Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Структура учебной дисциплины. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Введение в историю и в основы научно исторической методологии»



Структура и содержание дисциплины (модуля) «Введение в историю и в основы научно исторической методологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетных единиц __72_____ часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
               
               
               

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены:

лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
в том числе
Лекции Практические занятия С Р С
Тема 1.Что изучает историческая наука? Её место в системе общественных дисциплин     Тестирование для определения степени подготовленности студентов
2. Тема 2. Первоначальное понятие о методологии и понятийном аппарате современной исторической науки     Коллоквиум. Работа с терминами и понятиями
3. Тема 3.Возникновение и накопление исторических знаний в Древнем Востоке и Античном мире     Письменный экспресс-опрос студентов с последующим анализом
4. Тема 4. Развитие исторического знания в эпоху Средневековья и начале Нового времени (XVII век)     Обсуждение студенческих сообщений по теме
5. Тема 5. Развитие исторического знания в Новое время (XVIII - XIX вв.). Превращение истории в науку   Обсуждение дискуссионных проблем о цивилизационном развитии общества
6. Тема 6. Мировая историческая наука в XX веке. Основные тенденции развития   Консультация к зачёту  
  Итого     зачет

Содержание разделов дисциплины и тем

Тематика лекций

В учебном процессе на историческом факультете важней­шим средством сообщения студентам учебной и прочей ин­формации являются лекции. Сам термин «лекция» - древнего происхождения, пришедший к нам из культурного наследия Древнего Рима. В эпоху средневековья, старой христианской церкви так назывались чтения лектором во время богослуже­ния или в монастырях во время трапезы глав из Евангелия или из Жития Святых. В наше же время под термином «лекция» понимают устное изложение учебного предмета или какой-либо темы, а также запись этого изложения.

Лекция по историческим дисциплинам является деятель­ным и творческим процессом, требующим как от самого препо­давателя, так и от студенческой аудитории умственного сосре­доточения и обоюдного внимания. Присутствие студента на лекции обязательно. Во время лекции студент обязан не только внимательно слушать лектора, но также следить за ходом его мыслей и пытаться осознанно воспринимать лекционный мате­риал. Таким образом, студент на лекции является слушателем, но слушателем активным и соучастным.

Желательно, чтобы студенты до начала лекционного курса предварительно ознакомились с программой данного курса, которая обязана находится в кафедральном методическом ка­бинете. Резонно, чтобы студенты до начала очередной лекции предварительно ознакомились с её основной проблематикой, для чего преподавателю желательно анонсировать е аудитории проблематику следующей лекции. Это необходимо для того, чтобы студент заранее не только настроился психологически, но и имел возможность почитать основополагающую литерату­ру (учебник, учебное пособие) или даже монографические из­дания.

От того, как будет организовано начало лекции, во многом будет зависеть, как проходит совместная работа лектора и ау­дитории. В этом отношении студентам необходимо проявить сознательность и уважение к преподавателю, а также чтить ос­новной документ - Устав СГПИ, требующий от студентов чётко­го соблюдения дисциплины на лекционных занятиях и фор­мального уважения к лектору. Особенно важно не опаздывать на лекции и не создавать лектору изначально трудности в орга­низации лекционного занятия. Со своей же стороны лектор имеет моральное и юридическое право не допускать опоздав­ших студентов на занятия. Чтобы это требование безоговороч­но соблюдалось, необходимо, чтобы и сам преподаватель по­являлся в лекционной аудитории в строго назначенное время, согласно расписанию. В этом отношении следует брать пример с выдающегося русского дореволюционного историка Сергея Михайловича Соловьёва, отличавшегося в этом отношении большой пунктуальностью: по его появлению в аудитории сту­денты - современники СМ. Соловьева - сверяли свои часы.

Традиционно последовательный порядок проведения лек­ционного занятия выглядит следующим образом. Лектор сооб­щает тему лекции, после чего им определяется структура рас­сматриваемой проблематики, то есть вычленяется несколько проблемных граней, вопросов Затем перечисляется круг ис­точников и основной литературы, при этом преподавателем дается сжатая историографическая справка и комментарий,

В основной части лекций лектором последовательно, со­гласно объявленному плану, освещаются основные вопросы, делается анализ важных проблемных аспектов. В конце лекции преподавателем делается общее сжатое обобщение и заклю­чение, выводы, а также даются методические указания и реко­мендации. В лучших отечественных университетских традициях лектор обязан предусмотреть пятиминутный резерв времени в конце лекции, чтобы ответить на возникшие у студенческой ау­дитории вопросы. К сожалению, в наше время эта славная тра­диция часто не соблюдается в основном из-за инертности сту­дентов, что, очевидно, объясняется падением культурного уровня молодого поколения. Поэтому студентам-историкам особенно важно принять во внимание этот момент.

Лекционный материал необходимо записывать в отдель­ную общую тетрадь. Такая необходимость обусловлена тем, что даже самая сильная память (которая представляет собой редкое явление) не в состоянии запомнить и сохранить весь информационный объём лекционного занятия. Однако грамот­но записанный конспект (именно конспект) лекции - это, без преувеличения, целое искусство, которому нужно обучиться еще на ранних курсах. Дело в том, что студенты-первокурсники, как правило, не придают значения тому обстоятельству, что лекционный материал надо именно конспектировать, а не пы­таться дословно записывать каждую произнесённую лектором фразу, ведь стенографическими способностями обладают очень немногие индивидуумы. Кроме того, дословное, механи­ческое записывание нежелательно и даже вредно, ибо в этом случае студент сосредотачивает своё внимание в одном ука­занном направлении, поэтому не в состоянии на должном уровне уследить за нитью рассуждений преподавателя и добиться предварительного логического осмысления излагаемого на лекции материала.

Грамотный конспект предполагает фиксацию основных моментов лекционного материала: основные формулировки, факты, выводы, методологические рекомендации- После кон­спектирования каждой лекции необходимо оставлять несколько чистых листов. Это нужно для того, чтобы впоследствии сту­дент самостоятельно внес дополнительный материал справоч­ного и другого характера из литературы, учебников и справоч­ников. При соблюдении вышеуказанных рекомендаций относи­тельного грамотного конспектирования студенту будет гораздо проще усвоить на должном уровне ту или иную проблематику, а также качественно подготовится к семинару, зачёту или экза­мену.



Просмотров 996

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!