тему лекции, после чего им определяется структура рассматриваемой проблематики, то есть вычленяется несколько проблемных граней, вопросов Затем перечисляется круг источников и основной литературы, при этом преподавателем дается сжатая историографическая справка и комментарий, В основной части лекций лектором последовательно, согласно объявленному плану, освещаются основные вопросы, делается анализ важных проблемных аспектов. В конце лекции преподавателем делается общее сжатое обобщение и заключение, выводы, а также даются методические указания и рекомендации. В лучших отечественных университетских традициях лектор обязан предусмотреть пятиминутный резерв времени в конце лекции, чтобы ответить на возникшие у студенческой аудитории вопросы. К сожалению, в наше время эта славная традиция часто не соблюдается в основном из-за инертности студентов, что, очевидно, объясняется падением культурного уровня молодого поколения. Поэтому студентам-историкам особенно важно принять во внимание этот момент. Лекционный материал необходимо записывать в отдельную общую тетрадь. Такая необходимость обусловлена тем, что даже самая сильная память (которая представляет собой редкое явление) не в состоянии запомнить и сохранить весь информационный объём лекционного занятия. Однако грамотно записанный конспект (именно конспект) лекции - это, без преувеличения, целое искусство, которому нужно обучиться еще на ранних курсах. Дело в том, что студенты-первокурсники, как правило, не придают значения тому обстоятельству, что лекционный материал надо именно конспектировать, а не пытаться дословно записывать каждую произнесённую лектором фразу, ведь стенографическими способностями обладают очень немногие индивидуумы. Кроме того, дословное, механическое записывание нежелательно и даже вредно, ибо в этом случае студент сосредотачивает своё внимание в одном указанном направлении, поэтому не в состоянии на должном уровне уследить за нитью рассуждений преподавателя и добиться предварительного логического осмысления излагаемого на лекции материала. Грамотный конспект предполагает фиксацию основных моментов лекционного материала: основные формулировки, факты, выводы, методологические рекомендации- После конспектирования каждой лекции необходимо оставлять несколько чистых листов. Это нужно для того, чтобы впоследствии студент самостоятельно внес дополнительный материал справочного и другого характера из литературы, учебников и справочников. При соблюдении вышеуказанных рекомендаций относительного грамотного конспектирования студенту будет гораздо проще усвоить на должном уровне ту или иную проблематику, а также качественно подготовится к семинару, зачёту или экзамену.
![]() |